Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:49, курсовая работа
Цель исследования - изучить связь между гендером и жизнестойкостью в юношеском возрасте.
Основные задачи:
Рассмотреть литературу по теме исследования.
Раскрыть понятия «гендер», «жизнестойкость» и «юношеский возраст».
Провести исследование гендерных различий жизнестойкости в юношеском возрасте.
Определить наличие связи между гендером и жизнестойкостью в юношеском возрасте, а так же между биологическом полом и жизнестойкостью в юношеском возрасте.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование основных понятий. Гендер. Жизнестойкость. Юношеский возраст…………………………………………6
§ 1.1. Понятие «Гендер»…………………………………………………………6
§ 1.2 Общее понятие жизнестойкости и её структура………………………..14
§ 1.3. Психологическая характеристика юношеского возраста……………...15
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий жизнестойкости в юношеском возрасте……………………………………………………………20
§ 2.1. Организация метода исследования. Методики………………………...20
2.1.1. Методика "Маскулинность-фемининность" С.Бем………………..20
2.1.2. «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой………..22
§ 2.2. Исследование гендерных различий в юношеском возрасте…………..29
Заключение……………………………………………………………………...35
Список литературы……………………………………………………………..36
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт педагогики, психологии и социальной работы
Факультет психологии
Кафедра
психологии развития, акмеологии
Курсовая работа
на тему:
«Гендерные
различия жизнестойкости в юношеском
возрасте».
АСТРАХАНЬ
2011 ГОД
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование основных понятий. Гендер. Жизнестойкость. Юношеский возраст…………………………………………6
§ 1.1. Понятие
«Гендер»…………………………………………………………
§ 1.2 Общее понятие жизнестойкости и её структура………………………..14
§ 1.3. Психологическая характеристика юношеского возраста……………...15
Глава 2. Эмпирическое
исследование гендерных различий жизнестойкости
в юношеском возрасте…………………………………………………………
§ 2.1. Организация метода исследования. Методики………………………...20
2.1.1. Методика "Маскулинность-фемининность" С.Бем………………..20
2.1.2. «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой………..22
§ 2.2. Исследование гендерных различий в юношеском возрасте…………..29
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Для жизни современного человека характерна неустойчивость его общественного, имущественного и межличностного положения, что не может не сказаться на его психическом состоянии. В этой связи первоочередной задачей психологов является изучение внутриличностных ресурсов человека, которые он может мобилизовать для адаптации к быстро меняющимся условиям его жизнедеятельности. Выявление личностных особенностей, вносящих вклад в успешное противостояние трудностям, встающим на пути к достижению жизненных целей, может помочь психологам в разработке психотерапевтических программ по повышению жизнестойкости людей.
Актуальность проблемы исследования. Студенческий период является наиболее благоприятным периодом для формирования жизнестойкости личности, поскольку жизнестойкость может способствовать повышению физического и психического здоровья молодежи при преодолении кризисов и реализации себя, к примеру, как специалиста в будущей профессиональной деятельности. Поэтому проблема жизнестойкости личности становится особенно актуальной и выходит на передний план научного осмысления, а ее дальнейшее исследование не вызывает сомнений. Прикладной аспект жизнестойкости обусловлен той ролью, которую эта личностная характеристика играет в успешном противостоянии личности стрессовым ситуациям. По данным исследований, жизнестойкость оказывается ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов (в том числе хронических) на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности.
В теоретическом отношении понятие жизнестойкости вписывается в систему понятий экзистенциальной теории личности, выступая операционализацией введенного экзистенциальным философом П. Тиллихом понятия «отвага быть». Эта экзистенциальная отвага предполагает готовность «действовать вопреки» — вопреки онтологической тревоге, тревоге потери смысла, вопреки ощущению «заброшенности». Именно жизнестойкость позволяет человеку выносить неустранимую тревогу, сопровождающую выбор будущего (неизвестности), а не прошлого (неизменности) в ситуации экзистенциальной дилеммы.
Концепция жизнестойкости, таким образом, позволяет соотнести исследования в области психологии стресса с экзистенциальными представлениями об онтологической тревоге и способах совладания с ней, предлагая практически эффективный, основанный на экзистенциальных воззрениях ответ на одну из наиболее актуальных проблем конца XX века.
Цель исследования - изучить связь между гендером и жизнестойкостью в юношеском возрасте.
Объект исследования – студенты юношеского возраста.
Предмет исследования – гендерные различия переменной жизнестойкость.
Гипотеза исследования – в юношеском возрасте существуют гендерные различия жизнестойкости.
Основные задачи:
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ философской и психо лого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, материалов научно-практических конференций.
2. Эмпирические методы: методика "Маскулинность-фемининность" (С.Бем); «Тест жизнестойкости» (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова).
3.
Количественный и качественный
анализ результатов.
Глава 1. Теоретическое обоснование основных понятий. Гендер. Жизнестойкость. Юношеский возраст
§ 1.1. Понятие «Гендер»
Появляющиеся в отечественной психологии работы, посвященные различным гендерным проблемам, свидетельствуют о возрастающем интересе ученых к данному понятию. В отечественной науке получил «распространение псевдогендерный подход, в котором «гендер» используется как синоним слова «пол», а первый термин представлен просто как «более современное понятие в науке».
Современная
психологическая наука
Традиционно
понятие «пол» использовалось для
обозначения тех анатомо-
Малейшим различиям в строении мозга у представителей разных полов ученые склонны приписывать гораздо большее значение, чем на то дают право объективные данные, а средства массовой информации охотно и очень подробно освещают подобного рода открытия [4].
В своем знаменитом обзоре «Психология половых различий», который был опубликован в 1974 г. в США, Маккоби и Джеклин выделили только четыре психологических отличия между полами (способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность). Обычно авторы трудов по психологии ссылаются именно на эти четыре отличия, упоминая лишь вскользь, а иногда вообще не упоминая о том, что у мужчин и женщин гораздо больше сходства, и по большей части умалчивая о том, что по результатам недавних исследований эти отличия оказались совсем невелики и ситуационно-специфичны [5].
По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Сегодня очевидно, что такие "типичные" различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северо-Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии [24].
Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом, возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями — это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли [8].
Таким образом, когда говорят о биологических различиях между мужчинами и женщинами как индивидами, то используют термины "пол", "половой диморфизм", в англоязычной литературе — " sex", когда же говорят о психосоциальной, социокультурной роли тех и других как личностей, то чаще всего говорят о гендере, гендерных различиях.
По
образному выражению
В
английском языке слово "gender" обозначает
грамматический род, который с полом
не имеет ничего общего. Вопреки
распространенному
Информация о работе Гендерные различия жизнестойкости в юношеском возрасте