Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:00, реферат
Мы окружены культурной средой, которая провозглашает, что мужчины и женщины не похожи друг на друга и должны исполнять различные социальные роли. Мы привыкли к мысли, что мужчины и женщины – это две противоположности, и довольствуемся ею. Подобные идеи настолько распространены в нашем обществе, что они считаются истиной в последней инстанции и препятствуют каким бы то ни было изменениям. Я предлагаю немного приоткрыть занавес и посмотреть действительно ли мужчины и женщины так отличны друг от друга? И, что им мешает понять друг друга? Как это можно изменить?
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………3
Гендерные стереотипы…………………………………………………………………………………………………………3
Традиционная семья и роль домашнего труда в ней……………………………6
Изменение ложных представлений о гендере…………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………12
Библиография……………………………………………………………………………………………………………………………14
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Общеуниверситетская кафедра психологии образования
Реферат
По социальной психологии
На тему: “Гендерные стереотипы и семья”.
Москва, 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Гендерные стереотипы……………………………………………………
Традиционная семья и роль домашнего труда в ней……………………………6
Изменение ложных представлений
о гендере…………………………………………………11
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Моя работа посвящена гендерным стереотипам в семье. Я постаралась
описать достаточно подробно, что же такое гендерные стереотипы. Как они
появляются в нашей жизни, взаимодействуют с другими социальными
установками. Я постаралась понять, почему мы подчиняемся гендерным
стереотипам, прекрасно осознавая, что это всего лишь стереотип.
Далее я рассмотрела традиционную российскую семью в историческом
ракурсе. Но особое внимание я уделила домашнему труду в современной семье.
Какое место он занимает в семье, и почему так много говорят о неравенстве в
распределении обязанностей домашнего труда между супругами.
Последнюю главу я посвятила тому как можно изменить ложные
представления о гендере.
Мы окружены культурной средой, которая провозглашает, что мужчины и
женщины не похожи друг на друга и должны исполнять различные социальные
роли. Мы привыкли к мысли, что мужчины и женщины – это две
противоположности, и довольствуемся ею. Подобные идеи настолько
распространены в нашем
инстанции и препятствуют каким бы то ни было изменениям. Я предлагаю
немного приоткрыть занавес и посмотреть действительно ли мужчины и женщины
так отличны друг от друга? И, что им мешает понять друг друга? Как это
можно изменить?
Гендерные стереотипы
Социальные нормы
– это основные правила,
человека в обществе. По мнению социальных психологов, объяснение многих
гендерных различий следует искать не в гормонах и хромосомах, а в
социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения, аттитюды и
интересы в соответствии с биологическим полом. Наборы норм, содержащие
обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов,
называются половыми или гендерными ролями. Часть этих социальных норм
внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд
других мы получаем непосредственно, например испытывая неодобрение со
стороны общества, когда отклоняемся от ожидаемого гендерно-ролевого
поведения.
Гендернные стереотипы часто действуют как социальные нормы.
Нормативное и информационное давление вынуждает нас подчиняться гендерным
нормам. Действие нормативного давления заключается в том, что мы стараемся
соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и
избежать социального неодобрения. Об информационном давлении можно
говорить, когда мы начинаем считать гендерные нормы правильными, потому что
находимся под влиянием социальной информации. Мы живем в культуре, где
мужчины обычно занимаются одними вещами, а женщины – другими, где гендерные
отличия считаются природными; поэтому мы принимаем гендерные роли и следуем
им.
Подчинение гендерным нормам может наблюдаться в поведении, но не в
системе верований (уступчивость), либо и в поведении, и в системе верований
(одобрение, интернализация), либо может определятся желанием быть похожим
на сверстника или ролевую модель (идентификацию). Люди в различной степени
подчиняются традиционным гендерным ролям, причем некоторые чрезвычайно поло-
типизированными у тех, кто имел опыт критического переживания гендерной
социализации, когда любое отклонение от половой роли неизбежно влекло за
собой жестокие социальные последствия.
Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому
полу. В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины ведут себя
по-разному, занимаются разной деятельностью и интересуются разными вещами.
Часть взрослые непреднамеренно стимулируют гендерную индетификацию,
регулярно упоминая пол ребенка. К 7 годам дети достигают гендерной
константности- понимая, что гендер постоянен и изменить его невозможно. У
ребенка появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же
полом, что и он сам, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или
девочкой. Таким дефференциальным подражанием объясняется, почему женщинам,
как правило, нравится ходить по магазинам и заниматься подготовкой к
праздникам, а мужчины этого избегают.
Стереотипные гендерные атрибуты считаются «истинными» не только
потому, что их воспринимают как внутренние диспозиции, но так же потому,
что общество пришло к единодушному мнению об истинности этих стереотипов.
Поведение, в котором присутствуют все черты, в том числе и гендерные
стереотипы, всегда производится с помощью умозаключений. Когда факты
неоднозначны, «истина» определяется путем социального консенсуса. Таким
образом, консенсус одновременно определяет и подтверждает мнения
индивидуумов.
Гендерные стереотипы приняты всеми членами общества, потому что,
несмотря на то, что на уровне сознания мы от них отказываемся, мы по
прежнему поступаем в
тоже самое в повседневной жизни, в которой мужчинам и женщинам отводятся
неравные роли и статус. Точно также гендерные стереотипы тиражируются в
средствах массовой информации, и ложные представления все же проникают в
наши суждения и мнения, хотя мы этого не осознаем. В результате считается,
что мужчины и женщины обладают стереотипными чертами. Даже когда
объективные факты идут в разрез с общепринятым мнением, мы по-прежнему
считаем его правильным.
Поскольку консенсус определяет «истину», то он также трансформирует
гендерные стереотипы, превращая их из гипотетических фактов в ценности.
Поскольку не существует объективного критерия, который позволил бы
определить, что такое на самом деле «истинная фемининная личность», то если
все согласятся с тем, что женщины эмоциональны, несамостоятельны и
заботливы, эмоциональность, несамостоятельность и заботливость станут
признаками «истинной фемининности». В результате эти черты становятся
нормативными и ценимыми качествами женщин, поскольку их демонстрация
одновременно определяет и подтверждает «истинную фемининность». Консенсус
приобретает ценность, потому что он служит критерием истинны и валидности.
Точно также общее для всех наблюдение, согласно которому должности
начальников всегда занимали мужчины, способствует созданию нормы,
предписывающей, что начальниками должны быть мужчины. «Наличное» становится
«должным», описания превращаются в предписания.
Поскольку стереотипы становятся если не явными, то косвенными
ценностями, мужчины и женщины стараются культивировать в себе стереотипные
черты. Эти давления, подталкивающие к желательному поведению, подкрепляются
еще и давлением неравного статуса мужчин и женщин и давлением ожиданий
наблюдателей. В действительности люди стараются поддерживать такой образ
«Я», чтобы он был социально желательным и в тоже время соответствовал их
мнениям о самих себе. Несмотря на то, что указанные мотивы могут вступать в
конфликт, они совместно способствуют гендерно-стереотипному поведению,
таким образом, создавая еще одно доказательство «истинности» стереотипов и
еще одно самоисполняющееся пророчество. Поскольку стереотипы являются
ценностями, то как мужчины, так и женщины ведут себя на людях более
стереотипно, чем без свидетелей. Проблема, создаваемая стереотипами и
самоисполняющимися
верить в стереотипные мнения даже тогда, когда стереотипные черты на самом
деле не существуют. Перцепции и действия людей обусловлены их
осведомленностью о социальных ожиданиях и практиках, которые в тоже время
определяются их поведением.
С социально-психологической точки зрения гендерные представления и
поведение можно понимать как всеобъемлющее самоисполняющееся пророчество,
состоящее из набора связанных между собой и взаимно подкрепляющих друг
друга частных самоисполняющихся пророчеств. Гендерные стереотипы действуют
как неосознаваемые ожидания или пророчества. В качестве их исполнения или
подтверждения выступают результаты процессов восприятия, поведение или их
последствия. В самом широком смысле гендерные стереотипы, действующие как
неявные ожидания, искажают восприятие и приводят к предвзятому отношению к
мужчинам и женщинам, а результаты необъективного восприятия и отношения –
половые различия в поведении и достижениях – затем якобы подтверждают
изначальную правильность стереотипов.
Невзирая на то что, на осознаваемом уровне мы верим в равенство полов,
традиционные стереотипы в закодированной форме сохраняются в информационных
структурах или схемах, которые не осознаются нами и автоматически управляют
восприятием, интерпретациями, суждениями, воспоминаниями и отношением к
мужчинам и женщинам. Согласно стереотипам мужчины описываются компетентные
и обладающие качествами, необходимыми для того, чтобы стоять у власти, а
женщины – как чувствительные и отзывчивые; считается также, что
представителям каждого пола недостает качеств, типичных для представителей
противоположного пола. Мы склонны замечать и запоминать ту информацию и
делать такие выводы, которые согласуются с нашими схемами; мы считаем такую
информацию более актуальной, ценной и заслуживающей большего доверия; кроме
того, мы считаем, что она отражает диспозиции. Мы часто не умеем отличить