Гештальт-группа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:45, контрольная работа

Описание работы

Гештальт - это метод, позволяющий сделать жизнь более наполненной ощущениями и более осмысленной. Он учит людей не только думать о жизни, но и переживать ее во всех ее проявлениях, открывать в себе все новые и новые ресурсы, видеть и чувствовать новые грани окружающего мира и своей личности. Поэтому гештальт - это не просто психотерапевтический метод, а стиль жизни постепенно преображающий ее.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Групповая гештальт терапия ………………………………………………...5
2 Принцип работы гештальт-группы……………………………………….…. 8
2.1 Основные принципы гештальткоррекции………………….…………... 10
2.2 Виды работы в гештальт-группе………………………………………... 12
2.3 Основные приемы, используемые в работе гештальт-групп ……….…16
2.4 Групповой феномен ………………………………………….…….……..20
3. Основные процедуры характерные для групповой гештальт-терапии…26
Вывод…………………………………………………………………………… 30
Литература …………………………

Работа содержит 1 файл

контрольная гештальт.doc

— 144.50 Кб (Скачать)
ustify">     1) та энергия, которая тратится  на подавление отрицательных эмоций, может быть направлена на достижение позитивных целей.

     2) при открытом выражении чувств  обнажаются крайние стороны любого  внутреннего конфликта. 

     3) возможно интегрировать различные  аспекты личности.

     Одна  из методик – разыгрывание ролей. Такая работа может побудить человека к проигрыванию новых форм поведения. Каждая форма поведения, которую участник выбирает с целью преодолеть затруднение, отражает реальный аспект его Я. Эта методика помогает выявлять проекции в своем Я. Часто бывают полезными намеренные несоответствия, преувеличения. Отдельные чувства можно выделить из общего эмоционального фона если начать утрировать их невербальные выражения. О скрытых эмоциях можно судить и по интонации.

     4. Анализ сновидений и фантазий.

     Теоретически образы сновидения – фрагменты личности, которые были ею отторгнуты. В групповой гештальт-терапии не приписывают сновидениям того символического значения, как в психоанализе. Работа со сновидениями и фантазиями включает два процесса: перенос их на реальную почву и возвращение личности тех ее фрагментов, которые были спроецированы на вымышленные образы.

     Перенос на реальную почву – участник описывает  сон (фантазию) в настоящем времени. Описывая сон таким образом, человек  вновь погружается в сновидение и повторно переживает все его события, но уже в условиях группы. Каждый объект или фигура сновидения представляет собой отчужденный фрагмент личности. Участника можно попросить представить себя горным пиком и описать свои ощущения от первого лица. Когда человек по очереди проигрывает роли всех виденных во сне живых существ и неживых объектов, он выявляет те аспекты своей личности, которые до сих пор никогда не осознавал в полной мере.

     Другой  вариант этого упражнения предусматривает  описание сна с позиций присутствующих в нем существ или объектов. При этом не обязательно рассматривать весь сон целиком, достаточное количество информации может содержаться даже в его небольшом фрагменте. Если воспроизведение снов по памяти вызывает затруднения, можно исследовать фантазии или грезы наяву. Если основу сновидения составляет обсуждение или спор, можно воспользоваться методикой пустого стула. Для наглядности роль фигур из сновидения можно поручить кому-то из группы. Это нужно, чтобы обозначать взаимное положение фигур из сновидения. Их позы или чтобы воспроизводить услышанные фразы.

     5. Принятие ответственности.

     Механизмы развития любого невротического состояния  связаны с неспособностью индивидуума  полностью отвечать за себя, потому важно чтобы каждый участник группы прямо обращался к другому, а не обсуждал его в третьем лице. При изменении конструктов: « мне нельзя, мне необходимо, мне следует» на «я не буду, я хочу, я решил» члены группы берут на себя ответственность за свои мысли и т.д. Руководитель также побуждает к замене союза «но» на «и». рекомендует менять вопросительные предложения на утвердительные, чтобы участники могли выявить собственные ресурсы, а не пытались мобилизовать других.

     6. Преодоление сопротивления.

     В групповой гештальт-терапии сопротивление проявляется в отказе выполнять предлагаемые упражнения. Руководитель группы использует сопротивление для расширения самосознания клиента, анализа причин нежелания или кажущейся неспособности клиента что-то сделать. Руководитель может предложить упорствовать в своем сопротивлении, например, повторяя фразу: «Я не буду этого делать!» или завершая начатую фразу: «Если я чего и хочу избежать, так это ….». Сопротивление может находить выражение и в мышечном напряжении – руководитель может привлечь внимание участника к его сдавленному голосу и т.д.

     Защитные  функции могут проявляться в  форме ослабления остроты сенсорного восприятия (человек может не слышать  того, что ему говорят, не видеть того, что он делает…). Подавление переживаемых чувств может отразиться на характере дыхания. С физиологическими проявлениями сопротивления можно работать, используя методику пустого стула (диалог с напряженным участком тела). В гештальт-группах нет установки на то, чтобы сводить на нет сопротивление. Члены группы должны признать наличие у себя сопротивления и понять, что они не хотят осознавать. Часто осознание стимулирует к дальнейшему продвижению, которое может быть связано с риском пережить заблокированные чувства.

     Процедуры групповой гештальт-терапии позволяют  в кратчайшие сроки выявить особенности своего Я. Но руководителю гештальт-группой необходимо соблюдать баланс между конфронтацией, фрустрацией и поддержкой. [5]

                                                     
 
 
 
 
 
 

                                          Вывод 

     Работа  в гештальт - группах является эффективным методом коррекции для чрезмерно нормативных, социально скованных, сдержанных, тревожных клиентов, ограниченное функционирование которых связано с наличием «внутренних блоков» Такие люди обычно получают мало удовольствия от жизни.

     Ценность групповой работы в том, что члены группы, наблюдая за поведением работающего пациента, начинают лучше понимать себя и собственные проблемы, могут идентифицироваться с пациентом, находящимся на «горячем месте». Кроме того, по принципу цепной реакции при возникновении сильного эмоционального переживания у одного участника аналогичные переживания могут возникнуть и у остальных. Таким образом, предполагается, что наблюдение само по себе способствует изменению.

     Процедуры групповой гештальт-терапии позволяют в кратчайшие сроки выявить особенности своего Я. Но руководителю гештальт-группой необходимо соблюдать баланс между конфронтацией, фрустрацией и поддержкой.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   Литература 

1. Гронский А. Классическая гештальт-группа. // Российский гештальт (выпуск 3) / Под ред. Н.Б. Долгополова, Р.П. Ефимкиной. - Новосибирск: Научно-практический центр психологии НГУ, 2001. (http://gestaltnsk1.narod.ru/classic.htm)

2.  Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002 - 510 с.

3. http://gestalt.dp.ua/index/0-4

4.    http://gestalt.dp.ua/index/0-104

5.   http://www.psyworld.ru/for-students/cards/clinical-psychology/313-2008-09-05-17-47-57.html

Информация о работе Гештальт-группа