Готовность к браку. Виды зрелости. Развитие высших чувств

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:16, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, целью контрольной работы является всестороннее рассмотрение проблемы готовности к браку и ее основных аспектов, а для достижения данной цели, мы должны решить следующие задачи:
-рассмотреть аспекты подготовки подрастающего поколения к браку;
-охарактеризовать виды зрелости;
-определить мотивацию брака;
-дать психологическую характеристику любви;
-рассмотреть виды и фазы любви;
-рассмотреть добрачные половые отношения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………............3
1.Готовность к браку………………………....………………………………….5
2.Виды зрелости……………………………………………………………….......8
3.Развитие высших чувств…………………….…………………………….12
4.Виды и фазы любви…………………………………………………………17
5.Мотивация вступления в брак…………………………………………21
6.Добрачные половые отношения………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………….29

Работа содержит 1 файл

кр по семейному конс..doc

— 155.50 Кб (Скачать)

                                            Виды и фазы любви.

        Фромм выделяет различные виды любви:

•эротическую  — любовь между мужчиной и женщиной;

•братскую, выступающую как идеал отношений между людьми, основанных на уважении, равноправии и сотрудничестве;

•материнскую, пронизанную заботой и ответственностью; это любовь безусловная, иррациональная, любовь к слабому, где преобладает стремление отдать;

•любовь к  себе как действенное утверждение бытия и продуктивности своего существования; ее отсутствие не позволяет человеку строить отношения любви с другими людьми, поскольку не способный любить себя не может дать любви и другому;

•любовь к  Богу, воплощающую в себе утверждение  жизни во всех формах ее проявления.

     Фромм считает, что способность человека любить не дана от природы. Это искусство, которым надо овладеть. Любовь формируется прижизненно, и то, какой она будет, определяется свободным выбором каждого. [5 С.64]

            И.С. Кон выделяет шесть видов любви:

-эротическую любовь (любовь-страсть), характеризующуюся высокой интенсивностью чувства, страстным стремлением к полному физическому контакту, обладанию, единению с партнером;

- гедонистическую любовь, выступающую как наслаждение, игра, флирт. Личность партнера здесь незначима, его роль инструментальна. Отношения неглубокие, непрочные, измена допускается, расставание с партнером легко и не оставляет в душе травмирующих переживаний;

-любовь-дружбу — спокойную, теплую и надежную. Основное внимание в отношениях любви-дружбы обращается на эмоциональную поддержку, эмпатию, познание партнера, взаимообогащение через духовное и личностное общение. Любовь-дружба основывается на равноправии и уважении друг друга. Здесь существует разумный баланс между стремлением отдать частицу своего Я и суметь принять то, что дает тебе партнер. Последнее выступает не меньшим благом и талантом любви, чем умение отдать;

- прагматическую любовь — любовь рассудочную, по расчету, любовь, реализующую модус иметь. Важную роль в отношениях такой любви играют прагматические ценности (улучшение материальных условий существования, повышение статуса, получение каких-либо выгод, привилегий). Подобные отношения не отличаются глубиной чувств, интенсивностью и содержательностью межличностных контактов. В прагматической любви партнеры являются компаньонами по совместному предприятию и нуждаются друг в друге до тех пор, пока это предприятие является прибыльным. Как только источник благ и привилегий иссякает, отношения прерываются, и бывшие партнеры устремляются на поиски более выгодного варианта;

- бескорыстную любовь — любовь-самоотдачу, альтруистическую любовь. В этом случае позиции партнеров несимметричны. Бескорыстно любящий стремится отдавать, ничего не желая брать взамен. Это материнская любовь в лучшем смысле слова. Однако в супружеских отношениях, в отличие от детско-родительских, отношениях потенциально равных партнеров, асимметричная самоотдача может привести к фактическому неравенству и, по сути, к лишению партнера возможности актуализировать себя, в роли дающего, ограничить возможности его личностного роста и самореализации.

- любовь-маниюиррациональную любовь-одержимость, характеризующуюся стремлением к тотальному обладанию партнером. Личность партнера не выступает как самоценность и вне отношений вообще не рассматривается. Для этого вида любви характерна неуверенность, зависимость от поведения объекта влечения. При разочаровании образ партнера в восприятии резко меняется от идола до полного ничтожества.

      По мнению Кона, можно говорить о межполовых различиях в предпочтении того или иного вида любви: женщины более склонны к любви-дружбе, бескорыстной любви, а также прагматической, в то время как мужчины больше склонны к эротической и гедонистической любви. Маниакальная любовь является уделом невротической личности, а также часто наблюдается в подростковом и юношеском возрасте в период становления способности любить.

    В.В. Столин при анализе эмоциональной связи в супружеских отношениях и А.С. Спиваковская в исследовании исходят из трехкомпонентной структуры чувства любви, позволяющей создать типологию ее видов. Столин указывает, что при описании любви используются преимущественно два критерия-дихотомии: любовь—ненависть и доминирование—подчинение. Однако такой способ описания позволяет выделить лишь три вида любви, далеко не исчерпывающих всего многообразия ее вариантов: гармоничная любовь (любовь-равноправие), жертвенная любовь (любовь-подчинение) и деспотическая любовь (любовь-доминирование). Предложенная Столиным и Спиваковской трехмерная модель отношений любви включает три измерения: симпатия/антипатия, уважение/презрение, близость/дальность. [5 С. 74-76]

            И.М. Сеченов различил три последовательные фазы любви:

1. Платоническая любовь с еще неопределившимися, «темными» половыми желаниями.

2. Любовь-обладание, в которой место «темных», неопределенных половых стремлений заступают теперь яркие, трепетные ощущения любви.

3. Любовь  по привычке, которая от частого повторения рефлекса, в котором психическим содержанием является представление любовницы с теми или другими ее свойствами, образ ее сочетается, так сказать, со всеми движениями души любовника, и она стала действительно половиной его самого. [6 C.143].

       Л.М.Панкова выделяет три стадии возникновения любви:

     1. Интерес, симпатия, влечение. Мы говорим:  «Он (она) мне нравится». Этого  вполне достаточно для первого  приближения, для появления дружбы  между юношей и девушкой. Отношения  эти могут быть длительными,  недоговоренными, романтичными или будничными, но они всегда очень приятные, поднимают настроение, хотя пока, ни к чему не обязывают. Когда есть человек, которому ты нравишься, и который нравится тебе, повышается жизненный тонус, активизируются личные действия по самоусовершенствованию.

     2. Восхищение, восторженность, влюбленность, страсть. Эти чувства уже создают  определенную напряженность и  накал, они всегда волнуют,  но утомляют, выбивают из ритма,  требуют своего разрешения. Жить  в состоянии страстного возбуждения  человеку трудно. Страсть либо должна погаснуть, либо получить удовлетворение. Если чувства одного подогреваются и поощряются другим, возможность превращения дружественных отношений симпатизирующих друг другу мужчины и женщины в любовный роман становится реальностью. Далее все зависит от воспитания, культуры, волевых компонентов, нравственных успехов и т.д., то есть от самой личности.

     3. Поклонение, уважение, преданность.  Можно испытать страсть как  наваждение, но любить, не уважая  человека нельзя. На этой стадии  любовь приводит мужчину и женщину к принятию решения о вступлении в брак. Любовь, прошедшая все три фазы развития, и есть индивидуальное чувство на всю жизнь.[11 C.16].

                                            МОТИВАЦИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК. 

             Наиболее значимой для предбрачного периода является мотивация вступления в брак. Принятие решения нередко полимотивировано, можно выделить такие мотивы: любовь, долг, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Любой из них может оказаться ведущим, однако молодые люди чаще всего на первое место ставят любовь.[11 С. 16]

         Заключение брака побуждается системой мотивов, образующих определенную иерархию, в рамках которой можно говорить о смыслообразующих мотивах и мотивах-побудителях. Мотивы различаются степенью осознанности, варьируясь в широком диапазоне от сознательных намерений до бессознательного побуждения. Наконец, мотивы могут реализовывать направленность на достижение и направленность на избегание. Мотивы заключения брака реализуют жизненно важные отношения личности к миру, составляют основу иерархии человеческих потребностей, отраженных в известной пирамиде А. Маслоу. Перечислим наиболее значимые из них:

•реализующие  потребность любить самому и быть любимым партнером;

•самоутверждения  и самореализации (в частности, мотивы социального и статусного утверждения); примером такого рода мотива может  стать стремление молодого человека уйти из-под опеки родителей посредством  создания собственной семьи;

•удовлетворяющие потребность в чувстве безопасности, когда партнер рассматривается как источник заботы, опоры и стабильности; в этих случаях он выступает своеобразным заместителем родителя;

• мотив  самоактуализации через разделение идентичности в отношениях со значимым Другим;

•мотив  продолжения рода, стремление к реализации роли родителя;

• сексуальное  влечение к партнеру и желание  иметь стабильные сексуальные отношения;

• мотив  долга и социальной обязанности, в основе которого лежат забота и  ответственность за благополучие партнера;

•прагматический мотив (улучшение жилищных условий, материального положения как  собственного, так и прародительской  семьи с помощью партнера). Брак по расчету. [5 С. 39]

  З.И. Файнбург сводит мотивацию брака  к трем причинам: биологической, социально - культурной и экономической.

   К  социальным мотивам следует отнести:  заключение брака в целях соответствовать  социальным нормам (например, возраст  или желание иметь определённый  статус); предоставление определенного  социального статуса членам семьи; воспроизводство социальной структуры.

    К психологическим мотивам: потребность  в заботе и любви; получение  психологической защиты, эмоциональной  поддержки, эмоциональная стабилизация  индивидов и их психологическая  терапия; стремление найти подобного себе человека (на основе общности взглядов и интересов); реализовать свою потребность руководить кем-то; желание иметь стабильного партнера для секса; боязнь одиночества.

     Что касается экономических мотивов,  таковыми следует считать: получение  материальных средств одних членов семьи для других; экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества. Материальная обеспеченность будущего супруга, наличие у супруга жилплощади может быть мотивом для вступления в брак.

       

           Л.Б. Шнейдер приводит три мотивации на брак:

   1.Мотивация на сам факт брака – главной движущей силой выступает само намерение заключить брак. При этом личность брачного партнера не имеет большого значения, важно, чтобы он не возражал против заключения брака. Сама по себе такая мотивация не является неадекватной. Во многих случаях люди, имевшие серьезную потребность в семейной самореализации, долго и счастливо, во всяком случае, благополучно, живут в браке.

   2.Мотивация на определенный вид брака – в этом случае человек ориентируется на партнера, который способен осуществить его мечты, который соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений (дочь или сын дипломата, иностранец, богатый человек и т.д.). Такие оценочно-сравнительные выборы могут происходить в жизни многократно: всегда можно найти кого-то еще лучше.

   3.Мотивация на определенного человека – избранник воспринимается как конкретный, реальный человек, со всеми его особенностями. Это сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства.

             Таким образом, можно выделить 3 основные мотива вступления в брак современной молодежи: любовь, общие интересы и гармоничные сексуальные отношения. Необходимо отметить, что в каждом отдельном случае имеет место не один мотив, не одна причина, а несколько. При этом некоторые более значимы, другие – менее.[12]. 

                                        
 
 
 
 
 
 

                                  Добрачные половые отношения. 

   В  России сохраняется стойкая ориентация  населения на брак. Однако за  последние годы существенно изменилось  добрачное поведение молодежи: перестали  действовать традиционные установки  на добрачное целомудрие и  многое другое. При этом большой интерес представляют мотивы добрачных сексуальных связей, причем интересы мужчин несхожи с интересами женщин. Большую разницу во взглядах и сексуальных отношениях молодежи по сравнению со старшим поколением нельзя рассматривать как падение нравов, всеобщую распущенность, гибель семейных ценностей

   В настоящее время в мире существует всеобщая статистическая тенденция быстрой смены норм сексуального поведения и соответствующих им моральных установок.

   Молодежь раньше созревает физически, раньше начинает половую жизнь. Отмечается рост числа добрачных связей, отмирания так называемого «двойного стандарта» (фактическая дозволенность до- и внебрачного секса для мужчин и недопустимость его для женщин). Происходит также изменение социально-нравственных установок молодежи, прежде всего «либерализация» отношений к добрачным связям и одинокому материнству.   [2 С. 22].

Информация о работе Готовность к браку. Виды зрелости. Развитие высших чувств