Гуманистическая психология обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 00:29, реферат

Описание работы

Гуманистическая психология, объединившая большую группу психологов, уже в 60-е гг. приобрела большой вес и получила название «третьей силы» в западной психологии. Представители Гуманистической психологии стремятся построить новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Важной областью практического приложения Гуманистической психологии является гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности.

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3

Глава 1. Основоположники гуманистической психологии------------------------5

Глава 2. Два типа учения по К. Роджерсу. Гуманистическая психология обучения -------------------------------------------------------------------------------------8

Глава 3. Основные приемы учителя-фасилитатора---------------------------------10

Заключение ---------------------------------------------------------------------------------13

Библиографический список -------------------------------------------------------------15

Работа содержит 1 файл

Педагогическая психология чистовик.docx

— 33.77 Кб (Скачать)

   Перестройка традиционной практики обучения в рамках человеко-центрированного подхода  осуществляется по следующим взаимосвязанным  направлениям: создание психологического климата доверия между учителями  и учащимися; обеспечение сотрудничества в принятии решений между всеми  участниками учебно-воспитательного  процесса; актуализация мотивационных  ресурсов учения; развитие у учителей особых личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению; помощь учителям и учащимся в личностном развитии. 
 
 

   ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ

   УЧИТЕЛЯ-ФАСИЛИТАТОРА

   Фасилитация – это позитивное влияние на ученика, класс с целью создания благоприятной атмосферы, повышения уверенности учащихся в своих силах, стимулирование и поддержание у них потребности в саамостоятельной продуктивной деятельности. Активное развитие ученика прямо зависит от умений учителя создавать соответствующий эмоциональный тонус процесса обучения.

   Основы  фасилитации были заложены в книге  Карла Роджерса, посвященной образованию, – «Свобода учиться» (1969).

   Анализ  конкретного опыта человекоцентрированного  обучения на разных ступенях системы  образования и в различных  учебных контекстах, многообразие педагогического  опыта учителей, разными путями приходящих к идеям фасилитирующего обучения, свидетельствует о том, что это – не некий единый метод, не некая одинаковая для всех педагогическая технология, но совокупность ценностей, особая педагогическая философия, неразрывно связанная с личностным способом бытия человека. По мнению К.Роджерса, эту систему ценностей составляют убеждения в личностном достоинстве каждого человека, в значимости для каждой личности способности к свободному выбору и ответственности за его последствия, в радости учения как творчества.

   К.Роджерс  анализирует три основные установки  учителя-фасилитатора. Первая из них, описываемая  терминами "истинность" и "открытость", предполагает открытость учителя своим  собственным мыслям и переживаниям, способность открыто выражать и  транслировать их в межличностном  общении с учащимися. Эта установка  рассматривается как альтернатива столь типичной для традиционного  учителя установке на сугубо ролевое  поведение. Вторая установка учителя-фасилитатора, описываемая терминами "принятие", "доверие", представляет собой  внутреннюю уверенность учителя в возможностях и способностях каждого учащегося. Во многом (но не во всем) эта установка совпадает с тем, что в отечественной психолого-педагогической науке принято называть педагогическим оптимизмом, опорой на положительные качества воспитанника. Третья установка, описываемая термином "эмпатическое понимание", – это видение учителем внутреннего мира и поведения каждого учащегося с его внутренней позиции, как бы его глазами. К.Роджерс пишет, что учитель-фасилитатор, общаясь со своими учащимися, умеет, образно говоря, постоять в чужих туфлях, посмотреть глазами детей на все вокруг, в том числе на себя. Эта установка есть альтернатива типичному для традиционного учителя "оценочному пониманию", пониманию через оценку, посредством приписывания учащимся фиксированных оценочных клише или ярлыков.

   Таким образом, учитель, понимающий и принимающий  внутренний мир своих учащихся в  безоценочной манере, ведущий себя естественно и в соответствии со своими внутренними переживаниями  и, наконец, доброжелательно относящийся  к учащимся, создает тем самым  все необходимые условия для  фасилитации их осмысленного учения и личностного развития в целом. Если же, напротив, учитель не понимает и не принимает внутреннего мира своих учащихся, если он ведет себя неискренне, стремится спрятаться за разного рода личинами ("фасадами"), если он демонстрирует неуважение или  холодность по отношению к учащимся, то такой учитель оказывает пагубное влияние на их личностное развитие.

   К.Роджерс  отмечает, что на основе этих установок  каждый учитель-фасилитатор вырабатывает свой собственный инструментарий обучения.

   Вместе  с тем существуют общие методические приемы, применяемые в различных  модификациях многими учителями-фасилитаторами:

   1) использование ресурсов учения (средств  обучения: книг, наглядных пособий,  приборов, инструментов и т.п.) и  создание особых условий, облегчающих использование учащимися этих ресурсов, обеспечивающих их физическую и психологическую доступность учащимся;

   2) создание в процессе обучения  разнообразных обратных связей  между учителем и учащимися  (взаимный опрос – диалог, собеседование, групповые формы общения и обучения и т.п.);

   3) заключение индивидуальных и  групповых контрактов с учащимися,  т.е. фиксация четкого соотношения  объемов учебной работы, ее качества  и оценок на основе совместного  обсуждения (подобные контракты, с одной стороны, стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение учащихся, а с другой – создают в процессе обучения благоприятную психологическую атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности);

   4) организация процесса обучения  в разновозрастных ученических  диадах, в которых один учащийся  выполняет функции ассистента  учителя; этот прием обеспечивает  существенный прогресс в усвоении  учащимися знаний и навыков,  значительно повышает у них  мотивацию учения и уверенность  в достижении стоящих перед  ними учебных целей;

   5) распределение учащихся класса  на две группы, в одну из  которых входят учащиеся с  позитивными установками в отношении  гуманистического (свободного) обучения, а в другую – те, кто более склонен в силу каких-либо причин (обычно связанных с особенностями семейного воспитания) к традиционному (тоталитарному) обучению;

   6) организация групп свободного  общения (как отдельно для учащихся  и для учителей, так и смешанных)  с целью повышения уровня психологической  культуры межличностного общения,  актуализации личностных установок  (открытости, доброжелательности, безоценочного  принятия), характерных для участников  фасилитируемого обучения. 
 
 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Гуманистическая психология – ряд направлений  в современной психологии, которые  ориентированы, прежде всего, на изучение смысловых структур человека. В гуманистической  психологии в качестве основных предметов  анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное  общение.

   С точки зрения К.Роджерса, школьное обучение можно разделить на крайними полюса. Один полюс – традиционное авторитарное обучение, с жесткими правилами, пассивной  в ходе учебного процесса ролью ученика, (обусловленной отчужденностью по отношению  к педагогу, страхом совершения ошибки). Другой полюс – человеко-центрированное, гуманистическое обучение, при котором  инициативность и любознательность ребенка признается и поощряется, занятия увлекательны, а учителя  являются понимающими и дружелюбными.

   Работа  учителей в русле идей гуманистической  психологии, предполагает самостоятельность  и ответственную свободу учащихся при составлении учебной программы, постановке учебных целей, оценивании результатов учебной работы. При  этом учитель выступает не как  руководитель, но как фасилитатор  учения, т.е. как человек, создающий  благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного учения, активизирующий и стимулирующий любознательность и познавательные мотивы учащихся, их групповую учебную работу, поддерживающий проявления в ней кооперативных  тенденций, предоставляющий учащимся разнообразный учебный материал.

   Ключевыми технологическими умениями, которые  реализуют педагогическую позицию, являются: развитие у учеников самостоятельности (содержательной и исполнительской); признание автономии и прав личности ученика; восприятие ученика как  партнера со своим внутренним миром; апеллирование к сознанию; открытое проявление собственных чувств и эмоциональных переживаний; фасилитационная организация пространства общения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

   1. Братченко, С.Л. Гуманистические  основы личностно-ориентированного  подхода к образованию / С.Л.  Братченко // Открытый авторский  институт альтернативного образования  имени я. Корчака [Электронный  ресурс]. Режим доступа: http://alteredu.ru/new/blog/archives/48. Дата доступа: 10.01.2009.

   2. Гуманистическая психология / The person – Независимый психологический журнал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://personhuman.narod.ru/index1.html. Дата доступа: 10.01.2009.

   3. Роджерс, К. От психотерапии  к педагогике / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wowa.ssu.samara.ru/Psychology/rogers.html. Дата доступа: 10.01.2009.

   4. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для училеля. / А.К. Маркова. – М., 1983 – 96 с.

   5. Орлов, А.Б. Основоположник центрированного  подхода / А.Б. Орлов // Библиотека  центра психологического консультирования  Триалог [Электронный ресурс]. Режим  доступа: http://www.trialog.ru/library/scipubl/rogers100.html. Дата доступа: 10.01.2009.

   6. Орлов, А.Б. Перспективы гуманизации обучения / А.Б. Орлов// Вопросы психологии. – 1998. № 26 С.142-145.

   7. Рюмшина, Л.И. Эмпирическое изучение  стилей поведения педагогов / Л.И. Рюмшина // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?subaction=showfull&id=1107688323&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&. Дата доступа: 10.01.2009.

   8. Степанов, С. Маслоу. Биография / С.Степанов // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://maslow.hpsy.ru/biography.php. Дата доступа: 10.01.2009. 

   9. Ярошевский М. Т. Гуманистическая психология / М.Т. Ярошевский // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.erudition.ru/referat/ref/id.34514_1.html. Дата доступа: 10.01.2009. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Гуманистическая психология обучения