Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 00:29, реферат
Гуманистическая психология, объединившая большую группу психологов, уже в 60-е гг. приобрела большой вес и получила название «третьей силы» в западной психологии. Представители Гуманистической психологии стремятся построить новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.
Важной областью практического приложения Гуманистической психологии является гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности.
Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Основоположники гуманистической психологии------------------------5
Глава 2. Два типа учения по К. Роджерсу. Гуманистическая психология обучения -------------------------------------------------------------------------------------8
Глава 3. Основные приемы учителя-фасилитатора---------------------------------10
Заключение ---------------------------------------------------------------------------------13
Библиографический список -------------------------------------------------------------15
Перестройка
традиционной практики обучения в рамках
человеко-центрированного
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ
УЧИТЕЛЯ-ФАСИЛИТАТОРА
Фасилитация – это позитивное влияние на ученика, класс с целью создания благоприятной атмосферы, повышения уверенности учащихся в своих силах, стимулирование и поддержание у них потребности в саамостоятельной продуктивной деятельности. Активное развитие ученика прямо зависит от умений учителя создавать соответствующий эмоциональный тонус процесса обучения.
Основы фасилитации были заложены в книге Карла Роджерса, посвященной образованию, – «Свобода учиться» (1969).
Анализ
конкретного опыта
К.Роджерс
анализирует три основные установки
учителя-фасилитатора. Первая из них, описываемая
терминами "истинность" и "открытость",
предполагает открытость учителя своим
собственным мыслям и переживаниям,
способность открыто выражать и
транслировать их в межличностном
общении с учащимися. Эта установка
рассматривается как
Таким
образом, учитель, понимающий и принимающий
внутренний мир своих учащихся в
безоценочной манере, ведущий себя
естественно и в соответствии
со своими внутренними переживаниями
и, наконец, доброжелательно относящийся
к учащимся, создает тем самым
все необходимые условия для
фасилитации их осмысленного учения
и личностного развития в целом.
Если же, напротив, учитель не понимает
и не принимает внутреннего мира
своих учащихся, если он ведет себя
неискренне, стремится спрятаться за
разного рода личинами ("фасадами"),
если он демонстрирует неуважение или
холодность по отношению к учащимся,
то такой учитель оказывает
К.Роджерс
отмечает, что на основе этих установок
каждый учитель-фасилитатор
Вместе
с тем существуют общие методические
приемы, применяемые в различных
модификациях многими учителями-
1)
использование ресурсов учения (средств
обучения: книг, наглядных пособий,
приборов, инструментов и т.п.) и
создание особых условий,
2) создание в процессе обучения разнообразных обратных связей между учителем и учащимися (взаимный опрос – диалог, собеседование, групповые формы общения и обучения и т.п.);
3)
заключение индивидуальных и
групповых контрактов с
4)
организация процесса обучения
в разновозрастных ученических
диадах, в которых один учащийся
выполняет функции ассистента
учителя; этот прием
5)
распределение учащихся класса
на две группы, в одну из
которых входят учащиеся с
позитивными установками в
6)
организация групп свободного
общения (как отдельно для
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гуманистическая психология – ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы, прежде всего, на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.
С
точки зрения К.Роджерса, школьное обучение
можно разделить на крайними полюса.
Один полюс – традиционное авторитарное
обучение, с жесткими правилами, пассивной
в ходе учебного процесса ролью ученика,
(обусловленной отчужденностью по отношению
к педагогу, страхом совершения ошибки).
Другой полюс – человеко-
Работа
учителей в русле идей гуманистической
психологии, предполагает самостоятельность
и ответственную свободу
Ключевыми
технологическими умениями, которые
реализуют педагогическую позицию,
являются: развитие у учеников самостоятельности
(содержательной и исполнительской);
признание автономии и прав личности
ученика; восприятие ученика как
партнера со своим внутренним миром;
апеллирование к сознанию; открытое проявление
собственных чувств и эмоциональных переживаний;
фасилитационная организация пространства
общения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.
Братченко, С.Л.
2.
Гуманистическая психология / The person
– Независимый психологический журнал
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://personhuman.narod.ru/
3.
Роджерс, К. От психотерапии
к педагогике / [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://wowa.
4. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для училеля. / А.К. Маркова. – М., 1983 – 96 с.
5.
Орлов, А.Б. Основоположник
6. Орлов, А.Б. Перспективы гуманизации обучения / А.Б. Орлов// Вопросы психологии. – 1998. № 26 С.142-145.
7.
Рюмшина, Л.И. Эмпирическое
8.
Степанов, С. Маслоу. Биография / С.Степанов
// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://maslow.hpsy.ru/
9.
Ярошевский М. Т. Гуманистическая психология
/ М.Т. Ярошевский // [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.erudition.ru/