Гендерные различия жизнестойкости в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить связь между гендером и жизнестойкостью в юношеском возрасте.


Основные задачи:
Рассмотреть литературу по теме исследования.
Раскрыть понятия «гендер», «жизнестойкость» и «юношеский возраст».
Провести исследование гендерных различий жизнестойкости в юношеском возрасте.
Определить наличие связи между гендером и жизнестойкостью в юношеском возрасте, а так же между биологическом полом и жизнестойкостью в юношеском возрасте.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическое обоснование основных понятий. Гендер. Жизнестойкость. Юношеский возраст…………………………………………6

§ 1.1. Понятие «Гендер»…………………………………………………………6

§ 1.2 Общее понятие жизнестойкости и её структура………………………..14

§ 1.3. Психологическая характеристика юношеского возраста……………...15

Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий жизнестойкости в юношеском возрасте……………………………………………………………20

§ 2.1. Организация метода исследования. Методики………………………...20

2.1.1. Методика "Маскулинность-фемининность" С.Бем………………..20

2.1.2. «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой………..22

§ 2.2. Исследование гендерных различий в юношеском возрасте…………..29

Заключение……………………………………………………………………...35

Список литературы……………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Курсовая.Диагностика..doc

— 179.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт  педагогики, психологии и социальной работы

Факультет психологии

Кафедра психологии развития, акмеологии 
 
 
 

Курсовая  работа

на тему:

«Гендерные  различия жизнестойкости в юношеском  возрасте». 
 
 
 

                                                                     Выполнила: 

                                                                                           студентка группы ПС-41

                                                                          Любименко К. 

                                                                     Проверила:

                                                                                           к.псх.н.,доцент кафедры 

                                                                                      психологии развития,

                                                                     акмеологии

                                                                              Мерзлякова С.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 

АСТРАХАНЬ

2011 ГОД

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическое обоснование основных понятий. Гендер. Жизнестойкость. Юношеский возраст…………………………………………6

§ 1.1. Понятие  «Гендер»…………………………………………………………6

§ 1.2 Общее понятие  жизнестойкости и её структура………………………..14

§ 1.3. Психологическая  характеристика юношеского возраста……………...15

Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий жизнестойкости в юношеском возрасте……………………………………………………………20

§ 2.1. Организация  метода исследования. Методики………………………...20

     2.1.1. Методика "Маскулинность-фемининность"  С.Бем………………..20

     2.1.2. «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой………..22

§ 2.2. Исследование гендерных различий в юношеском  возрасте…………..29

Заключение……………………………………………………………………...35

Список литературы……………………………………………………………..36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Для жизни современного человека характерна неустойчивость его общественного, имущественного и межличностного положения, что не может не сказаться на его психическом состоянии. В этой связи первоочередной задачей психологов является изучение внутриличностных ресурсов человека, которые он может мобилизовать для адаптации к быстро меняющимся условиям его жизнедеятельности. Выявление личностных особенностей, вносящих вклад в успешное противостояние трудностям, встающим на пути к достижению жизненных целей, может помочь психологам в разработке психотерапевтических программ по повышению жизнестойкости людей.

       Актуальность  проблемы исследования. Студенческий период является наиболее благоприятным периодом для формирования жизнестойкости личности, поскольку жизнестойкость может способствовать повышению физического и психического здоровья молодежи при преодолении кризисов и реализации себя, к примеру,  как специалиста в будущей профессиональной деятельности. Поэтому проблема жизнестойкости личности становится особенно актуальной и выходит на передний план научного осмысления, а ее дальнейшее исследование не вызывает сомнений. Прикладной аспект жизнестойкости обусловлен той ролью, которую эта личностная характеристика играет в успешном противостоянии личности стрессовым ситуациям. По данным исследований, жизнестойкость оказывается ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов (в том числе хронических) на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности.

       В теоретическом отношении понятие жизнестойкости вписывается в систему понятий экзистенциальной теории личности, выступая операционализацией введенного экзистенциальным философом П. Тиллихом понятия «отвага быть». Эта экзистенциальная отвага предполагает готовность «действовать вопреки» — вопреки онтологической тревоге, тревоге потери смысла, вопреки ощущению «заброшенности». Именно жизнестойкость позволяет человеку выносить неустранимую тревогу, сопровождающую выбор будущего (неизвестности), а не прошлого (неизменности) в ситуации экзистенциальной дилеммы.

       Концепция жизнестойкости, таким образом, позволяет соотнести исследования в области психологии стресса с экзистенциальными представлениями об онтологической тревоге и способах совладания с ней, предлагая практически эффективный, основанный на экзистенциальных воззрениях ответ на одну из наиболее актуальных проблем конца XX века.

       Цель  исследования - изучить связь между гендером и жизнестойкостью в юношеском возрасте.

       Объект  исследования – студенты юношеского возраста.

       Предмет исследования – гендерные различия переменной жизнестойкость.

       Гипотеза  исследования – в юношеском возрасте существуют гендерные различия жизнестойкости.

       Основные  задачи:

  1. Рассмотреть литературу по теме исследования.
  2. Раскрыть понятия «гендер», «жизнестойкость» и «юношеский возраст».
  3. Провести исследование гендерных различий жизнестойкости в юношеском возрасте.
  4. Определить наличие связи между гендером и  жизнестойкостью в юношеском возрасте, а так же между биологическом полом и жизнестойкостью в юношеском возрасте.

       Методы  исследования:

       1. Теоретические методы: анализ философской и психо лого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, материалов научно-практических конференций.

       2. Эмпирические методы: методика "Маскулинность-фемининность" (С.Бем); «Тест жизнестойкости» (Д.А.  Леонтьев, Е.И. Рассказова).

       3. Количественный и качественный  анализ результатов. Надежность  и достоверность результатов  оценивались на основании методов  математической статистики, в качестве  которых использовались критерий  Колмагорова – Смирнова, t-критерий  Стьюдента для независимых выборок, коэффициент корреляции Пирсона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1. Теоретическое  обоснование основных понятий. Гендер. Жизнестойкость. Юношеский возраст

       § 1.1. Понятие «Гендер»

       Появляющиеся  в отечественной психологии работы, посвященные различным гендерным проблемам, свидетельствуют о возрастающем интересе ученых к данному понятию. В отечественной науке получил «распространение псевдогендерный подход, в котором «гендер» используется как синоним слова «пол», а первый термин представлен просто как «более современное понятие в науке».

       Современная психологическая наука различает понятия пол и гендер. Хотя вплоть до 60 –70-х гг. ХХ века наука не имела понятия «гендер». Социальные различия между полами не являлись предметом научного анализа. Появление данного термина и исследований о мужских и женских ролях свидетельствуют о возникших противоречиях между традиционными представлениями и новыми реалиями [4].

       Традиционно понятие «пол» использовалось для  обозначения тех анатомо-физиологических  особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т.е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. Мы считаем мужчин и женщин совершенно разными существами [2]. Мужчины, в отличие от женщин, обычно считаются амбициозными, рациональными, независимыми и неэмоциональными, тогда как женщин представляют нежными, чувственными, эмоциональными и общительными. Эти представления о мужчинах и женщинах общеприняты в нашей культуре. Юморист Дейв Барри говорил, что женщины хотят, чтобы их любили, слушали, желали, уважали, нуждались в них и верили им, а мужчинам нужен только билет на чемпионат мира по футболу [7].

       Малейшим  различиям в строении мозга у представителей разных полов ученые склонны приписывать гораздо большее значение, чем на то дают право объективные данные, а средства массовой информации охотно и очень подробно освещают подобного рода открытия [4].

       В своем знаменитом обзоре «Психология половых различий», который был опубликован в 1974 г. в США, Маккоби и Джеклин выделили только четыре психологических отличия между полами (способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность). Обычно авторы трудов по психологии ссылаются именно на эти четыре отличия, упоминая лишь вскользь, а иногда вообще не упоминая о том, что у мужчин и женщин гораздо больше сходства, и по большей части умалчивая о том, что по результатам недавних исследований эти отличия оказались совсем невелики и ситуационно-специфичны [5].

       По  мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической  точки зрения между мужчинами  и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи  даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Сегодня очевидно, что такие "типичные" различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северо-Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии [24].

       Помимо  биологических отличий между  людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом, возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями — это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли [8].

       Таким образом, когда говорят о биологических  различиях между мужчинами и  женщинами как индивидами, то используют термины "пол", "половой диморфизм", в англоязычной литературе — " sex", когда же говорят о психосоциальной, социокультурной роли тех и других как личностей, то чаще всего говорят о гендере, гендерных различиях.

       По  образному выражению американского  антрополога Кэтрин Марч, пол относится к гендеру как свет к цвету. Пол и свет — естественные физические явления, допускающие объективное измерение. Гендер и цвет — исторические, культурно обусловленные категории, с помощью которых люди группируют определенные свойства, придавая им символическое значение. Хотя физиология восприятия света у людей более или менее одинакова, одни культуры и языки терминологически различают только два или три, а другие — несколько десятков и даже сотен цветов. Это имеет свои социальные причины и следствия.

       В английском языке слово "gender" обозначает грамматический род, который с полом  не имеет ничего общего. Вопреки  распространенному представлению, слово "гендер" заимствовали из грамматики и ввели в науки о поведении  не американские феминистки, а в 1955 г. выдающийся сексолог Джон Мани. Он считается первым, кто ввел понятие гендера, гендерной идентичности, гендерной роли для описания внутреннего состояния личности с точки зрения ощущения себя мужчиной или женщиной. Объединив уже имеющиеся скудные данные с результатами собственных клинических исследований, Мани и его коллеги начали разрабатывать модель процесса формирования принадлежности человека к мужскому или женскому полу или приобретения качеств, типичных для обоих полов [7].

Информация о работе Гендерные различия жизнестойкости в юношеском возрасте