Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 21:39, реферат
Вопросы изучения гиперактивности у детей волновали врачей и педагогов с середины XIX века. За это время несколько раз менялось название заболевания, появлялись новые точки зрения относительно причин и механизмов его возникновения, предлагались новые методы лечения.
1. Причины заболевания
2. Признаки СДВГ
3. Коррекция СДВГ
4. Практические рекомендации родителям и педагогам
Дыхательное упражнение. И. п. — сидя на полу.
Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки («а», «о», «у» и др.) и их сочетания.
Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу.
Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.
Глазодвигательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой.
Начинается
отработка движений глаз по четырем
основным
(вверх, вниз, направо, налево) и четырем
вспомогательным направлениям (по диагоналям);
сведение глаз к центру. Каждое из движений
производится сначала на расстоянии вытянутой
руки, затем на расстоянии локтя и, наконец,
около переносицы. Движения совершаются
в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией
в крайних положениях; причем удержание
должно быть равным по длительности предшествующему
движению. При отработке глазодвигательных
упражнений для привлечения внимания
ребенка рекомендуется использовать какие-либо
яркие предметы, маленькие игрушки и т.д.
В начале освоения этих упражнений ребенок
должен следить за предметом, перемещаемым
взрослым, а затем передвигать его самостоятельно,
держа сначала в правой, потом в левой
руке, а затем обеими руками вместе. Тем
областям в поле зрения ребенка, где происходит
«соскальзывание» взгляда, следует уделить
дополнительное внимание, «прорисовывая»
их несколько раз, пока удержание не станет
устойчивым.
Глазодвигательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой.
Продолжается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.
Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие мышечных зажимов.
Упражнения для развития мелкой моторики рук. Цель: развитие межполушарного взаимодействия. И.п. — сидя на полу.
- «Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
- «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
- «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
Функциональные упражнения целесообразнее проводить по трем направлениям:
- развитие внимания, произвольности и самоконтроля;
- элиминация гиперактивности и импульсивности;
- элиминация гнева и агрессии.
Коррекцию следует проводить поэтапно, начиная с одной отдельной функции.
Функциональное упражнение «Послушать тишину». Цель: формирование произвольной регуляция собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса. И.п. — сидя на полу.
Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.
Функциональное упражнение с правилами «Костер». Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.
Дети
садятся на ковер вокруг «костра»
и выполняют соответствующую команду
инструктора. По команде (словесной инструкции)
«жарко» дети должны отодвинуться от «костра»,
по команде «руки замерзли» — протянуть
руки к «костру», по команде «ой, какой
большой костер» — встать и махать руками,
по команде «искры полетели» — хлопать
в ладоши, по команде «костер принес дружбу
и веселье» — взяться за руки и ходить
вокруг «костра». За
тем игра выполняется с ведущим ребенком.
Функциональное упражнение «Море волнуется...». Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности.
Детям предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Инструктор произносит считалку:
Море волнуется — раз!
Море волнуется — два!
Море волнуется — три!
Морская фигура — замри!
Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора «отомри!» упражнение продолжается.
Коммуникативные упражнения делятся на 3 этапа:
-
индивидуальные упражнения
-
парные упражнения
-
групповые упражнения через
Коммуникативное упражнение с правилами «Скала». И. п. - дети на полу.
Дети (сидя, лежа) выстраивают «скалу», принимая различные позы, опираясь друг на друга. Условная линия на полу обозначает обрыв. По команде инструктора «Скала готова? Замри!» альпинист должен пройти вдоль обрыва перед скалой и не «сорваться». Он может держаться за скалу, шагая по выступу. Все участники упражнения могут поочередно выступить в роли альпиниста.
Коммуникативное упражнение «Золотая рыбка». Цель: развитие навыков взаимодействия и двигательного контроля.
Участники встают в круг, взявшись за руки и прижимаясь, друг к другу плечами, бедрами, ногами. Это — сеть. Водящий «золотая рыбка» стоит в кругу. Его задача — выбраться из круга, а задача сети — не выпустить рыбку. Если водящему долго не удается выбраться из сети, то дети ему помогают.
Визуализация является репрезентацией в уме несуществующего объекта, явления или события. Упражнения могут выполнятся с закрытыми глазами. Она эффективно развивает мозолистое тело и интегрирут работу мозга.
Релаксация (состояние расслабленности) может проводится в начале и конце занятия.
Релаксация «Поза покоя». Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая —
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье...
И становится понятно —
Расслабление приятно!
Релаксация «Кулачки». Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. И.п. — сидя па полу.
Педагог: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох — пауза, выдох — пауза! Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза.
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты (сжать пальцы).
Пальчики сильней сжимаем —
Отпускаем, разжимаем.
Легко
поднять и уронить
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики».
Игры
Игра «Ласковые лапки». Цель: снимает напряжение, снижает агрессивность, развивает чувственное восприятие, способствует гармонизации отношений между ребенком и взрослым.
Содержание
игры. Взрослый кладет на стол 6–7 мелких
предметов различной фактуры: кусочек
меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы,
вату. Ребенку предлагается оголить руку
по локоть. Воспитатель объясняет ему,
что по руке будет ходить «зверек» и касаться
ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами
угадать, какой «зверек» прикасался к
руке, — отгадать предмет. Прикосновения
должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» прикасается к
щеке, колену, ладони. Можно поменяться
с ребенком ролями.
Игра «Кричалки — шепталки — молчалки». Цель: регулирует поведение возбужденных детей, успокаивает их. Развиваются наблюдательность, умение действовать по правилу, волевая регуляция.
Содержание игры. Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую ладонь — «шепталку», можно тихо передвигаться и шептаться; синюю ладонь — «молчалку», дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой». После того как дети в конце игры лягут на пол, можно включить спокойную музыку.
Игра «Гвалт». Цель: развитие внимания.
Содержание
игры. Один из участников (по желанию)
становится водящим и выходит за дверь.
Группа выбирает какую-либо фразу или
строчку из известной всем песни. Каждому
участнику достается одно слово. Затем
входит водящий, и игроки одновременно
громко повторяют каждый свое слово. Водящий
должен догадаться, что это за песня.
Желательно, чтобы каждый ребенок повторил
вслух доставшееся ему слово еще до прихода
водящего.
Игра «Менялки». Цель: развитие коммуникативных навыков.
Содержание
игры. Участники садятся в круг, выбирают
водящего, который встает и выносит свой
стул за круг. Таким образом получается,
что стульев на один меньше, чем играющих.
Далее ведущий говорит: «Меняются те, у
кого... (светлые волосы, часы и т.д.). Имеющие
названный признак должны быстро встать
и поменяться местами. В это время водящий
старается занять свободное место. Участник
игры, оставшийся без стула, становится
водящим.
После проведения всех или нескольких
игр (по усмотрению ведущего) целесообразно
обсудить в группе эффективность и сферы
применения каждой игры.