Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:19, реферат
Теория Маслоу, подчеркивающая уникальность человека и наличие возможности саморегулируемого и эффективного функционирования, обладает огромной притягательной силой для тех, кто разделяет его оптимистическую точку зрения на человечество. Его вклад в изучение и понимание личности находится в центре внимания этой главы.
Введение……………………………………………………………….2
1. Биографический очерк…………………………………………………………3
2. Основные принципы гуманистической психологии:………………………..5
а) Индивид как единое целое…………………………………………………..8
б) Неуместность экспериментов на животных………………………………..9
в) Внутренняя природа человечества…………………………………………9
г) Творческий потенциал человека……………………………………………9
3. Мотивация: иерархия потребностей:………………………………………...10
а) Физиологические потребности…………………………………………….12
б) Потребности безопасности и защиты……………………………………..13
в) Потребности принадлежности и любви…………………………………...15
г) Потребности самоуважения………………………………………………..16
д) Потребности самоактуализации…………………………………………...17
4. Дефицетарнаямотивация и мотивация роста:
а) Метапотребности……………………………………………………………17
б) Метапатологии……………………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………...24
Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты полагают, что каждый из нас живет как "сущий-в-мире", осознанно и болезненно постигая наше существование и конечное несуществование (смерть). Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей среды (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся. Как сказал Сартр: "Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. Таков первый принцип экзистенциализма" (Sartre, 1957, р. 15). Следовательно, экзистенциалисты полагают, что каждому из нас брошен вызов – мы все стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Тогда "жизнь есть то, что мы из нее делаем". Разумеется, уникальный человеческий опыт свободы и ответственности за придание своей жизни смысла не дается даром. Иногда свобода и ответственность могут быть тяжелой и даже пугающей ношей. С точки зрения экзистенциалистов, люди сознают, что они в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночество и тревогу.
Только сами люди, брошенные в
водоворот жизни в данный
Наиболее важная концепция,
Несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. Это особенно справедливо в век глубоких культурных перемен и конфликтов, когда традиционные убеждения и ценности больше не являются адекватными путеводными вехами для жизни или для нахождения смысла существования человека. В бюрократическом обществе индивид стремится к деперсонализации и исчезновению в группе. Так, многие люди становятся отчужденными и отстраненными – чуждыми себе и окружающим. Другим не хватает "мужества быть" – уйти от старых шаблонов, настоять на своем и искать новые и эффективные пути для лучшей самоактуализации. Они предпочитают полагаться на то, что одобряется и ценится друзьями, семьей, учителями, религией, социальными установками или обществом в целом. Но свобода строить свое существование может быть как проклятьем, так и благословением: гуманистические психологи утверждают, что преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-то стоящее в жизни. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны за одну человеческую жизнь – свою собственную. Избегать свободы и ответственности – значит быть не подлинным (неаутентичным), вести себя предательски и, в конце концов, жить в отчаянии безнадежности.
Наконец, экзистенциалисты утверждают, что единственная "реальность", известная кому-либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическое, или "здесь-и-сейчас" направление. И экзистенциалисты, и гуманистические психологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Так, Маслоу напоминал нам: "Ничто не заменит опыт, совершенно ничто" .
В различных теоретических
а).Индивид как единое целое.
Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Маслоу чувствовал, что слишком долго психологи сосредоточивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно человеком в целом. Пользуясь избитой метафорой, психологи изучали деревья, а не лес. Фактически теория Маслоу изначально развивалась как протест против таких теорий (особенно бихевиоризма), которые имели дело с отдельными проявлениями поведения, игнорируя индивидуальность человека. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. Эта холистическая точка зрения, сформулированная в часто цитируемом метком выражении гештальт-психологии: "Целое – больше чем и отлично от суммы его частей", с очевидностью проявляется во всех теоретических трудах Маслоу.
В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма.
"В хорошей теории нет такой реальности, как потребность желудка или рта, или гениталий. Есть только потребность индивидуума. Именно Джон Смит хочет есть, не желудок Джона Смита. Далее, удовлетворение приходит ко всему индивидууму, а не к отдельным его частям. Пища удовлетворяет голод Джона Смита, а не голод его желудка... когда Джон Смит голоден, он голоден весь”.
Для Маслоу центральной
б) Неуместность экспериментов на животных.
Сторонники гуманистической психологии
признают глубокие различия между поведением
человека и животных. Для них человек –
нечто большее, чем просто животное; это
совершенно особый вид живых существ.
Такое суждение резко отличается от радикального
бихевиоризма, который в большой степени
полагается на исследование поведения
животных (например, крыс и голубей) в разработке
объяснения поведения человека. В отличие
от бихевиористов, которые подчеркивают
принадлежность людей к животному миру,
Маслоу рассматривал человека как нечто
отличное от других животных. Он полагал,
что бихевиоризм и соответствующая ему
философия "дегуманизировали" человека,
трактуя его без малого как машину, составленную
из цепочек условных и безусловных рефлексов.
Поэтому изучение животных неприменимо
для понимания человека, так как при этом
игнорируются те характеристики, которые
присущи только человеку (например, идеалы,
ценности, мужество, любовь, юмор, зависть,
вина), а также, что в равной степени важно,
те, которые он использует, чтобы создавать
поэзию, музыку, науку и другие творения
разума.
в) Внутренняя природа человечества.
Теория
Фрейда недвусмысленно допускала, что
люди находятся во власти бессознательных
и иррациональных сил. Более того, Фрейд
утверждал, что если не контролировать
инстинктивные импульсы, то результатом
будет уничтожение людьми других или себя.
Справедлива или нет эта точка зрения,
но Фрейд мало верил в добродетель человека
и с пессимизмом размышлял о его судьбе.
Те, кто придерживается гуманистических
взглядов, утверждают, что природа
человека в сущности
хороша или, по крайней мере, нейтральна.
Возможно, вы захотите оспорить эту точку
зрения, если во время вечерней прогулки
в парке на вас нападут грабители. Однако,
по Маслоу, разрушительные силы в людях
являются результатом фрустрации, или
неудовлетворенных основных потребностей,
а не каких-то врожденных пороков. Он полагал,
что от природы в каждом человеке заложены
потенциальные возможности для позитивного
роста и совершенствования. Именно такого
оптимистичного и возвышенного взгляда
на человечество Маслоу придерживался
всю жизнь.
г) Творческий потенциал человека.
Признание приоритета
Описывая ее как неотъемлемое свойство
природы человека, Маслоу рассматривал
творчество как черту, потенциально присутствующую
во всех людях от рождения. Это естественно:
деревья дают листья, птицы летают, люди
творят. Однако он также признавал, что
большинство людей теряет это качество
в результате "окультуривания" (чему
во многом способствует официальное образование).
К счастью, некоторые люди сохраняют свою
свежую, наивную и непосредственную манеру
смотреть на вещи или, если они находятся
среди тех, кто потерял это качество, способны
со временем восстановить его. По мнению
Маслоу, так как способность к творчеству
заложена в каждом из нас, оно не требует
специальных талантов или способностей.
Чтобы быть творческими, нам не нужно писать
книги, сочинять музыку или создавать
живописные полотна. Сравнительно немногие
люди делают это. Творчество – универсальная
функция человека, которая ведет ко всем
формам самовыражения. Следовательно,
например, могут быть творческие диск-жокеи,
программисты, бизнесмены, продавцы, клерки
и даже профессора колледжа!
д)Акцент на психическом здоровье.
Маслоу утверждал, что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения, не придавал должного значения функционированию здорового человека, его образу жизни или жизненным целям. В частности, он решительно критиковал поглощенность Фрейда изучением болезни, патологии и плохой адаптации. Маслоу считал, что психоаналитическая теория является однобокой, ей не хватает разносторонности, так как она основана на абнормальных или "больных" аспектах природы человека (то есть ее недостатках и несовершенствах) и игнорирует силу и добродетель человечества.
Чтобы исправить этот недостаток, Маслоу сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке и понимании такого человека с иных позиций, чем сравнение его с психически больным. Он был убежден, что мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье. Маслоу прямо заявлял, что изучение увечных, недоразвитых и нездоровых людей может дать в результате только "увечную" психологию. Он решительно настаивал на изучении самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для более универсальной науки психологии. Следовательно, гуманистическая психология считает, что самоусовершенствование является основной темой жизни человека – темой, которую нельзя выявить, изучая только людей с психическими нарушениями.
Гуманистически ориентированные труды
Маслоу нашли понимание среди психологов
в 1960-е и 1970-е годы. Для многих его подход,
подчеркивающий изучение радости, любви,
творчества, выбора и самоосуществления,
оказался оптимистической альтернативой
тому, что они рассматривали как механистические
и дегуманизированные модели поведения
человека. Хотя с тех пор популярность
гуманистического направления несколько
снизилась, его влияние на основные тенденции
развития психологии и теории личности
все еще очевидно. Такие области, как консультирование,
социальная работа, образование, уход
за больными, управление в бизнесе и маркетинг,
также подверглись влиянию идей Маслоу.
Информация о работе Гуманистические теории личности А.Маслоу.