Гуманистические теории личности А.Маслоу.

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:19, реферат

Описание работы

Теория Маслоу, подчеркивающая уникальность человека и наличие возможности саморегулируемого и эффективного функционирования, обладает огромной притягательной силой для тех, кто разделяет его оптимистическую точку зрения на человечество. Его вклад в изучение и понимание личности находится в центре внимания этой главы.

Содержание

Введение……………………………………………………………….2

1. Биографический очерк…………………………………………………………3

2. Основные принципы гуманистической психологии:………………………..5

а) Индивид как единое целое…………………………………………………..8

б) Неуместность экспериментов на животных………………………………..9

в) Внутренняя природа человечества…………………………………………9

г) Творческий потенциал человека……………………………………………9

3. Мотивация: иерархия потребностей:………………………………………...10

а) Физиологические потребности…………………………………………….12

б) Потребности безопасности и защиты……………………………………..13

в) Потребности принадлежности и любви…………………………………...15

г) Потребности самоуважения………………………………………………..16

д) Потребности самоактуализации…………………………………………...17

4. Дефицетарнаямотивация и мотивация роста:

а) Метапотребности……………………………………………………………17

б) Метапатологии……………………………………………………………...20

Заключение………………………………………………………………………23

Список литературы……………………………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

 Государственное образовательное учреждение высшего

 профессионального  образования

 «Оренбургская  государственная медицинская

 академия  Росздрава» 

Кафедра общей психологии ОрГМА. 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

На тему: «Гуманистические теории личности А.Маслоу» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Студентка II курса,

педиатрического факультета,20 группы

Самойленко  В.А.

Проверил:ассистент  кафедры общей психологии

Чижкова Марина Борисовна. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оренбург 2011 г.

   Введение……………………………………………………………….2

1. Биографический очерк…………………………………………………………3

2. Основные принципы гуманистической психологии:………………………..5

   а) Индивид как единое целое…………………………………………………..8

   б) Неуместность экспериментов  на животных………………………………..9

   в)  Внутренняя природа человечества…………………………………………9

   г)  Творческий потенциал человека……………………………………………9

3. Мотивация: иерархия потребностей:………………………………………...10

   а) Физиологические потребности…………………………………………….12

   б) Потребности безопасности и защиты……………………………………..13

   в) Потребности принадлежности и любви…………………………………...15

   г) Потребности самоуважения………………………………………………..16

   д) Потребности самоактуализации…………………………………………...17

4. Дефицетарнаямотивация и мотивация роста:

   а) Метапотребности……………………………………………………………17

   б) Метапатологии……………………………………………………………...20

Заключение………………………………………………………………………23

Список литературы……………………………………………………………...24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 

   Теоретические направления персонологии часто классифицируют в терминах трех основных категорий. Первая, психоанализ, представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами. Эта мрачная концепция человеческой природы вытекает из изучения Фрейдом людей, имеющих психические расстройства, и подчеркивает бессознательные и иррациональные силы в качестве управляющих факторов поведения. Второе направление в психологии личности, бихевиоризм, трактует людей практически как послушные и пассивные жертвы сил окружающей среды. Как мы убедились на примере Скиннера, бихевиористы рассматривают научение и опыт в качестве основных строительных блоков того, что мы определяем как личность. Гуманистическая психология – третье и самое новое направление персонологии – предлагает радикально противоположную трактовку человеческой природы. Ученые, причисляющие себя к этому течению (также рассматриваемому как "третья сила" или "движение за осуществление возможностей человека"), заявляют, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В общем, гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями.

   Некоторые теоретики в значительной  степени склонялись к подобным  взглядам, например, Фромм, Олпорт, Келли  и Роджерс, однако именно Абрахам  Маслоу получил всеобщее признание  как выдающийся представитель  гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.

   Жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание  наивысшие стремления. Рост, самоактуализация, стремление к здоровью, поиски самотождественности и самостоятельности, жажда прекрасного (и другие способы выражения стремления "наверх") сейчас нужно принять безоговорочно как широко распространенную и, возможно, универсальную тенденцию (Maslow, 1987, р. XX)

   Теория Маслоу, подчеркивающая уникальность  человека и наличие возможности  саморегулируемого и эффективного  функционирования, обладает огромной  притягательной силой для тех,  кто разделяет его оптимистическую  точку зрения на человечество. Его вклад в изучение и понимание личности находится в центре внимания этой главы. 
 

1.Биографический  очерк

   Абрахам Харольд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных  родителей-евреев, эмигрировавших из России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование, и содействовали этому, хотя, по его собственному признанию, он был одинок и несчастен почти все годы своего детства: "Удивительно, что, имея такое детство, я не заболел психозом. Я был маленьким еврейским мальчиком среди соседей неевреев. Это немного напоминает ситуацию, когда первый негр поступает в школу для белых. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей" (Hall, 1968, р. 37). Позже он узнал практическую сторону жизни, работая в летние месяцы в компании по производству бочек, принадлежавшей его семье.

   Отношения Маслоу с матерью  были наполнены горечью и враждебностью.  В недавно опубликованной биографии  (Hoffman, 1988) автор пишет, что сильная ненависть Маслоу к матери сохранялась до конца ее дней. Мать Маслоу была очень религиозной женщиной и часто угрожала сыну, что Бог накажет его за малейшие проступки. В результате Маслоу научился ненавидеть религию и сомневаться в Боге.

   "Он даже отказался присутствовать  на ее похоронах. Он характеризовал  Розу Маслоу как жестокую, невежественную  и враждебную женщину, которая  настолько не любила своих  детей, что это почти доводило  их до душевного расстройства. Ни в одном его высказывании о матери – некоторые из них сделаны публично, хотя она еще была жива – нет ни капли тепла или любви" (Hoffman, 1988, р. 7).

   Маслоу вспоминал отца как  человека, который "любил виски,  женщин и драки" (Wilson, 1972, р. 131). Более того, отец внушил ему, что он уродлив и глуп. Позже Маслоу примирился с отцом и часто говорил о нем с любовью. Однако он никогда не простил матери того, как она обращалась с ним, когда он был ребенком и юношей.

   Первоначально, поступая в колледж,  Маслоу собирался изучать закон, чтобы угодить отцу. Две недели, проведенные в Сити-колледже в Нью-Йорке, убедили его, что он никогда не станет адвокатом, поэтому он стал посещать более эклектичный курс в Корнелском Университете. В юношеские годы Маслоу перебрался в Университет Висконсина, где закончил официальный академический курс по психологии, получив степень бакалавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1931 году и доктора в 1934 году. Во время учебы в Висконсине он работал с Гарри Харлоу (Harry Harlow), известным психологом, который в то время организовывал лабораторию приматов для изучения поведения макак резусов. Докторская диссертация Маслоу была посвящена исследованию полового и доминантного поведения в колонии обезьян!

   Незадолго до переезда в Висконсин  Маслоу женился на Берте Гудман, своей школьной возлюбленной. Его родители были против брака, так как жених и невеста были кузенами, и они боялись, что у них могут родиться дети с генетическими дефектами. Тем не менее брак с Бертой и учеба в Висконсине были очень важными событиями в жизни Маслоу. Однажды он сказал: "Жизнь фактически не начиналась для меня, пока я не женился и не уехал в Висконсин" (Hall, 1968, р. 37).

   После получения докторской степени  Маслоу возвратился в Нью-Йорк  для работы с известным теоретиком в области научения Э. Л. Торндайком в Колумбийском университете. Затем он перешел в Бруклинский колледж, где оставался в течение следующих 14 лет. Маслоу описывал Нью-Йорк этого периода (конец 1930-х – начало 1940-х годов) как центр психологической вселенной. Именно здесь он познакомился с элитой европейских интеллектуалов, которые были вынуждены спасаться от Гитлера. Эрих Фромм, Альфред Адлер, Карен Хорни, Рут Бенедикт и Макс Вертгеймер – вот только некоторые из тех, к кому Маслоу обращался в своем стремлении постигнуть поведение человека. Неформальные беседы и волнующий опыт общения с такими выдающимися учеными помогли сформировать интеллектуальную основу дальнейших гуманистических взглядов Маслоу. В этот период он также занимался психоанализом.

   В 1951 году Маслоу был назначен заведующим кафедры психологии в Университете Брандеис, он оставался на этом посту до 1961 года, а затем был там профессором психологии. В 1969 году он ушел из Брандеис и стал работать в Благотворительном фонде У. П. Логлина в Менлоу-парк, Калифорния. Этот неакадемический пост давал ему полную свободу в удовлетворении его интереса к философии демократической политики, экономики и этики. Но в 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа, явившегося результатом хронического сердечного заболевания.

   Маслоу был членом ряда профессиональных  и почетных обществ. В качестве  члена Американской психологической  ассоциации он был президентом  Отделения личности и социальной  психологии, а также Отделения  эстетики, и был избран президентом всей Ассоциации на срок с 1967 по 1968 год. Он также был редактором-основателем "Журнала гуманистической психологии" и "Журнала трансперсональной психологии"  и являлся консультирующим редактором многочисленных научных периодических изданий. Маслоу живо интересовался возрастной психологией и в конце своей жизни поддерживал Институт Исален в Калифорнии и другие группы, включенные в изучение возможностей человека.

   Большинство книг Маслоу были  написаны в течение последних  10 лет его жизни. Это: "На подступах к психологии бытия" (1968); "Религии, ценности и вершинные переживания" (1964); "Эупсихея: дневник" (1965); "Психология науки: рекогносцировка" (1966); "Мотивация и личность" (1987, 3rd edition) и "Дальнейшие рубежи развития человека" (1971, сборник статей, ранее опубликованных Маслоу в различных психологических журналах). Том, составленный при участии его жены и названный "Памяти Абрахама Маслоу" (Abraham Н. Maslow: A Memorial Volume), был опубликован посмертно в 1972 году. 

2.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 

   Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии – психоанализу и бихевиоризму. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой – лучше рассматривать ее как движение (то есть особую группу теоретических подходов к личности и клинической психологии). Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека. Практически все эти концепции имеют глубокие корни в истории западного философского мышления . Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию, разработанную такими европейскими мыслителями и писателями, как Серен Кьеркегор (1813-1855), Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Жан-Поль Сартр (1905-1980). Некоторые выдающиеся психологи также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди них являются Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл и Ролло Мей.

Информация о работе Гуманистические теории личности А.Маслоу.