Гендерный стереотип в деловом взаимодействии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 14:48, реферат

Описание работы

В ходе профессиональной адаптации у женщин на первый план выходит социально-психологический аспект, тогда как у мужчин – профессионально-деятельностный. Даже осуществляя одинаковую профессиональную деятельность, мужчины и женщины по-разному к ней относятся.

Работа содержит 1 файл

Гендерные отношения без картинок.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

Таким образом, можно констатировать, что, в сущности, гендерные различия заведомо уступают индивидуальным. В ходе многочисленных исследований выяснилось, что у мужчин и женщин гораздо больше схожих качеств, чем отличий. Более того, многие из действительно существующих различий поддаются изменению в ходе обучения, при перемене жизненного уклада и социальных ожиданий. По мере развития общества традиционная картина начинает размываться, но скрытая дискриминация женщин.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение  

В заключение можно сделать следующий вывод: при выборе стиля руководства  и женщины, и мужчины демонстрируют достаточно разные модели деловых стратегий, которые опираются не на полоролевые особенности, а на требования эффективности. При этом необходим поиск моделей сочетания мужского и женского типов лидерства в управлении фирмой.

Сопоставление данных, полученных при анализе эффективности руководства, осуществляемого мужчинами и женщинами, позволяет утверждать, что при сравнении успешности мужчина более «эффективен» при постановке целей организации и по параметру лидерских качеств.

С другой стороны, женщина «эффективнее»  в сфере мотивации персонала, коммуникации и при принятии решений  – она с большей пользой  использует знания и потенциал сотрудников  для анализа альтернатив. Что  касается контроля, то мужчины и  женщины реализуют его одинаково успешно. Вывод напрашивается однозначный: потенциалы преимуществ мужчин и женщин-руководителей дополняют друг друга.

Оптимальная, с точки зрения эффективности, демографическая  структура организации предусматривает  одинаковое количество женщин и мужчин на всех уровнях управления.

И все  же, структура современного общества до сих пор патриархальна: высокооплачиваемой и престижной работой, как правило, занимаются мужчины. Статистика свидетельствует, что за одинаковую с мужчиной работу женщина получает меньше, причём не только в России, но и в большинстве других стран мира.

Доступ  к профессиональным занятиям и карьере, возросший для женщин по сравнению  с началом XX века, пока ещё имеет  количественное измерение и зачастую не приводит к необходимым качественным сдвигам. Речь идёт не столько о завоевании статусных позиций в иерархических структурах управления производством, сколько о существенном изменении самого его характера. В то же время домашним хозяйством занимается, как правило, женщина, что означает двойную нагрузку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1.  Бендас Т.В. Гендарная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 431 с.

2.  Бурганова Л.А. Теория управления: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2009. – 153 с.

3.  Гендерная психология. 2-е изд. / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.

4.  Чернышев В.Н, Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. – СПб.: Энергоатомиздат, 1997. – 568 с.

5.  Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы. – М.: Изд. Института социологии РАН, 1998. – 358 с.

6.  Котлова Т.Б., Смирнова А.В. Гендерные стереотипы в учебниках начальной школы // Женщина в российском обществе, 2001, № 3-4. С. 53-61.

7.  Тюрина И.О. Гендерные аспекты занятости и управления //Социологические исследования, 2002, № 11. С 135-142.

8.  Хохлова Т.П. Выявление гендерных аспектов менеджмента – фактор повышения эффективности управления //Менеджмент в России и за рубежом, 2001, №2.

9.  Шилова Т.А. Гендерные стереотипы в ресурсах сети Интернет //Женщина в российском обществе, 2004, № 1-2. С. 34-42.

10.  Шумкова М. А. Методологические подходы к исследованию гендерных стереотипов //Вестник Удмуртского университета, 2009, № 3-1. С. 107-116.

11.  Авдулова Т.П. Гендерные аспекты управленческой деятельности. – [Электронный ресурс]: статья, Центр дистанционного образования «Элитариум», 2010. URL: http://www.elitarium.ru (дата посещения 03.11.10). 
 

[1] Шумкова М. А. Методологические подходы к исследованию гендерных стереотипов //Вестник Удмуртского университета, 2009, № 3-1. С. 107-116. С. 107.

[2] Котлова Т.Б., Смирнова А.В. Гендерные стереотипы в учебниках начальной школы // Женщина в российском обществе, 2001, № 3-4. С. 53-61. С. 59.

[3] Шилова Т.А. Гендерные стереотипы в ресурсах сети Интернет //Женщина в российском обществе, 2004, № 1-2. С. 34-42. С. 34.

[4] Бендас Т.В. Гендарная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 431 с. С. 273.

[5] Тюрина И.О. Гендерные аспекты занятости и управления //Социологические исследования, 2002, № 11. С 135-142. С. 137.

[6] Гендерная психология. 2-е изд. / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с. С.377.

[7] Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы. – М.: Изд. Института социологии РАН, 1998. – 358 с. С. 101.

[8] Авдулова Т.П. Гендерные аспекты управленческой деятельности. – [Электронный ресурс]: статья, Центр дистанционного образования «Элитариум», 2010. URL: http://www.elitarium.ru (дата посещения 03.11.10).

[9] Хохлова Т.П. Выявление гендерных аспектов менеджмента – фактор повышения эффективности управления //Менеджмент в России и за рубежом, 2001, № 2.

Визуализация  – портал www.corbis.com 
 

Гендерные стереотипы российского рынка труда

http://www.superjob.ru/community/life/49849/

Про жизнь | 07.12.2010 18:48

 Исследовательский  центр портала Superjob.ru  

 В сентябре 2010 года Исследовательский центр  рекрутингового портала Superjob.ru (http://www.superjob.ru ) провел масштабное исследование, посвящённое гендерному распределению в различных сферах деятельности. Респондентам было предложено оценить, кто, по их мнению, проявляет себя лучше в том или ином виде деятельности – мужчины или женщины.  

 Какую  профессию считать исключительно  мужской, а какую – типично  женской? Отвечая на подобные  вопросы, мы, как правило, руководствуемся  личным опытом и суждениями  окружающих нас людей. Неудивительно,  что, рассуждая на эту тему, мы часто оказываемся во власти стереотипов. Однако бывают случаи, когда ситуация на современном рынке труда идёт вразрез с устоявшимися представлениями о гендерной принадлежности той или иной профессии. 

 Стоит  сказать, что в большинстве  случаев представления россиян о том, кто успешнее в той или иной области – мужчины или женщины – соответствовали ситуации на рынке труда. Так, более половины россиян (58%) убеждены, что бухгалтер – исключительно женская профессия. Это подтверждается и статистикой по соискателям: представителей сильного пола в этой сфере всего 5% (против 95% дам). По мнению 51% опрошенных, женщины эффективнее трудятся и в должности инспектора отдела кадров. Согласно статистике, на эту работу женщин берут в 97% случаев. Ещё очевиднее ситуация с секретарями: в том, что с делопроизводством лучше справляются дамы, уверены 75% респондентов. На деле 99 из ста секретарей в России – женщины. Около половины россиян (53%) считают женской прерогативой фармацевтику; дамы составляют около 81% от общего числа специалистов в данной области. Профессию оператора call-центра назвали женской 62% респондентов. И действительно, представительниц прекрасной половины человечества среди работников этой сферы – 85%.  

 Среди  сугубо мужских ремёсел лидирует  относительно молодая профессия программиста. Занятием для настоящих мужчин разработку компьютерных программ считают 79% опрошенных. И это соответствует действительности: 83% программистов и разработчиков – мужчины. Профессию биржевого торговца, трейдера, 55% респондентов также отнесли к разряду мужских, что верно отражает ситуацию на рынке: женщин среди специалистов этой сферы всего 7%. По мнению 47% наших сограждан, сильный пол лучше справляется и с проектированием. Согласно статистике, мужчин среди проектировщиков более половины (63%). Около половины респондентов (51%) назвали типично мужской профессию инженера по охране труда и технике безопасности. Это соответствует реальному положению дел – среди инженеров по ОТ и ТБ 60% мужчин. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и с региональными представителями: в том, что в этом деле предпочтительнее мужчины, уверены 46% опрошенных. Действительно, представителей сильного пола здесь заметно больше, чем женщин (79%). 

 Слабый  пол, по мнению россиян, эффективнее  в аудиторской деятельности, связях с общественностью, управлении персоналом, дизайне, рекламе, страховании и туризме. Респонденты уверены, что дамы лучше справляются с переводами, сметным делом, экологией, экономикой и преподаванием. Мужчинам же опрошенные отводят такие занятия, как бизнес-аналитика, управление проектами, закупки и логистику. По мнению респондентов, представители сильного пола лучше работают в качестве менеджеров по продажам, торговых представителей и спортивных тренеров. Мнение россиян подтверждает и статистика. 

 Любопытно,  что в ряде случаев представления  россиян о некоторых профессиях  ломают вековые стереотипы. Так,  стряпня всегда считалась женским  уделом, однако более половины  россиян (52%) отнесли профессию  повара к мужским. Согласно  исследованию рынка труда, среди поваров организаций общепита на самом деле больше представителей сильного пола (67%). Искусством массажа, по мнению 45% опрошенных, также лучше владеют мужчины. И действительно, женщин-массажисток гораздо меньше, чем мужчин, – всего 39%. А вот в ситуации с архитекторами россияне (49%) ошиблись, предположив, что это типично мужское занятие. На самом же деле эту профессию активно осваивают современные дамы – женщин-архитекторов сегодня уже около 60%. 

 Есть  ещё целый ряд профессий, представления  россиян о которых не соответствуют реальному положению вещей. Так, пятая часть респондентов (20%) уверена в большей эффективности мужчин-ветеринаров, а 25% - мужчин-докторов. Статистика же утверждает, что в данных сферах женщин занято чуть больше (по 57%). В том, что с управлением финансами и налоговыми проверками лучше справляются мужчины, уверены 22% и 28% респондентов соответственно. На самом же деле эти сферы деятельности подчинены женщинам: среди менеджеров по финансам 69% дам, среди налоговых инспекторов – 73%. Журналистам-мужчинам отдаёт предпочтение 21% опрошенных, в то время как в данной профессии доминирует слабый пол (72%). Ещё любопытнее ситуация с профессией модельера: несмотря на лидерство женщин в данной сфере (85%), каждый четвертый респондент (25%) уверен, что конструирование одежды лучше удаётся мужчинам.  

 По мнению 44% участников опроса, мужчины более  эффективны и в юриспруденции,  однако в действительности здесь  также преобладают женщины (61%). В свою очередь 35% россиян убеждены, что лучшие фотографы – мужчины. Остаётся надеяться, что несколько преобладающим в данной сфере женщинам (53%) удастся сломать этот стереотип.  

 Не соответствуют  гендерному распределению на  рынке труда представления наших  сограждан и о некоторых молодых  профессиях. Так, среди менеджеров по внешнеэкономической деятельности больше женщин (54%), однако, по мнению респондентов, лучше реализуют себя на данном поприще мужчины (26%). Представительницы слабого пола преобладают и в маркетинге (73%), но, согласно общественному мнению, эффективнее в этой области именно сильный пол (19%).  

 Место  проведения опросов: Россия, все  округа

 Время  проведения: 20-27 сентября 2010 года

 Исследуемая  совокупность: экономически активное  население России старше 18 лет

 Размер  выборки: в каждом опросе участвовали по 1800 респондентов

 Вопрос:

«Как Вы считаете, с указанной профессией лучше справляются мужчины или  женщины?»

 Ответы  респондентов распределились следующим  образом:

№ Профессия / специальность Варианты ответа Статистика по соискателям

мужчины женщины пол не имеет значения затрудняюсь ответить 

1. Event-менеджер 9% 37% 44% 10% 24% 76%

2. PR-менеджер 15% 24% 53% 8% 30% 70%

3. Агроном 32% 7% 50% 11% 64% 36%

4. Архитектор 49% 4% 40% 7% 40% 60%

5. Аудитор 14% 26% 48% 12% 34% 66%

6. Бизнес-аналитик 35% 7% 47% 11% 57% 43%

7. Бренд-менеджер 16% 14% 55% 15% 33% 67%

8. Бухгалтер 6% 58% 32% 4% 5% 95%

9. Ветеринар  20% 14% 60% 6% 43% 57%

10. Врач 25% 4% 68% 3% 43% 57%

11. Дизайнер 11% 28% 56% 5% 30% 70%

12. Журналист 21% 10% 65% 4% 28% 72%

13. Инженер по ОТ и ТБ 51% 10% 33% 6% 60% 40%

14. Инспектор отдела кадров 10% 51% 32% 7% 3% 97%

Информация о работе Гендерный стереотип в деловом взаимодействии