Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:47, курсовая работа
Цель нашего исследования: изучить теоретическое обоснование проблемы стресса в психологии и провести сравнительный анализ уровня психосоциального стресса у мужчин и женщин.
Задачи нашей курсовой работы:
раскрыть понятие стресса;
рассмотреть теории и модели психологического стресса;
выявить уровень психосоциального стресса у мужчин и женщин;
провести обработку результатов полученных в ходе исследования;
сделать выводы по поведенной работе.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ……………….. 6
1.1. МНОГОЗНАЧНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СТРЕСС»…………………….... 6
1.2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И МОДЕЛИ СТРЕССА…………………….. 13
1.3. СИМПТОМЫ СТРЕССА……………………………………………… 16
1.3.1.ФИЗИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ………………………………………. 17
1.3.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ.………………………….. 19
1.3.3.ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕДИЦИНСКИЕ СИМПТОМЫ……………. 20
1.4.ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ РЕАКЦИЙ НА СТРЕСС………………. 21
1.5.ВЫВОДЫ…………………………………………………………………. 25
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ РЕАГИРОВАНИЯ НА СТРЕСС…………………………………………... 27
2.1. БАЗА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………….. 27
2.3. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ……………………………….. 30
2.3. ВЫВОДЫ………………………………………………………………… 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 34
ИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………. 36
База исследования. Исследование проводилось на базе Читинской энергосбытовой компании и имело своей целью изучить характер стрессоустойчивости сотрудников и выявить различия в источниках психосоциального стресса, если таковые имеются.
Читинская энергосбытовая компания является специализированным бюджетным учреждением при правительстве Российской Федерации.
Выборку составил коллектив компании – 40 человек (20 женщин и 20 мужчин). Возрастной диапазон испытуемых составляет 28 – 52 года.
Методы исследования. При решении задач исследования использовались методы:
В качестве основного инструмента исследования нами использовалась Методика экспресс диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников (О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин), включающая в себя шкалу психосоциального стресса Л. Ридера.1
Исследователи относят ПЭН к классу эмоциональных явлений. Как и все эмоциональные явления (аффекты, эмоции, чувства), ПЭН является формой представленности в сознании личностного смысла происходящих в жизни человека событий и отражает степень удовлетворенности его потребностей.
Всякое эмоциональное явление характеризуется тем или иным субъективным качеством (модальностью) и предметным содержанием. По своему субъективному качеству ПЭН и другие эмоции, возникающие в ситуации неудовлетворенности потребностей, являются отрицательными эмоциональными переживаниями.
Методика включает в себя опросник «Ваше самочувствие», в который в свою очередь входят методы экспресс диагностики ПЭН и связанных с ним факторов:
1. самооценка здоровья;
Цель данной методики: комплексное исследование уровня психосоциального напряжения человека и измерение его различных аспектов.
Опросник «Ваше самочувствие» рассчитан на самостоятельные ответы испытуемых. Время психологического обследования одного человека составляет в среднем 20 – 30 минут. Возможно одновременное обследование нескольких испытуемых.
Поэтапность исследования. Наше исследование проходило в пять этапов.
На первом этапе мы провели теоретический анализ по проблеме изучения стресса и стрессорных реакций. В ходе данного исследования нами были рассмотрены основные трактовки понятия «стресс», модели и теории стресса, а также его стадии и симптомы (физические и психологические). Были представлены гендорные различия реагирования на стресс мужчин и женщин.
Вторым этапом исследования явилось знакомство с базой исследования, которое включало в себя: беседу с руководителем предприятия, знакомство со спецификой его работы, а также знакомство и беседа с трудовым коллективом.
Третий этап – диагностическая работа, в ходе которой был выявлен средний балл психосоциального стресса у представителей мужского и женского пола, а также были выявлены источники психосоциального стресса и степень их выраженности у испытуемых.
Четвертый этап – обработка полученных данных.
Пятый
этап – заключительный – написание
психологических заключений и рекомендаций.
Для оценки уровня психосоциального стресса у мужчин и женщин использовалась методика экспресс диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников (О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин), включающая в себя шкалу психосоциального стресса Л. Ридера, которая позволяет определить его показатель.
Полученные
результаты по шкале психосоциального
стресса Л. Ридера представлены в графике
(рисунок 1).
Рис.
1. Результаты методики экспресс диагностики
уровня психосоциального стресса Л.
Ридера
В зависимости от показателей испытуемых можно разделить по группам: с высоким, средним и низким уровнем психосоциального стресса. Нормы уровней психосоциального стресса у мужчин и женщин представлены в таблице 1.
Таблица 1
Нормы уровней психосоциального стресса у мужчин и женщин
Уровень стресса | Средний балл | |
Мужчины | Женщины | |
Высокий | 2,00 – 3,00 | 2,18 – 3,00 |
Средний | 1,00 – 1,99 | 1,18 – 2,17 |
Низкий | 0,00 – 0,99 | 0,00 – 1,17 |
Сопоставив данные и переведя баллы в проценты испытуемых можно разделить на три группы:
Первая группа (35% мужчин и 25% женщин) – испытуемые с низким уровнем психосоциального стресса;
Вторая
группа (45% мужчин и 40% женщин) – испытуемые
со средним уровнем
Третья
группа (20% мужчин и 35% женщин) – испытуемые
с высоким уровнем
Далее мы подсчитали по t критерию Стьюдента уровень психосоциального стресса мужской и женской выборки, что позволило отклонить нулевую гипотезу (различия стремятся к 0) и принять альтернативную гипотезу, свидетельствующую о существующих различиях в уровне психосоциального стресса между мужчинами и женщинами.
Распределение возможных источников психосоциального стресса по степени выраженности у испытуемых представлено в таблице 2.
Таблица 2
Распределение источников психосоциального стресса по степени выраженности у испытуемых
Источники психосоциального стресса | Среднегрупповая оценка, в баллах | |
мужчины | женщины | |
Беспокойство о работе | 4,6 | 3,7 |
Чувство нервозности | 2 | 4,2 |
Напряжение от повседневной деятельности | 3,3 | 3,6 |
Нервное напряжение от общения с людьми | 2,2 | 3,4 |
Чувство физического и психического истощения | 1,8 | 4,8 |
Нервное напряжение от смены семейных отношений | 3,9 | 4,4 |
На
основании таблицы 2 были построены
круговые диаграммы
(рисунок 2, 3), которые наглядно отображают
распределение источников психосоциального
стресса у мужчин и женщин.
Рис. 2. Степень
выраженности источников психосоциального
стресса у мужчин
Рис. 3.
Степень выраженности источников психосоциального
стресса у женщин
Из
рисунков 2 и 3 видно, что у мужчин
на первое место выходит беспокойство
о работе и нервное напряжение от смены
семейных отношений, в то время как
у женщин преобладает чувство физического
и психического истощения, и также как
у мужчин чувство нервного напряжения
от смены семейных отношений.
В результате исследования нами были выявлены гендерные различия в определении выраженных источников психосоциального стресса у мужчин и женщин. При этом у мужчин в большей степени выражена тенденция к «беспокойству о работе», тогда как у женщин преобладает «чувство физического и психического истощения».
А также в ходе исследования по t критерию Стьюдента нами был подсчитан уровень психосоциального стресса мужской и женской выборки, где были выявлены значимые различия между мужской и женской выборкой в оценке уровня психосоциального стресса, что позволило отклонить нулевую гипотезу (различия стремятся к 0) и принять альтернативную гипотезу, свидетельствующую о существующих различиях в уровне психосоциального стресса между мужчинами и женщинами.
Таким
образом гипотеза нашей курсовой
работы потвердилась.
Изучив основные теоретические обоснования проблемы стресса, рассмотрев его симптоматику и модели, мы пришли к заключению, что стресс это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.
Г. Селье считал, что полная свобода от стрессов означает смерть. Это вытекает из адаптивной природы стресс реакции. Стресс не только помогает справиться с острой критической ситуацией, но и при ее повторении или длительном действии способствует эффективному запуску специфических более экономных адаптивных реакций.
Повторные и умеренные стрессы, совершенствуют стресс лимитирующие системы, повышают устойчивость организма к повреждениям, обычно вызываемым чрезмерными стрессами. Умеренные стрессы способствуют повышению настроения и увеличивают работоспособность.
Влияние
почти всех факторов на здоровье человека
выражается
Неблагоприятному влиянию стрессов могут способствовать:
а) безысходность ситуации или неопределенность, к которой трудно приспособиться;
б)
высокая интенсивность или
в) личностные или биологические особенности организма, определенная слабость антистрессорной защиты.
Неблагоприятным влиянием на здоровье человека обладают, в основном, психоэмоциональные стрессы. Стрессы, связанные с отрицательными эмоциями, чаще дают неблагоприятный эффект. При этом наступают изменения нервной системы, крови, иммунитета и внутренних органов, которые становятся более значительными, когда человек старается ограничить внешнее проявление эмоций, т.е. всегда лучше «отреагировать», а не таить в себе. «Неотреагированные» острые стрессы имеют тенденцию накапливаться в организме и переходить в хронический стресс, ускоряя наступление фазы истощения.
Устойчивость
к стрессорным повреждениям можно
специально выработать путем предварительной
адаптации к повторным
Устойчивость
или повышенная чувствительность к
стрессам представляет собой индивидуальные
качества и может быть врожденной. Женщины
легче, чем мужчины переносят стрессы,
они адаптируются к стресс-факторам более
экономно физиологически, но при этом
испытывают больший психический дискомфорт,
чем мужчины, женщины чаще страдают неврозами.
Информация о работе Гендерные различия реагирования на стресс мужчин и женщин