Раньше
всех (после Октябрьской революции)
закон о равенстве прав мужчин
и женщин был принят в России,
а в странах Запада – лишь
в 1970-1980-х гг. Это позволило
женщинам не только избирать,
но и быть избранными в различные
органы власти. В среднем, во
всех парламентах мира женщины
составляют только 11% от общего
числа их членов. В ряде европейских
стран установлены квоты женского
представительства в руководстве
партиями, социальными движениями,
парламентами, которые не превышают
30%.
Б. Фридан
(1994) описала психологические проблемы
«идеально женственных женщин»:
ощущение подавленности, чувство,
что ее эксплуатируют и контролируют,
желание растворить свою индивидуальность
в индивидуальности мужчины; ощущение
потерянности в его отсутствие.
Лидирующее
положение мужчин отчетливо видно
во многих правилах поведениях
и общения мужчин и женщин.
На танцах до сих пор кавалеры
приглашают дам; для последних,
чтобы уровнять шансы в предпочтении
партнера, специально объявляют
«белый танец». Предложение о
заключение брака опять-таки исходит
от мужчины. Именно поэтому
в общественном мнении холостяк
– это такой мужчина, который
просто не желает связывать
себя брачными узами, а незамужняя
женщина – неудачница, в судьбе
которой «что-то не состоялось».
В ряде
мусульманских стран бесправное
положение женщин закреплено
в конституции. Муж в любую
минуту только на основании
собственного решения может развестись
с женой. Женщины не могут
при приеме гостей находиться
рядом с мужем.
Представители
ультраортодоксального иудаизма (хасиды)
имеют право развестись с женщинами,
которые отказывают в сексе
своим мужьям или пренебрегают
исполнением работы по дому, не
спрашивая согласия жены и
лишая ее прав на детей. В
то же время у евреев национальность
детей определяется не по отцу,
а по матери.
Д.В.Колесов
и Н.Б. Сельверов (1978) полагают,
что непонимание природы половых
различий приводит к ущемлению
прав именно женщин, поскольку
фактически в этом случае ей
предъявляют требования как к
мужчине. Недаром в трудовом
кодексе есть ограничения для
физической нагрузки женщин, для
работы на вредных производствах
и т.д.
В то
же время жесткие правила по
отношению к женщинам в исламской,
например, культуре отражают определенную
заботу о них мужчинами.
Например, тот
факт, что женщина должна идти не
рядом с мужем, а позади него, на
самом деле означает заботу о ее
безопасности, муж должен первым встретить
возможную опасность.
В рыцарские
времена мужчина скорее выполнял
роль покровителя дам, а не
властелина, а дамы выступали
объектом поклонения.
Социальное
положение женщин по сравнению
с мужчинами во многом определяется
той культурой, в которой они находятся.
Стереотипные
представления о роли женщин
в обществе приводят к бесправию
в западной цивилизации и мужчин:
при разводах в абсолютном
большинстве случаев суд постановляет,
чтобы ребенок жил с матерью,
а не с отцом, хотя финансовое
положение последних более прочное,
при разводе или раздельном
проживании с супругом дети
чаще живут с матерью. Чем
с отцом. Это приводит к тому,
что большинство детей разведенных
родителей имеют чаще всего
лишь случайные контакты со
своими отцами или вообще с
ними не видятся.
В то
же время исследования отцов-одиночек
показало, что они сохраняют тесные
эмоциональные контакты с детьми.
Отдают много сил и средств
заботе о них, очень переживают,
если им не удается удовлетворить
запросы своих детей или проводить
с ними достаточно времени.
В настоящее
время большая занятость женщин
в профессиональной деятельности
создает впечатление о равенстве
женщин и мужчин в современном
обществе. Однако при этом не
изменились семейные роли тех
и других. И.С.Клецина (1998) замечает,
что женам дано право на
равное с мужьями участие в
общественном труде наряду с
исключительным правом на домашний
труд. «Двойная занятость», «двойной
рабочий день» остается одной
из основных проблем семейных
женщин.
Социальные
представления в отношении мужчин
и женщин касаются норм их
социального поведения, а также
того, чем должны отличаться друг
от друга мужчины и женщины
по своим социальным и психологическим
качествам.
В большинстве
культур «мужское» отождествляется
с духом, логосом, активностью,
силой, культурой, рациональностью,
светом, наполненностью. «Женское»
- с материей, хаосом, природой,
пассивностью, слабостью, эмоциональностью,
тьмой, пустотой, бесформенностью.
Во многих мифологиях луна, земля
и вода трактуются как женское
начало, а огонь, солнце и тепло
– как мужское. Мужчина выступает
как носитель активного, социально-творческого
начала, а женщина – как пассивно-природная
сила. Противоположны и социальные
роли, предписываемые мужчинам и
женщинам. Первые являются преимущественно
«инструментальными», а вторые
– «экспрессивными». Мужчина –
это кормилец, а в семье осуществляет
общее руководство и несет
главную ответственность за дисциплинирование
детей; женщина должна выполнять
семейно-бытовые обязанности и
обеспечивать дома душевное тепло
и уют. Из этого перечня видна
иерархия, подчинение женщины мужчине.
Обобщая
бытовавшие традиционные представления
о предназначении мужчин и
женщин в обществе, Р.Р. Верма
(1993) отмечает, что чаще всего сущность
женщины характеризовалась следующими
особенностями:
1) женщина неполноценное и зависимое
существо; 2) женщина низшее по
сравнению с мужчиной существо,
так как ей присущи крайняя
ограниченность и слабость; 3) по
своей внутренней сущности она
не представляет собой ценности;
4) ее основное предназначение
– служить мужчине и быть
ему полезной, вне системы сексуального
партнерства и материнства ее
существование бессмысленно и
имеет второстепенное значение;
5) сама по себе женщина самоотверженна,
любяща, терпима, нежна и сентиментальна,
что является ее высшими добродетелями.
В настоящее
время многие из этих представлений
потеряли свою силу, т.е. стали
предрассудками, однако сам по
себе вопрос о предназначении
мужчин и женщин не потерял
свою остроту.
В соответствии
с поставленными целями мы
в данном исследовании осветили
вопрос о гендерных стереотипах
современного общества. Итак, гендерные
стереотипы – сформировавшиеся в культуре
обобщенные представления (убеждения)
о том, как действительно ведут себя мужчины
и женщины . Это вид социальных стереотипов,
основанный на принятых в обществе представлениях
о маскулинном и фемининном и их иерархии.
Синонимом стереотипа нередко выступают
понятия предубеждения, предрассудка
или клише.
Стереотип
не только выделяет среднее
статистическое мнение, но задает
норму, упрощенный или усредненный
до предела образец социально
одобряемого поведения. Шаблоны,
в том числе и вербальные, предшествуют
самому действию: каждый индивид , вступая
в социальный мир, обязан выбирать из готового
набора стереотипов. То же время стереотип
может выступать и в качестве руководства
к действию: люди не только опознают привычные
образы, но и стараются им следовать, чтобы
быть понятыми другими и собой. При этом
предписания и исполнения, соответствующие
мужественности и женственности, могут
быть различны для разных поколений, разных
этнокультурных и религиозных групп, разных
слоев общества.
В соответствии
с поставленными в данном исследовании
задачами выяснили чем все
же на самом деле отличаются
в физиологическом и психологическом
плане мужчины и женщины. Вопрос
о различии и сходстве мужчин
и женщин остается открытым
на данном этапе развития современного
общества.
- Абраменкова
В.В. Социальная психология детства: развитие
отношений ребенка в детской
субкультуре. – М. – Воронеж, 2000.
- Асмолов А.Г.
Психология личности:культурно-историческое
понимание развития человека. – М.: «Академия»,2007.
- Ильин Е.П.
Дифференциальная психофизиология мужчины
и женщины. – СПб.: Питер,2003.
- Кон И.С. Введение
в сексологию: Учебное пособие. – М.: Олимп,
ИНФРА-М,1999.
- Либин А.В.
Дифференциальная психология: На пересечении
европейских, российских и американских
традиций: Учеб.пособие. – М.: «Академия»,2004.
- Чекалина
А.А. Гендерная психология: Учебное пособие.
– М.: «Ось-89», 2006.
- Штейнмец
А.Э. Общая психология: Учеб.пособие. –
М.: «Академия», 2006.