Гендерные различия реагирования на стресс мужчин и женщин

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: изучить теоретическое обоснование проблемы стресса в психологии и провести сравнительный анализ уровня психосоциального стресса у мужчин и женщин.
Задачи нашей курсовой работы:
 раскрыть понятие стресса;
 рассмотреть теории и модели психологического стресса;
 выявить уровень психосоциального стресса у мужчин и женщин;
 провести обработку результатов полученных в ходе исследования;
 сделать выводы по поведенной работе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ……………….. 6
1.1. МНОГОЗНАЧНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СТРЕСС»…………………….... 6
1.2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И МОДЕЛИ СТРЕССА…………………….. 13
1.3. СИМПТОМЫ СТРЕССА……………………………………………… 16
1.3.1.ФИЗИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ………………………………………. 17
1.3.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ.………………………….. 19
1.3.3.ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕДИЦИНСКИЕ СИМПТОМЫ……………. 20
1.4.ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ РЕАКЦИЙ НА СТРЕСС………………. 21
1.5.ВЫВОДЫ…………………………………………………………………. 25
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ РЕАГИРОВАНИЯ НА СТРЕСС…………………………………………... 27
2.1. БАЗА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………….. 27
2.3. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ……………………………….. 30
2.3. ВЫВОДЫ………………………………………………………………… 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 34
ИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………. 36

Работа содержит 1 файл

Гендерные различия реагирования на стресс мужчин и женщин..doc

— 218.50 Кб (Скачать)

    Началом утверждения основ теории стресса  считают знаменитую статью      Г. Селье «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», опубликованную в 1936 году. 74 строки этой статьи произвели глубокое впечатление на физиологов, врачей, психологов и социологов всего мира.  Речь шла о том, что самые различные неблагоприятные факторы: холод, тепло, облучение рентгеновскими лучами, инъекция адреналина, инсулина, чисто физические травмирующие воздействия, боль и многие другие – вызывают обычно одинаковый ответ организма, получивший у Селье название «общий адаптационный синдром» (ОАС). В дальнейших его работах появился сам термин «стресс» - «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». [20]

    В теории Г. Селье стресс рассматривает  с позиции физиологической реакции  на физические, химические и органические факторы. Основное содержание теории может быть обобщено в четырёх положениях.

  1. Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния внутреннего баланса или равновесия функционирования своих систем. Соотношение внутреннего равновесия обеспечивается процессами гомеостазиса. Поддержание гомеостазиса является жизненно необходимой задачей организма.
  2. Стрессоры, т.е. сильные внешние раздражители, нарушают внутреннее равновесие. Организм реагирует на любой стрессор, приятный или неприятный, неспецифическим физиологическим возбуждением. Эта реакция является защитно-приспособительной.
  3. Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Время течения и перехода на каждую стадию зависит от уровня резистентности организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора.
  4. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению стресса – их истощение может привести к заболеванию и смерти.

Обобщение результатов исследований позволило  Селье обосновать существование трёх стадий процесса общего адаптационного синдрома:

Стадия 1: Реакция тревоги.

    Возникает при первом появлении стрессора. В течение короткого периода  снижается уровень резистентности организма, нарушаются некоторые соматические и вегетативные функции, происходит понижение ряда физиологических, биологических параметров (шок). Затем организм мобилизирует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов.  Организм начинает перестраиваться – происходит «противошок». На этой стадии человек находится в состоянии напряжённости и настороженности. Это является своего рода подготовкой к следующему этапу, поэтому иногда первая стадия ещё называется «предстартовой готовностью». Физически и психологически человек чувствует себя очень хорошо, пребывает в приподнятом настроении. На этой фазе часто проходят заболевания, которые относятся к разряду «психосамотичаских»: гастриты, колиты, язва желудка, мигрени, аллергии.

    Если  защитные реакции эффективны, тревога  утихает и организм возвращается к нормальной активности. Большинство стрессов разрешается на этой стадии. Такие краткосрочные стрессы могут быть названы острыми реакциями стресса.

Стадия 2: Сопротивления или резистентности.

    Наступает в случае продолжительного воздействия  стрессора. На этой стадии функциональные возможности организма повышаются на величину выше исходного уровня. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. Человек развивает оптимальную энергию, приспособляясь к изменяющимся обстоятельствам. Чувствует себя он вполне сносно, хотя уже без душевного подъёма, характерного для первой стадии. Человек как бы «вработался» и готов к более или менее длительному усилию по преодолению трудностей, однако иногда чувствуется накопившаяся усталость.

Стадия 3: Стадия истощения.

    В результате длительного взаимодействия со стрессором, к которому организм уже привык, энергия, затрачиваемая, на адаптацию иссекает, появляются признаки реакции тревоги, физиологическая  и психологическая защиты оказываются  сломленными. Человек не имеет больше возможности защищаться. Состояние человека на третей стадии похоже на «призыв о помощи», которая может прийти только из вне – либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора. А если воздействие стрессора не прекращается, то наступает летальный исход.

    В настоящее время сравнительно хорошо изучена первая стадия развития стресса  – стадия мобилизации адаптационных  резервов («тревога»), на протяжении которой  в основном заканчивается формирование новой «функциональной системности» организма, адекватной новым экстремальным требованиям среды. Второй и третьей стадиям развития стресса посвящены немногочисленные исследования.

    В последующих своих работах «Стресс  и жизнь», «Стресс без дистресса» Г. Селье отмечает существенное повышение возможностей человека именно в стрессе. Это так называемый, эв – стресс. Мы относим к нему механизмы «противошока» и повышенной перекрёстной резистентности (неспецифической устойчивости). Негативные проявления и последствия стресса – это ди – стресс. 
 
 
 
 
 
 

1.2. Основные этапы  и модели стресса

 

    К числу  основных, этапных теорий и моделей  стресса можно отнести следующие:

    1. Генетически-конституциональная теория, суть сводится к положению, что способность организма сопротивляться стрессу зависит от предопределенных защитных стратегий функционирования вне зависимости от текущих обстоятельств. Исследования в данной области являются попыткой установить связь между генетическим складам (генотипом) и некоторыми физическими характеристиками, которые могут снизить общую, индивидуальную способность сопротивляться стрессу.
    1. Модель  предрасположенности  к стрессу –  основана на эффектах взаимодействия наследственных и внешних факторов среды. Она допускает взаимное влияние предрасполагающих факторов и неожиданных, сильных воздействий в развитии реакций напряжения.
    2. Психодинамическая модель, основана на положениях  теории Зигмунда Фрейда. В своей теории он описал два типа зарождения и проявления тревоги, беспокойства: а) сигнализирующая тревога возникает как реакция предвосхищения реальной внешней опасности; б) травматическая тревога развивается под воздействием бессознательного, внутреннего источника. Наиболее ярким примером причины возникновения данного типа тревоги является сдерживание сексуальных побуждений и агрессивных инстинктов. Для описания результирующих симптомов этого состояния З. Фрейд ввел термин «психопатия повседневной жизни».
    3. Модель Вольффа, согласно которой, автор рассматривал стресс как физиологическую реакцию на социально-психологическе стимулы и установил зависимость этих реакций от природы отношений, мотивов поведения индивида, определенности ситуации и отношения к ней.
    4. Междисциплинарная модель стресса. Стресс  возникает под влиянием стимулов, которые вызывают тревогу у большинства индивидов или отдельных их представителей, и приводит к ряду физиологических, психологических и поведенческих реакций, в ряде случаев патологических, но возможно и приводящих к высшим уровням функционирования и новым возможностям регулирования.
    5. Теории конфликтов. Несколько моделей стресса отражают взаимосвязь поведения субъектов в обществе и состояния напряжения в отношениях, сопровождающих групповые процессы. Основные причины напряжения, связаны с необходимостью членов общества, подчиняться его социальным нормам. Одна из теорий конфликта полагает, что предупреждение стресса должно основываться на предоставлении членам общества благоприятных условий для развития и свободы в выборе жизненных установок и позиций. Теории конфликтов рассматривают также в качестве причин стресса факторы устойчивости социальных отношений, распределения экономических благ и услуг в обществе, межличностное взаимодействие во властных структурах. Социальные аспекты лежат в основе таких теорий стресса, как эволюционная теория социального развития общества, экологическая теория (роль социальных явлений в обществе), теория жизненных изменений (в семье, на работе и т.д.).
    6. Модель D. Mechanik. Центральным элементам в этой модели, является понятие - механизмы адаптации, которые определяются как способ, которым индивид борется с ситуацией, со своими чувствами, вызванными этой ситуацией, и которая имеет два проявления: 1) преодоление – борьба с ситуацией, 2) защита – борьба с чувствами, вызванными ситуацией. Преодоление, «овладение» ситуацией определяется целенаправленным поведением и способностями в принятии индивидами адекватных решений при  встрече с жизненными задачами и требованиями.
    7. Стресс как поведенческие реакции на социально-психологические стимулы. Модель физиологического стресса Г. Селье была модифицирована, и стресс в ней рассматривался как состояние организма, в основе которого лежат как адаптивные, так и не адаптивные реакции. Под стрессорами понимается, прежде всего, социальные по своей природе факторы, т.е. объективные события, которые нарушают или угрожают подорвать обычную жизнь индивида.
    8. Системная модель стресса, которая отражает понимание процессов управления (поведения, адаптации и т.д.) на уровне системной саморегуляции и осуществляется путем сопоставления текущего состояния системы с его относительно стабильными нормативными значениями.
    9. Интегративная модель стресса. Центральное место в модели занимает проблема, требующая от человека принятия  решения. Понятие такой проблемы они определяют как проявление, воздействие на человека стимулов или условий, требующих от него превышения либо ограничения обычного уровня деятельности. Возникновение проблемы (трудностей с ее решением) сопровождаются напряжением функций организма, - если проблема не решается напряжение сохраняется или даже нарастает – развивается стресс. Способности человека в решении возникающих перед ним проблем зависят от ряда факторов: 1) ресурсов человека – его общих возможностей по разрешению различных проблем; 2)  личного энергетического потенциала, необходимого для решения конкретной проблемы; 3) происхождения проблемы, степени неожиданности ее возникновения; 4) наличия и адекватности психологической и физиологической установки на конкретную проблему; 5) типа выбранного реагирования – защитного или агрессивного. Значение и учет этих факторов определяет выбор стратегии поведения для предотвращения стресса.

1.3. Симптомы стресса

 

    При воздействии раздражающего фактора  у человека формируется оценка ситуации как угрожающей. Степень угрозы у  каждого своя, но в любом случае вызывает негативные эмоции.  Осознанные угрозы и наличие отрицательных эмоций «толкают» человека на преодоление вредоносных воздействий: он стремится бороться с мешающим фактором, уничтожить его или «уйти» от него в сторону. На это личность направляет все свои силы. Если ситуация не разрешается, а силы для борьбы кончаются, возможен невроз и ряд необратимых нарушений в организме человека. Наличие осознанной угрозы – это основной стрессовый фактор человека. Поскольку в одних и тех же ситуациях одни люди видят угрозу разной степени, а другие в этих же условиях не видят ее вовсе, то и стресс, и его степень у каждого свои.

    Возникшая угроза вызывает в ответ защитную деятельность. У личности активизируются психологические защитные механизмы, прошлый опыт, способности. В зависимости от отношения человека к угрожающему фактору, от интеллектуальных возможностей его оценки формируется мотивация на преодоление трудности или ее избегание. Угроза является решающим фактором в возникновении стресса. Человек может ощущать угрозу своему здоровью, жизни, материальному благополучию, социальному положению, самолюбию, своим близким и т.д.

    С психологической точки зрения состояние  стресса включает специфическую  форму отражения человеком экстремальной  ситуации и модель поведения как ответную реакцию на это отражение.

    Некоторые ученые считают, что стресс – это  своего рода защитный адаптационный  механизм. С его помощью человек  получает эмоциональную разрядку, в  результате которой находит выход  эмоциональная энергия и, таким  образом, снимается избыточное напряжение личности. Кроме того, периоды отчаяния и трагедии для некоторых людей является периодами личностного роста. Для отдельных людей отрицательные эмоции являются стимулом для большей активности по преодолению препятствий. И наконец, есть люди, которые используют свои страдания, чтобы влиять на других.

    Состояние стресса может быть острым или  принимать хронический характер. Стресс имеет  физиологические, психологические, личностные и медицинские признаки, а также любой стресс обязательно включает высокое эмоциональное напряжение.

      1. Физические  симптомы
 

      Как мы уже сказали, волноваться  – естественно. В человеке  заложен особый биологический  механизм, помогающий справиться  с эмоциональной перегрузкой.  Впервые его описал в начале ХХ века Вальтер Кэннон и назвал реакцией «сражайся или беги». Именно этот механизм обуславливает принятие решений в экстремальных ситуациях. Он находится в гипоталамусе. Этот механизм сыграл огромную роль в эволюции человека.

    Селье, как мы уже рассматривали выше, различает три стадии развития стресса: тревогу, сопротивление, истощение. На первой стадии мозг регистрирует стрессор – то, что вызывает беспокойство, - и передает сообщение железам: начинается вырабатывание гормона, далее выделяется адреналин, который посылает организму сигнал тревоги.

    Организм  в свою очередь, реагирует на этот сигнал. О том, что реакция началась, свидетельствуют следующие признаки:

      • учащенный пульс;
      • повышенное потоотделение;
      • ускорение биения сердца;
      • боли в желудке;
      • напряжение мышц рук и ног;
      • учащенное дыхание;
      • зубная боль;
      • потеря усидчивости;
      • суматошные мысли;
      • непривычные эмоции.

    Если  человек переживает, что-нибудь из вышеперечисленного, значит, организм готовится сразиться  с трудностями. Однако такое состояние временно и предназначено природой для экстремальных ситуаций. Организм не может пребывать в нем долгое время.

    Когда угроза исчезает или если человек  привыкает к беспокойству, в силу вступает обратный механизм, тело возвращается в свое обычное состояние. Это стадия сопротивления.

    Переход к стадии истощения происходит, если угроза сохраняется или же если человек  продолжает нервничать и после ее исчезновения. В результате наносится  непоправимый ущерб здоровью. 
 
 
 
 
 

1.3.2.  Психологические симптомы

 

    Описанные выше физиологические симптомы характерны для всех млекопитающих. Но человеческий мозг имеет свои существенные отличия. Поэтому люди реагируют на стресс по-разному. Вот наиболее распространенные реакции психики человека на экстремальные обстоятельства:

Информация о работе Гендерные различия реагирования на стресс мужчин и женщин