Дж. Мак-Ки
и А. Шериффс (1957) пришли к
выводу, что типично мужской образ
– это набор черт, связанный
с социально неограничивающим
стилем поведения, компетенцией
и рациональными способностями,
активностью и эффективностью. Типично
женский образ включает социальные
и коммуникативные умения, теплоту
и эмоциональную поддержку. При
этом авторы считают, что чрезмерная
акцентуация как типично маскулинных,
так и типично фемининных черт
приобретает уже негативную окраску:
типично отрицательными качествами
мужчины признаются грубость, авторитаризм,
излишний рационализм, женщин
– формализм, пассивность, излишняя
эмоциональность.
Дж.Уильямс
Д.Бест (1990) предложили испытуемым
из 25 стран использовать 300 наиболее
употребительных прилагательных, описывающих
личностные черты, для характеристики
мужчин и женщин. Они выявили,
что мужчинам приписывались 48
слов, а женщинам – 25.
Общая
закономерность состоит в том,
что мужчины воспринимаются как
властные, независимые, агрессивные,
доминирующие, активные, смелые, неэмоциональные,
грубые, прогрессивные и мудрые.
О женщинах говорят как о
зависимых, кротких слабых, боязливых,
эмоциональных, чувствительных, нежных,
мечтательных и суеверных. При
этом в ряде стран при описании
мужчин и женщин была своя
специфика. Например, в Нигерии
слова заносчивый, грубый, ленивый,
шумный были отнесены к женщинам.
В Японии хвастливыми, несносными
и неорганизованными были тоже
женщины. В одних странах (Германия,
Малайзия) дифференцировка полов
была резко выраженной, в других
(Индия, Шотландия) – слабо
выраженной. В ряде стран описание
мужчин было более отрицательным.
При составлении
своего индивидуального самопортрета
25% женщин употребили прилагательные,
более характерные для описания
типичных мужчин, а такое же
количество мужчин описали себя
как типичных женщин. В описаниях
лучшего друга мужчины и женщины
одинаково хотели видеть мужчину-
друга, соответствующего описанию
типичного мужчины, а женщину-подругу
– соответствующей описанию типичной
женщины.
Ряд подобных
исследований выполнен и отечественными
учеными. Как и в зарубежных
работах, одни авторы основное
внимание при изучении образа
мужчин и женщин уделили их
личностным особенностям, другие
– поведенческим характеристикам,
в частности формирующимся в
процессе общения. Сюда можно
отнести исследования Т.Арканцевой
и Е.Дубовской (1999). Идеальный мужчина
в представлении подростков –
это маскулинный тип с присущими
ему смелостью, силой выносливостью,
уверенностью, ответственностью, а
женщина – андрогинный тип:
нежная, ласковая, заботливая, мягкая,
но в то же время активная,
ответственная, уверенная.
В.Г. Горчакова
(2000) выявила, что в стереотипном
массовом сознании женщина воспринимается
как носитель эстетической функции:
красивая, обаятельная, женственная.
Об этом заявили 60% женщин и
68 % мужчин. Мужчина в общественном
сознании должен быть мужественным,
сильным, надежным. Так считают
69% женщин и 61% мужчин.
В ряде
исследований выявлен фаворитизм
в отношении своего пола, который
проявляется в более высокой
оценке личности представителей
своего пола.
Негативная
роль гендерных стереотипов.
В последние
годы представления о мужских
и женских половых ролях подвергаются
критике со стороны ряда авторов.
Представители новой точки зрения
считают, что традиционные половые
роли ограничивают и сдерживают
развитие не только женщин, но
и мужчин. Они служат источником
психической напряженности мужчин
и непригодны для воспитания
мальчиков. Указывается, что эти
стереотипы не подходят большинству
мужчин, вредны, потому что мужчины,
не принимающие их, подвергаются
общественному осуждению; те же,
кто пытается им следовать,
совершают над собой насилие.
Первый
отрицательный эффект гендерных
стереотипов заключается в том,
что существующие стереотипы
образов мужчин и женщин действуют
как увеличительное стекло, и
различия между мужчинами и
женщинами подчеркиваются в гораздо
большей степени, чем есть в
действительности.
Второй
отрицательный эффект половых
стереотипов – это разная интерпретация
и оценка одного и того же
события в зависимости от того,
к какому полу принадлежит
участник этого события. Это
наглядно проявлялось при
восприятии взрослыми детей разного
пола.
Дж. Кондри
и С. Кондри (1976) провели эксперимент:
испытуемым показывали фильм
о девятимесячном ребенке; при
этом одной половине зрителей
говорилось, что этот ребенок
– мальчик, а другой половине
– что девочка. В одном из
показанных эпизодов ребенок
начинал кричать после того, как
из коробки внезапно выпрыгивал
попрыгунчик. Те, кто считал ребенка
мальчиком. Воспринимали его «рассерженным»,
а те, кто считал ребенка девочкой,
воспринимали ее «испугавшейся».
Характерно,
что уже пятилетние дети обладают
стереотипным восприятием детей
разного пола. К. Смит и Л.
Барклай (1979) показали, что одного
и того же ребенка пятилетние
дети описывали как большого.
Некрасивого, шумного и сильного,
если считали его мальчиком,
и как красивую, спокойную, слабую,
если считали его девочкой.
Сходный
эффект выявлен и при оценке
родителями способностей своих
детей. Экклз (1984) показала, что
родители, исходя из существующего
стереотипа, оценивали способности
сына к математике как более
высокие. Нежели дочери, даже в
том случае, когда их успеваемость
была одинаковой.
В исследованиях
ряда авторов показано. Что родители
объясняют хорошую успеваемость
по математике мальчиков их
способностями, а такую же успеваемость
девочек – их старанием.
Этот
эффект гендерных стереотипов
проявляется и в том, что
из единичного случая делаются
далеко идущие обобщения. Вильямс
и Бест (1986) установили, что женщины
неизменно демонстрировали более
положительное отношение к женщинам
чем то, которое демонстрировали
по отношению к женщинам мужчины,
а мужчины в свою очередь
также неизменно демонстрировали
более позитивное, чем женщины,
отношение к мужчинам.
Третий
отрицательный эффект гендерных
стереотипов заключается в торможении
развития тех качеств которые
не соответствуют данному полоролевому
стереотипу.
Считается,
например, пишет Н.Н. Обозов (1997), что
мужчина должен быть выдержанным,
уравновешенным, беспристрастным во
взаимоотношениях с другими людьми.
Женщина же может позволить
себе каприз, а когда ее обидят,
она может и поплакать. Большая
эмоциональность женщин является
одним из устойчивых стереотипов.
Для лица
мужского пола прослезиться –
значит нарушить норму мужественности.
В результате у мальчиков может
развиться фемифобия, т.е. страх
перед проявлением у себя женственности.
У взрослых мужчин появление
этого страха может быть обусловлено
представлениями о том, что
гомосексуализм присущ мужчинам
с чертами женственности. Поэтому
мужчины с выраженным традиционным
подходом к мужской роли могут
считать, что раз мужчина не
должен быть эмоциональным, то
незачем совершенствовать экспрессивные
способности и способность понимать
эмоции других. В результате природные
различия между мужчинами и
женщинами еще больше увеличиваются.
Аристотель
писал, что мужчина по своей
природе превосходит женщину,
поэтому мужчина управляет, а
женщина подчиняется.
Взгляд
на женщину как на неполноценное
существо отражен в трудах
и других древних философов
( Сократ, Платон).
Подчиненное
положение женщины закреплено
в религиозных учениях. В индийских
«Законах манну» говорится, что
в детстве женщина должна подчиняться
отцу, в юности – мужу, после
смерти мужа – сыновьям и
что женщина никогда не должна
быть свободна от подчинения.
В христианском
учении женщина – это источник
зла, корень всех грехов; ведь
именно из-за Евы началось грехопадение
человечества в лице Адама.
Ж.-Ж. Руссо,
признававший равные способности
мужчин и женщин, все же был
сторонником традиционной мужской
власти, считая, что жена должна
быть кроткой, подчиняться мужчине
и приучаться выносить от него
все, даже несправедливость. Естественным
предназначением женщины он считал
нравиться мужчине.
Подчиненное
положение женщин отражено и
в обычае брать при замужестве
фамилию мужа и давать ее
своим детям. В средневековье
женщина могла передать свое
имя детям.
Взгляд
на женщин как на существа
подчиненные, ущербные проглядывает
во многих работах даже первой
половины 20 века (К. Юнг).
Имеются также
данные, что женщина может работать,
только обладая в большей степени
мужскими чертами, и что даже это
не должно слишком сильно мешать выполнению
ею роли жены и матери, которая соответствует
ее женским и биологическим потребностям.
О. Вейнингер
(1991) говорит о женщинах, которые
изменили свою социальную роль
или стремятся к этому. Как
о недоразумении. Хотят эмансипироваться
женщины, в которых много мужских
признаков. В том числе и
анатомических. Таким образом,
эмансипироваться хочет не женщина,
а мужчина, заключенный в ней.
Ф. Каприо(1995) пишет, что женщины
– существа второго сорта,
а независимая женщина – такое
же извращение, как и однополая
любовь.
В Европе
и Америке мальчики и девочки
имеют практически одинаковые
возможности для получения полноценного
школьного образования. В большинстве
стран Африки, Ближнего Востока
и Южной Азии мальчиков в
школе больше чем девочек. Объясняется
это и низким уровнем жизни,
и тем, что в этих странах
брак в подростковом возрасте
для девочек норма.
Среди
детей во всем мире, не учившихся
в школе, две трети составляют
девочки. Количество неграмотных
женщин во всем мире превышает
количество неграмотных мужчин
на 70%.
Лучшие
должности на работе чаще всего
достаются мужчинам, а не женщинам,
даже если последние имеют
такую же квалификацию(1986). Дискриминация
женщин имеет место и тогда,
когда устанавливается заработная
плата: за одинаковый труд у
них она меньше. Возможно, что
на разную оплату труда влияет
тот фактор, что женщины часто
прерывают свою трудовую деятельность
на какое-то время, чтобы заняться
воспитанием детей. Однако имеются
данные, что на оплачиваемой работе
женщины трудятся более усердно,
чем мужчины. То же обнаружено
и в лабораторном эксперименте:
за одни и те же деньги
женщины сделали большую работу,
потратили на нее больше времени.
В ряде случаев срабатывает
предвзятость работодателей, склонных
рассматривать работу, выполненную
женщинами. Как менее ценную, особенно
если отсутствуют объективные
критерии и женщина выполняет
работу, традиционно считающуюся
привилегией мужчин. Считается также
что женщины не испытывают
надобности или не ожидают
получать то же жалованье, что
и мужчины, даже если они
соглашаются занять высокую должность.
Возможно, это связано с несколькими
причинами: меньшей оценкой своих
способностей, сравнением своей
зарплаты не с таковой мужчин,
а с зарплатой женщин, которым
платят меньше.
Характерно,
что по мере роста возможностей
для проникновения в «мужские»
профессии увеличивается число
женщин, ощущающих неравенство в
своем социальном положении.
Ущемление
прав женщин видят в том,
что женщины чаще всего занимаются
не только низко оплачиваемыми,
но и не престижными видами
труда
По данным
Госкомстата РФ, в 1993 г. Были
уволены и стали безработными
30,7% женщин и только 20,2% мужчин. В
то же время уволились по
собственному желанию только 32,2%
женщин и 43,4% мужчин. Это объясняется
тем, что шансов найти новую
работу у женщин меньше. Чем
у мужчин. Поэтому они остаются
работать даже там, где уровень
заработной платы низок. Отсюда уровень
текучести женских кадров на треть ниже
соответствующего показателя для мужчин.
Вплоть
до начала 20 века женщины не
имели избирательных прав. Первыми
странами, которые дали такие
права женщинам, были Норвегия
и Финляндия (1907). Затем их примеру
последовали Дания (1915), Швеция
и Канада (1918), США (1920) и т.д.
В Испании женщины были наделены
избирательным правом лишь в
1977г. В ряде мусульманских стран
женщины лишены избирательных
прав до сих пор.