Гендерные различия жизнестойкости в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить связь между гендером и жизнестойкостью в юношеском возрасте.


Основные задачи:
Рассмотреть литературу по теме исследования.
Раскрыть понятия «гендер», «жизнестойкость» и «юношеский возраст».
Провести исследование гендерных различий жизнестойкости в юношеском возрасте.
Определить наличие связи между гендером и жизнестойкостью в юношеском возрасте, а так же между биологическом полом и жизнестойкостью в юношеском возрасте.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическое обоснование основных понятий. Гендер. Жизнестойкость. Юношеский возраст…………………………………………6

§ 1.1. Понятие «Гендер»…………………………………………………………6

§ 1.2 Общее понятие жизнестойкости и её структура………………………..14

§ 1.3. Психологическая характеристика юношеского возраста……………...15

Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий жизнестойкости в юношеском возрасте……………………………………………………………20

§ 2.1. Организация метода исследования. Методики………………………...20

2.1.1. Методика "Маскулинность-фемининность" С.Бем………………..20

2.1.2. «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой………..22

§ 2.2. Исследование гендерных различий в юношеском возрасте…………..29

Заключение……………………………………………………………………...35

Список литературы……………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Курсовая.Диагностика..doc

— 179.00 Кб (Скачать)

       Таким образом, термин «гендер» был включен в научный контекст, прежде всего, для того, чтобы подчеркнуть не природную, а социокультурную причину межполовых различий.

       Один  из самых авторитетных социологов современности  англичанин Энтони Гидденс объясняет, что «гендер» — это не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности. Гендер, по его словам, означает, прежде всего, социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин.

       Признание гендерных исследований в западных научных центрах происходило  стремительно. К началу 90-х годов  практически все научно-образовательные  учреждения с солидной репутацией считали  своим долгом как развивать гендерные  исследования, так и преподавать специальные гендерные курсы. В Россию и Беларусь первые сведения о развитии гендерных исследований проникают в конце 80-х годов ХХ в. Очень медленно, но настойчиво гендерные исследования утверждаются и в отечественной науке. Одновременно начинается гендерное просвещение общества [17].

       В истории развития гендерной проблематики в западной психологии можно выделить три направления.

       – первое направление развивалось  под влиянием полоролевого подхода. Доминирующая научная парадигма  психологических исследований пола этого периода — парадигма половых (гендерных) различий.

       – второе направление формировалось  под влиянием психоанализа и других классических психологических концепций. Научная ориентация этого направления  — парадигма уникальности женской психологии.

       – третье направление оформляется  под влиянием социоконструкционистского  и постмодернистского интеллектуального  движения. В рамках этого направления  доминирующей в психологии стала  парадигма социального конструирования  гендера [7].

       В отечественной психологии весьма распространенной является ситуация, при которой сущность гендерной проблематики трактуется довольно рутинно. Многими специалистами-психологами гендерное направление не рассматривается как научная новация, а выступает как «свежий» и модный ярлык традиционных проблем, разрабатываемых психологией пола. «Гендерное» отождествляется с традиционным пониманием особенностей поведения и полоспецифичных характеристик мужчин и женщин как проявлений, обусловленных биологическими особенностями их организмов.

       Согласно  социально-конструктивистской парадигме  гендер понимается как организованная модель социальных отношений между  мужчинами и женщинами, конструируемая основными институтами общества.

       В рамках этой теории гендер понимается как организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами, конструируемая основными институтами общества. Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах:

       1) гендер конструируется посредством  социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации;

       2) гендер строится и самими индивидами  — на уровне их сознания (т.е.  гендерной идентификации), принятия  заданных обществом норм и  подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т.д.).

       Сторонники  теории социального конструирования  гендера подвергают сомнению тот  факт, что все социальное биологически фундировано и поэтому считается  естественным и нормальным.

       С позиций социального конструирования  гендера, и пол, и гендер являются социально достигаемыми статусами. Так же как раса, этничность и социальный класс, гендерные категории оказываются институционализированными культурой и социумом. Жизнь каждого индивида с самого рождения формируется социокультурными нормами и правилами. Разделение социального мира на мужчин и женщин укоренено настолько глубоко, что с момента рождения, когда пол ребенка опознан, родители, врачи, акушерки и все окружающие новорожденного «создают гендер», реализуя принцип половой дифференциации. В действительности между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами больше сходства, чем различий, но в этой сфере общество накладывает табу на подобие [24].

       Американский  социолог Рут Хартли выделяет 4 основных способа конструирования взрослыми  гендерной роли ребенка: 1) социализация через манипуляции, 2) вербальная апелляция, 3) канализация, 4) демонстрация деятельности.

       Пример  первого процесса: озабоченность  матери внешностью ребенка-девочки, второго  — частые обращения в стиле  «ты моя красавица», подчеркивание  ее привлекательности. Ребенок приучается смотреть на себя глазами матери, а вербальная апелляция усиливает действие манипулятивного процесса. Девочка получает представление о том, что внешний вид, красивая одежда — это очень важно. «Канализация» означает направление внимания ребенка на определенные объекты, например, на игрушки, соответствующие игре в «дочки-матери» или просто имитирующие предметы домашнего обихода. Дети часто получают знаки социального одобрения за игру с игрушками, «соответствующими своему полу». «Демонстрация деятельности» выражается, например, в том, что от подрастающих девочек гораздо чаще, чем от мальчиков, требуют помощи по дому. То есть девочки учатся вести себя, действовать «как мама», мальчики — «как папа» [5].

       А. Маслоу считал, что понятие «мужское» и «женское» не отражают сущности явления, которое они должны раскрывать. Эти понятия, говорит А. Маслоу, только вводят всех в заблуждение, так как качества, которые в обществе считаются присущи мужчине, порой обнаруживаются в большей степени у женщин, и наоборот. На основе этих устоявшихся стереотипов строятся отношения между людьми, а также требования к человеку в зависимости от пола [7].

       Даже  во взрослый период жизни, когда предполагается стабилизированность гендерного статуса, мы привычным образом моделируем гендер в каждой конкретной ситуации. В реальности и в повседневных практиках гендер пронизывает все аспекты нашей жизни от микро- до макроуровня.

       На  самом деле, гендерные различия далеко не так велики, как нам внушают. Различия по психологическим характеристикам, выявляемые между средним мужчиной и средней женщиной, обнаруживается далеко не всегда. Тенденция преувеличивать различия между полами скрывает от нас существующее многочисленное сходство в психологическом облике мужчин и женщин. Результаты многочисленных эмпирических исследований не дают основания считать, что мужчины и женщины – два противоположных пола, хотя гендерные стереотипы дифференцируют и поляризуют мужчин и женщин на две группы [5].

       На  уровне обыденного сознания тезис З. Фрейда «Анатомия — это судьба» является незыблемым постулатом. В отличие от биологического детерминизма социальный конструктивизм постулирует, что половые роли сконструированы, и отстаивает тезис: и мужчины и женщины создаются, ими не рождаются. Можно сказать, что постулатом социального конструктивизма является тезис Симоны де Бовуар «Женщиной не рождаются, женщиной становятся» (равным образом, не рождаются и мужчиной). Социальный конструктивизм утверждает, что не существует ни женской, ни мужской сущности: биология — не есть судьба ни для мужчины, ни для женщины. Все мужское и женское создано в разных контекстах, и наполнено различным содержанием опыта и смысла [10].

       Древнекитайская мифология утверждает, что всякое человеческое тело содержит в себе и мужское, и женское начало. Из этих представлений исходил и К. Юнг, утверждая, что в коллективном бессознательном каждого индивида присутствуют два разных архетипа: "душа" (анима), персонифицирующая женское начало - смутные чувства и настроения, предчувствия, способность любить, чувство природы и т.д., и "дух" (анимус) — физическая сила, инициатива, рациональность и т.п. Так, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, также как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности. Только сочетание души и духа обеспечивает гармоничное развитие индивида [9]. 

       § 1.2. Общее понятие жизнестойкости и её структура

       Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых (отличие от сходных конструктов будет обосновано ниже) [16].

       Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность».

       Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

       Принятие риска — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование [16].

       Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для развития компонента участия принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды [16].

       Мадди подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Можно говорить как об индивидуальных различиях каждого из трех компонентов в составе жизнестойкости, так и о необходимости их согласованности между собой и с общей (суммарной) мерой жизнестойкости [16].

       § 1.3. Психологическая  характеристика юношеского возраста

       Юношеский возраст отделяет детство от взрослости. Этот период характеризуется большей, по сравнению с подростковым, дифференцированностью  эмоциональных реакций. И хотя сегодня  очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорения ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодежи стали более поверхностными и экстенсивными, именно в юности дружеские и любовные привязанности особенно актуальны, хотя они и носят, по преимуществу, романтический характер. Однако на этом этапе могут возникать определенные проблемы, от  решения которых напрямую зависит полноценное и динамичное функционирование личности в дальнейшем [13].  И если юноша не сможет справиться с этими трудностями, то, в конце концов, его уделом становиться одиночество – состояние, при котором  не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Так как именно в юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность человека к семейной жизни, то подробное изучение юношеского типа общения, а именно -  проблем дружбы и любви -  может способствовать не только нормальному функционированию личности человека, но и созданию им в дальнейшем полноценной семьи и достижению счастья в браке [11].

       Дружбу  можно определить как «положительные интимные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг  другу на помощь».1 Дружеские отношения бескорыстны, в них человек получает удовольствие от того, что доставляет приятное другому [13]. В отличие от любви, дружба – это в основном отношения между людьми одного и того же пола. В интимном межличностном общении друзья сохраняют особую деликатность, заботясь о том, чтобы не обидеть, не задеть друг друга неосторожно сказанными словами, непреднамеренными действиями [25].

       В период отрочества подростки сосредотачивают  свое внимание на том, как они выглядят, и на свойства личности, которые  делают их популярными. Этот процесс влечет за собой появление широкого круга знакомств, но лишь некоторые из них становятся близкими друзьями. В юности процесс социального сравнения меняется. Теперь юноши и девушки ищут друзей по принципу подобия, замещая количество друзей качеством близкой дружбы с немногими разделяющими их взгляды и ценности сверстниками [14]. Таким образом, у юношей развивается способность устанавливать более тесные и глубокие дружеские отношения. Таким образом, в определениях дружбы здесь преобладают два мотива: 1) требование взаимопомощи и верности и 2) ожидание сочувствующего понимания со стороны друга. Здесь следует упомянуть о возрастных предпочтениях, которые встречаются в юношеской дружбе [13].

Информация о работе Гендерные различия жизнестойкости в юношеском возрасте