Практические
рекомендации родителям
и педагогам гиперактивного
ребенка
Практические
рекомендации родителям гиперактивного
ребенка. В программе коррекции детей
с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
должен преобладать поведенческий аспект:
1. Изменение
поведения взрослого и его отношения к
ребенку:
- проявляйте
достаточно твердости и последовательности
в воспитании;
- помните,
что чрезмерная болтливость, подвижность
и недисциплинированность не являются
умышленными;
- контролируйте
поведение ребенка, не навязывая ему жестких
правил;
- не давайте
ребенку категорических указаний, избегайте
слов «нет» и «нельзя»;
- стройте взаимоотношения
с ребенком на взаимопонимании и доверии;
- избегайте,
с одной стороны, чрезмерной мягкости,
а с другой — завышенных требований к
ребенку;
- реагируйте
на действия ребенка неожиданным способом
(пошутите, повторите действия ребенка,
сфотографируйте его, оставьте в комнате
одного и т. д.);
- повторяйте
свою просьбу одними и теми же словами
много раз;
- не настаивайте
на том, чтобы ребенок обязательно принес
извинения за проступок;
- выслушивайте
то, что хочет сказать ребенок;
- для подкрепления
устных инструкций используйте зрительную
стимуляцию.
2. Изменение
психологического микроклимата в семье:
— уделяйте
ребенку достаточно внимания;
- проводите
досуг всей семьей;
- не допускайте
ссор в присутствии ребенка.
3. Организация
режима дня и места для занятий:
- установите
твердый распорядок дня для ребенка и
всех членов семьи;
- чаще показывайте
ребенку, как лучше выполнить задание,
не отвлекаясь;
- снижайте
влияние отвлекающих факторов во время
выполнения ребенком задания;
- оградите
гиперактивных детей от длительных занятий
на компьютере и просмотра телевизионных
передач;
- избегайте
по возможности больших скоплений людей;
- помните,
что переутомление способствует снижению
самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
- организуйте
поддерживающие группы, состоящие из родителей,
имеющих детей с аналогичными проблемами.
4. Специальная
поведенческая программа:
- придумайте
гибкую систему вознаграждений за хорошо
выполненное задание и наказаний за плохое
поведение. Можно использовать балльную
или знаковую систему, завести дневник
самоконтроля;
- не прибегайте
к физическому наказанию! Если есть необходимость
прибегнуть к наказанию, то целесообразно
использовать спокойное сидение в определенном
месте после совершения поступка;
- чаще хвалите
ребенка. Порог чувствительности к отрицательным
стимулам очень низок, поэтому гиперактивные
дети не воспринимают выговоры и наказания,
однако чувствительны к поощрениям;
—составьте
список обязанностей ребенка и повесьте
его на стену, подпишите соглашение
на определенные виды работ;
- воспитывайте
в детях навыки управления гневом и агрессией;
- не старайтесь
предотвратить последствия забывчивости
ребенка;
- постепенно
расширяйте обязанности, предварительно
обсудив их с ребенком;
- не разрешайте
откладывать выполнение задания на другое
время;
- не давайте
ребенку поручений, не соответствующих
его уровню развития, возрасту и способностям;
- помогайте
ребенку приступить к выполнению задания,
так как это самый трудный этап;
- не давайте
одновременно несколько указаний. Задание,
которое дается ребенку с нарушенным вниманием,
не должно иметь сложную конструкцию и
состоять из нескольких звеньев;
- объясните
гиперактивному ребенку о его проблемах
и научите с ними справляться.
Помните,
что вербальные средства убеждения,
призывы, беседы редко оказываются
результативными, так как гиперактивный
ребенок еще не готов к такой форме работы,
Помните,
что для ребенка с синдромом
дефицита внимания и гиперактивности
наиболее действенными будут средства
убеждения «через тело»:
- лишение
удовольствия, лакомства, привилегий;
- запретна
приятную деятельность, телефонные разговоры;
- прием «выключенного
времени? (изоляция, угол, скамья штрафников,
домашний арест, досрочное отправление
в постель);
- чернильная
точка на запястье ребенка («черная метка»),
которая может быть обменена на 10-минутное
сидение на «скамейке штрафников»;
- холдинг,
или простое удержание в «железных объятиях»;
- внеочередное
дежурство по кухне и т.д.
Список
литературы
- Брязгунов
И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок,
или все о гиперактивных детях. М., 2001.
- Заваденко
Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью
и дефицитом внимания. М., 2000.
- Монина Г.
Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные
дети. Психолого-педагогическая помощь.
СПб., 2007.
- Ситко А. Л.
Синдром дефицита внимания с гиперактивность.
М., 2002.
- Шевченко
Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью
и психопатоподобным синдромом. М., 1997.