Гендерный стереотип в деловом взаимодействии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 14:48, реферат

Описание работы

В ходе профессиональной адаптации у женщин на первый план выходит социально-психологический аспект, тогда как у мужчин – профессионально-деятельностный. Даже осуществляя одинаковую профессиональную деятельность, мужчины и женщины по-разному к ней относятся.

Работа содержит 1 файл

Гендерные отношения без картинок.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

Курсовая: 

«Гендерный стереотип в деловом взаимодействии» 

 
Введение

Необходимость исследования гендерных аспектов управления обусловлена активным проникновением женщин в управление экономикой и  появлением новой социальной категории  «деловых женщин». Для России гендерные проблемы в экономике, в частности, участие женщин в управлении, достаточно актуальны. В первую очередь, это обусловлено демографическими факторами: на протяжении многих десятилетий отмечается преобладание женского населения, в настоящее время доля женщин составляет примерно 55%, и по ряду причин она будет расти и в будущем.

В ходе профессиональной адаптации у женщин на первый план выходит социально-психологический  аспект, тогда как у мужчин –  профессионально-деятельностный. Даже осуществляя одинаковую профессиональную деятельность, мужчины и женщины по-разному к ней относятся. В планировании собственной карьеры женщины чаще ориентированы на текущее положение дел, нежели на перспективу развития. Управление – одна из сфер, в которой так называемый патриархат просматривается наиболее зримо и выпукло. Монополизация мужчинами власти – в семье, в организациях, учреждениях и на предприятиях, в обществе – автоматически влекла за собой монополизацию ими функций управления. Тем не менее, в условиях становления рыночной экономики в России значительно расширяется мелкий и средний бизнес, в котором руководителями становятся женщины, стремящиеся всесторонне себя реализовать. Эта тенденция соответствует процессам, происходящим в странах с развитой рыночной экономикой, где женщины возглавляют около 30% малых и средних компаний.

Объектом  моего исследования является сфера  управления, а предметом – гендерные  отношения в управлении. Задачи работы состоят в определении гендерных  стереотипов и взаимодействий, стратегий участников гендерных отношений и конкретного содержания гендерных различий в управленческой деятельности. Цель работы заключается во всестороннем рассмотрении и оценке гендерных аспектов управления, а также их характеристика. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Мужчины и женщины в деловом мире   

1.1 Гендерный стереотип

Под гендерными стереотипами принято понимать схематизированные, нормативные, обобщённые представления о мужских и женских ролях, образах мужественности и женственности согласно общественным ожиданиям. Сфера изучения гендерных стереотипов довольно обширна.

Исследователями гендерной проблематики охватываются всё новые социальные институты, группы, классы людей, коллективы, в  которых существование стереотипов  обусловливается взаимодействием  людей, принадлежащих к противоположным гендерным категориям. Учёные основываются, как правило, на утверждении, что в российском обществе преобладает гендерное неравенство[1]. Чтобы уравновесить положение мужчин и женщин, необходимо полностью изменить все традиционные стереотипы в общественном сознании, но это произойдёт не скоро, потому что большая часть общества продолжает использовать стереотипы прошлого. Тем не менее, в последние годы наблюдается гибкость гендерных норм, ценностей, установок, особенно в поведении и сознании молодого поколения. В связи с этим изучение гендерных стереотипов будет актуально до тех пор, пока общество полностью не преодолеет традиционалистские взгляды на мужчин, женщин и взаимоотношения между ними.

Стериотипизация начинается, как выясняется, ещё  с начальной школы, о чём свидетельствует  работа Котловой Т.Б., в частности, вывод: «…контент-анализ учебников начальной  школы показал, что в их содержании имеются гендерные стереотипы, как один из видов социальных стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о маскулинном и феминном и их иерархии…»[2]. То же самое наблюдается и в сети Интернет. Исследования 749 объявлений на 428 сайтах[3] показали, что гендерные стереотипы в российских ресурсах сети Интернет опираются на концепцию патриархального разделения функций между мужчиной и женщиной в семье, обществе, бизнесе.

Женщине в качестве «естественных» функций  отводят материнство, ведение домашнего  хозяйства, замужество.

Мужчине приписана публичная сфера деятельности: политика, управление, профессиональный труд.

Нельзя  утверждать, что в современном российском обществе все женщины порабощены мужской властью и что все мужчины сильные и компетентные. Как и во всех социальных группах, здесь существуют исключения из стереотипных норм.

СМИ демонстрируют  немногочисленные примеры успешности женщин, которые занимают высокое положение в мужских коллективах и имеют устойчивые карьерные позиции, например женщины-лидеры Т. Голикова, В. Матвиенко, Ю. Тимошенко и др. Другой вопрос состоит в том, воспринимаются ли обществом такие женщины в качестве компетентных специалистов, которые способных решать вопросы государственной важности.

Обычным женщинам примеры успешности других женщин стереотипно представляются чем-то недосягаемым, требующим больших  физических и волевых усилий, либо сопутствующей мужской поддержки.

Тем не менее, благодаря социальной похожести  можно говорить о том, что мужчины  и женщины под воздействием окружения  или источников массовой информации, имея в себе определённую долю мужественности или женственности, могут приспособиться к той внешней гендерной обстановке и ролевым установкам, которые положительно повлияют на стереотипы в целом и конкретные образы в частности.  

1.2 Гендерные отношения

Гендерные отношения, которые складываются между  взрослыми мужчинами и женщинами  на работе (как внутри пола, так и между полами), в деловом мире обусловлены двумя противоположными тенденциями: продолжающейся явной или скрытой сегрегацией (принудительной изоляцией) и конвергенцией (схождением признаков разных групп). Последняя тенденция является результатом серьёзных изменений, происшедших в обществе, потому что мужчинам и женщинам приходится работать вместе. При этом складываются как враждебные отношения, конкуренция, так и дружеские отношения, нацеленные на сотрудничество представителей разных полов.

На Западе в последнее время появились  многочисленные исследования, посвящённые  препятствиям, которые женщины вынуждены  преодолевать, делая карьеру. Это  работы Дж. Ландау, С. Марлоу и коллег, Т. Меламеда и др. [4]

Важной  проблемой является дифференцированный подход к оценке труда мужчин и  женщин. Независимо от объективных  результатов труда женщины во многих странах получают за свою работу более низкую заработную плату; им предоставляется меньше информации, а сроки выполнения заданий ставятся более жёсткие.

Без каких-либо объективных оснований женщинам приписывается недостаточная компетентность, отсутствие логики и притязаний, стремления к продвижению по службе. Чтобы  стать лидером, женщине приходится преодолевать больше препятствий, нежели мужчине. По выражению американских специалистов для женщины путь к власти связан с преодолением многочисленных препятствий, а для мужчины – с реализацией многочисленных возможностей.

  Большее распространение получила теория «стеклянного потолка», под которым понимается невидимая, но реальная преграда, на которую наталкивается женщина-лидер, пытающаяся достичь успеха. Для мужчин такой преграды не существует. С ней трудно бороться, потому что она невидима. Как выяснилось в исследованиях, этот феномен действительно имеет место. Даже в лабораторных условиях женщины-лидеры сталкиваются с трудностями. Группа не признает их в качестве лидеров, а мужчины даже противоборствуют этим женщинам. В реальных условиях женщины-менеджеры сталкиваются с большими препятствиями для служебного роста, чем мужчины[5].

Третья  гипотеза принадлежит Г. Штайнсу  и именуется теорией «звёздной  болезни». Под «звёздной болезнью» понимается явление, когда женщины-менеджеры склонны считать ситуацию с женским лидерством благополучной и не помогают другим претенденткам. Такое жёсткое отношение к представителям своего пола сейчас именуют также «реверсивным гендерным стереотипом»: вопреки ожиданиям, предубеждения против женщин демонстрируют не мужчины, а сами женщины.  

1.3 Стратегии женщин  в деловой сфере

Как ведут  себя женщины в ситуациях дискриминации: в оплате труда, при найме на работу, при сокращении персонала, при продвижении в должности, в повышении квалификации, в управлении? Они прибегают к защитным стратегиям. Вот примеры такого менеджмента:

1) «сверхфункционирование  на работе», то есть женщины  проводят на рабочем месте  больше времени, чем мужчины,  доказывая, что они хорошие специалисты;

2) «фемининный  стиль»: использование специфически  женских способов деловых переговоров  с мужчинами, например, кокетство,  флирт, лесть, принижение своих  способностей, чтобы заставить мужчин  работать, скажем, намекают коллегам-мужчинам, что сами не справятся, что только данный мужчина способен решить эту задачу;

3) «работа  за сценой»: женщины чаше мужчин  делают работу, которая не оплачивается: улаживают конфликты, занимаются  эмоциональными проблемами, проводят  дополнительные мероприятия;

4) «материнские  способности»: по отношению к  коллегам-мужчинам (особенно с высоким  должностным статусом) женщина выступает  в роли заботливой матери, то  есть внимательно выслушивает  их проблемы, заботится о них  и в итоге добивается укрепления  своего влияния в организации;

5) применение  «маски»: женщины скрывают свою  эмоциональную и личную жизнь,  избегают говорить о детях,  чтобы не заработать ярлык  менее эффективных сотрудников  (к этой стратегии особенно  часто прибегают женщины, которые  думают о карьере руководителя).

Такое поведение выгодно для организации, которая эксплуатирует альтруистический потенциал женщин, но может представлять угрозу психическому здоровью женщин.

Есть  ещё одна стратегия для женщин в трудных условиях делового мира: впечатляющий менеджмент способ повлиять на других людей, сформировать у них впечатление о себе с помощью слов, действий и взглядов.

Очевидно, что и гендерный менеджмент и  инграциация являются приёмами манипулирования  окружающими, но это защитные стратегии, которые порождаются неблагоприятными условиями, сложившимися в деловом мире, в том числе для женщин.

Таким образом, в деловом мире взрослых людей, наряду с конвергенцией полов, продолжает существовать половая сегрегация (в скрытом или явном виде) либо её последствия в виде конфронтации полов. Современная законодательная база в целом дискриминационна по отношению к женщине. Одна из причин такого положения – низкая представленность женщин во властных структурах всех уровней[6]. Наибольшее влияние законодательного неравенства мужчин и женщин отмечается в двух сферах: на рынке труда, в сфере политики и управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Гендерные аспекты  в управленческой  деятельности  

2.1 Особенности карьерного роста 

Отечественный психолог А.Е. Чирикова приводит

сравнительную характеристику деловых и личных качеств российских мужчин и женщин[7].

У женщин первые позиции (в порядке убывания по значимости) занимают следующие качества и умения:

·  умение идти на компромисс, гибко вести переговоры, учитывая позиции других сторон;

·  уверенность в себе и своей миссии;

·  умение действовать в ситуации конфликта и угрозы риска;

·  постоянная готовность к изменениям, нововведениям;

·  способность быстро делать выбор;

·  умение эффективно использовать способности и умения других людей;

·  трезвое отношение к новшествам, здоровый консерватизм;

·  умение противостоять давлению и нажиму, отстаивать свою позицию;

·  умение жить сегодняшним днем, «здесь и сейчас»;

У мужчин отмечены следующие ведущие качества и умения:

·  постоянная готовность к изменениям, к нововведениям;

Информация о работе Гендерный стереотип в деловом взаимодействии