Гештальт-группа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:45, контрольная работа

Описание работы

Гештальт - это метод, позволяющий сделать жизнь более наполненной ощущениями и более осмысленной. Он учит людей не только думать о жизни, но и переживать ее во всех ее проявлениях, открывать в себе все новые и новые ресурсы, видеть и чувствовать новые грани окружающего мира и своей личности. Поэтому гештальт - это не просто психотерапевтический метод, а стиль жизни постепенно преображающий ее.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Групповая гештальт терапия ………………………………………………...5
2 Принцип работы гештальт-группы……………………………………….…. 8
2.1 Основные принципы гештальткоррекции………………….…………... 10
2.2 Виды работы в гештальт-группе………………………………………... 12
2.3 Основные приемы, используемые в работе гештальт-групп ……….…16
2.4 Групповой феномен ………………………………………….…….……..20
3. Основные процедуры характерные для групповой гештальт-терапии…26
Вывод…………………………………………………………………………… 30
Литература …………………………

Работа содержит 1 файл

контрольная гештальт.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

                                     Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 

1. Групповая  гештальт терапия ………………………………………………...5

2 Принцип работы  гештальт-группы……………………………………….…. 8

   2.1 Основные принципы гештальткоррекции………………….…………... 10

  2.2 Виды работы в гештальт-группе………………………………………... 12

   2.3 Основные приемы, используемые в работе гештальт-групп ……….…16

   2.4 Групповой феномен ………………………………………….…….……..20

3. Основные  процедуры характерные для групповой гештальт-терапии…26 

Вывод…………………………………………………………………………… 30

Литература ……………………………………………………………………...31

                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Введение 

     Слово Gestalt (гештальт) на русском языке звучит достаточно необычно и даже пугающе. Это слово немецкого происхождения. Гештальт в переводе с немецкого означает «образ», «фигура», «сущность», «завершенность», «конфигурация»...[3]

     Гештальт - это метод, позволяющий сделать жизнь более наполненной ощущениями и более осмысленной. Он учит людей не только думать о жизни, но и переживать ее во всех ее проявлениях, открывать в себе все новые и новые ресурсы, видеть и чувствовать новые грани окружающего мира и своей личности. Поэтому гештальт - это не просто психотерапевтический метод, а стиль жизни постепенно преображающий ее. С позиции гештальт-подхода, человек является целостным многомерным существом – одновременно животным, психологическим, социальным и духовным. [3]

     Гештальттерапия была разработана Ф. Перлзом и  является оригинальным методом психотерапии и роста личности. Перлз был терапевтом с уникальной интуицией и чувствительностью, его яркая, незаурядная личность, а также вызывающий стиль в глазах многих людей носили отпечаток большой самонадеянности. В настоящее время руководители групп, занимаются ли они только гештальттерапией или заимствуют некоторые ее приемы, принимают те теоретические понятия гештальттерапии и используют те ее техники, которые в наибольшей степени соответствуют их стилю. 

     Хотя  Перлз был основателем гештальттерапии  и авторитетным специалистом, многие из современных руководителей гештальт-групп пошли гораздо дальше своего учителя. Развитие гештальттеории привело к созданию множества упражнений и экспериментальных приемов, начиная от методики "двух стульев" и кончая воображаемыми диалогами с объектами мечты, которые вполне применимы и в рамках других терапевтических подходов. Однако гештальтподход не является тем теоретическим подходом, который предоставляет уже готовый набор методик для проведения групп.

     В последнее время гештальттерапевты  стали в большей степени использовать групповое взаимодействие и поддержку. Одним из основных вкладов гештальт-групп является то, что они дают возможность выбора между ними и традиционными видами терапии с преобладающей ориентацией на функции сознания.

     Гештальт-метод может слишком сильно воздействовать на членов группы, поэтому руководитель должен опираться на знание и понимание теоретических положений, а также обладать опытом в гештальт- и групповых процессах.  

                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          1. Групповая гештальт терапия 

     Для гештальт-терапевта пациентом является человек, который хронически препятствует самому себе в удовлетворении собственных потребностей и достижении своих целей. У него неадекватные представления о своих возможностях и особенностях, а его прежний опыт не развил в нем внутренний источник опоры, позволяющий эффективно преодолевать трудности. Процесс саморегуляции протекает у него неэффективно, поскольку его личность расщеплена на множество изолированных частей. Гештальттерапия с успехом применяется при работе с клиентами, имеющими психосоматические расстройства (включая мигрень, язвенный колит, спазмы шеи и спины), с супружескими парами, с клиентами, имеющими трудности во взаимодействии с авторитетными фигурами и широким спектром интрапсихических конфликтов. [2, C.439]

     Под гештальт-группой мы понимаем модель групповой работы разработанной  Ф.Перлзом и активно используюмую им в 60е гг. в Эсалене. При этой модели работы в фокусе внимания группы находится участник, который вышел на «горячий стул» и с помощью терапевта работает со своими личностными проблемами, сновидениями, фантазиями или другим психологическим материалом. Несмотря на свои ограничения, эта модель актуальна и поныне, особенно в группах имеющих дидактические цели, и в группах ориентированных на личностный рост. Очевидно, что при таком стиле работы ведущий должен свободно владеть практикой проведения индивидуальных сессий. Однако, чтобы групповая работа была успешной для него не менее важно быть чувствительным к групповым процессам, уметь их регулировать и использовать в терапевтических целях.  Иначе, даже при самом  благоприятном развитии событий, группа превратится лишь в демонстрацию работы терапевта, театр одного актера, и будет утрачен ее собственный терапевтический потенциал. [1, С.62]           

 Для  начала, вкратце вспомним основные  групповые феномены (далее мы рассмотрим их подробнее) и проанализируем их влияние на терапевтическую работу. Феномены жизни группы могут проявляться в любой последовательности. В самом начале группы, фазе ориентации и зависимости, преобладает интроективный способ регуляции границ контакта («Скажите, что нам делать?») и проективно-ретрофлексивный механизм («Безопасно ли здесь проявлять себя? Что у него (у них) на уме? Можно ли доверять руководителю и участникам?»). При этом за механизмами защиты стоят потребности в безопасности и принятии. При дальнейшем развитии группы на первый план выходит проективный способ регуляции границ, потребности в проявлении и утверждении себя. На третьей стадии (стадия сотрудничества) на первый план выходит конфлюентный механизм - формируется чувство Мы. Участники стремятся избегать проявления негативных чувств, избегать конфликтов. Однако если конфлюэнция становится чрезмерной, это приводит к трудностям выделения участниками себя из группы («Мы все вместе», “Мы все хорошие”). Высокая конфлюэнтность приводит к затруднению индивидуального самовыражения.  Далее способы регуляции границ используемые участниками приобретают сбалансированный характер (стадия целенаправленной деятельности), в группе допускается выражение как теплых, так и агрессивных чувств, конфликты не замалчиваются, а обсуждаются.           

 При  чрезмерной выраженности защитных  механизмов на первых двух  стадиях терапевтическая работа  в группе оказывается заблокированной - нет желающих выходить на “горячий стул”, а если кто и вышел, терапевтические сессии оказываются вялыми и не вызывают эмоционального отклика у группы. Ретрофлексия делает невозможным спонтанное выражение чувств как со стороны работающего на “горячем стуле” клиента, так и со стороны группы. Проективные механизмы напротив приводят к большому количеству неадекватных обратных связей - либо в виде прямой агрессии (проистекающей прежде всего из непроявленных внутригрупповых отношений), либо в виде наставлений как нужно жить. И первая, и вторая ситуация ятрогенны для клиента, и хотя он вышел на “горячее место”, после него врядли кто-нибудь решится повторить этот ” подвиг” и “бросится на амбразуру”. Другими словами, для этого клиента группа не выполнила своей терапевтической роли, а стала дополнительным психотравмирующим агентом. [1, С.62]          

  Высокая  конфлюэнтность во второй фазе  приводит к затруднению выражения  негативных чувств друг другу.  С другой стороны, агрессия  наиболее вероятно будет направляться на того, кто пытается отстоять свою автономию в группе - несогласный с групповыми нормами рискует стать “козлом отпущения”. Т.о. чрезмерная выраженность защитных механизмов и неумение с ними справиться ведущего придает группе антитерапевтический характер. 
           Следует сказать об особенностях динамики гештальт-группы. Поскольку она не фокусируется непосредственно на развитии внутригрупповых отношений, групповые потребности выражаются опосредованно в процессе индивидуальных сессий через идентификацию участников с работающим на “горячем стуле” и в процессе предоставления группой обратной связи. Индивидуальная терапевтическая динамика участников достигается   не только благодаря личной работе на “горячем стуле”, но и в связи с процессом идентификации, и в связи с приобретением опыта выражения чувств в промежутках между индивидуальными сессиями. Показателем хорошей динамики группы следует считать возрастание открытости участников, как тех, кто предъявляет свои проблемы, так и тех, кто дает обратную связь. Повышение открытости проявляется в предъявлении более интимных проблем, выражении более широкого спектра чувств и с большей интенсивностью их проявления. Преодоление неадекватных    способов регуляции границ мобилизует собственный терапевтический потенциал группы. На наш взгляд, терапевтическая роль участников гештальт-группы заключается в эмоциональном принятии предложившего свою проблему и в  предоставлении ему адекватной (точной и не наносящей неоправданных ран) обратной связи. Т.о. в задачи ведущего входит работа с защитными механизмами, препятствующими терапевтическому процессу и мобилизация   терапевтического потенциала группы. [1, С.63]
 
 
 

                2 Принцип работы гештальт-группы 

     Целью гештальт-группы является пробуждение  организмических процессов в каждом участнике. Долговременной целью группы является достижение личностной зрелости путем избавления от старых непродуктивных форм поведения и создания новых поведенческих стереотипов, и каждый используемый терапевтом прием должен поддерживать члена группы на пути к полному функционированию и подлинности. Каждый раз, когда руководитель фокусирует внимание группы на сознавании процессов, принадлежащих внутренней и внешней зонам, способность членов группы адекватно взаимодействовать с окружением и с самими собой возрастает. По мере роста сознавания члены группы находят все лучшие способы использования естественных процессов для установления и прекращения контактов с окружением. Это позволяет выявлять незаконченные ситуации и завершать их. Гештальтподход сам по себе является гештальтом: каждый эксперимент имеет целью стимуляции организмических процессов и увеличение потенциала зрелости. 

     Руководитель  группы отвечает за темп работы группы. Он может начать с серии групповых  упражнений, которые фокусируют внимание на сознавании процессов установления и прекращения контактов, затем предложить добровольцу занять "горячее место". Доброволец должен придерживаться принципа "здесь и сейчас" и отдавать себе отчет о содержании своего сознания (Fagan, 1971). Руководитель не интерпретирует поведение добровольца и не направляет его на обсуждение конкретных вопросов. Он следует за рассказами добровольца и таким образом поддерживает его в попытках сознавать чувства и невербальные контакты. Они вместе, руководитель и доброволец, создают ситуацию "сознавания настоящего". 

     Для того чтобы достичь успеха, руководитель группы должен сам придерживаться принципа "здесь и сейчас", взаимодействовать  с членами группы с позиции  неподдельности, а также уметь  творчески использовать гештальтэксперименты и выбирать те упражнения, которые наиболее соответствуют в данный момент потребностям членов группы. Каплан (Kaplan, 1978) описал пять направлений проведения группы ее руководителями. Из-за больших расхождений в стилях руководителей они применимы не ко всем типам гештальт-групп. [4]

     Руководитель  гештальт-группы одномоментно работает не со всеми ее участниками, а один на один с кем-либо из ее членов, добровольно  согласившимся стать на время  главным действующим лицом, т.е. сесть на так называемое «горячее место». Остальные члены группы наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и клиента, находящегося на «горячем стуле». В результате такого наблюдения они начинают лучше понимать и осознавать собственные проблемы, идентифицируя себя с человеком, с которым работает ведущий.

       В современной групповой гештальт-терапии выделяют следующие понятия:

- незавершенный гештальт – это и есть проблема, а человек, находящийся «в проблеме» не способен осознать, а, следовательно, сделать правильный выбор, определить, какая из его потребностей доминирующая. Потому базовое понятие в современной гештальт-терапии – континуум осознания.

- континиум осознания в понимании современных гештальт-терапевтов - это свободно текущее формирование гештальта, при котором то, что представляет наибольший интерес для личности, отношения или группа, выходит на передний план, где с этим можно контактировать и справляться так, что затем оно может уйти на задний план и оставить передний план для следующего гештальта.

- контакт возникает в любой актуальной ситуации в настоящем, в единственный момент, когда возможны переживание и изменение. Потому один из основных принципов гешьальт-терапии – принцип «здесь и теперь». Говоря о прошлом, воспоминания, сожаления, возмущение, горе или ностальгия присутствуют здесь и теперь и относятся к настоящему. Говоря о будущем, фантазируя, планируя, надеясь, ожидая, собираясь - человек находится здесь и теперь.

     Ключевыми понятиями гештальттерапии являются осознание и сосредоточенность на настоящем. Саморегуляция зависит от осознания человеком того, что с ним сейчас происходит, и от способности жить текущими заботами. От участников гештальт-групп требуется, чтобы они не обращались к прошлому опыту и не думали о будущем.

     Основные  формы работы гештальт-групп

     1.      Клиент-центрированная терапия.

     2.      Группо-центрированная терапия.

     3.      «Мастерская».

     Принципы  и технические процедуры, используемые в гештальткоррекции, связаны с настоящим. [2, C.431]

                  

               2.1 Основные принципы гештальткоррекции

     1.      Принцип «здесь и сейчас». Это функциональная концепция того, что делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого является частью «сейчас», а то, что происходило несколько минут назад, не является «сейчас». «Живи сейчас, пусть тебя заботит настоящее, а не прошлое или будущее».

     Гештальткоррекция исходит из того, что люди тратят свою энергию на сожаление о прошлом  или на тревоги и опасения, связанные  с будущим, вместо использования  энергии для решения насущных задач. «Здесь и сейчас» выступает существеннейшим моментом психологического процесса, когда психолог побуждает клиента оставаться в потоке актуальных переживаний, не выходя из него и тем самым научаясь соотносить свое переживание ситуации с самой ситуацией. [2, C.431]

Информация о работе Гештальт-группа