Гендерные стереотипы и семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:00, реферат

Описание работы

Мы окружены культурной средой, которая провозглашает, что мужчины и женщины не похожи друг на друга и должны исполнять различные социальные роли. Мы привыкли к мысли, что мужчины и женщины – это две противоположности, и довольствуемся ею. Подобные идеи настолько распространены в нашем обществе, что они считаются истиной в последней инстанции и препятствуют каким бы то ни было изменениям. Я предлагаю немного приоткрыть занавес и посмотреть действительно ли мужчины и женщины так отличны друг от друга? И, что им мешает понять друг друга? Как это можно изменить?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………3
Гендерные стереотипы…………………………………………………………………………………………………………3
Традиционная семья и роль домашнего труда в ней……………………………6
Изменение ложных представлений о гендере…………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………12
Библиография……………………………………………………………………………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

реферат социальная психология.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

плечи женщины. Следует  отметить,  что  домашнее  хозяйство  довольно  часто

организуется нерационально, и  это сопровождается  негативными  последствиями

для женщин: отсутствием условий  и времени для повышения своей  квалификации,

культурного  уровня,  образования  и  т.д.  Кроме  того,   многие   женщины,

получившие  специальное  образование  и  имеющие  специальность,   вынуждены

заниматься   лишь   домашним   хозяйством,   устраняясь   от   общественного

производства, а часто  и  от  активной  общественной  жизни.  Следовательно,

затраты  государства  на  образование  остаются  не  восполненными.   Нельзя

отрицать и положительную сторону  ведения домашнего хозяйства  в  семье:  все

это  имеет  определенную  моральную  ценность,  но,  как  известно,  женщины

выполняют эту функцию без особого  внутреннего  призвания   и  желания  и  с

большой  охотой участвуют в  производственной  и  общественной  деятельности

даже в том случае,  когда  материально  обеспечены.  Ограниченность  мелкого

домашнего хозяйства приводит не только  к  экономическим  потерям,  но  и  к

отрицательным психологическим  последствиям  –  излишней  раздражительности,

чрезмерной   озабоченности   бытовыми   мелочами,   ухудшения    настроения,

физической подавленности и  др. домашнее  хозяйство  в  современных  условиях

будет существовать, играя значительную роль в системе  нашего  быта.  Важным

направлением его совершенствования  является облегчение  труда  и  сокращение

затрат  времени  женщиной  за  счет  создания   внутрисемейной   кооперации,

основанной  на  подлинном  равноправии  при  соответствующем   распределении

домашних обязанностей между всеми  членами  семьи,  в  том  числе  и  детьми,

которые должны выполнять посильную  работу. Такая ситуация  способствовала

бы смягчению возникших внутрисемейных конфликтов и  явилась  бы  тем  шагом,

который необходим для укрепления  отношений.  Это  особая  форма  отношений,

обеспечивающая такую организацию  труда, при которой совместное участие  всех

членов семьи обязательно.  При  кооперации  все  обязанности  распределяются

поровну и предполагают сознательный  подход  к  разделению  труда  с  учетом

возраста, склонностей и необходимости  взаимосвязи  всех трудовых  процессов.

 

 

 

      В настоящее время распределение  домашних  обязанностей  не  гендерной

основе является симптомом продолжающегося  гендерного неравенства и гендерно-

ролевой социализации.

 

 

      Традиционное распределение  работ по дому  может  также   способствовать

поддержанию  низкого  статуса  женщин.  Ребенку   очевидно,   что   человек,

работающий весь день  и  обязанный,  вернувшись  домой,  готовить  и  делать

уборку, имеет более низкий статус, чем тот, кто работает весь день, но  кому

не приходится выполнять эти  обязанности по возвращении  домой.   Дети  могут

тогда  сделать  вывод,  что  женщины  действительно  должны   находиться   в

подчиненном положении, иначе они  бы не имели этот более низкий статус.

 

 

      Традиционное распределение  домашних обязанностей приводит  к тому,  что

у детей появляются гендерные стереотипы и они овладевают  разными  навыками,

основанными на их  гендерной  принадлежности.  Когда  дети  видят  женщин  и

мужчин исполняющими разные роли, они начинают думать, что мужчины  и  женщины

обладают разными качествами, которые позволяют им лучше приспосабливаться  к

этим разным ролям. Затем  эти  гендерные  стереотипы  действуют  в  качестве

социальных норм. Другими словами,  дети  начинают  считать,  что  мужчины  и

женщины   должны   исполнять   различные  роли   и   обладать    различными

психологическими качествами. В  результате они стремятся овладеть  различными

навыками, зависящими от их гендера, и, как следствие, могут оказаться  плохо

подготовленными  к  многообразным  ролям,  которые  им,  вероятно, придется

исполнять в дальнейшем.

 

 

      Возложение бремени  ухода за детьми и домашней  работы на  женщин  также

мешает им реализовать  свои  организационные  и   политические  возможности.

Женщины-управленцы реже выходят замуж   и  заводят  детей,  чем  женщины  не

занимающие руководящих постов. Причиной этого может быть то, что  работающие

женщины оказываются неспособными задерживаться на производстве, работать  по

выходным или отправляться в  командировки и  чаще  отсутствуют  на  работе  в

вязи  с  необходимостью  ухода  за  детьми  или  их  болезнью.  Кроме  того,

производственные руководители часто  не желают продвигать женщин  по  службе,

предполагая, что их  семейные  обязанности  и  делают  их  менее  преданными

организации.   Хорошо   известно,   что   женщины   несут   большую    часть

ответственности за домашнюю сферу, и  если изменить это  условие,  тогда  его

не станут использовать против них  на производстве.

 

 

      Еще одна  причина   необходимости  изменения   традиционного  разделения

домашнего труда состоит в том, что конфликты по поводу  выполнения  домашних

обязанностей и ухода за детьми являются  основным  источником  напряжения  в

отношениях между супругами.

 

 

      Хотя мужчины и  женщины часто  соглашаются,  что,  когда  работают  оба

партнера, должно иметь место более равноправное  распределение  обязанностей

дома, исследования обнаружили относительно  немного  примеров  поведенческих

изменений в этом направлении. Плек приходит к следующему  выводу:  имеющиеся

в наличии данные показывают, что мужчины более  психологически  вовлечены  в

семейную,  чем  в  производственную   жизнь,   и   предполагает,   что   эта

вовлеченность образует основу для  расширения  участия  мужчин  в  выполнении

домашних обязанностей  и  присмотре  за  детьми.  Однако  он  признает,  что

мужчины принимают относительно небольшое  участие в этих видах  деятельности.

Росс с  коллегами  установили,  что  чем  выше  заработок  мужа,  тем  менее

вероятно, что он принимает участие  в домашней работе и уходе  за  детьми,  я

чем выше заработок женщины, тем скорее он будет выполнять  эти  обязанности.

Существует мнение, что чем больше зарабатывает жена по  сравнению  с  мужем,

тем меньшую ответственность она  несет за  выполнение  домашних  обязанностей

(кроме ухода за детьми).

 

 

      Дифференциация домашней работы, основанная на половой принадлежности,

распространена даже в тех случаях, когда ей трудно найти  оправдание.  Можно

предположить множество  объяснений,  почему  мужчины  и  женщины  на  словах

выступают за более  равноправное  разделение  труда,  однако  придерживаются

традиционного распределения обязанностей в своей жизни.

 

      Причины несоответствия  между установками и поведением:

   1. Человек  может  не  знать,  как  выполнить  соответствующие   действия.

      Некоторые люди утверждают, что дело  не  только  в  том,  что  мужчины

      пытаются избавиться  от выполнения на равных началах  работы во  "второй

      смене", сколько  в том, что из-за особенностей  социализации они  просто

      не знают, как  нужно делать уборку, готовить или обращаться  с  детьми.

      Ранний опыт социализации  мог не позволить мужчинам  овладеть  навыками,

      необходимыми для  выполнения домашних работ. Соответственно  изменения в

      поведении могут  отставать от изменений установок.

   2. Общие установки часто не  предсказывают конкретное  поведение.  Общие

      вопросы в отношении  того, что должна ли  домашняя  работа  выполняться

      мужчинами на более  равноправной  основе,  могут   не  указывать,  какой

      именно объем работ  следует  выполнять  конкретному  мужчине.  Если  вы

      действительно хотите  знать,  желает  ли  мужчина   помогать  по  дому,

      узнайте его установку   в  отношении  выполнения   конкретных  домашних

      работ.

   3. Другие установки могут   формировать  конкурирующие модели  поведения.

      Например, в семьях  где трудятся оба супруга, часто  бывает  необходимо,

      чтобы мужчины  отказывались в какой-то мере  от  своего  досуга,  с  тем

      чтобы сделать  больше работ по дому. Установки  мужчин в пользу досуга и

      соответствующие  модели поведения могут вступать  в  противоречие  с  их

      моделями поведения,  согласующимися  с  установкой  на  справедливость.

      Неприятие мужчинами  скучных домашних работ может   брать  верх  над  их

      установками в пользу справедливости.

   4.  Социальные  нормы   могут   требовать   моделей   поведения,   которые

      несовместимы с  установкой человека.  Например,  может  оказаться,  что

      мужчины  воспринимают  социальные   нормы   как   гласящие,   что   их

      мужественность базируется  в определенной мере на избегании   выполнения

      женских обязанностей, таких, как домашняя работа  и присмотр за детьми,

      и опасаются, что  их родственники или приятели  станут  укорять  их  за

      участие  в   такой   деятельности.   Социальные   нормы   поддерживают

      традиционное  разделение  домашних  обязанностей.  Большая   часть  нас

      воспитывалась в  семьях, где труд определялся половой  принадлежностью,

      и если оглянуться  вокруг, то видно, что  эти   нормы  продолжают  иметь

      место. Переступить  через  социальные  нормы   очень  трудно,  и  многие

      женщины  испытывают  меньшую  вину  и  дискомфорт  в  отношении  своей

      оплачиваемой работы, если они выполняют большую  часть домашней  работы

      и ухода за детьми.

   Шон  Берн  высказывает   несколько  предположений,  как   можно   уменьшить

   несправедливость в распределении  домашних обязанностей. Первое состоит  в

   том, что уменьшение разницы  в заработной  плате  мужчин  и  женщин  может

   способствовать большему  участию мужчин в домашней  жизни. Второе состоит в

   том, что в отдельных   случаях  женщины  должны  снизить  свои  стандарты.

   Третье предположение заключается  в  следующем:  родителям   следует  учить

   своих  маленьких  сыновей   выполнению  домашних  обязанностей.   Наконец,

   женщины должны вносить  ясность  в  свои  требования,  касающиеся  участия

   мужчин в домашней жизни.

 

Изменение ложных представлений о  гендере

 

 

      Мы окружены культурной  средой, которая провозглашает,  что  мужчины  и

женщины не похожи друг на друга  и  должны  исполнять  различные  социальные

роли.  Мы  привыкли  к  мысли,   что   мужчины   и   женщины   –   это   две

противоположности,   и   довольствуемся   ею.   Подобные   идеи    настолько

распространены в нашем обществе,  что  они  считаются  истиной  в  последней

инстанции и препятствуют каким  бы то ни было изменениям.

 

      Ложные представления о гендере:

        1.  Гендерные   различия  огромны.  Часто  употребляемое   выражение

           "противоположный  пол" является  всего  лишь  одним  из  примеров

           широко  распространенного   представления,   что   один   гендер

          значительно отличается от другого. Исследования доказывают,  что

           в  таких важных  областях,  как   память,  интеллект,  творчество,

           аналитические  способности, способность руководить  и  личностные

           качества  не  обнаруживаются  существенные  различия.  Небольшие

           различия  находят   в   отдельных   вербальных,   математических

           способностях  и  пространственном  мышлении,   но   даже   когда

           гендерные  различия, связанные с когнитивными  способностями, все-

           таки  обнаруживают, они весьма незначительны,  составляя в среднем

           примерно 5-10 %.  Исследования  гендерных   различий  в  эмоциях,

           эмпатии,  альтруизме, агрессии и  способности   влиять  на  других

           показали, что различия не только малы, но и во многом зависят от

           гендерных  норм, характерных для изучаемой   ситуации.  Существует

           три   взаимосвязанных  причины,  обуславливающих   то,  почему  мы

           считаем,  что гендерные различия более значительны, чем они  есть

           на  самом деле. 1) Наше общество постоянно  обращает  внимание  на

           гендер  и провозглашает тысячью различных  способов, что мужчины и

           женщины   не  похожи  друг  на  друга.  2)  Подчеркивание   нашим

           обществом  гендерных особенностей способствует  развитию гендерных

           схем.  3)  Большинство  социальных  ролей  исполняется   главным

           образом  либо одним,  либо  другим    полом.  Женские  роли,  как

           правило,  требуют иных моделей поведения.

        2.  Гендерные   различия  вызваны  фундаментальными   биологическими

           различиями  между полами.  Представление   о  том,  что  гендерные

Информация о работе Гендерные стереотипы и семья