Гендерные стереотипы современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 05:13, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования: выяснить чем конкретно в физическом и психологическом плане отличаются мужчина и женщина.
Цели исследования: осветить вопрос о гендерных стереотипах современного общества.
Прежде чем говорить о содержании и значимости этой проблемы, надо остановиться на самом определении «гендер».

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 59.06 Кб (Скачать)

   Положениями  этой теории можно объяснить  многие факты большей уязвимости  мужского пола, чем женского. Женщины  имеют большую (на 8-10 лет) продолжительность  жизни, меньше болеют наследственными  болезнями. Разброс врожденных  признаков и вариантов развития  у мужчин также значительно  больше, чем у женщин. У мужчин  больше полезных и вредных  генетических отклонений. Так, среди  мальчиков больше как умственно  отсталых, так и одаренных.

   Таким  образом, пол – понятие, во-первых, биологическое. Во-вторых, изменяющееся, поэтому в психологии говорят о мужском и женском началах, наличествующих в каждом из нас. Известно, что в любом теле присутствуют анатомические признаки противоположного пола в зачаточном состоянии. В-третьих, пол – понятие социально-психологическое. По мнению ученых, даже вполне нормальное биологическое развитие само по себе не делает человека мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной в в социально-психологическом и личностном смысле. Биологические характеристики должны быть дополнены психологическим полом. Данная категория содержит единство трех установок: « Я знаю, что я – женщина/мужчина»; « Я чувствую себя женщиной/мужчиной»; «Я веду себя как женщина/мужчина». В процессе индивидуального развития эмбриона порядок полового созревания соответствует схеме: гены – гормоны -   анатомические признаки – психика. Определить , какие факторы явились определяющими в формировании полоролевого самосознания, настолько сложно, что оно кажется врожденным для каждого из нас. 
 

         Расстройства  идентификации пола.

   Согласно  международной психиатрической  классификации расстройства идентификации  пола можно расположить в виде  континуума: субъекты с «легкими  случаями» осознают, что они мужчины  или женщины, но это вызывает  у них дискомфорт; лица с «тяжелыми  нарушениями» не только испытывают  дискомфорт по поводу своего  пола, но фактически чувствуют,  что они принадлежат противоположному  полу ( например, транссексуализм).

   Особенностями  расстройств идентификации пола  в «легкой форме» являются  устойчивые  и сильные переживания ребенка по поводу того, что у него не тот или другой пол, а также желание принадлежать к другому полу. Девочки и мальчики обнаруживают отвращение к нормальным стереотипным мужским и женским одеждам и отрекаются от своих анатомических особенностей (игр, одежды, игрушек). При крайне выраженных расстройствах у детей мальчики с этим расстройством в стандартах данной культуры выглядят более женственными, чем девочки, а девочки – более мужеподобными.

   Существенной  особенностью транссексуализма  является устойчивый дискомфорт  и чувство неполноценности по  отношению к собственному полу  у лиц, достигших пубертата,  имеется постоянная озабоченность  тем, чтобы освободиться от  своих половых признаков и  приобрести сексуальные особенности,  характерные для другого пола. Это желание настолько сильно, что может привести к следующим  последствиям: мужчины принимают  эстрогены, чтобы у них появились  черты фигуры, свойственные женщинам; используют электролиты, чтобы удалить волосы, и прибегают к операциям по удалению мужских половых органов и созданию искусственных женских.

Транссексуалы занимаются деятельностью, характерной  для противоположного пола. Эти процедуры  приводят к тому, что транссексуалы  превращаются в существо, не отличимое  от противоположного пола. Транссексуализм  более часто встречается у  мужчин, чем у женщин.

   Нетранссексуальный  тип расстройства идентификации  пола у подростков: они не хотят  анатомического изменения своего  пола или приобретения особенностей  другого пола, но чувствуют дискомфорт  своего анатомического строения. Существенной особенностью этого  расстройства является трансвестизм, перевоплощение в роль представителя  другого пола либо в воображении,  либо в реальной жизни. 

   К расстройствам  идентификации пола психиатры  относят также так называемые  интерсексуальные расстройства, которые  возникают у лиц с грубыми  анатомическими или физиологическими  отклонениями.

   Синдром  Тернера – отсутствие одной  половой хромосомы (Х0). Младенец  рождается с нормальными внешними  женскими половыми органами, считается  девочкой и получает соответственное  воспитание. У этих девочек отмечается  анатомическая незавершенность:  не появляются вторичные половые  признаки, если не проводится  лечение.

   Синдром  Клайнфелтера – субъект с этим  синдромом обычно имеет статус  мужчины под влиянием У-хромосомы,  но этот эффект ослабляется  второй Х-хромосомой. Сексуальные  желания и возможности очень  слабые, часто имеют место половые  нарушения и психопатические  проявления.

   Синдром  адреногенитальный – при хромосомной  организации 46 ХХ результат избытка  андрогенов, действующих на зародыш.  Развиваются мужские (внешние)  и женские ( внутренние) половые  органы. В случае неуверенности,  к какому полу принадлежит  ребенок, результатом становится  псевдогермафродитизм.

   Синдром  тестикулярной феминизации (46 ХУ) или андрогенной нечувствительности ( связан с Х-хромосомой) является результатом неспособности тканей-мишеней отвечать на андрогены. При рождении – это девочка, хотя позже обнаруживаются яички, генерирующие тестостерон, на который организм не способен реагировать.

   Таким  образом, пол человека определяется  множеством факторов:

а) генетически (ХХ – генетическая формула женщины; ХУ – мужчины);

б)гормонально (наличие  мужских и женских гормонов и  различие их сочетаний у мужчин и  женщин);

в)анатомически (существование первичных и вторичных  половых признаков);

г)социально (формирование мужских и женских ролей, идеалов, норм поведения);

д)психологически (развитие полового самосознания и  половой идентификации);

е)юридически(фиксация пола в актах гражданского состояния).

   Понятие  психологического пола, определяемого как совокупность знаний, представлений личности о себе, о своем сходстве или различиях с представителями своего пола в отличие от противоположного, отождествление себя с представителями своего пола, эмоционально-ценностное отношение к своему полу, способы поведения людей в зависимости от их позиции в полоролевой дифференциации, приближается к социально-психологическому и социологическому понятию «гендер». Гендер (психологический пол) содержит когнитивные (гендерное самосознание(, эмоциональные (гендерная идентичность) и поведенческие (гендерные роли и особенности поведения) компоненты.

   Гендерное  самосознание в этом случае  включает в себя следующие  психологические образования:

- осознание  своего тела как тело человека  определенного пола;

- осознание  себя, своей личности, своего жизненного  пути как представителя определенного  пола;

- знания гендерных  стереотипов и ролей своего  пола;

- представления  о своих гендерных стереотипах,  статусах и ролях; 

- представления  о сексуальном поведении –  своего пола и своем;

- представления  о мужских и женских идеалах;

- осознание  своего соответствия гендерным  представлениям, стереотипам, ролям  и т.д.

   Гендерная  идентичность предполагает:

- психологическое  отождествление себя с определенным  полом;

- предпочтения, эмоциональные, мотивационные выборы, связанные с определенным гендером;

- эмоционально-ценностное  отношение, выражаемое по отношению  к определенным гендерам, и т.д.

  Гендерное  поведение предполагает соответствие  поведения человека тем статусам, ролям, стереотипам, нормам и  ценностям, которые характерны  для определенного гендера.

   Понятие  «гендер» подчеркивает то, как  мы демонстрируем свой пол  окружающим, насколько мужественно  или женственно ведем себя, на  какие идеалы опираемся. Гендер  – это пол в социально-психологическом  смысле, специфический набор культурных  и поведенческих характеристик,  которые определяют социальное  поведение женщин и мужчин. В контексте гендера описывается, какие психологические качества присущи женскому и мужскому полу, какое поведение считается нормальным, сомнительным или отклоняющимся от нормы для мужчин и женщин, как пол влияет на социальное положение, статус личности.

             Гендерные роли.

   Роли, обусловленные  дифференциацией людей в обществе  по признаку пола, называются  гендерными ролями. Их рассматривают как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу.

   Гендерные  роли – дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей  индивидов в зависимости от  их половой принадлежности. К  ролевому поведению окружающих  предъявляются соответствующие  ролевые ожидания того, что человек  обязательно должен делать в  данной роли, и того, чего человек  не должен делать. Когда поведение индивида, выполняющего какую-либо социальную роль, соответствует ожидаемому образцу, оно считается успешным. Неуспешное выполнение той или иной роли может вызвать конфликт – столкновение несовместимых ожиданий. Различают два типа ролевых конфликтов: межролевые и внутриролевые. Межролевые конфликты могут возникнуть тогда, когда индивиду приходится одновременно выполнять слишком много ролей и их качественное выполнение в соответствии с предписанными требованиями невозможно. Внутриролевой конфликт порождается, как правило, противоречивыми требованиями, предъявляемыми к исполнителю одной роли значимыми для него людьми или разными социальными группами.

   Смысловая нагрузка гендерной роли женщины включает в себя содержание ролей «мать», «жена», «домашняя хозяйка», «хранительница очага», «работница». Гендерные роли мужчин традиционно содержат в себе «добытчика», «кормильца», «защитника», «профессионального деятеля», «главу семьи», «мужа», «отца».

   Наши  гендерные роли зависят от  статусов, позиций, которые мы  занимаем в семье, окружении,  социуме. Их исполнение связано с тем, насколько мы осознаем то, что должны исполнять, насколько мотивированы и принимаем требования роли. Наши гендерные роли взаимосвязаны с представлениями о себе и отношением к себе, с тем, как человек решает проблему взаимоотношений «я» и «мы». Самооценка человека зависит от характера исполнения им гендерных ролей. Женская самооценка более подвержена влиянию социальных взаимоотношений, а мужская скорее от успеха в делах.

   Статус  будущего мужчины или женщины  приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе гендерной  социализации ребенок обучается  исполнять ту или иную гендерную  роль.

   Свое  поведение мужчины или женщины  реализуют в гендерных стратегиях – совокупности предпочитаемых средств и методов достижения целей, обусловленных полом, опирающейся на гендерные идеалы человека, на его понимание и следование гендерной роли. Гендерные стратегии отражают различные системы поведения, направленные на достижение целей, т.е. мужчина и женщина будут выбирать различные способы, действия для решения своих задач. Особенности выбора пути достижения целей женщиной и мужчиной обусловлены, в свою очередь, теми гендерными идеалами, в соответствии с которыми они строят свое поведение.

   Революционным  событием в понимании природы  гендерных ролей явился предложенный  Сандрой Бем в 1974 г. «Тест  гендерных ролей».Благодаря этим  исследованиям в научный лексикон  вошло слово «андрогиния», обозначающее  одновременную выраженность и  маскулинных черт, и фемининных. На основе этого исследования  была сделана классификация о  восьми гендерных типах, по  четыре для мужчин и женщин.

1)маскулинный  тип (высокая маскулинность-низкая  фемининность). Маскулинные мужчины  нечувствительны, энергичны, честолюбивы  и свободолюбивы. Маскулинные женщины обладают сильной волей, склонны соперничать с мужчинами и претендовать на их место в профессии, социуме, сексе и т.д.

2)фемининный  тип ( высокая фемининность-низкая  маскулинность). Фемининные мужчины  чувствительны, ценят человеческие  отношения и творческие достижения.Фемининные  женщины отличаются покорностью,  верность., заботливостью и нежностью.

Информация о работе Гендерные стереотипы современного общества