Положениями
этой теории можно объяснить
многие факты большей уязвимости
мужского пола, чем женского. Женщины
имеют большую (на 8-10 лет) продолжительность
жизни, меньше болеют наследственными
болезнями. Разброс врожденных
признаков и вариантов развития
у мужчин также значительно
больше, чем у женщин. У мужчин
больше полезных и вредных
генетических отклонений. Так, среди
мальчиков больше как умственно
отсталых, так и одаренных.
Таким
образом, пол – понятие, во-первых,
биологическое. Во-вторых, изменяющееся,
поэтому в психологии говорят о мужском
и женском началах, наличествующих в каждом
из нас. Известно, что в любом теле присутствуют
анатомические признаки противоположного
пола в зачаточном состоянии. В-третьих,
пол – понятие социально-психологическое.
По мнению ученых, даже вполне нормальное
биологическое развитие само по себе не
делает человека мальчиком или девочкой,
мужчиной или женщиной в в социально-психологическом
и личностном смысле. Биологические характеристики
должны быть дополнены психологическим
полом. Данная категория содержит единство
трех установок: « Я знаю, что я – женщина/мужчина»;
« Я чувствую себя женщиной/мужчиной»;
«Я веду себя как женщина/мужчина». В процессе
индивидуального развития эмбриона порядок
полового созревания соответствует схеме:
гены – гормоны - анатомические
признаки – психика. Определить , какие
факторы явились определяющими в формировании
полоролевого самосознания, настолько
сложно, что оно кажется врожденным для
каждого из нас.
Согласно
международной психиатрической
классификации расстройства идентификации
пола можно расположить в виде
континуума: субъекты с «легкими
случаями» осознают, что они мужчины
или женщины, но это вызывает
у них дискомфорт; лица с «тяжелыми
нарушениями» не только испытывают
дискомфорт по поводу своего
пола, но фактически чувствуют,
что они принадлежат противоположному
полу ( например, транссексуализм).
Особенностями
расстройств идентификации пола
в «легкой форме» являются
устойчивые и сильные переживания
ребенка по поводу того, что у него не тот
или другой пол, а также желание принадлежать
к другому полу. Девочки и мальчики обнаруживают
отвращение к нормальным стереотипным
мужским и женским одеждам и отрекаются
от своих анатомических особенностей
(игр, одежды, игрушек). При крайне выраженных
расстройствах у детей мальчики с этим
расстройством в стандартах данной культуры
выглядят более женственными, чем девочки,
а девочки – более мужеподобными.
Существенной
особенностью транссексуализма
является устойчивый дискомфорт
и чувство неполноценности по
отношению к собственному полу
у лиц, достигших пубертата,
имеется постоянная озабоченность
тем, чтобы освободиться от
своих половых признаков и
приобрести сексуальные особенности,
характерные для другого пола.
Это желание настолько сильно,
что может привести к следующим
последствиям: мужчины принимают
эстрогены, чтобы у них появились
черты фигуры, свойственные женщинам;
используют электролиты, чтобы удалить
волосы, и прибегают к операциям по удалению
мужских половых органов и созданию искусственных
женских.
Транссексуалы
занимаются деятельностью, характерной
для противоположного пола. Эти процедуры
приводят к тому, что транссексуалы
превращаются в существо, не отличимое
от противоположного пола. Транссексуализм
более часто встречается у
мужчин, чем у женщин.
Нетранссексуальный
тип расстройства идентификации
пола у подростков: они не хотят
анатомического изменения своего
пола или приобретения особенностей
другого пола, но чувствуют дискомфорт
своего анатомического строения.
Существенной особенностью этого
расстройства является трансвестизм,
перевоплощение в роль представителя
другого пола либо в воображении,
либо в реальной жизни.
К расстройствам
идентификации пола психиатры
относят также так называемые
интерсексуальные расстройства, которые
возникают у лиц с грубыми
анатомическими или физиологическими
отклонениями.
Синдром
Тернера – отсутствие одной
половой хромосомы (Х0). Младенец
рождается с нормальными внешними
женскими половыми органами, считается
девочкой и получает соответственное
воспитание. У этих девочек отмечается
анатомическая незавершенность:
не появляются вторичные половые
признаки, если не проводится
лечение.
Синдром
Клайнфелтера – субъект с этим
синдромом обычно имеет статус
мужчины под влиянием У-хромосомы,
но этот эффект ослабляется
второй Х-хромосомой. Сексуальные
желания и возможности очень
слабые, часто имеют место половые
нарушения и психопатические
проявления.
Синдром
адреногенитальный – при хромосомной
организации 46 ХХ результат избытка
андрогенов, действующих на зародыш.
Развиваются мужские (внешние)
и женские ( внутренние) половые
органы. В случае неуверенности,
к какому полу принадлежит
ребенок, результатом становится
псевдогермафродитизм.
Синдром
тестикулярной феминизации (46 ХУ)
или андрогенной нечувствительности (
связан с Х-хромосомой) является результатом
неспособности тканей-мишеней отвечать
на андрогены. При рождении – это девочка,
хотя позже обнаруживаются яички, генерирующие
тестостерон, на который организм не способен
реагировать.
Таким
образом, пол человека определяется
множеством факторов:
а) генетически
(ХХ – генетическая формула женщины;
ХУ – мужчины);
б)гормонально (наличие
мужских и женских гормонов и
различие их сочетаний у мужчин и
женщин);
в)анатомически
(существование первичных и вторичных
половых признаков);
г)социально (формирование
мужских и женских ролей, идеалов,
норм поведения);
д)психологически
(развитие полового самосознания и
половой идентификации);
е)юридически(фиксация
пола в актах гражданского состояния).
Понятие
психологического пола, определяемого
как совокупность знаний, представлений
личности о себе, о своем сходстве или
различиях с представителями своего пола
в отличие от противоположного, отождествление
себя с представителями своего пола, эмоционально-ценностное
отношение к своему полу, способы поведения
людей в зависимости от их позиции в полоролевой
дифференциации, приближается к социально-психологическому
и социологическому понятию «гендер».
Гендер (психологический пол) содержит
когнитивные (гендерное самосознание(,
эмоциональные (гендерная идентичность)
и поведенческие (гендерные роли и особенности
поведения) компоненты.
Гендерное
самосознание в этом случае
включает в себя следующие
психологические образования:
- осознание
своего тела как тело человека
определенного пола;
- осознание
себя, своей личности, своего жизненного
пути как представителя определенного
пола;
- знания гендерных
стереотипов и ролей своего
пола;
- представления
о своих гендерных стереотипах,
статусах и ролях;
- представления
о сексуальном поведении –
своего пола и своем;
- представления
о мужских и женских идеалах;
- осознание
своего соответствия гендерным
представлениям, стереотипам, ролям
и т.д.
Гендерная
идентичность предполагает:
- психологическое
отождествление себя с определенным
полом;
- предпочтения,
эмоциональные, мотивационные выборы,
связанные с определенным гендером;
- эмоционально-ценностное
отношение, выражаемое по отношению
к определенным гендерам, и т.д.
Гендерное
поведение предполагает соответствие
поведения человека тем статусам,
ролям, стереотипам, нормам и
ценностям, которые характерны
для определенного гендера.
Понятие
«гендер» подчеркивает то, как
мы демонстрируем свой пол
окружающим, насколько мужественно
или женственно ведем себя, на
какие идеалы опираемся. Гендер
– это пол в социально-психологическом
смысле, специфический набор культурных
и поведенческих характеристик,
которые определяют социальное
поведение женщин и мужчин. В контексте
гендера описывается, какие психологические
качества присущи женскому и мужскому
полу, какое поведение считается нормальным,
сомнительным или отклоняющимся от нормы
для мужчин и женщин, как пол влияет на
социальное положение, статус личности.
Роли, обусловленные
дифференциацией людей в обществе
по признаку пола, называются
гендерными ролями. Их рассматривают
как внешние проявления моделей поведения
и отношений, которые позволяют другим
людям судить о принадлежности индивида
к мужскому или женскому полу.
Гендерные
роли – дифференциация деятельности,
статусов, прав и обязанностей
индивидов в зависимости от
их половой принадлежности. К
ролевому поведению окружающих
предъявляются соответствующие
ролевые ожидания того, что человек
обязательно должен делать в
данной роли, и того, чего человек
не должен делать. Когда поведение
индивида, выполняющего какую-либо социальную
роль, соответствует ожидаемому образцу,
оно считается успешным. Неуспешное выполнение
той или иной роли может вызвать конфликт
– столкновение несовместимых ожиданий.
Различают два типа ролевых конфликтов:
межролевые и внутриролевые. Межролевые
конфликты могут возникнуть тогда, когда
индивиду приходится одновременно выполнять
слишком много ролей и их качественное
выполнение в соответствии с предписанными
требованиями невозможно. Внутриролевой
конфликт порождается, как правило, противоречивыми
требованиями, предъявляемыми к исполнителю
одной роли значимыми для него людьми
или разными социальными группами.
Смысловая
нагрузка гендерной роли женщины включает
в себя содержание ролей «мать», «жена»,
«домашняя хозяйка», «хранительница очага»,
«работница». Гендерные роли мужчин традиционно
содержат в себе «добытчика», «кормильца»,
«защитника», «профессионального деятеля»,
«главу семьи», «мужа», «отца».
Наши
гендерные роли зависят от
статусов, позиций, которые мы
занимаем в семье, окружении,
социуме. Их исполнение связано с тем,
насколько мы осознаем то, что должны исполнять,
насколько мотивированы и принимаем требования
роли. Наши гендерные роли взаимосвязаны
с представлениями о себе и отношением
к себе, с тем, как человек решает проблему
взаимоотношений «я» и «мы». Самооценка
человека зависит от характера исполнения
им гендерных ролей. Женская самооценка
более подвержена влиянию социальных
взаимоотношений, а мужская скорее от
успеха в делах.
Статус
будущего мужчины или женщины
приобретается ребенком при рождении,
а затем в процессе гендерной
социализации ребенок обучается
исполнять ту или иную гендерную
роль.
Свое
поведение мужчины или женщины
реализуют в гендерных стратегиях
– совокупности предпочитаемых средств
и методов достижения целей, обусловленных
полом, опирающейся на гендерные идеалы
человека, на его понимание и следование
гендерной роли. Гендерные стратегии отражают
различные системы поведения, направленные
на достижение целей, т.е. мужчина и женщина
будут выбирать различные способы, действия
для решения своих задач. Особенности
выбора пути достижения целей женщиной
и мужчиной обусловлены, в свою очередь,
теми гендерными идеалами, в соответствии
с которыми они строят свое поведение.
Революционным
событием в понимании природы
гендерных ролей явился предложенный
Сандрой Бем в 1974 г. «Тест
гендерных ролей».Благодаря этим
исследованиям в научный лексикон
вошло слово «андрогиния», обозначающее
одновременную выраженность и
маскулинных черт, и фемининных.
На основе этого исследования
была сделана классификация о
восьми гендерных типах, по
четыре для мужчин и женщин.
1)маскулинный
тип (высокая маскулинность-низкая
фемининность). Маскулинные мужчины
нечувствительны, энергичны, честолюбивы
и свободолюбивы. Маскулинные женщины
обладают сильной волей, склонны соперничать
с мужчинами и претендовать на их место
в профессии, социуме, сексе и т.д.
2)фемининный
тип ( высокая фемининность-низкая
маскулинность). Фемининные мужчины
чувствительны, ценят человеческие
отношения и творческие достижения.Фемининные
женщины отличаются покорностью,
верность., заботливостью и нежностью.