Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:47, курсовая работа
Цель нашего исследования: изучить теоретическое обоснование проблемы стресса в психологии и провести сравнительный анализ уровня психосоциального стресса у мужчин и женщин.
Задачи нашей курсовой работы:
раскрыть понятие стресса;
рассмотреть теории и модели психологического стресса;
выявить уровень психосоциального стресса у мужчин и женщин;
провести обработку результатов полученных в ходе исследования;
сделать выводы по поведенной работе.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ……………….. 6
1.1. МНОГОЗНАЧНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СТРЕСС»…………………….... 6
1.2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И МОДЕЛИ СТРЕССА…………………….. 13
1.3. СИМПТОМЫ СТРЕССА……………………………………………… 16
1.3.1.ФИЗИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ………………………………………. 17
1.3.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ.………………………….. 19
1.3.3.ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕДИЦИНСКИЕ СИМПТОМЫ……………. 20
1.4.ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ РЕАКЦИЙ НА СТРЕСС………………. 21
1.5.ВЫВОДЫ…………………………………………………………………. 25
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ РЕАГИРОВАНИЯ НА СТРЕСС…………………………………………... 27
2.1. БАЗА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………….. 27
2.3. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ……………………………….. 30
2.3. ВЫВОДЫ………………………………………………………………… 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 34
ИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………. 36
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Кафедра возрастной и педагогической психологии
Курсовая работа
ГЕНДЕРНЫЕ
РАЗЛИЧИЯ РЕАГИРОВАНИЯ НА СТРЕСС
Автор:
студент 4 курса
заочной
формы обучения
Специальность
Руководитель:
к.пс.н.,
доцент
Содержание
ПРИЛОЖЕНИЕ
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с трудностями и неожиданностями, которые отражаются на нашем самочувствии и здоровье. Мы говорим, что испытываем стресс. Так что же такое стресс?
Чаще
всего под словом «стресс» многие
подразумевают какую-либо очень
трудную экстремальную
Жизнь подчас становится суровой и безжалостной школой для человека. Возникающие на его пути трудности (от мелкой проблемы до трагической ситуации) вызывают у него эмоциональные бурные реакции негативного типа, сопровождающиеся целой гаммой физиологических и психологических сдвигов.
Частые
конфликты и большое внутреннее
напряжение могут вызывать сложные
психические и физиологические
изменения в организме
Исследования в области дифференциальной психофизиологии мужчин и женщин, показали, что половая принадлежность оказывает значительное влияние на формирование уровня психосоциального стресса. Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе.
Стресс стал естественной и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы порой даже не обращаем на него внимания, в то время как длительное воздействие отрицательных эмоций грозит опасностью возникновения таких психосоматических заболеваний, как инфаркт миокарда, язвенная болезнь, гипертония, бронхиальная астма, психические расстройства и т.п. Длительный стресс может привести к несчастному случаю и даже к самоубийству.
Все вышесказанное является актуальным на сегодняшний день, что определяет выбор темы нашего исследования.
Цель нашего исследования: изучить теоретическое обоснование проблемы стресса в психологии и провести сравнительный анализ уровня психосоциального стресса у мужчин и женщин.
Задачи нашей курсовой работы:
Объект нашего исследования – показатели и источники психосоциального стресса.
Предмет нашего исследования – уровень психосоциального стресса у мужчин и женщин.
Гипотеза:
существуют достоверные различия в уровне
психосоциального стресса между мужчинами
и женщинами.
Сформированные цели и задачи исследования обуславливают выбор таких методов исследования как:
В
исследовании были использованы такие
методики как: методика экспресс диагностики
уровня психоэмоционального напряжения
(ПЭН) и его источников (О.С. Копина, Е.А.
Суслова, Е.В. Заикин), включающая в себя
шкалу психосоциального стресса Л.
Ридера.
Практическая значимость нашего исследования состоит в диагностике и анализе уровня психосоциального стресса у мужчин и женщин.
Наша работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, заключения и списка литературы.
В
первой главе мы рассматриваем основные
теоретические подходы к изучению стресса,
модели и симптомы стресса. Во второй главе
мы рассматриваем реакцию на стресс
мужчин и женщин, проводим обработку полученных
результатов и подводим итоги исследования.
Термин стресс (от англ. Stress – давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряжённость, т.е. временное или постоянное изменение структуры объекта.
В
физиологии, медицине, психологии этот
термин применяется для обозначения
обширного круга состояний
В современной научной литературе термин «стресс» используется по крайней маре в трёх значениях. Во-первых, понятие «стресс» может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение. Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Функцией этих физических реакций является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению этого состояния.
В связи с отсутствием общей теории стресса нет и общепринятого его определения. Рассматривая различные их варианты можно отметить следующее:
Понятие
«стрессоры» определяется как «неблагоприятные,
значительные по силе и продолжительности
внешние и внутренние воздействия,
ведущие к возникновению
Р. Лазарус также отмечал, что различные представления о сущности стресса, его теории и модели во многом противоречат друг другу. И для прояснения понятия стресса он сформулировал два положения:
Р. Лазарус [23] отмечает, что «только связывая характер стрессовой реакции с психическими процессами, действующими в людях с различными психическими структурами, мы можем надеяться объяснить происхождение явления и получить возможность их предсказывать». И характеризует стресс как обусловленное «угрозой» эмоциональное переживание, которое оказывает влияние на способность человека достаточно эффективно осуществлять свою деятельность.
Г.Н. Кассиль, М.Н., Л.А. Китаев-Смык [18] и ряд других исследователей под стрессом понимают широкий круг изменений психических и поведенческих проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических показателей и другими реакциями.
К.И. Погодаев [10], учитывая ведущую роль центральной нервной системы в формировании общего адаптационного синдрома, определяет стресс как состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболической адаптации головного мозга, ведущих к защите или повреждению организма посредствам единых нейрогуморальных и внутриклеточных механизмов.
Энциклопедический словарь определяет стресс как «совокупность защитных, физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагополучных факторов (стрессоров)».
Психологический
словарь даёт следующее толкование
стресса: «состояние психического напряжения,
возникающее у человека в процессе деятельности
в наиболее сложных, трудных условиях,
как в повседневной жизни, так и при особых
обстоятельствах» [9].
Несмотря
на многозначность определения стресса
в его явлении следует
Многообразие форм проявления стресса, причин эффектов его влияния на здоровье и профессиональную деятельность обуславливается тем, что практически любой человек в течение жизни неоднократно переживает это состояние. По образному выражению «… стресс вездесущ; он является оттенком жизни: одним нравится его вкус, и они используют его для достижения желаемого результата, другим он не нравится и их организм стремится отреагировать на стресс должным образом» [Р. Лазарус, 23]. В то же время обширность пространства жизненных явлений и событий, индивидуальных особенностей человека, связанных с проявлением стресса, определяют многоплановость этого понятия и недостаточную его четкость. Ганс Селье сказал, что «стресс, подобно теории относительности, является научной концепцией, которая страдает от смешения в сознании представлений, отражающих хорошее знание проблемы и недостаточное её понимание» [20].
Информация о работе Гендерные различия реагирования на стресс мужчин и женщин