Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:19, реферат
Теория Маслоу, подчеркивающая уникальность человека и наличие возможности саморегулируемого и эффективного функционирования, обладает огромной притягательной силой для тех, кто разделяет его оптимистическую точку зрения на человечество. Его вклад в изучение и понимание личности находится в центре внимания этой главы.
Введение……………………………………………………………….2
1. Биографический очерк…………………………………………………………3
2. Основные принципы гуманистической психологии:………………………..5
а) Индивид как единое целое…………………………………………………..8
б) Неуместность экспериментов на животных………………………………..9
в) Внутренняя природа человечества…………………………………………9
г) Творческий потенциал человека……………………………………………9
3. Мотивация: иерархия потребностей:………………………………………...10
а) Физиологические потребности…………………………………………….12
б) Потребности безопасности и защиты……………………………………..13
в) Потребности принадлежности и любви…………………………………...15
г) Потребности самоуважения………………………………………………..16
д) Потребности самоактуализации…………………………………………...17
4. Дефицетарнаямотивация и мотивация роста:
а) Метапотребности……………………………………………………………17
б) Метапатологии……………………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………...24
Именно Маслоу утверждал, что потребности
принадлежности и любви часто не удовлетворяются
американским обществом, в результате
чего развиваются дезадаптация и патология.
Многие неохотно открывают себя для близких
отношений, так как боятся быть отвергнутыми.
Маслоу заключал, что есть доказательство
существенной корреляции между счастливым
детством и здоровьем в зрелой жизни. Такие
данные, с его точки зрения, поддерживают
тезис, что любовь является основной предпосылкой
здорового развития человека.
г)Потребности
самоуважения.
Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. В этом случае человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми другими.
Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире. Напротив, фрустрация этих потребностей приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости. Это негативное самовосприятие, в свою очередь, может вызвать существенные трудности, чувство пустоты и беспомощности в столкновении с жизненными требованиями и низкую оценку себя по сравнению с другими. Дети, чья потребность в уважении и признании отрицается, особенно склонны низко оценивать себя .
Маслоу подчеркивал, что здоровое самоуважение
основывается на заслуженном уважении
другими, а не на славе, социальном положении
или лести. Следовательно, довольно рискованно
строить удовлетворение потребности в
уважении на мнении других, а не на собственных
способностях, достижениях и аутентичности.
Если наше самоуважение зависит от посторонней
оценки – мы находимся в психологической
опасности. Для того, чтобы быть прочным,
самоуважение должно основываться на
нашей действительной значимост
д)Потребности
самоактуализации.
И наконец, если все вышеупомянутые потребности
в достаточной мере удовлетворены, на
передний план выступают потребности
самоактуализации. Маслоу (охарактеризовал самоактуализа
Самоактуализация не обязательно должна
принимать форму творческих усилий, выражающихся
в создании произведений искусства. Родитель,
спортсмен, студент, преподаватель или
рабочий у станка – все могут актуализировать
свой потенциал, то есть воплощать свои
возможности в действительность, выполняя
наилучшим образом то, что они делают;
специфические формы самоактуализации
очень разнообразны. Именно на этом высшем
уровне иерархии потребностей люди сильнее
всего отличаются друг от друга.
4. ДЕФИЦИТАРНАЯ МОТИВАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ РОСТА
а)Метапотребности.
В дополнение
к своей иерархической
Таким образом, дефицитарная мотивация нацелена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение.
В отличие от Д-мотивов, мотивы
роста (также называемые метапотребностями и
Маслоу
указывал на ряд метапотребностей или
бытийных ценностей в описании мотивации
самоактуализации людей (табл. 10-1). Рассматривая
эти потребности роста, следует помнить,
что хотя они представлены в очень абстрактной
форме, в реальных жизненных ситуациях
они довольно конкретны и специфичны.
Далее, все метапотребности или метаценности
тесно переплетены с отвергнутой потребностью
самоактуализации. Например, адвокат может
искать справедливость (честность, порядок,
законность) в своей деятельности. Справедливость
является конечной ценностью для него;
он занят поисками справедливости, а не
престижа или власти, или богатства, просто
потому, что любит преследовать недостижимую
цель. Для другого человека доминирующей
ценностью является истина; он может достичь
значительных успехов, изучая, как вирусы
атакуют биологическую защиту тела. Если
он найдет лекарство от СПИДа, это может
быть неожиданным побочным продуктом
внутреннего стремления к совершенству,
которое достигается только поисками
истины.
Таблица 2. Примеры метапотребностей по Маслоу
|
Маслоу сделал предположение, что метапотребности, в отличие от дефицитарных потребностей, важны в равной степени и не располагаются в порядке приоритетности. Следовательно, одна метапотребность легко может быть заменена другой, если так диктуют обстоятельства жизни человека. Метамотивированный художник, например, может стремиться к красоте через свою творческую деятельность. Позже, как метамотивированный родитель, он может получать радость и удовольствие от того, что принимает участие в воспитании и развитии ребенка. И то, и другое в равной степени представляет собой "метажизнь", демонстрируя различные ее выражения.
Маслоу выдвинул наводящую на размышление гипотезу, что метапотребности, так же, как и дефицитарные потребности, являются инстинктивными, или имеющими биологические корни (Maslow, 1967). Следовательно, они также должны быть удовлетворены, если человек хочет сохранить психическое здоровье и достичь максимума своих возможностей. Что же тогда мешает большинству людей функционировать на уровне метапотребностей? Маслоу полагал, что люди в своем большинстве не становятся метамотивированными потому, что отрицают свои дефицитарные потребности, не удовлетворяя тем самым метапотребности. Более того, депривация метапотребностей, в отличие от депривации дефицитарных потребностей, не всегда переживается как осознанное желание. Человек не сознает, что игнорируются его метапотребности, как это бывает в случае с дефицитарными потребностями. Действительно, метапотребности, когда они удовлетворяются, часто ведут к увеличению напряжения, в то время как дефицитарные потребности, когда они удовлетворяются, всегда приводят к уменьшению напряжения. И тем не менее, переживает непосредственно человек свои метапотребности или нет, это не влияет на тот факт, что их неудовлетворение подавляет рост и функционирование здоровой личности.
б) Метапатологии.
Как указывалось
ранее, метамотивация невозможна до тех
пор, пока человек адекватно не удовлетворил
дефицитарные потребности низкого уровня.
Редко, если это вообще возможно, метапотребности
действительно становятся доминирующими
силами в жизни человека, без того, чтобы
его низкоуровневые потребности были
удовлетворены, хотя бы частично. Тем не
менее, депривация и фрустрация метапотребностей
может вызвать у человека психическое
заболевание. Маслоу характеризовал болезни,
появляющиеся в результате неудовлетворенных
метапотребностей, как метапатологии (Maslow,
1971). Такие состояния, как апатия, отчуждение,
депрессия и цинизм – примеры того, что
Маслоу подразумевал под высшим уровнем
психических расстройств. В гуманистической
психологии человек не только пользуется
большим уважением, чем в психоанализе
и бихевиоризме, но его даже наделяют психическими
расстройствами высшего класса! В таблице
приведены дополнительные примеры специфических
метапатологий, происходящих в результате
фрустрации метапотребностей.
Примеры метапатологий по Маслоу
- Недоверие,
цинизм, скептицизм
- Ненависть, антипатия, отвращение, расчет только на себя и для себя - Вульгарность, нетерпеливость, отсутствие вкуса, бесцветность - Дезинтеграция, распад, разложение - Утрата чувства собственного "Я" и индивидуальности, ощущение себя постоянно меняющимся и анонимным - Безнадежность, нежелание чего-либо добиваться - Гнев, цинизм, непризнание законов, тотальный эгоизм - Мрачность, депрессия, угрюмость, отсутствие интереса к жизни, параноидное отсутствие чувства юмора - Перекладывание ответственности на других - Бессмысленность, отчаяние, утрата смысла жизни |
Маслоу предположил, что многочисленные симптомы, связанные с накопительским и ориентированным на потребление, но несамодостаточным стилем жизни, свидетельствуют о метапатологиях. Это такие симптомы, как неспособность глубоко любить кого-нибудь; стремление жить только сегодняшним днем; нежелание видеть что-либо ценное и достойное в жизни; неумение ценить настойчивость в поисках личного совершенствования; неэтичное поведение. Человек, страдающий метапатологией, часто не замечает этого. Он может смутно чувствовать, что чего-то не хватает в жизни, но не знать, чего именно. Маслоу даже предположил, что нарушения в когнитивном функционировании можно понять как депривацию метапотребностей (то есть как выражение метапатологий). Отрицание истины (метапотребности), например, может сделать человека подозрительным и боящимся других. Клинические психологи традиционно называют такого человека параноидным. Здоровое чувство любопытства может тоже ослабеть, если человек лишается когнитивных метапотребностей или отрицает их. Некоторых людей совершенно не интересует, что происходит в мире: события за рубежом, научные открытия, новые стили в живописи и музыке и прогноз погоды на завтра. Даже великие тайны жизни они могут игнорировать или принимать как само собой разумеющееся. Метамотивированные люди, с другой стороны, очень заинтересованы в том, что происходит в мире и постоянно поражаются новым открытиям. Они не принимают тайны жизни как само собой разумеющееся.
И наконец, Маслоу размышлял о том, что метапатологии могут быть ответственны за искажение ценностного развития. Он чувствовал, что многие люди путают, что правильно и что неправильно (например, пьянство, наркотики, война) потому, что они лишены метапотребностей совершенствования, доброты, честности и справедливости. Слишком часто, добавлял он, это приводит к оскудению социальных чувств, неуважению к правам других и равнодушию к таким этическим ценностям, как благородство и сострадание.
Информация о работе Гуманистические теории личности А.Маслоу.