Гендерные стереотипы и семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:00, реферат

Описание работы

Мы окружены культурной средой, которая провозглашает, что мужчины и женщины не похожи друг на друга и должны исполнять различные социальные роли. Мы привыкли к мысли, что мужчины и женщины – это две противоположности, и довольствуемся ею. Подобные идеи настолько распространены в нашем обществе, что они считаются истиной в последней инстанции и препятствуют каким бы то ни было изменениям. Я предлагаю немного приоткрыть занавес и посмотреть действительно ли мужчины и женщины так отличны друг от друга? И, что им мешает понять друг друга? Как это можно изменить?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………3
Гендерные стереотипы…………………………………………………………………………………………………………3
Традиционная семья и роль домашнего труда в ней……………………………6
Изменение ложных представлений о гендере…………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………12
Библиография……………………………………………………………………………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

реферат социальная психология.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

суждения от реальных фактов.  Результатом  такой  предвзятости  и  в  пользу

информации,  соответствующей  нашим   схемам,   являются   самоисполняющиеся

пророчества.

 

 

      Во-первых, мы «видим»,  будто мужчины и женщины обладают  стереотипными

чертами,  независимо  от  реального  положения  вещей,  и,  таким   образом,

ошибочно мысленно «подтверждаем»  стереотипные  пророчества.  Во-вторых,  мы

относимся к мужчинам и женщинам так, будто бы  им  свойственны  стереотипные

черты.   Поскольку   действователи   склонны   вести   себя    так,    чтобы

соответствовать ожиданиям  наблюдателей,  то  их  поведение  на  самом  деле

служит  подтверждением  пророчеств,  и  в  стереотипах  появляется   крупица

истинны.  В-третьих,  стереотипы  заставляют  нас  предпочитать   мужчин   в

качестве руководителей  и  ожидать,  что  женщины  будут  иметь  подчиненный

статус. В  результате  поведение,  необходимое  для  исполнения  руководящей

роли, кажется типично маскулинным, а поведение,  необходимое  в  подчиненном

положении,  -  фемининным.  Традиционные  гендерные  стереотипы   фактически

являются характеристиками статуса. Поскольку мужчины и женщины  до  сих  пор

имеют неравный статус, все мы в  наших социальных  взаимодействиях  поступаем

в соответствии со стереотипами и  каждый день видим, как другие тоже  следуют

им. Такое поведение  и  такие  наблюдения  являются  главным  подтверждением

стереотипных пророчеств. Стереотипы отражают различия в  статусе  и  в  тоже

время способствуют их сохранению.

 

 

      Кроме того, когнитивной  системе человека присущи три  недостатка, из-за

которых  результаты  наблюдений  за  поведением   превращаются   в   неявные

стереотипные представления. Совершая фундаментальную  ошибку  атрибуции,  мы

считаем, что мужчинам свойственно  поведение,  типичное  для  ролей  высокого

статуса, а подчиненное поведение  свойственно  женщинам.  Дифференцированные

ожидания,  представления,  роли  и  являющиеся   их   следствием   поведение

принимаются всем обществом,  которое  определяет  их  как  правильное,  и  в

дальнейшем придает им  ценность.  Вследствие  этого,  во-первых,  мужчины  и

женщины стараются демонстрировать  «желательные» качества.  Во-вторых,  люди,

не  соответствующие  стереотипам,  не  нравятся  окружающим,  что  порождает

дилемму, с которой сталкиваются женщины профессионалы и женщины,  занимающие

руководящие должности. И то и другое способствует тому,  что  в стереотипах

появляется еще одна крупица  истины и самоисполняющиеся пророчества  получают

подтверждение. Наконец, за счет эффекта  знакомости  людям  больше  нравятся

стереотипное мнение и поведение, а дискриминационные практики кажутся  более

обоснованными.  Благодаря   фактическому   и   воображаемому   подтверждению

стереотипов они сохраняют активность в качестве  схем,  входящих  в  копилку

наших  знаний  о  мире,  и,  таким  образом,  самоисполняющиеся  пророчества

продолжают свое существование.

 

 

      Согласно теории социальных ролей (А. Игли) многие  гендерные различия

являются  продуктами  разных  социальных  ролей,  которые  поддерживают  или

подавляют в мужчинах и женщинах определенные  варианты  поведения.  Ульям  и

Бест предположили, что стереотипы о  гендерах  развились  как  механизм  для

поддержания полоролевой дифференциации. По их мнению, женщина пришла к  роли

домохозяйки потому, что уход  за  младенцем  накладывал  ограничения  на  ее

мобильность,  а  ведение   домашнего   хозяйства   прекрасно   удовлетворяло

требованию оставаться дома. Обнаружив, что такое распределение  ролей  очень

удобно, общество пытается убедить  себя в  том,  что  эти  роли  подходят  их

носителям. Для этого оно порождает  верования  о  неких  качествах  мужчин  и

женщин, которые служат для обоснования  того, что их  роли  подходят  им  как

нельзя лучше. Устоявшись, эти верования  начинают служить  нормами  поведения

для взрослых и моделями для социализации детей.

 

 

 

Традиционная семья и роль домашнего  труда   в ней.

 

 

      Корни российских  семейных традиций лежат в  крестьянской семье, т.к.  к

концу 19 века крестьяне составляли 85 % населения.  В  основе  традиционного

русского крестьянского общества лежал особый институт – сельская община  или

мир. Община управлялась собранием глав  семейств,  ему  были  подвластны  не

только экономические и аграрные  вопросы,  внутрисемейные  дела,  вплоть  до

рекомендации невест. Неженатый  мужчина до старости  носил  прозвище  «малый»

или «бобыль», а незамужняя женщина  в  старости  звалась «девкой».  Передел

земли  совершался   в   зависимости   от   подушного   состава   семьи,   но

пропорционально числу женатых  мужчин,  холостяки  и  женщины  в  расчет  не

принимались. Только  брак  обеспечивал  доступ  к  землепользованию,  именно

поэтому дореволюционная Россия была на  первом  месте  в  Европе  по  уровню

брачности, в 1897 году только 4 % женщин и 3 % мужчин в возрасте  от  40  до

50  лет  были  незамужними   и  холостяками.  Не  вступали  в  брак  увечные,

дефективные или те, кто уходил в монастырь.

 

 

      Глава семьи осуществлял  единоначалие. Эта власть передавалась  от  отца

к старшему женатому сыну или брату, т. е. Наследование  властных  полномочий

и в крестьянской, и в царской  семье шло по одной и той  же схеме.  Цареубийцы

воспринимались не только как  государственные  преступники,  но  и  вызывали

ужас и ненависть как люди,  покусившиеся  на  вековые  семейные  устои,  как

отцеубийцы.  Поэтому  тоталитаризм  и  его   разновидность   –   казарменный

социализм  с  их  непременным  вмешательством  в   личную   жизнь,   строгой

иерархической  подчиненностью,  коллективными  хозяйствами  и   коммунальным

жилищем имел благодатную почву  и сравнительно легко  (относительно  западных

стран) привился в России. крестьянская семья  имела  мало  общего  по  своей

культуре и  быту  с  семьей  аристократической,  ориентированной  на  запад.

Водораздел  проходил  через  психологический  склад  личностей:  крестьянина

отличала  привязанность  к  общине,  семье,   свей   группе,   к   землякам,

западноевропейской ментальности русских аристократов  и  интеллигенции  были

свойственны индивидуализм и индивидуалистический стиль мышления. В  сущности

они всегда оставались лишь  соотечественниками,  людьми,  живущими  в  одной

стране, но воспитывающимися  в  разных  культурах,  разных  традициях,  даже

общность религии не объединяла эти две социальные группы.  Между  тем,  роль

церкви для семьи и культуры была в России огромна, все  семейные  события  –

рождение, брак, смерть освещались церковью и совершались по ее догмам.

 

 

      Семья в современных  условиях  рассматривается  в   трех  ипостасях.  На

уровне общества она выступает  как  социальный  институт,  с  присущими  ему

местом и ролью, и выполняет  ряд  специфических  функций,  в  первую  очередь

таких, как воспитание детей. Семья  – это малая  социальная  группа,  которой

свойственны сплоченность, единство членов семьи,  внутрисемейные  отношения,

традиции и др. И, наконец, в-третьих, семья – это сфера жизнедеятельности  и

удовлетворения определенных потребностей человека. Брак  –  это  исторически

изменяющаяся  социальная  форма  отношений  между   мужчиной   и   женщиной,

посредством которой общество упорядочивает  и санкционирует  отношения  между

мужчиной и женщиной.

 

 

      Семья – это  социальная общность, основанная на браке и родстве,  члены

которой заинтересованы в совместном проживании. Это  исторически  конкретная

система взаимоотношений   супругов,  основанная  на  рождении  и  воспитании

детей, общности быта, бюджета.

 

 

      Задачи семьи – воспроизводство населения, накопление и передача  опыта

трудовой  деятельности  родителей  детям,  определенные  формы   и   способы

удовлетворения   первичных   (естественных)   и    вторичных    (социальных)

потребностей,   воспитание   определенных  нравственных   норм   поведения,

формирование конкретных психологических  отношений.

 

 

      Положение  семьи,  уровень  ее  благополучия   стабильности   являются

важнейшими  социальными индикаторами,  определяющими  жизнестойкость  нации,

общества и государства. Особенности  социально-экономических  преобразований

последнего десятилетия негативно  повлияли  на  уровень  населения,  наложили

свой отпечаток  на  процессы  жизнедеятельности  семьи.  Наряду  с  падением

рождаемости, увеличением числа  разводов,  ростом  детской беспризорности  и

безнадзорности  растет  опасность  социальной   деградации   семьи   вообще,

являющейся на протяжении веков  одной из господствующих форм отношений  между

полами, могучим гармонизирующим  регулятором общества.

 

 

      В условиях  кризиса  обостряется  конфликт  между  социальными  ролями

женщин. Отказ женщины от работы в пользу семьи или  безработица  существенно

сокращает совокупный семейный доход. В тоже время высокая занятость  женщины

на производстве становится одним  из основных факторов снижения  рождаемости.

 

 

 

      В наше время  перед женщиной стоит проблема  выжить  и  сохранить  семью

при создавшейся ситуации. Широко  распространенные   патриархальные  взгляды

на место женщины  в  обществе  создают  дополнительные  трудности.  Довольно

сложными являются отношения между  супругами,  между  родителями  и  детьми.

Общество не  способствует  воспитанию  у  детей  уважительного  отношения  к

матери, профессиональной деятельности родителей,  необходимости  совместными

усилиями решать  бытовые  проблемы.  Широко  распространяемая  наркомания  и

алкоголизм  приводят подчас к невозможности  рациональной  организации  отдыха

семьи, использования коллективных форм воспитания подрастающего поколения  в

сочетании с семейными.

 

 

      Главная сфера деятельности женщины в семье – домашний  труд.  Домашнее

хозяйство  –  составная  часть  быта,  предоставляющего  область  социальной

жизни,  связанной  с  восстановлением  жизненных   функций   человека,   его

работоспособности   и   творческой   деятельности.   Эта   жизнедеятельность

обеспечивается   определенными   формами   и   способами    потребления    и

обслуживания, организацией и производством  самих  предметов  потребления,  а

также конкретными  формами  социальных  отношений.  Основу  быта  и  бытовых

отношений  составляют  личное,  семейное  и  общественное   производство   и

потребление необходимых благ.

 

 

      Домашнее хозяйство  входит в сферу быта  и   составляет  на  современном

этапе существования нашего общества его важную часть.  Оно  является  сферой

человеческой деятельности, в  которой  кустарно,  на  основе  индивидуальных

затрат труда и времени организуется вся система производства и  потребления.

За счет него осуществляется питание, стирка, уход  за  одеждой,  помещением,

уход за детьми и др.

 

 

      Домашний труд  необходим для удовлетворения  материально  бытовых  нужд

индивида, семьи, а подсобное хозяйство  как  разновидность  домашнего  труда

представляет важный источник  жизненных   средств  крестьян  и  значительной

части семей рабочих и служащих.  В настоящее время вся  тяжесть  в  процессе

удовлетворения потребностей ложится  на плечи  семьи  и,  в  первую  очередь,

женщины. Домашний труд обеспечивает производство предметов  потребления  или

их доработку: приготовление пищи, ремонт одежды, обуви, белья и  т.д.  кроме

того, другой частью домашнего труда  является оказание услуг внутри семьи.

 

 

      Обособленность домашнего  хозяйства, то  есть  существование   в  рамках

семьи, сохраняет старые традиции, превращающие женщин в  придаток  домашнего

очага, и всячески препятствует  ее  стремлению  к  равенству  и  свободе.  В

настоящее  время  все   больше  утверждается  культ   вещей,   "чудо-кухни",

стимулируя дух потребительства, стремясь превратить  человека  в  обывателя,

непрерывно гоняющегося за вещами, личным достатком.

 

 

      Домашний   труд,   несмотря   на   его   индивидуальную   организацию,

представляет  общественно  необходимый  вид  труда,  поскольку  обеспечивает

жизнедеятельность человека или малой социальной группы.  Будучи  дополнением

к общественному производству предметов  потребления и услуг, он выполняет  те

функции,  которые  еще  не   в   состоянии   охватить   общественная   сфера

обслуживания. Продукты создаваемые  этим трудом, не  входят  в  экономический

оборот, они присваиваются внутри семьи.

 

 

      Обособленность   домашнего   хозяйства,   как    правило,    формирует

индивидуалистические  стремления   и   способствует   формированию   эгоизма

отдельных членов семьи, поскольку бытовые хлопоты в основном  ложатся на

Информация о работе Гендерные стереотипы и семья