Гендерные различия реагирования на стресс мужчин и женщин

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: изучить теоретическое обоснование проблемы стресса в психологии и провести сравнительный анализ уровня психосоциального стресса у мужчин и женщин.
Задачи нашей курсовой работы:
 раскрыть понятие стресса;
 рассмотреть теории и модели психологического стресса;
 выявить уровень психосоциального стресса у мужчин и женщин;
 провести обработку результатов полученных в ходе исследования;
 сделать выводы по поведенной работе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ……………….. 6
1.1. МНОГОЗНАЧНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СТРЕСС»…………………….... 6
1.2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И МОДЕЛИ СТРЕССА…………………….. 13
1.3. СИМПТОМЫ СТРЕССА……………………………………………… 16
1.3.1.ФИЗИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ………………………………………. 17
1.3.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ.………………………….. 19
1.3.3.ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕДИЦИНСКИЕ СИМПТОМЫ……………. 20
1.4.ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ РЕАКЦИЙ НА СТРЕСС………………. 21
1.5.ВЫВОДЫ…………………………………………………………………. 25
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ РЕАГИРОВАНИЯ НА СТРЕСС…………………………………………... 27
2.1. БАЗА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………….. 27
2.3. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ……………………………….. 30
2.3. ВЫВОДЫ………………………………………………………………… 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 34
ИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………. 36

Работа содержит 1 файл

Гендерные различия реагирования на стресс мужчин и женщин..doc

— 218.50 Кб (Скачать)

 

2.    Эмпирическое исследование  гендерных различий  реагирования  на  стресс

    2.1. База и методы  исследования

 

    База  исследования. Исследование проводилось на базе Читинской энергосбытовой компании и имело своей целью изучить характер стрессоустойчивости сотрудников и выявить различия в источниках психосоциального стресса, если таковые имеются.

    Читинская энергосбытовая компания является специализированным бюджетным учреждением при правительстве Российской Федерации.

    Выборку составил коллектив компании – 40 человек (20 женщин и 20 мужчин). Возрастной диапазон испытуемых составляет  28 –  52 года.

    Методы  исследования. При решении задач исследования использовались методы:

      • наблюдение за работой испытуемых в естественных условиях;
      • анализ профессиональной деятельности и организации труда;
      • знакомство с личными карточками сотрудников;
      • беседа с сотрудниками;
      • тестирование.

    В качестве основного инструмента  исследования нами использовалась Методика экспресс диагностики уровня психоэмоционального напряжения  (ПЭН) и его источников (О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин), включающая в себя шкалу психосоциального стресса                    Л. Ридера.1

    Исследователи относят ПЭН к классу эмоциональных явлений. Как и все эмоциональные явления (аффекты, эмоции, чувства), ПЭН является формой представленности в сознании личностного смысла происходящих в жизни человека событий и отражает степень удовлетворенности его потребностей.

    Всякое  эмоциональное явление характеризуется тем или иным субъективным качеством (модальностью) и предметным содержанием.          По своему  субъективному  качеству ПЭН и другие эмоции, возникающие в ситуации неудовлетворенности потребностей, являются отрицательными эмоциональными переживаниями.

    Методика  включает в себя опросник «Ваше самочувствие», в который в свою очередь входят  методы экспресс диагностики ПЭН  и связанных с ним факторов:

1.       самооценка здоровья;

  1. шкала психосоциального стресса Л. Ридера;
  2. шкала удовлетворенности жизнью в целом О.С. Копиной;
  3. шкала удовлетворенности условиями жизни О.С. Копиной;
  4. шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей О.С. Копиной;
  5. основные социально-демографические показатели (пол, возраст, уровень образования, социальная группа, семейное положение).

    Цель  данной методики: комплексное исследование уровня психосоциального напряжения человека и измерение его различных  аспектов.

    Опросник  «Ваше самочувствие» рассчитан  на самостоятельные ответы испытуемых. Время психологического обследования одного человека составляет в среднем 20 – 30 минут. Возможно одновременное обследование нескольких испытуемых.

    Поэтапность исследования. Наше исследование проходило в пять этапов.

    На  первом этапе мы провели теоретический  анализ по проблеме изучения стресса и стрессорных реакций. В ходе данного исследования нами были рассмотрены основные трактовки понятия «стресс», модели и теории стресса, а также его стадии и симптомы (физические и психологические). Были представлены гендорные различия реагирования на стресс мужчин и женщин.

    Вторым  этапом исследования явилось знакомство с базой исследования, которое  включало в себя: беседу с руководителем  предприятия, знакомство со спецификой его работы, а также знакомство и беседа с трудовым коллективом.

    Третий этап – диагностическая работа, в ходе которой был выявлен средний балл психосоциального стресса у представителей мужского и женского пола, а также были выявлены источники психосоциального стресса и степень их выраженности у испытуемых.

    Четвертый этап – обработка полученных данных.

    Пятый этап – заключительный – написание  психологических заключений и рекомендаций. 
 
 
 
 

 

2.3. Анализ  полученных данных.

 
 

    Для оценки уровня психосоциального стресса  у мужчин и женщин использовалась методика экспресс диагностики уровня психоэмоционального напряжения  (ПЭН) и его источников (О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин), включающая в себя шкалу психосоциального стресса  Л. Ридера, которая позволяет определить его показатель.

    Полученные  результаты  по шкале психосоциального стресса Л. Ридера представлены  в графике (рисунок 1). 

    

    Рис. 1. Результаты методики экспресс диагностики  уровня психосоциального стресса Л. Ридера 

    В зависимости от показателей испытуемых можно разделить по группам: с  высоким, средним и низким уровнем психосоциального стресса. Нормы уровней психосоциального стресса у мужчин и женщин представлены в таблице 1.

 

     Таблица 1

    Нормы уровней психосоциального стресса у мужчин и женщин

Уровень стресса Средний балл
Мужчины Женщины
Высокий 2,00 – 3,00 2,18 – 3,00
Средний 1,00 – 1,99 1,18 – 2,17
Низкий 0,00 – 0,99 0,00 – 1,17
 

    Сопоставив  данные и переведя баллы в проценты испытуемых можно разделить на три  группы:

    Первая  группа (35% мужчин и 25% женщин) – испытуемые с низким уровнем психосоциального стресса;

    Вторая  группа (45% мужчин и 40% женщин) – испытуемые со средним уровнем психосоциального стресса;

    Третья  группа (20% мужчин и 35% женщин) – испытуемые с высоким уровнем психосоциального стресса.

    Далее мы подсчитали по t критерию Стьюдента уровень психосоциального стресса мужской и женской выборки, что позволило отклонить нулевую гипотезу (различия стремятся к 0) и принять альтернативную гипотезу, свидетельствующую о существующих различиях в уровне психосоциального стресса между мужчинами и женщинами.

    Распределение возможных источников психосоциального стресса по степени выраженности у испытуемых представлено в таблице 2.

    Таблица 2

    Распределение источников психосоциального стресса по степени  выраженности у испытуемых

Источники психосоциального стресса Среднегрупповая оценка, в баллах
мужчины женщины
Беспокойство  о работе 4,6 3,7
Чувство нервозности 2 4,2
Напряжение  от повседневной деятельности 3,3 3,6
Нервное напряжение от общения с людьми 2,2 3,4
Чувство физического и психического истощения 1,8 4,8
Нервное напряжение от смены семейных отношений 3,9 4,4
 

    На  основании таблицы 2 были построены  круговые диаграммы           (рисунок 2, 3), которые наглядно отображают распределение источников психосоциального стресса у мужчин и женщин.  

 

Рис. 2. Степень  выраженности источников психосоциального стресса у мужчин  

 

Рис. 3. Степень выраженности источников психосоциального стресса у женщин 

    Из  рисунков 2 и 3 видно, что у мужчин на первое место выходит беспокойство о работе и нервное напряжение от смены семейных отношений,  в то время как у женщин преобладает чувство физического и психического истощения, и также как у мужчин чувство нервного напряжения от смены семейных отношений. 

2.3. Выводы

 

     В результате исследования нами были выявлены гендерные различия в определении  выраженных источников психосоциального стресса у мужчин и женщин. При  этом у  мужчин в большей степени  выражена тенденция к «беспокойству  о работе», тогда как у женщин преобладает «чувство физического и психического истощения».

     А также в ходе исследования по t критерию Стьюдента нами был подсчитан уровень психосоциального стресса мужской и женской выборки, где были выявлены значимые различия между мужской и женской выборкой в оценке уровня психосоциального стресса, что позволило отклонить нулевую гипотезу (различия стремятся к 0) и принять альтернативную гипотезу, свидетельствующую о существующих различиях в уровне психосоциального стресса между мужчинами и женщинами.

     Таким образом гипотеза нашей курсовой работы потвердилась. 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Изучив  основные теоретические обоснования  проблемы стресса, рассмотрев его симптоматику и модели, мы пришли к заключению, что стресс это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.

      Г. Селье считал, что полная  свобода от стрессов означает  смерть. Это вытекает из адаптивной  природы стресс реакции. Стресс не только помогает справиться с острой критической ситуацией, но и при ее повторении или длительном действии способствует эффективному запуску специфических более экономных адаптивных реакций.

    Повторные и умеренные стрессы, совершенствуют стресс лимитирующие системы, повышают устойчивость организма к повреждениям, обычно вызываемым чрезмерными стрессами. Умеренные стрессы способствуют повышению настроения и увеличивают работоспособность.

    Влияние почти всех факторов на здоровье человека выражается                      U-образной кривой. Отсутствие стрессов или интенсивные или длительные стрессы приносят ущерб организму.

    Неблагоприятному  влиянию стрессов могут способствовать:

    а) безысходность ситуации или неопределенность, к которой трудно приспособиться;

    б) высокая интенсивность или продолжительность  стресс реакций, завершающихся истощением адаптивных резервов;

    в) личностные или биологические особенности  организма, определенная слабость антистрессорной  защиты.

    Неблагоприятным влиянием на здоровье человека обладают, в основном, психоэмоциональные стрессы. Стрессы, связанные с отрицательными эмоциями, чаще дают неблагоприятный эффект. При этом наступают изменения нервной системы, крови, иммунитета и внутренних органов, которые становятся более значительными, когда человек старается ограничить внешнее проявление эмоций, т.е. всегда лучше «отреагировать», а не таить в себе.  «Неотреагированные» острые стрессы имеют тенденцию накапливаться в организме и переходить в хронический стресс, ускоряя наступление фазы истощения.

    Устойчивость  к стрессорным повреждениям можно  специально выработать путем предварительной  адаптации к повторным воздействиям умеренной интенсивности и длительности: физическим нагрузкам, холоду, недостатку кислорода и др. Тип адекватной стратегии в стрессорных ситуациях определяется, очевидно, силой, подвижностью, уравновешенностью нервных процессов и другими свойствами организма.

    Устойчивость  или повышенная чувствительность к  стрессам представляет собой индивидуальные качества и может быть врожденной. Женщины легче, чем мужчины переносят стрессы, они адаптируются к стресс-факторам более экономно физиологически, но при этом испытывают больший психический дискомфорт, чем мужчины, женщины чаще страдают неврозами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Информация о работе Гендерные различия реагирования на стресс мужчин и женщин