Гендерные различия реагирования на стресс мужчин и женщин

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: изучить теоретическое обоснование проблемы стресса в психологии и провести сравнительный анализ уровня психосоциального стресса у мужчин и женщин.
Задачи нашей курсовой работы:
 раскрыть понятие стресса;
 рассмотреть теории и модели психологического стресса;
 выявить уровень психосоциального стресса у мужчин и женщин;
 провести обработку результатов полученных в ходе исследования;
 сделать выводы по поведенной работе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ……………….. 6
1.1. МНОГОЗНАЧНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СТРЕСС»…………………….... 6
1.2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И МОДЕЛИ СТРЕССА…………………….. 13
1.3. СИМПТОМЫ СТРЕССА……………………………………………… 16
1.3.1.ФИЗИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ………………………………………. 17
1.3.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ.………………………….. 19
1.3.3.ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕДИЦИНСКИЕ СИМПТОМЫ……………. 20
1.4.ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ РЕАКЦИЙ НА СТРЕСС………………. 21
1.5.ВЫВОДЫ…………………………………………………………………. 25
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ РЕАГИРОВАНИЯ НА СТРЕСС…………………………………………... 27
2.1. БАЗА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………….. 27
2.3. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ……………………………….. 30
2.3. ВЫВОДЫ………………………………………………………………… 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 34
ИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………. 36

Работа содержит 1 файл

Гендерные различия реагирования на стресс мужчин и женщин..doc

— 218.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ                               НОУ СИБИРСКИЙ  ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

Факультет психологии

Кафедра возрастной и педагогической психологии

 

                                                                                                          
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

 
 

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ РЕАГИРОВАНИЯ НА СТРЕСС 
 
 
 
 
 

Автор:

студент 4 курса 

заочной формы обучения                                   /                     

Специальность                                                                     030301 – Психология 
 

Руководитель:

к.пс.н., доцент                                                         /                      /

Иркутск,
2006

 

Содержание 

ПРИЛОЖЕНИЕ                 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    В повседневной жизни мы постоянно  сталкиваемся с трудностями и  неожиданностями, которые отражаются на нашем самочувствии и здоровье. Мы говорим, что испытываем стресс. Так что же такое стресс?

    Чаще  всего под словом «стресс» многие подразумевают какую-либо очень  трудную экстремальную ситуацию, ведущую обязательно к развитию заболеваний, однако это совсем не так. Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо иметь правильное представление о механизме возникновения стрессовых нагрузок, об их наиболее типичных проявлениях и последствиях. Кроме того, нужно знать – всегда ли стресс вреден, и как можно справиться с его нежелательными последствиями.

    Жизнь подчас становится суровой и безжалостной школой для человека. Возникающие  на его пути  трудности (от мелкой проблемы до трагической ситуации) вызывают у него эмоциональные бурные реакции негативного типа, сопровождающиеся целой гаммой физиологических и психологических сдвигов.

    Частые  конфликты и большое внутреннее напряжение могут вызывать сложные  психические и физиологические  изменения в организме человека, сильное эмоциональное напряжение – привести к состоянию стресса.

    Исследования  в области дифференциальной психофизиологии  мужчин и женщин,  показали, что  половая принадлежность оказывает  значительное влияние на формирование уровня психосоциального стресса. Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе.

    Стресс  стал естественной и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы порой  даже не обращаем на него внимания, в  то время как длительное воздействие отрицательных эмоций грозит опасностью возникновения таких психосоматических заболеваний, как инфаркт миокарда, язвенная болезнь, гипертония, бронхиальная астма, психические расстройства и т.п. Длительный стресс может привести к несчастному случаю и даже к самоубийству.

     Все вышесказанное является актуальным на сегодняшний день, что определяет выбор темы нашего исследования.

    Цель  нашего исследования: изучить теоретическое обоснование проблемы стресса в психологии и провести сравнительный анализ уровня психосоциального стресса у мужчин и женщин.

    Задачи  нашей курсовой работы:

  • раскрыть понятие стресса;
  • рассмотреть теории и модели психологического стресса;
  • выявить уровень психосоциального стресса у мужчин и женщин;
  • провести обработку результатов полученных в ходе исследования;
  • сделать выводы по поведенной работе.

    Объект нашего исследования показатели и источники психосоциального стресса.

    Предмет нашего исследования – уровень психосоциального стресса у мужчин и женщин.

    Гипотеза: существуют достоверные различия в уровне психосоциального стресса между мужчинами и женщинами. 

     Сформированные  цели и задачи исследования обуславливают  выбор таких методов исследования как:

    1. беседа;
    2. наблюдение;
    3. тестирование.

     В исследовании были использованы такие методики как: методика экспресс диагностики уровня психоэмоционального напряжения  (ПЭН) и его источников (О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин), включающая в себя шкалу психосоциального стресса  Л. Ридера. 

     Практическая  значимость нашего исследования состоит в диагностике и анализе уровня психосоциального стресса у мужчин и женщин.

    Наша  работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, заключения и списка литературы.

    В первой главе мы рассматриваем основные теоретические подходы к изучению стресса, модели и симптомы стресса. Во второй главе мы  рассматриваем реакцию на стресс  мужчин и женщин, проводим обработку полученных результатов и подводим итоги исследования. 
 
 
 
 
 
 
 

 

1. Теоретическое  обоснование проблемы  стресса в отечественной и зарубежной психологии

1.1.  Многозначность понятия  «стресс»

 

    Термин  стресс (от англ. Stress – давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряжённость, т.е. временное или постоянное изменение структуры объекта.

    В физиологии, медицине, психологии этот термин применяется для обозначения  обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные  экстремальные воздействия. Первоначально понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего, адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие [11]. Позднее стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, биологическом, поведенческом и психологическом уровнях.

    В современной научной литературе термин «стресс» используется по крайней  маре в трёх значениях. Во-первых, понятие  «стресс» может определяться как  любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение. Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Функцией этих физических реакций является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению этого состояния.

    В связи с отсутствием общей  теории стресса нет и общепринятого  его определения. Рассматривая различные  их варианты можно отметить следующее:

  1. Иногда это понятие относят к состоянию беспокойства в организме, которое он стремится устранить или уменьшить. В таком смысле понятие стресса немногим отличается от неприятных состояний, таких как тревожность, слабой боли и диссонанса.
  2. Стресс также рассматривается как психологические и поведенческие реакции, отражающие состояние внутреннего беспокойства или его подавления.
  3. Стресс определяется как событие или условие в физическом или социальном окружении, которое ведёт к принятию мер по избежанию агрессии, принятию решения об устранении и ослаблении угрожающих условий.

Понятие  «стрессоры» определяется как «неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности  внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний» [11] . 

    Р. Лазарус также отмечал, что различные  представления о сущности стресса, его теории и модели во многом противоречат друг другу. И для прояснения понятия стресса он сформулировал два положения:

  1. терминологическую путаницу и противоречия в определении понятия «стресс» можно будет устранить, если при анализе психологического стресса учитывать не только внешние наблюдаемые стрессовые стимулы и реакции, но и некоторые, связанные со стрессом, психологические процессы – например, процесс оценки угрозы;
  2. стрессовая реакция может быть понята только с учётом защитных процессов, порождаемых угрозой; характер стрессовой реакции причинно связан с психологической структурой личности, взаимодействующий с внешней ситуацией посредствам процессов оценки и самозащиты.

    Р. Лазарус [23] отмечает, что «только  связывая характер стрессовой реакции с психическими процессами, действующими в людях с различными психическими структурами, мы можем надеяться объяснить происхождение явления и получить возможность их предсказывать». И характеризует стресс как обусловленное «угрозой» эмоциональное переживание, которое оказывает влияние на способность человека достаточно эффективно осуществлять свою деятельность.

    Г.Н. Кассиль, М.Н., Л.А. Китаев-Смык [18] и ряд  других исследователей под стрессом понимают широкий круг изменений  психических и поведенческих  проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических показателей и другими реакциями.

    К.И. Погодаев [10], учитывая ведущую роль центральной нервной системы  в формировании общего адаптационного синдрома, определяет стресс как состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболической адаптации головного мозга, ведущих к защите или повреждению организма посредствам единых нейрогуморальных и внутриклеточных механизмов.

    Энциклопедический словарь определяет стресс как «совокупность защитных, физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагополучных факторов (стрессоров)».

    Психологический словарь даёт следующее толкование стресса: «состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах» [9].  
 
 

Несмотря  на многозначность определения стресса  в его явлении следует различать:

    • комплекс непосредственных психологических реакций, который в общей форме можно определить как процесс восприятия и переработки личностно значимой для данного индивида информации, содержащейся в сигнале и субъективно воспринимаемой как эмоционально-негативная;
    • процесс психологической адаптации к эмоционально-негативному субъективному состоянию;
    • состояние психической дезадаптации, обусловленной эмоциональными сигналами, вследствие нарушения функциональных возможностей системы психической дезадаптации, что ведёт к нарушению регуляции поведенческой активности субъекта.
 

    Многообразие  форм проявления стресса, причин эффектов его влияния на здоровье и профессиональную деятельность обуславливается тем, что практически любой человек  в течение жизни неоднократно переживает это состояние. По образному выражению «… стресс вездесущ; он является оттенком жизни: одним нравится его вкус, и они используют его для достижения желаемого результата, другим он не нравится и их организм стремится отреагировать на стресс должным образом» [Р. Лазарус, 23]. В то же время обширность пространства жизненных явлений и событий, индивидуальных особенностей человека, связанных с проявлением стресса, определяют многоплановость этого понятия и недостаточную его четкость. Ганс Селье сказал, что «стресс, подобно теории относительности, является научной концепцией, которая страдает от смешения в сознании представлений, отражающих хорошее знание проблемы и недостаточное её понимание» [20].

Информация о работе Гендерные различия реагирования на стресс мужчин и женщин