Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 14:48, реферат
В ходе профессиональной адаптации у женщин на первый план выходит социально-психологический аспект, тогда как у мужчин – профессионально-деятельностный. Даже осуществляя одинаковую профессиональную деятельность, мужчины и женщины по-разному к ней относятся.
Курсовая:
«Гендерный
стереотип в деловом
взаимодействии»
Введение
Необходимость исследования гендерных аспектов управления обусловлена активным проникновением женщин в управление экономикой и появлением новой социальной категории «деловых женщин». Для России гендерные проблемы в экономике, в частности, участие женщин в управлении, достаточно актуальны. В первую очередь, это обусловлено демографическими факторами: на протяжении многих десятилетий отмечается преобладание женского населения, в настоящее время доля женщин составляет примерно 55%, и по ряду причин она будет расти и в будущем.
В ходе
профессиональной адаптации у женщин
на первый план выходит социально-
Объектом
моего исследования является сфера
управления, а предметом – гендерные
отношения в управлении. Задачи работы
состоят в определении
1. Мужчины и женщины
в деловом мире
1.1 Гендерный стереотип
Под гендерными стереотипами принято понимать схематизированные, нормативные, обобщённые представления о мужских и женских ролях, образах мужественности и женственности согласно общественным ожиданиям. Сфера изучения гендерных стереотипов довольно обширна.
Исследователями
гендерной проблематики охватываются
всё новые социальные институты,
группы, классы людей, коллективы, в
которых существование
Стериотипизация начинается, как выясняется, ещё с начальной школы, о чём свидетельствует работа Котловой Т.Б., в частности, вывод: «…контент-анализ учебников начальной школы показал, что в их содержании имеются гендерные стереотипы, как один из видов социальных стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о маскулинном и феминном и их иерархии…»[2]. То же самое наблюдается и в сети Интернет. Исследования 749 объявлений на 428 сайтах[3] показали, что гендерные стереотипы в российских ресурсах сети Интернет опираются на концепцию патриархального разделения функций между мужчиной и женщиной в семье, обществе, бизнесе.
Женщине в качестве «естественных» функций отводят материнство, ведение домашнего хозяйства, замужество.
Мужчине
приписана публичная сфера
Нельзя утверждать, что в современном российском обществе все женщины порабощены мужской властью и что все мужчины сильные и компетентные. Как и во всех социальных группах, здесь существуют исключения из стереотипных норм.
СМИ демонстрируют немногочисленные примеры успешности женщин, которые занимают высокое положение в мужских коллективах и имеют устойчивые карьерные позиции, например женщины-лидеры Т. Голикова, В. Матвиенко, Ю. Тимошенко и др. Другой вопрос состоит в том, воспринимаются ли обществом такие женщины в качестве компетентных специалистов, которые способных решать вопросы государственной важности.
Обычным женщинам примеры успешности других женщин стереотипно представляются чем-то недосягаемым, требующим больших физических и волевых усилий, либо сопутствующей мужской поддержки.
Тем не
менее, благодаря социальной похожести
можно говорить о том, что мужчины
и женщины под воздействием окружения
или источников массовой информации,
имея в себе определённую долю мужественности
или женственности, могут приспособиться
к той внешней гендерной обстановке
и ролевым установкам, которые положительно
повлияют на стереотипы в целом и конкретные
образы в частности.
1.2 Гендерные отношения
Гендерные
отношения, которые складываются между
взрослыми мужчинами и
На Западе в последнее время появились многочисленные исследования, посвящённые препятствиям, которые женщины вынуждены преодолевать, делая карьеру. Это работы Дж. Ландау, С. Марлоу и коллег, Т. Меламеда и др. [4]
Важной проблемой является дифференцированный подход к оценке труда мужчин и женщин. Независимо от объективных результатов труда женщины во многих странах получают за свою работу более низкую заработную плату; им предоставляется меньше информации, а сроки выполнения заданий ставятся более жёсткие.
Без каких-либо
объективных оснований женщинам
приписывается недостаточная
Большее распространение получила теория «стеклянного потолка», под которым понимается невидимая, но реальная преграда, на которую наталкивается женщина-лидер, пытающаяся достичь успеха. Для мужчин такой преграды не существует. С ней трудно бороться, потому что она невидима. Как выяснилось в исследованиях, этот феномен действительно имеет место. Даже в лабораторных условиях женщины-лидеры сталкиваются с трудностями. Группа не признает их в качестве лидеров, а мужчины даже противоборствуют этим женщинам. В реальных условиях женщины-менеджеры сталкиваются с большими препятствиями для служебного роста, чем мужчины[5].
Третья
гипотеза принадлежит Г. Штайнсу
и именуется теорией «звёздной
болезни». Под «звёздной болезнью» понимается
явление, когда женщины-менеджеры склонны
считать ситуацию с женским лидерством
благополучной и не помогают другим претенденткам.
Такое жёсткое отношение к представителям
своего пола сейчас именуют также «реверсивным
гендерным стереотипом»: вопреки ожиданиям,
предубеждения против женщин демонстрируют
не мужчины, а сами женщины.
1.3 Стратегии женщин в деловой сфере
Как ведут
себя женщины в ситуациях
1) «сверхфункционирование на работе», то есть женщины проводят на рабочем месте больше времени, чем мужчины, доказывая, что они хорошие специалисты;
2) «фемининный
стиль»: использование специфически
женских способов деловых
3) «работа
за сценой»: женщины чаше
4) «материнские
способности»: по отношению к
коллегам-мужчинам (особенно с высоким
должностным статусом) женщина выступает
в роли заботливой матери, то
есть внимательно выслушивает
их проблемы, заботится о них
и в итоге добивается
5) применение
«маски»: женщины скрывают
Такое
поведение выгодно для
Есть ещё одна стратегия для женщин в трудных условиях делового мира: впечатляющий менеджмент – способ повлиять на других людей, сформировать у них впечатление о себе с помощью слов, действий и взглядов.
Очевидно, что и гендерный менеджмент и инграциация являются приёмами манипулирования окружающими, но это защитные стратегии, которые порождаются неблагоприятными условиями, сложившимися в деловом мире, в том числе для женщин.
Таким
образом, в деловом мире взрослых
людей, наряду с конвергенцией полов,
продолжает существовать половая сегрегация
(в скрытом или явном виде) либо
её последствия в виде конфронтации полов.
Современная законодательная база в целом
дискриминационна по отношению к женщине.
Одна из причин такого положения – низкая
представленность женщин во властных
структурах всех уровней[6]. Наибольшее влияние
законодательного неравенства мужчин
и женщин отмечается в двух сферах: на
рынке труда, в сфере политики и управления.
2.
Гендерные аспекты
в управленческой
деятельности
2.1
Особенности карьерного
роста
Отечественный психолог А.Е. Чирикова приводит
сравнительную характеристику деловых и личных качеств российских мужчин и женщин[7].
У женщин первые позиции (в порядке убывания по значимости) занимают следующие качества и умения:
· умение идти на компромисс, гибко вести переговоры, учитывая позиции других сторон;
· уверенность в себе и своей миссии;
· умение действовать в ситуации конфликта и угрозы риска;
· постоянная готовность к изменениям, нововведениям;
· способность быстро делать выбор;
· умение эффективно использовать способности и умения других людей;
· трезвое отношение к новшествам, здоровый консерватизм;
· умение противостоять давлению и нажиму, отстаивать свою позицию;
· умение жить сегодняшним днем, «здесь и сейчас»;
У мужчин отмечены следующие ведущие качества и умения:
· постоянная готовность к изменениям, к нововведениям;
Информация о работе Гендерный стереотип в деловом взаимодействии