Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:59, реферат
Все психические качества личности, объединяясь и взаимодействуя друг с другом, образуют характер. Характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей личности, определяющее типичные для нее способы поведения и жизнедеятельности в конкретных ситуациях. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, манера общения, в способах реагирования на действия и поступки людей.
Характер возникает и формируется прижизненно, в процессе общения и совместной деятельности.
Введение…………………………………………………………………..………3
История учений о характере……………………………………..……….4
Типы характера…………………………………………………..……….11
Заключение……………………………………………………………….………19
Литература……………………………………………………………………….20
Министерство Образования Республики Беларусь
УО
«Полоцкий государственный
Кафедра
технологий и методики преподавания
Реферат
По дисциплине: «Основы психологии и педагогики»
на тему:
« Характер»
Выполнила:
студентка группы 08-БК
Скопьюк
А. Б.
Проверил преподаватель:
Струнина Н.Н
Новополоцк, 2008
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
В
Все психические качества личности, объединяясь и взаимодействуя друг с другом, образуют характер. Характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей личности, определяющее типичные для нее способы поведения и жизнедеятельности в конкретных ситуациях. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, манера общения, в способах реагирования на действия и поступки людей.
Характер возникает и формируется прижизненно, в процессе общения и совместной деятельности.
Когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, что этот человек смелый, правдивый, откровенный, т. е. названные качества – свойства данного человека, черты его характера, которые могут проявиться при соответствующих обстоятельствах. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки.
Характер
человека является одновременно и устойчивым
и изменяющимся образованием. Устойчивым
в силу того, что черты характера
обуславливают определенное поведение
индивида. Изменяющимся, так как
сами черты характера могут
Как и при изучении, других образующих личности, при изучении характера наблюдается ряд подходов. В некоторых из них характер рассматривается как созвездие основополагающих особенностей поведения личности. Например, с помощью MMPI диагностируются такие проявления характера как норма, оригинальность, интроверсия, твердость, воля, педантизм, ригидность, чувствительность, тревога, мнительность, самоконтроль и прочие. К. Леонгард при исследовании характера выделял ряд обобщенных проявлений – акцентуаций. По Г.Ю. Айзенку, опросники EPQ и FPI, служат определению личностных черт человека по двум основным «осям»: интроверсия – экстраверсия и стабильность – нестабильность и др.
Исследование
характера и его формирования,
до сих пор мало продвинутое, должно
было бы сосредоточиться в первую
очередь на этой проблеме – проблеме
перехода ситуационно, стечением обстоятельств
порожденных мотивов (побуждений) в
устойчивые личностные побуждения. Этим
в педагогическом плане определяется
и основная линия воспитательной
работы по формированию характера. Исходное
здесь – отбор и прививка надлежащих
мотивов путем их генерализации
и стереотипизации, перехода в привычки.
Попытки исследовать характер предпринимались еще в незапамятные времена. Было сформировано самостоятельное учение о характере [2]. Характология - отрасль психологии личности (иногда рассматривается как самостоятельная психологическая наука в стволе индивидуальной психологии дерева психологической науки, предмет которой характер)[6].
Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности [11].
Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторых группы людей. Соответственно под типом характера следует понимать выражение в индивидуальном характере черт, общие для некоторых групп людей.
Следует также отметить, что все типологии человеческого характеров, как правило, исходят из ряда общих идей.
Необходимо отметить, что попытки создания типологии характера не всегда основывались на научных методах [4].
Одной
из наиболее древних попыток
Не
менее популярны попытки
Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (от греч. physis – «природа», gnomon – «знающий») - учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляли его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного. Так, по Аристотелю, толстый, как у быка, нос означал лень, широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, - глупость, нос, как у льва, - важность, волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, робость, волосы жесткие, как у львов и кабанов, - храбрость [8].
Наиболее
известной стала
При определении характера человека физиономисты использовали в качестве определяющих самые различные признаки. Так, помимо носа, внимание уделялось рту человека. Лафатер в своей «физиогномии» писал: «Все, что содержит человеческое естество, вложено в его уста. Как в спокойном состоянии, так и в бескрайнем разнообразии своих движений они содержат целый мир характеров. Они – главная резиденция разума и безумия, силы и слабости, добродетели и порока, деликатности и грубости человеческой, они – резиденция любви и ненависти, искренности и лицемерия, смирения и гордости, истины и лжи» [7]. А.Делестр отмечал, что степень сжимания губ прямо пропорциональна твердости характера; расслабленные губы - признак обладания “женскими” чертами характера (мягкость, любезность), и чем больше - тем выраженнее (у глупого человека, например, рот вообще открыт). Это объяснялось тем, что даже когда человек смеется, на его лице рефлекторно возникает определенная маска, соответствующим образом связанная с характером. Улыбка может быть самодовольной, сладкой, счастливой, светлой, холодной, насмешливой, кроткой, глупой и пр. [10].
Характерные
отношения человека проявляются
не только в мимике его рта, но и
речи. Характер человека раскрывается
как в содержании речи, т. е. в том,
о чем преимущественно говорит
данный человек, так и в форме
речи, в том, как он говорит. Великие
писатели нередко подчеркивали характер
героев своих произведений через
речь. Оклик Простоковой: «Лежит! Ах,
она бестия! Лежит! Как будто благородная!..»,
- свидетельствует о
Однако самым важным показателем характера являлись глаза человека. Еще древние говорили: «Глаза - это зеркало души» [7]. Аристотель указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза являются признаком глупости. Л.Н.Толстой различал, например, хитрые глаза, лучистые, светлый взгляд, грустный, холодный, безжизненный. Он писал: «Есть люди, у которых одни глаза смеются, - эти люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у которых рот смеются без глаз, - это люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны» [3].
В настоящее время под эти чисто беллитрические факты пытаются подвести научные доказательства Американские психологи Дж. Глайв и Э.Клери после пятилетнего изучения черт характера примерно 10 тыс. детей доказали, что дети с темными глазами обладают большей жизнью, инициативой и более неспокойным характером, нежели дети со светлыми глазами. У взрослых возможны некоторые отклонения. Авторы утверждают, что люди с темно-голубыми глазами весьма настойчивы, но имеют склонность к сентиментальности. Они легко поддаются настроению, долго помнят обиды, бывают капризны, иногда их поступки непредсказуемы. Люди с темно-серым цветом глаз - упрямы и смелы, они настойчивы и добиваются своего, несмотря на различные трудности. Бывают вспыльчивы и злопамятны. Ревнивы, большей частью однолюбы. Те, кто обладает темно карими глазами, веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы. Они влюбчивы, но не очень постоянны. Как правило, общительны, любят юмор, легко сходятся с людьми. Обладатели светло-карих глаз застенчивы, склонны к уединению, мечтательны, тяжело переносят нанесенную им обиду. Трудолюбивы, старательны, на них можно положиться - они не подведут. Синие глаза свидетельствуют о романтических наклонностях, но в тоже время об эгоизме и самомнении. Синеглазые легко поддаются порывам, но быстро остывают. Их несомненно положительная черта - правдивость. Что же касается людей с зелеными и серо зелеными глазами, то, как утверждают Дж. Глайв и Э.Клери, в большинстве случаев они имеют сильную волю, решительны и неукоснительно идут к своей цели. Они отличаются постоянством. Бывают жесткими и несговорчивыми [9].