Гендерные стереотипы современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 05:13, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования: выяснить чем конкретно в физическом и психологическом плане отличаются мужчина и женщина.
Цели исследования: осветить вопрос о гендерных стереотипах современного общества.
Прежде чем говорить о содержании и значимости этой проблемы, надо остановиться на самом определении «гендер».

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 59.06 Кб (Скачать)

   Раньше  всех (после Октябрьской революции)  закон о равенстве прав мужчин  и женщин был принят в России, а в странах Запада – лишь  в 1970-1980-х гг. Это позволило  женщинам не только избирать, но и быть избранными в различные  органы власти. В среднем, во  всех парламентах мира женщины  составляют только 11% от общего  числа их членов. В ряде европейских  стран установлены квоты женского  представительства в руководстве  партиями, социальными движениями, парламентами, которые не превышают  30%.

   Б. Фридан (1994) описала психологические проблемы  «идеально женственных женщин»:  ощущение подавленности, чувство,  что ее эксплуатируют и контролируют, желание растворить  свою индивидуальность  в индивидуальности мужчины; ощущение  потерянности в его отсутствие.

   Лидирующее  положение мужчин отчетливо видно  во многих правилах поведениях  и общения мужчин и женщин. На танцах до сих пор кавалеры  приглашают дам; для последних,  чтобы уровнять шансы в предпочтении  партнера, специально объявляют  «белый танец». Предложение о  заключение брака опять-таки исходит  от мужчины. Именно поэтому  в общественном  мнении холостяк  – это такой мужчина, который  просто не желает связывать  себя брачными узами, а незамужняя  женщина – неудачница, в судьбе  которой   «что-то не состоялось».

   В ряде  мусульманских стран бесправное  положение женщин закреплено  в конституции. Муж в любую  минуту только на основании  собственного решения может развестись  с женой. Женщины не могут  при приеме гостей находиться  рядом с мужем.

   Представители  ультраортодоксального иудаизма (хасиды) имеют право развестись с женщинами,  которые  отказывают в сексе  своим мужьям или пренебрегают  исполнением работы по дому, не  спрашивая согласия жены и  лишая ее прав на детей. В  то же время у евреев национальность  детей определяется не по отцу, а по матери.

   Д.В.Колесов  и Н.Б. Сельверов (1978) полагают, что непонимание природы половых  различий приводит к ущемлению  прав именно женщин, поскольку  фактически в этом случае ей  предъявляют требования как к  мужчине. Недаром в трудовом  кодексе есть ограничения для  физической нагрузки женщин, для  работы на вредных производствах  и т.д.

   В то  же время жесткие правила по  отношению к женщинам в исламской,  например, культуре отражают  определенную  заботу о них  мужчинами.

Например, тот  факт, что женщина должна идти не рядом с мужем, а позади него, на самом деле означает заботу о ее безопасности, муж должен первым встретить  возможную опасность.

   В рыцарские  времена мужчина скорее выполнял  роль покровителя дам, а не  властелина, а дамы выступали  объектом поклонения.

   Социальное  положение женщин по сравнению  с мужчинами во многом определяется  той культурой, в которой  они находятся.

   Стереотипные  представления о роли женщин  в обществе приводят к бесправию  в западной цивилизации и мужчин: при разводах в абсолютном  большинстве случаев суд постановляет, чтобы ребенок жил с матерью,  а не с отцом, хотя финансовое  положение последних более прочное,  при разводе или раздельном  проживании с супругом дети  чаще живут с матерью. Чем  с отцом. Это приводит к тому, что большинство детей разведенных  родителей имеют чаще всего  лишь случайные контакты со  своими отцами или вообще с  ними не видятся.

   В то  же время исследования отцов-одиночек  показало, что они сохраняют тесные  эмоциональные контакты с детьми. Отдают много сил и средств  заботе о них, очень переживают, если им не удается удовлетворить  запросы своих детей или проводить  с ними достаточно времени.

   В настоящее  время большая занятость женщин  в профессиональной деятельности  создает впечатление о равенстве  женщин и мужчин в современном  обществе. Однако при этом не  изменились семейные роли тех  и других. И.С.Клецина (1998) замечает, что женам дано право на  равное с мужьями участие в  общественном труде наряду с  исключительным правом на домашний  труд. «Двойная занятость», «двойной  рабочий день» остается одной  из основных проблем семейных  женщин. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Социальные  представления о  предназначении мужчин и женщин в обществе 

   Социальные  представления в отношении мужчин  и женщин касаются норм их  социального поведения, а также  того, чем должны отличаться друг  от друга мужчины и женщины  по своим социальным и психологическим  качествам.

   В большинстве  культур «мужское» отождествляется  с духом, логосом, активностью,  силой, культурой, рациональностью,  светом, наполненностью. «Женское»  - с материей,  хаосом,  природой,  пассивностью, слабостью, эмоциональностью, тьмой, пустотой, бесформенностью.  Во многих мифологиях луна, земля  и вода трактуются как женское  начало, а огонь, солнце и тепло  – как мужское. Мужчина выступает  как носитель активного, социально-творческого  начала, а женщина – как пассивно-природная  сила. Противоположны и социальные  роли, предписываемые мужчинам и  женщинам. Первые являются преимущественно  «инструментальными», а вторые  – «экспрессивными». Мужчина –  это кормилец, а в семье осуществляет  общее руководство и несет  главную ответственность за дисциплинирование  детей; женщина должна выполнять  семейно-бытовые обязанности и  обеспечивать дома душевное тепло  и уют. Из этого перечня видна  иерархия, подчинение женщины мужчине.

   Обобщая  бытовавшие традиционные представления  о предназначении мужчин и  женщин в обществе, Р.Р. Верма  (1993) отмечает, что чаще всего сущность  женщины характеризовалась следующими  особенностями:            1) женщина неполноценное и зависимое  существо; 2) женщина низшее по  сравнению с мужчиной существо, так как ей присущи крайняя  ограниченность и слабость; 3) по  своей внутренней сущности она  не представляет собой ценности; 4) ее основное предназначение  – служить мужчине и быть  ему полезной, вне системы сексуального  партнерства и материнства ее  существование бессмысленно и  имеет второстепенное значение; 5) сама по себе женщина самоотверженна, любяща, терпима, нежна и сентиментальна, что является ее высшими добродетелями.

   В настоящее  время многие из этих представлений  потеряли свою силу, т.е. стали  предрассудками, однако сам по  себе вопрос о предназначении  мужчин и женщин не потерял  свою остроту. 
 
 

             Заключение.

   В соответствии  с поставленными целями мы  в данном исследовании осветили  вопрос  о гендерных стереотипах современного общества. Итак, гендерные стереотипы – сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины . Это вид социальных стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о маскулинном и фемининном и их иерархии. Синонимом стереотипа нередко выступают понятия предубеждения, предрассудка или клише.

   Стереотип  не только выделяет среднее  статистическое мнение, но задает  норму, упрощенный или усредненный  до предела образец социально  одобряемого поведения. Шаблоны, в том числе и вербальные, предшествуют самому действию: каждый индивид , вступая в социальный мир, обязан выбирать из готового набора стереотипов.  То же время стереотип может выступать и в качестве руководства к действию: люди не только опознают привычные образы, но и стараются им следовать, чтобы быть понятыми другими и собой. При этом предписания и исполнения, соответствующие мужественности и женственности, могут быть различны для разных поколений, разных этнокультурных и религиозных групп, разных слоев общества.

   В соответствии  с поставленными в данном исследовании  задачами выяснили чем все  же на самом деле отличаются  в физиологическом и психологическом  плане мужчины и женщины. Вопрос  о различии и сходстве мужчин  и женщин остается открытым  на данном этапе развития современного  общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Список  литературы:  

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской  субкультуре. – М. – Воронеж, 2000.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности:культурно-историческое понимание развития человека. – М.: «Академия»,2007.
  3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер,2003.
  4. Кон И.С. Введение в сексологию: Учебное пособие. – М.: Олимп, ИНФРА-М,1999.
  5. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций: Учеб.пособие. – М.: «Академия»,2004.
  6. Чекалина А.А. Гендерная психология: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006.
  7. Штейнмец А.Э. Общая психология: Учеб.пособие. – М.: «Академия», 2006.

Информация о работе Гендерные стереотипы современного общества