Гештальт-группа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:45, контрольная работа

Описание работы

Гештальт - это метод, позволяющий сделать жизнь более наполненной ощущениями и более осмысленной. Он учит людей не только думать о жизни, но и переживать ее во всех ее проявлениях, открывать в себе все новые и новые ресурсы, видеть и чувствовать новые грани окружающего мира и своей личности. Поэтому гештальт - это не просто психотерапевтический метод, а стиль жизни постепенно преображающий ее.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Групповая гештальт терапия ………………………………………………...5
2 Принцип работы гештальт-группы……………………………………….…. 8
2.1 Основные принципы гештальткоррекции………………….…………... 10
2.2 Виды работы в гештальт-группе………………………………………... 12
2.3 Основные приемы, используемые в работе гештальт-групп ……….…16
2.4 Групповой феномен ………………………………………….…….……..20
3. Основные процедуры характерные для групповой гештальт-терапии…26
Вывод…………………………………………………………………………… 30
Литература …………………………

Работа содержит 1 файл

контрольная гештальт.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

     «Три фразы». Упражнение используется с целью тренировки умения принять на себя ответственность.

     Работая в парах, участники произносят поочередно по три фразы, глядя в глаза  партнеру и начиная с определенных слов, а затем изменяют фразу, заменяя первые слова заданными, но сохраняя ее окончания. Каждую часть упражнения необходимо выполнить без обратной связи, поочередно, меняясь ролями. Обсуждение проводится в паре, а затем, по завершении всех частей упражнения, - в группе.

     Часть 1. Начало фраз: «Я должен...» продолжить, добавив окончание. Заменить начало фразы «Я должен...» на «Я предпочитаю...» (а окончания фраз оставить прежними).

     Часть 2. Начало фраз: «Я не могу...». Замена - «Я не хочу...».

     Часть 3. Начало фраз: «Мне надо...». Замена - «Я хочу...».

     Часть 4. Начало фраз: «Я боюсь, что...». Замена - «Я хотел бы...».

     Преодолению психологического внутреннего сопротивления  самораскрытию способствуют приемы типа релаксации, а также специальный  прием, называемый осознанием фантомов. Под фантомами имеются в виду психологические представления и барьеры, мешающие человеку вести себя раскованно. Сопротивление скрывает истинные чувства, которых клиент избегает, поэтому психолог старается обратить внимание клиента на его сопротивление. Например, спросив: «Слышишь ли ты сейчас свой голос?» и выясняя, какие чувства стоят за этим. [2, C.438]

     Ведущему стоит задавать себе вопросы: какие защитные механизмы действуют в группе; каков общий эмоциональный фон в группе; каковы доминирующие групповые потребности; какие действия можно предпринять для преодоления чрезмерных сопротивлений? и т. д.   
 

                2.4 Групповой феномен

     Существенно влияют на характер индивидуальной терапевтической работы в гештальт-группе и на личную терапевтическую динамику участников, это групповые феномены.

     Рассмотрим  примеры работы с некоторыми групповыми феноменами.

     1. Групповая ретрофлексия

     Ретрофлексивная позиция группы является обычным  и нормальным феноменом в начале занятий вновь сформированной группы или при появлении незнакомого ведущего в уже сформированной, например учебной группе, даже если для ее участников в целом не характерно ретрофлексивное поведение.   Ретрофлексивные феномены могут сохраняться в группе длительное время в случаях, если ведущий не провел работы по созданию атмосферы безопасности или проигнорировал непроявленные отношения между участниками. Такую ретрофлексию можно назвать ситуационно обусловленной. Ретрофлексивный способ регуляции границ группой может сохраняться долго, если ретрофлексивное поведение является характерологической особенностью большого количества  членов группы. Суммируясь из индивидуальных векторов, оно создает ретрофлексивный характер всей группы. 
               Ситуативная ретрофлексия в начале групповых занятий обусловлена действием проективного механизма, и задачей ведущего является «разоблачение» негативных проекций. Основной стратегией  становится помощь в увеличении количества контактов внутри группы, в результате которых негативные проекции разрушаются. Конкретными приемами могут быть побуждение участников к свободной дискуссии, упражнения на групповое взаимодействие и на взаимодействие в парах. При ретрофлексии связанной с непроявленными внутригрупповыми отношениями ведущий может посвятить часть времени их прояснению. Его действию в этом случае подробно описаны нами в статье «Дидактическая модель работы с групповым процессом». [1, С.64]

     2. Ретрофлексия и работа в режиме индивидуальных сессий

     При работе в режиме индивидуальных сессий действие ретрофлексии оказывается двусторонним. Ретрофлексия работающего участника приводит к недостаточному проявлению чувств, что может вызывать у участников группы реакцию скуки и стоящего за ней раздражения. Ретрофлексивная позиция группы препятствует получению, работавшим со своей проблемой участником, достаточной обратной связи, что может переживаться им как эмоциональное отвержение. Действия ведущего в этом случае заключаются в том, что он подает пример эмоциональной экспрессии, активно обращается к участникам с просьбой дать обратную связь (в том числе возможна структурированная процедура, когда участникам предлагается высказаться по кругу), с помощью вопросов фокусирует внимание членов группы на эмоциональных переживаниях. Ведущий может поддерживать задавание группой вопросов, работающему участнику («Вы поняли какая у него проблема? Кто-нибудь хочет уточнить?»). Если задаваемые вопросы уводят от сути дела (например, обращены исключительно к интеллекту и прерывают эмоциональные переживания), то терапевт может комментировать это и предлагать их переформулировать (например, заменить «почему» на «что»). С целью активизации ретрофлексивного участника ведущий может запросить обратную связь группы еще во время индивидуальной сессии или привлечь его внимание к поведению группы («Замечаешь, что происходит с группой? Кажется,  все скоро уснут»). Для активизации ретрофлексивной группы, ведущий может вовлекать ее в действие, например, поощряя работающего участника опробовать новые способы поведения во взаимодействии с группой (техника круга), привлекая участников группы к исполнению ролей. Не только отдельные участники, но и  вся группа может играть какую-либо часть клиента (например, его внутренний обвиняющий голос). 
         В целом, при ситуативной ретрофлексии действия ведущего направлены, прежде всего, на осознание и изменение вызвавшей ее ситуации. При работе с характерологической ретрофлексией отдельного участника или группы ведущий использует тактику перемежающейся поддержки и провокации, вызывающей эмоциональные реакции. [1, С.65] 

     3. Работа с проективной группой

     Ситуация  в проективной группе противоположна ситуации в ретрофлексивной. Если в  ретрофлексивной группе ведущему необходимо «растопить лед», чтобы группа ожила, то в проективной группе ему нужно  уметь справляться с активностью, которая приобретает ятрогенный характер для ее членов.

     Основной  задачей ведущего становится обеспечение  безопасности клиента, вызвавшегося работать на «горячем месте». Источником ятрогенного  воздействия могут стать спонтанные реакции участников во время индивидуальной сессии и некорректные обратные связи после ее окончания. Если при феномене групповой ретрофлексии ведущий старается поддерживать любую активность группы, включая ее в терапевтический контекст, то в проективной группе ему зачастую нужно сдерживать излишнюю спонтанность. Для обеспечения безопасности ведущий может вводить правила поведения во время индивидуальных сессий, которые позволяют контролировать активность группы (например, «Во время, когда кто-то из вас работает на «горячем стуле», остальные участники играют роль свидетелей. После окончания сессии вы сможете высказаться о своих переживаниях», «Если во время сессии у вас возникнет желание что-то сказать работающему участнику, обратитесь ко мне»). Ведущему также следует определять правила обратной связи («Во время обратной связи я прошу вас поделиться чувствами, которые возникали у вас во время сессии»). Но, несмотря на введение правил, наверняка найдутся участники, которые будут давать советы или высказывать суждения по поводу работавшего клиента и его жизни. Ведущий может пресекать подобные проективные феномены, напоминая о правилах. Однако, исходя из нашего опыта, эффективным оказывается обращение проекций («Можешь сказать то же самое о самом себе?») и усиление фокусировки на чувствах («Ты сказал о своих мыслях, но ничего не сказал о чувствах», «Ты говоришь о нем. Скажи о своих переживаниях»). Эти же приемы могут использоваться, если участники делают опасные для клиента высказывания во время сессии. [1,С.66]  

       Может иметь место ситуация, когда большое количество негативных проекций в группе делает невозможной работу с личностными проблемами участников. В этом случае необходима работа по ассимиляции проекций, в связи с этим мы вновь отсылаем читателя к нашей статье «Дидактическая модель работы с групповым процессом».

     4.  Тактика ведущего в отношении интроективной группы

     Интроективная позиция группы является нормальной в начале цикла групповых занятий. Ведущий использует интроективный  механизм для введения терапевтических  норм в групповую работу. Преждевременная фрустрация интроективного механизма может спровоцировать чрезмерную тревогу и агрессию, поэтому на первых этапах ведущий активно направляет работу группы, предоставляя информацию, предлагая упражнения и формы работы. Однако, если он слишком долго выполняет эту роль, то это негативно сказывается на развитии группы - у участников не формируется чувство ответственности за свою жизнь в группе. Если интроективный механизм проявляет себя через высказывание участниками   иррациональных убеждений («Вы должны руководить нами», «Никому нельзя довериться полностью»), ведущий может вступать в конфронтацию с этими убеждениями лично или привлекать к дискуссии группу.

     5.  Конфлюэнтная группа

     В задачи ведущего входит поддержание  акцента на автономии участников, а также защита участников, которые  прерывают конфлюэнцию от агрессии группы. Конфлюэнция может появляться уже на самых ранних стадиях развития группы и является полезным феноменом, т.к. обеспечивает силы сплочения («У нас общие проблемы. Мы похожи»). Однако, если она чрезмерна, то это блокирует выделение участниками своих индивидуальных проблем и работу с ними, проявление аутентичных чувств. За конфлюэнцией стоит тревога и чувство небезопасности, которое наиболее остро в начале группы. Поэтому ведущему следует осторожно обращаться с этим феноменом, чтобы не превысить переносимый для группы порог тревоги и соответственно не  вызвать усиление центробежных сил. [1, С.67]

       На более позднем этапе, когда  формируется устойчивое чувство  Мы, попытка кого-либо из участников выйти из привычного слияния (например, не  согласие с нормой говорить на принятом в группе языке, или желание уйти из группы), приводит к активизации направленной на него групповой агрессии. В этом случае ведущему следует поддержать его право на автономию, если только его поведение не грозит нарушением групповой работы. В то же время полезно помочь участнику осознать реакцию группы на нарушение конвенциальных норм. Феномен конфлюэнции также затрудняет осознание личностных проблем участниками, приводит к неспособности сформулировать доминирующую проблему. В этом случае могут быть полезны упражнения активизирующие контакт с чувствами, будь то разыгрывание ситуаций или медитативные упражнения, помогающие участникам осознать свои проблемные зоны. [1, С.68] 

       6. Значение сеттинга

     На  взаимодействие в группе оказывает  влияние пространственное расположение участников и терапевта. Постановка горячего стула рядом со стулом терапевта, в отличие от сеттинга при методе работы по типу «блуждающего горячего места», позволяет достичь дополнительной энергетической мобилизации клиента, решившего выйти на «горячий стул», а также обеспечивает более интенсивный контакт с терапевтом. В частности, терапевт имеет больше возможностей оказать поддержку работающему клиенту. 
          Нам известны два основных варианта сеттинга в классической гештальт-группе (мы не рассматриваем вариант, когда стулья терапевта и клиента стоят на сцене в виде возвышения). При одном варианте стулья терапевта и клиента стоят в общем кругу, при другом - стул терапевта и «горячий стул» расположены в центре круга. На наш взгляд, первый вариант имеет те преимущества, что ведущему проще наблюдать за реакциями участников и поддерживать контакт с группой. Кроме того, находясь в кругу, участник ощущает большую поддержку членов группы. При положении в центре круга, ведущий и работающий участник оказываются в выделенном положении, как бы в центре амфитеатра со зрителями. При этом затрудняется контакт ведущего с группой, по крайней мере, для этого требуются дополнительные телесные движения. На наш взгляд, эта позиция более оправдана в демонстрационной, а не в терапевтической группе. [1, С.68]
 

3. Основные процедуры характерные для групповой гештальт-терапии  

     Методики  и упражнения групповой гештальт-терапии направлены на расширение сознания, интеграцию противоположностей, усиление внимания к чувствам, работу с мечтами, принятие ответственности за самого себя и преодоление сопротивления.

     1. Развития способности осознания.

     Упражнения  на развитие осознания фокусируют внимание на текущем моменте. Руководитель предлагает закрыть глаза и сконцентрироваться на соматических ощущениях, при этом участники повторяют «сейчас я осознаю….». Затем – сосредоточить внимание на внешней зоне, повторяя ту же фразу. Так можно научиться справляться с не нашедшими завершения в прошлом эмоциональными переживаниями и не испытывать при этом чувства внутреннего сопротивления.

     2. Интеграция полярностей.

     Представляет  собой формирование и завершение гештальтов зависит от нашей способности четко определять свои потребности и вступать в контакт с окружением. Каждый контакт составляют два аспекта:

     1) способность четко разграничивать  окружение и свое Я 

     2) способность выделять разные  стороны своего Я. 

     Свое  окружение и самих себя мы воспринимаем как полярности, что отражает подобный конфликт внутри нас. Упражнение «пустого стула» или «двух стульев» во время пребывания в горячем стуле. Гештальт-терапевты побуждают участника выделить обе стороны своего внутреннего конфликта и установить между ними диалог. Как только оба полюса полярности оказываются осознанными личностью, ей становится легче интегрировать их.

     В результате можно научиться отличать реальные события от фантазий и проекций. Методика двух стульев - индивидуальна, но полярности можно исследовать и на уровне всей группы , когда в ней возникают межличностные конфликты. Для того, чтобы выявить спектр чувств, каждому из членов группы можно обойти всех остальных и высказать им свое неудовольствие или одобрение. (хождение по кругу).

     3. Концентрация внимания на чувствах.

     Основная цель упражнений такого рода – проанализировать свои чувства. Чтобы формирование гештальта завершилось, старые чувства должны найти свое полное выражение.

Информация о работе Гештальт-группа