Гендерные различия проявления тревожности в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 06:26, курсовая работа

Описание работы

Целью является выявление гендерных различий в проявлении тревожности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Объект исследования – тревожность подростков.
Предмет исследования – гендерные различия проявления тревожности в подростковом возрасте.

Работа содержит 1 файл

Кур.docx

— 150.49 Кб (Скачать)
  1. «Шкала тревожности» О. Кондаша.

     Методика  предназначена для работы с подростками. С помощью данной шкалы можно  выявить уровень тревожности  подростков, локализованной в трех основных плоскостях: учебная деятельность (школьная тревожность), взаимоотношения  со сверстниками и значимыми взрослыми (межличностная тревожность) и представление  о самом себе (самооценочная тревожность). Учащимся предоставляется бланк, в  котором перечислены ситуации, с  которыми часто встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть неприятными, вызывать волнение, беспокойство, тревогу, страх.

     Затем внимательно прочитать каждое предложение  и обвести кружком одну из цифр справа: 1,2,3,4. Обработка результатов  осуществляется следующим образом, по окончании тестирования подсчитывается количество совпадений с ключом по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Общий показатель тревожности рассчитывается сложением результатов по отдельным шкалам. (Приложение 1)

  1. «Личностная шкала проявления тревоги» Дж. Тейлора.

     Методика  предназначена для диагностики  уровня тревожности испытуемого. Шкала  была создана Дж. Тейлором. Адаптация  Т. А. Немчинова. Шкала лживости, введенная  В. Г. Норакидзе в 1975 г., позволяет  судить о демонстративности и  неискренности. Опросник состоит из 60 утверждений. Учащиеся отвечают «да», если согласны с утверждением, «нет», если не согласны. Обработка результатов:Каждый ответ оценивается в 1 балл, в соответствии с ключом. (Приложение 3)

     Поскольку целью нашего исследования было выявление  гендерных различий в проявлении тревожности у подростков, мы использовали метод статистической обработки. Для  подтверждения результатов диагностики  мы применили Критерий Фишера. Он предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта. Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол ф, а меньшей доле - меньший угол. При увеличении расхождения между углами φ1 и φ2 и увеличения численности выборок значение критерия возрастает. Чем больше величина φ* , тем более вероятно, что различия достоверны. Он вычисляется по формуле: 

       

     где - большая дисперсия, - меньшая дисперсия.

 

    1. Анализ  и обсуждение результатов исследования
 

     Обратимся к рассмотрению результатов исследования, полученных на констатирующем этапе  эксперимента; так, методика «Исследование  тревожности» Ч. Д. Спилберга, направленная на выявление тревожности в подростковом возрасте, проводилась в 9 классе Тарской гимназии № 1им. А. М. Лупова.

     После проведения данной методики были получены следующие результаты, которые изображены в таблице №1 

     Таблица №1 Проявление личностной и ситуативной  тревожности

Ситуативная тревожность Количество  человек Количество  человек в % Личностная  тревожность Количество  человек Количество  человек в %
Высокая 2 15,4% Высокая 7 53,8%
Умеренная 10 77% Умеренная 6 46,2%
Низкая 1 7,6% Низкая 0 0%
 

     Как видно из таблицы ситуативная  тревожность разделяется на три  типа:

  1. высокий -15,4 %;
  2. умеренный –77 %;
  3. низкий – 7,6 %

     Что касается личностной тревожности, то она  также определяется по трем типам:

  1. высокий – 53,8 %;
  2. умеренный – 46,2 %;
  3. низкий – 0%.

     Ситуативная тревожность как состояние характеризуется  субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает  как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

     Под личностной тревожностью понимается индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные  жизненные ситуации, несущие в  себе угрозу для его я (самооценки, отношения к себе).

     В таблице №2 представлены результаты, дифференцированные по половому признаку. 

     Таблица №2Уровни тревожности в ситуативном и личностном типах

Уровень тревожности учащихся
Ситуативная тревожность Личностная  тревожность
Мальчики Мальчики
Высокая – 0% Высокая – 25%
Умеренная – 75% Умеренная – 75%
Низкая  – 25% Низкая – 0%
Девочки Девочки
Высокая – 22,2% Высокая – 66,7%
Умеренная – 77,8% Умеренная – 33,3%
Низкая  – 0% Низкая – 0%
 

     Из  таблицы видно, что у девочек  низкий уровень ситуативной и  личностной тревожности отсутствует; умеренный уровень ситуативной  тревожности составляет 77,8%; высокий  уровень ситуативной тревожности  составляет 22,2%. Умеренный уровень  личностной тревожности составляет 33,3%; высокий уровень личностной тревожности составляет 66,7%.

     У мальчиков низкий уровень ситуативной  тревожности составляет 25 %; умеренный уровень ситуативной тревожности составляет 75%; высокий уровень ситуативной тревожности отсутствует. Низкий уровень личностной тревожности отсутствует; умеренный уровень личностной тревожности составляет 75%; высокий уровень личностной тревожности составляет 25%.

     Высокотревожные подростки вспыльчивы, раздражительны и находятся в постоянной готовности к конфликту и готовности к  защите, даже если в этом объективно нет надобности. Для них, как правило, характерна неадекватная реакция на замечания, советы и просьбы. Особенно велика возможность нервных срывов, аффективных реакций в ситуациях, где речь идет об их компетенции в тех или иных вопросах, их престиже, самооценке, их отношении. Боязнь неудачи - характерная черта высокотревожных подростков.

     Для низкотревожных подростков характерно ярко выраженное спокойствие. Они не всегда склонны воспринимать угрозу своему престижу, самооценке в самом  широком диапазоне ситуаций, даже когда она реально существует. Возникновение состояния тревоги  у них может наблюдаться лишь в особо важных и личностно  значимых ситуациях (экзамен, стрессовые ситуации, реальная угроза семейному  положению и др.). В личностном плане такие люди спокойны , считают, что лично у них нет поводов  и причин волноваться за свою жизнь, репутацию, поведение и деятельность. Вероятность возникновения конфликтов, срывов, аффективных вспышек крайне мала.

     Таким образом, результат проведённого тестирования в области ситуативной и личностной тревожности показал, что высокий  уровень тревожности в большей  степени проявляется у девочек, чем у мальчиков.

     Более подробно результаты представлены на рисунке 1 и 2. 

     

     Рис. 1 Проявление личностной и ситуативной тревожности у девочек

 

     Данная  диагностика позволяет выявить уровень ситуативной и личностной тревожности у девочек. По результатам исследования ситуативная тревожность у большинства девочек умеренная и составляет 66,7%, а высокий уровень ситуативной тревожности наблюдается у 33,3% испытуемых. Низкий уровень тревожности у девочек в данной выборке не зафиксирован. 

     

     Рис. 2 Проявление личностной и ситуативной тревожности у мальчиков 

     Данная  диагностика позволяет выявить уровень ситуативной и личностной тревожности у мальчиков. По результатам исследования ситуативная тревожность у большинства мальчиков умеренная и составляет 75%, а низкий уровень ситуативной тревожности наблюдается у 25% испытуемых. Высокий уровень тревожности у мальчиков в данной выборке

     не  зафиксирован.

     Обратимся к рассмотрению результатов исследования, полученных на констатирующем этапе  эксперимента; так, методика «Шкала тревожности» Кондаша, направленная на выявление  уровней тревожности подростков, локализованной в трех основных плоскостях: школьная тревожность, самооценочная  тревожность, межличностная тревожность.

     Результаты  исследования по «Шкала тревожности» О. Кондаша представлены в таблице  №3 и гистограмме №3 – результаты девочек.

     Повышенная  школьная тревожность у девочек  составляет 44,4 %,; высокая школьная тревожность  у девочек 22,2 %; очень высокая школьная тревожность у девочек составляет 11,1 %.

     Повышенная  самооценочная тревожность у  девочек составляет 22, 2 %; высокая  самооценочная тревожность у  девочек 22,2 %; очень высокая самооценочная  тревожность у девочек отсутствует.

     Повышенная  межличностная тревожность у  девочек составляет 11, 1 %; высокая  межличностная тревожность у  девочек 11, 1 %; очень высокая межличностная  тревожность у девочек не выявлена.

     Повышенная  тревожность общего типа среди девочек  составляет 55, 5 %; высокая тревожность данного типа составляет 11, 1 %; очень высокий уровень не наблюдается. 

     Таблица №3 Уровень выраженности типов тревожности у девочек

Общий тип тревожности Школьный тип  тревожности Самооценочный тип тревожности Межличностный тип тревожности
Нормальный  уровень (33,3%) Нормальный  уровень

(22,2 %)

Нормальный  уровень

(55,5%)

Нормальный  уровень

(77,8 %)

Повышенный  уровень (55,5%) Повышенный  уровень

(44,4%)

Повышенный  уровень

(22,2%)

Повышенный  уровень

(11,1%)

Высокий уровень

(11,1%)

Высокий уровень

(22,2%)

Высокий Уровень (22,2%) Высокий уровень (11,1%)
Очень высокий уровень (0%) Очень высокий  уровень (11,1%) Очень высокий  уровень

(0%)

Очень высокий  уровень

(0%)

 

     Таким образом, по результатам исследования уровня выраженности четырех типов тревожности у девочек, наблюдается преобладание нормального уровня по данным всех исследуемых типов, кроме школьного и общего типов тревожности. В школьном типе тревожности преобладает повышенный уровень, в самооценочном и межличностном типах тревожности преобладает нормальный уровень, в общем типе преобладает также нормальный уровень тревожности, следовательно, по результатам данной методики у девочек выявлен нормальный уровень тревожности, кроме школьного типа. Это свидетельствует о том, что девочки беспокоятся по поводу учебных ситуаций, это беспокойство проявляется в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

Информация о работе Гендерные различия проявления тревожности в подростковом возрасте