Гендерные стереотипы и семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:00, реферат

Описание работы

Мы окружены культурной средой, которая провозглашает, что мужчины и женщины не похожи друг на друга и должны исполнять различные социальные роли. Мы привыкли к мысли, что мужчины и женщины – это две противоположности, и довольствуемся ею. Подобные идеи настолько распространены в нашем обществе, что они считаются истиной в последней инстанции и препятствуют каким бы то ни было изменениям. Я предлагаю немного приоткрыть занавес и посмотреть действительно ли мужчины и женщины так отличны друг от друга? И, что им мешает понять друг друга? Как это можно изменить?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………3
Гендерные стереотипы…………………………………………………………………………………………………………3
Традиционная семья и роль домашнего труда в ней……………………………6
Изменение ложных представлений о гендере…………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………12
Библиография……………………………………………………………………………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

реферат социальная психология.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования города Москвы

«Московский городской  педагогический университет»

 

Общеуниверситетская кафедра психологии образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По социальной психологии

 

На тему: “Гендерные стереотипы и семья”.

 

 

 

 

 

                                                                 

                                                                           Ст. Преподаватель:                                                                    

                                                                                      Курганова Е. А.

                                                                                     

                                                                               

 

                                                                                    Выполнила:                                                                                                          

                                                                                                  Студентка 2 курса,

                                                                                    Полный срок обучения

                                                                                    заочной формы обучения

                                                                                    Павлова Л. В.

                                                                                   

 

 

 

 

 

 

                                                     Москва, 2010

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………3

 

 

Гендерные стереотипы…………………………………………………………………………………………………………3

 

 

Традиционная семья и роль домашнего труда   в ней……………………………6

 

 

Изменение ложных представлений о гендере…………………………………………………11    

 

 

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………12

 

 

Библиография……………………………………………………………………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

      Моя работа посвящена гендерным  стереотипам  в  семье.  Я  постаралась

описать достаточно подробно, что  же  такое  гендерные  стереотипы.  Как  они

появляются  в   нашей   жизни,   взаимодействуют   с   другими   социальными

установками.  Я   постаралась  понять,  почему  мы   подчиняемся   гендерным

стереотипам, прекрасно осознавая, что это всего лишь стереотип.

 

 

      Далее я  рассмотрела   традиционную  российскую  семью   в  историческом

ракурсе. Но особое внимание я уделила  домашнему труду в  современной  семье.

Какое место он занимает в семье, и почему так много говорят  о неравенстве  в

распределении обязанностей домашнего  труда между супругами.

 

 

      Последнюю  главу   я  посвятила  тому   как   можно   изменить   ложные

представления о гендере.

 

 

      Мы окружены культурной средой, которая провозглашает,  что  мужчины  и

женщины не похожи друг на друга  и  должны  исполнять  различные  социальные

роли.  Мы  привыкли  к  мысли,   что   мужчины   и   женщины   –   это   две

противоположности,   и   довольствуемся   ею.   Подобные   идеи    настолько

распространены в нашем обществе,  что  они  считаются  истиной  в  последней

инстанции и препятствуют  каким  бы  то  ни  было  изменениям.  Я  предлагаю

немного приоткрыть занавес и посмотреть действительно ли мужчины  и  женщины

так отличны друг от друга?  И, что  им мешает  понять  друг  друга?  Как  это

можно  изменить?

 

 

 

Гендерные стереотипы

 

 

      Социальные нормы  – это основные правила, которые  определяют  поведение

человека в обществе. По  мнению  социальных  психологов,  объяснение  многих

гендерных  различий  следует  искать  не  в  гормонах  и  хромосомах,  а   в

социальных нормах, приписывающих  нам различные типы  поведения,  аттитюды  и

интересы в соответствии  с  биологическим  полом.  Наборы  норм,  содержащие

обобщенную  информацию  о  качествах,   свойственных   каждому   из   полов,

называются половыми  или  гендерными  ролями.  Часть  этих  социальных  норм

внедряется в  сознание   через  телевидение  и  популярную  литературу,  ряд

других  мы  получаем  непосредственно,  например  испытывая  неодобрение  со

стороны  общества,  когда  отклоняемся   от   ожидаемого   гендерно-ролевого

поведения.

 

 

      Гендернные  стереотипы   часто   действуют   как   социальные   нормы.

Нормативное и информационное давление вынуждает  нас  подчиняться  гендерным

нормам. Действие нормативного давления заключается в том, что  мы  стараемся

соответствовать гендерным  ролям,  чтобы  получить  социальное  одобрение  и

избежать  социального  неодобрения.   Об   информационном   давлении   можно

говорить, когда мы начинаем считать  гендерные нормы правильными, потому  что

находимся под влиянием социальной  информации.  Мы  живем  в  культуре,  где

мужчины обычно занимаются одними вещами, а женщины – другими, где  гендерные

отличия считаются природными; поэтому  мы принимаем гендерные роли и  следуем

им.

 

 

      Подчинение гендерным  нормам может наблюдаться в   поведении,  но  не  в

системе верований (уступчивость), либо и в поведении, и в системе  верований

(одобрение, интернализация), либо может определятся  желанием  быть  похожим

на сверстника или ролевую модель (идентификацию). Люди в  различной  степени

подчиняются традиционным гендерным  ролям, причем некоторые чрезвычайно  поло-

типизированными у тех, кто  имел  опыт  критического  переживания  гендерной

социализации, когда любое отклонение от половой  роли  неизбежно  влекло  за

собой жестокие социальные последствия.

 

 

      Уже в 3 года  дети с уверенностью относят  себя к мужскому или  женскому

полу. В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины  ведут  себя

по-разному, занимаются разной деятельностью  и интересуются  разными  вещами.

Часть  взрослые   непреднамеренно   стимулируют   гендерную   индетификацию,

регулярно  упоминая  пол  ребенка.  К  7  годам  дети  достигают   гендерной

константности- понимая, что гендер постоянен и изменить  его  невозможно.  У

ребенка появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем  же

полом, что и он сам, обусловленное  желанием быть самым лучшим мальчиком  или

девочкой. Таким дефференциальным подражанием объясняется,  почему  женщинам,

как правило,  нравится  ходить  по  магазинам  и  заниматься  подготовкой  к

праздникам, а мужчины этого  избегают.

 

 

      Стереотипные  гендерные   атрибуты  считаются  «истинными»  не   только

потому, что их воспринимают как  внутренние диспозиции,  но  так  же  потому,

что общество пришло к единодушному мнению об  истинности  этих  стереотипов.

Поведение, в котором  присутствуют  все  черты,  в  том  числе  и  гендерные

стереотипы,  всегда  производится  с помощью умозаключений.  Когда   факты

неоднозначны, «истина»  определяется  путем  социального  консенсуса.  Таким

образом,   консенсус   одновременно   определяет   и   подтверждает   мнения

индивидуумов.

 

 

      Гендерные стереотипы  приняты  всеми  членами  общества,  потому  что,

несмотря на то, что на  уровне  сознания  мы  от  них  отказываемся,  мы  по

прежнему поступаем в соответствии с ними и видим,  как  другие  люди  делают

тоже самое в повседневной жизни, в которой  мужчинам  и  женщинам  отводятся

неравные роли и статус. Точно  также  гендерные  стереотипы  тиражируются  в

средствах массовой информации, и  ложные представления  все  же  проникают  в

наши суждения и мнения, хотя мы этого не осознаем. В  результате  считается,

что  мужчины  и  женщины  обладают   стереотипными   чертами.   Даже   когда

объективные факты идут в  разрез  с  общепринятым  мнением,  мы  по-прежнему

считаем его правильным.

 

 

      Поскольку консенсус  определяет «истину», то  он  также   трансформирует

гендерные стереотипы, превращая их  из  гипотетических  фактов  в  ценности.

Поскольку  не  существует  объективного  критерия,   который   позволил   бы

определить, что такое на самом  деле «истинная фемининная личность», то  если

все  согласятся  с  тем,  что  женщины  эмоциональны,   несамостоятельны   и

заботливы,  эмоциональность,  несамостоятельность  и   заботливость   станут

признаками  «истинной  фемининности».  В  результате  эти  черты  становятся

нормативными  и  ценимыми  качествами  женщин,  поскольку  их   демонстрация

одновременно определяет и подтверждает  «истинную  фемининность».  Консенсус

приобретает ценность, потому что  он служит критерием истинны  и  валидности.

Точно  также  общее  для  всех  наблюдение,  согласно   которому   должности

начальников  всегда   занимали   мужчины,   способствует   созданию   нормы,

предписывающей, что начальниками должны быть мужчины. «Наличное»  становится

«должным», описания превращаются в  предписания.

 

 

      Поскольку  стереотипы  становятся  если  не  явными,   то   косвенными

ценностями, мужчины и женщины  стараются культивировать в  себе  стереотипные

черты. Эти давления, подталкивающие к желательному поведению,  подкрепляются

еще и давлением неравного статуса  мужчин  и  женщин  и  давлением  ожиданий

наблюдателей. В действительности люди  стараются  поддерживать  такой  образ

«Я», чтобы он был социально желательным  и в  тоже  время  соответствовал  их

мнениям о самих себе. Несмотря на то, что указанные мотивы могут  вступать  в

конфликт,  они  совместно способствуют  гендерно-стереотипному   поведению,

таким образом, создавая еще одно доказательство «истинности»  стереотипов  и

еще  одно  самоисполняющееся  пророчество.  Поскольку  стереотипы   являются

ценностями, то как  мужчины,  так  и  женщины  ведут  себя  на  людях  более

стереотипно,  чем  без  свидетелей.  Проблема,  создаваемая  стереотипами  и

самоисполняющимися пророчествами, состоит в  том,  что  они  заставляют  нас

верить в стереотипные мнения даже тогда, когда стереотипные черты  на  самом

деле  не   существуют.   Перцепции   и   действия   людей   обусловлены   их

осведомленностью о социальных ожиданиях и практиках, которые  в  тоже  время

определяются их поведением.

 

 

      С социально-психологической  точки  зрения  гендерные   представления  и

поведение можно понимать как  всеобъемлющее  самоисполняющееся  пророчество,

состоящее из набора связанных  между  собой  и  взаимно  подкрепляющих  друг

друга частных самоисполняющихся  пророчеств. Гендерные  стереотипы  действуют

как неосознаваемые ожидания или пророчества. В качестве  их  исполнения  или

подтверждения выступают результаты процессов восприятия,  поведение  или  их

последствия. В самом широком  смысле гендерные  стереотипы,  действующие  как

неявные ожидания, искажают восприятие и приводят к предвзятому  отношению  к

мужчинам и женщинам, а результаты необъективного восприятия  и  отношения  –

половые различия в  поведении  и  достижениях  –  затем  якобы  подтверждают

изначальную правильность стереотипов.

 

 

      Невзирая на  то что, на осознаваемом уровне мы верим в равенство полов,

традиционные стереотипы в закодированной форме сохраняются в  информационных

структурах или схемах, которые  не осознаются нами и автоматически  управляют

восприятием, интерпретациями,  суждениями, воспоминаниями  и отношением  к

мужчинам и женщинам. Согласно стереотипам  мужчины  описываются  компетентные

и обладающие качествами, необходимыми для того, чтобы  стоять  у  власти,  а

женщины  –  как  чувствительные   и   отзывчивые;   считается   также,   что

представителям каждого пола недостает  качеств, типичных  для  представителей

противоположного пола. Мы склонны  замечать  и  запоминать  ту  информацию  и

делать такие выводы, которые  согласуются с нашими схемами; мы считаем  такую

информацию более актуальной, ценной и заслуживающей большего доверия;  кроме

того, мы считаем, что она отражает диспозиции. Мы часто  не  умеем  отличить

Информация о работе Гендерные стереотипы и семья