Гомосексуализм как форма девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:30, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы вызвано тем, что гомосексуализм - явление, еще до недавнего времени тщательно скрываемое и умалчиваемое. Преследуемые законом и осуждаемые обществом гомосексуалисты долгое время оставались невидимыми. Таким образом, создавалась иллюзия их отсутствия или крайне редкого проявления. Исследования в этой области были малочисленны. Такое положение вещей послужило причиной образования информационного вакуума, который и до сих пор существует в нашей стране по проблеме гомосексуальности.
Цель работы – рассмотреть гомосексуализм как форма девиантного поведения. Для достижения цели в работе изучается литература по теме, рассматриваются проблемы гомосексуализма и девиантности.

Содержание

Введение
1 Исследование гомосексуализма в литературе
2 Гомосексуализм и девиантное поведение
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная. Социальная психология. Тема 3. Гомосексуализм как форма девиантного поведения.docx

— 49.34 Кб (Скачать)

 

     

     2 Гомосексуализм и девиантное  поведение

     На  сегодняшний день этиологические факторы  и патогенетические механизмы гомосексуализма  полностью неизвестны. Однако на основании  нейроэндокринной и эндокринной  теории, гомосексуальное влечение  предопределяется в связи с нарушением дифференциации мозга и гормональных сдвигов, но не формируется, а становится почвой для искажений полового самосознания и поло-ролевого поведения, которые повышают риск возникновения гомосексуализма.

     В данной работе гомосексуализм рассматривается как форма девиантного поведения и, учитывая проблемность подобной идентификации явления, будет целесообразно коснуться существующих определений девиации. Необходимо отметить, что проблема девиантного поведения является классической в социологии и социальной психологии. В то же время, единого мнения в определении девиантного поведения не существует.

     Так, Э. Дюркгейм определяет девиацию как  продукт нестабильности общественного  развития, нарушения нормативных  систем в периоды социальных катаклизмов [27].

     Р. Мертон дает определение девиантному  поведению как поведению, которое  отдаляется от того, что требуют  культурные цели, институциональные  нормы, либо те и другие [28].

     Согласно  концепции Я.И. Гилинского, девиантное поведение есть отклонение от общепринятой в социальной группе или обществе нормы, правила, которое влечет за собой моральное осуждение, изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание нарушителя [14].

     С точки зрения А. Коэна, культурные образцы  поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры [29].

     Другими словами, девиант рассматривается  как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему  в данном обществе типу культуры.

     Так как культура стран СНГ издавна  была моногамной и гетеросексуальной, то такое явление, как гомосексуализм, чаще всего описывается в терминах девиантного поведения. В то же время  Н. Смелзер приводит пример Сан-Франциско, где представители девиантных субкультур «договариваются» с представителями господствующей культуры, чтобы найти приемлемые решения стоящих перед ними проблем. Отсюда, гомосексуализм в Сан-Франциско олицетворяет не девиацию, а только культурное разнообразие [30].

     Если  не вдаваться в содержание девиантного  поведения, то формальные основания  отнесения к нему, по сути, не вызывают разногласий. Их можно свести к двум признакам: это поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам).

     Такого  рода признаки просто указывают, что  данное поведение или социальное явление «нормативно отклоняется  от…». Но как только задается вопрос, что стоит за данной нормой и в  силу каких причин поступки отклоняются  от них, возникает ряд непростых  вопросов. Кто установил эти нормы? Не являются ли причины «отклонения» более законными, чем сами установленные  в данном обществе нормы? Если относительно таких форм девиации, как преступность (которая в «классических» формах своего проявления – была «противна» всякому обществу) или наркотизм, можно говорить достаточно уверенно, то применительно к гомосексуализму  такие утверждения не будут безусловными.

     Исходя  из определения девиантного поведения, можно выделить четыре основных компонента девиации:

     1) человек, которому свойственно  определенное поведение; 

     2) существующее в обществе (группе) ожидание, или норма, которая является  критерием оценки совершенного  индивидом поведения;

     3) другой человек, группа или  организация, реагирующая определенным  образом на поведение индивида;

     4) определенная ситуация, подталкивающая  индивида на совершение девиантных  поступков.

     Остановимся подробнее на каждом из компонентов.

     В качестве субъектов девиантного  поведения могут выступать как отдельные индивиды, так и социальные общности. Американский исследователь Д. Матца еще в середине 60-х годов XX века установил, что в большинстве случаев, когда девиация осуществляется в течение длительного времени, она выходит за рамки отдельного индивида и становится групповой (коллективной). В таком случае, на основе единичных девиантных поступков, формируется образец поведения, который усваивается несколькими или даже многими людьми. Когда девиация становится коллективной, девиантные группы приобретают значительно большее влияние в обществе, чем их представители, действующие в одиночку. В связи с этим, поведение, которое длительное время считалось в обществе безусловно отклоняющимся, начинает некоторыми социальными слоями оцениваться как «несколько отклоняющееся» или «слегка отклоняющееся» по мере того, как оно становится широко распространенным и социально признанным значительной частью общества.

     Вторым  и основополагающим компонентом  девиации является норма. Большинство людей абсолютно уверены, что они интуитивно чувствуют, какое поведение считать нормальным, а какое нет. И, тем не менее, попытка определить, что считать нормальным, а что нет – один из наиболее сложных вопросов во многих областях.

     В основном понятие «нормальный» определяют как соответствующий общепринятым моделям и образцам. Определение  явления как необычного, не типичного, зависит не только от культурных традиций, но и от исторического времени.

     В самом общем виде нормой признается такое поведение, которое соответствует  существующей в обществе конкретно-исторической системе культурных ценностей, обычаев, традиций и т.д., а также совпадает  с так называемой «средней линией», которой в своем поведении придерживается большинство. И все-таки определить, что считать нормальным, очень сложно. С точки зрения социологии, поведение, выходящее за общепринятые в данном обществе рамки и правила, считается отклонением. С точки зрения биологии, «нормальный» – естественный и здоровый. Психология, рассматривая ненормальность, делает акцент на том, что она доставляет человеку психические страдания, мешает ему полноценно жить в своей социальной среде.

     Есть  несколько критериев различения норм. Прежде всего, отличаются друг от друга нормы-правила и нормы-ожидания.

     Нормы-правила  являются самыми важными нормами  общества, они представляют собой  основные механизмы, регулирующие общественную жизнь и скрепляющие своим  действием жизнь общества. Таковы, например, нормы права, т.е. установленные  и обеспеченные государством правила  поведения людей по отношению  друг к другу, нарушение которых  влечет за собой применение мер воздействия, прежде всего, суровое наказание  к правонарушителю. Такая норма  выступает, с одной стороны, как  мера поведения, образец определенных отношений, которые нарушать нельзя, а с другой стороны - как средство оценки того или иного поступка в  качестве правомерного или неправомерного, основа для привлечения правонарушителя  к юридической ответственности. Норма права - это государственное  повеление, имеющее категорический характер, предписание, как люди должны и не должны вести себя в конкретной жизненной ситуации, такое предписание, которое призвано охранять индивидов  и их общности предусмотренными государством мерами принудительного воздействия.

     В отличие от норм-правил, нормы-ожидания менее четки в своих требованиях  и обладают меньшей строгостью в  отношении лиц, совершивших отклонение от них, их нарушение не приведет к  суровому наказанию. К ним относятся  большинство моральных, религиозных, эстетических норм. Например, гомосексуальные  отношения в обществе по-прежнему считаются в той или иной степени  отклонением от нормы, но в УК РФ отсутствует ранее действующая статья, предусматривающая наказание за мужеложство, и действует норма-ожидание, не влекущая за собой государством санкционированного и уголовным кодексом четко определяемого наказания.

     Что касается сексуальной нормы, то она  отличается высокой степенью неопределенности. В общественной литературе это обстоятельство «…поражает отсутствием всякого  ясного и определенного понятия  о норме половых отношений, о  том, что и почему есть должное  в этой области, вследствие чего и  определение уклонений от нормы… оказывается взятым случайно и произвольно. Единственным критерием оказывается  обычность или необычность явлений: те влечения и действия в половой  области, которые сравнительно редки, признаются патологическими уклонениями, требующими лечения, а те, которые  обыкновенны и общеприняты, предполагаются как норма» [15].

     Отношение общества к разнообразным формам сексуального поведения, то есть понимание  его нормы, менялось в течение  различных общественных культур  и эпох. Если до средневековья, в  целом, отношение к сексуальным  девиациям было вполне терпимым, а  многие из них даже поощрялись, то позднее  оно резко изменилось. В средние  века всякое отличие сексуального поведения  от нормы считалось «от дьявола» и преследовалось церковью. В дальнейшем общественное мнение постепенно смягчалось, терпимость к сексуальным девиациям увеличивалась, но и до настоящего времени сохраняется различная степень осуждения девиантного поведения: от высмеивания до уголовного наказания.

     В сексологии, как и в других эмпирических и рациональных науках, в том числе, и нормативных, существует необходимость  разработки критериев, при помощи которых  можно было бы по возможности точно  установить границу между тем, что  следует считать нормальным и  здоровым, и тем, что рассматривается  как ненормальное, патологическое.

     На  современное понимание нормы  в сексологии принципиальное влияние  оказали три гетерогенных понятия:

     1) норма как мера ценности, как  этическое требование, как моральный  постулат; как норма идеальная,  т.е. установленная идеальным  обществом, образцовая максима  поведения; 

     2) норма как средняя величина, выведенная  из определенной частоты проявления  определенных характеристик в  статистическом понимании и используемая  преимущественно в социологии;

     3) норма в медико-психологическом  аспекте не определяется ни  критерием ценности, ни степенью  частоты.

     Под понятием «нормальное» разумеется здоровье, т.е. состояние, необходимое для хорошего физического, а также психического и социального самочувствия, независимо от того, встречается оно редко или часто и в какой степени приближается к идеальному. Это так называемая функциональная норма, она всегда индивидуальна, и ее нарушение определяется не величиной отклонения от статистического среднего, а функциональным последствиями. В этом случае, ненормальными являются те формы поведения, установки и желания, которые неблаготворно влияют на внутреннюю гармонию и самочувствие человека или его партнера и вызывают конфликты или нарушения здоровья либо функционирования в обществе.

     По  отношению к идеальной норме, с учетом существующего в современном  обществе гетеросексуального стандарта, гомосексуализм является отклонением. По степени распространенности, к  гомосексуальному поведению склонно  меньшее, чем к гетеросексуальному поведению, количество людей, значит, с  точки зрения норм статистических, гомосексуальное поведение также  считается ненормальным. В то же время, если рассматривать гомосексуализм с точки зрения функциональной нормы, в большинстве случаев, гомосексуализм абсолютно нормален.

     Рассуждая о границах нормы и патологии  в сексуальной сфере, можно также  исходить из других положений, учитывающих  смысл и цель сексуальных функций  в самом широком понимании. В  этом случае, к сексуальной норме  будет относиться потенциальная  способность выполнять все три  функции: биологическую (прокреация), психологическую (наслаждение, удовлетворение) и социальную (реализация потребности в межличностных  контактах). Характер и степень отклонения в возможности реализации какой-либо из этих функций у отдельного человека определяет степень отклонения от нормы.

     Таким образом, гомосексуализм, в данном случае, можно охарактеризовать как незначительное отклонение, так как однополые  партнеры не могут осуществить лишь одну из вышеперечисленных функций - прокреационную.

     Несмотря  на то, что гетеросексуальная ориентация считается нормой в современном  обществе, людей с гетеросексуальной  ориентацией почти никогда не выделяют как определенную группу населения. Очевидно, что термин «гетеросексуал» не подходит для описания человека, его поведения или образа жизни, поскольку люди, которых можно назвать гетеросексуалами, сильно отличаются друг от друга. Однако к термину «гомосексуал» отношение совсем другое. Это определение воспринимается как точная и неотъемлемая характеристика человека, который отличается гомосексуальной ориентацией или время от времени вступает в подобные отношения. Исходя из этого, гомосексуалистов принято считать отдельным меньшинством, что часто влечет за собой неодобрительное отношение, страх или отвращение, связанные с тем, что подобные люди считаются «ненормальными» или «нездоровыми».

Информация о работе Гомосексуализм как форма девиантного поведения