Гендерные предрассудки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:45, реферат

Описание работы

В традиционном обществе самостоятельное женское социальное или профессиональное преуспевание рассматривалось общественным мнением как ситуация весьма нежелательная. Философами, психологами, социологами и историками предпринимались многочисленные попытки объяснения природы вторичности социальных ролей женщины. Научная интерпретация этого факта сводилась к констатации недостаточной полноценности женщины либо в биологическом плане (Шопенгаэур, Ницше, Конт), либо в психологическом (Фрейд, Кречмер) и интеллектуальном (Мейер, Липман).

Содержание

Введение……………………………………..3
Происхождение предрассудков………………………..4
Гендерные прерассудки………………………………….6
Заключение………………………………………………..17
Используемая литература………………………………19

Работа содержит 1 файл

Гендерные предрассудки.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

      Психологи выделяют несколько причин, мешающих женщинам поверить в свои возможности  участия в активной жизни общества:

  1. Культурные ожидания, определенные традицией, которые усваиваются ребенком в процессе взаимодействия с окружающим миром; они влияют на его мотивацию, систему ценностей, уровень тревожности, уверенность в себе, на выбор карьеры и т.д.
  2.   Особенности социализации.

      Социокультурное пространство ребенка организованно  так, что с раннего возраста ему внушаются стереотипы разных гендерных ролей. Дети получают разные игрушки, от них ожидают различного поведения, поэтому они приобретают разный опыт, развивают различные способности, интересы. У них формируется разный образ-Я – мужской или женский. Эти предрассудки поддерживаются представлениями о том, что естественно для каждого из полов, а что – нет. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых.

  1. Тип отношений родителей с детьми разного пола.

        У девочек, как правило, эти  взаимоотношения складываются по типу гиперопеки, что препятствует развитию их самостоятельности. Отношения мальчиков с родителями обычно более дистанцированы, в силу чего им приходится сталкиваться с более широким кругом жизненных явлений, стимулирующих в итоге их жизненную активность.

      Формирование  половых стереотипов продолжается и в более старшем возрасте. Система образования построена  таким образом, что даже учителя  относятся к детям разного  пола дифференцированно: мальчикам  уделяется больше времени, их чаще привлекают к активной деятельности, от них ожидают более высоких результатов и более высоко оценивают их работу /Calhoun C., 1994/. Кроме того, девочек, скорее всего, похвалят за аккуратность, а мальчиков за качество их работы. Учителя имеют тенденцию думать, что мальчики вносят больше идей в дискуссии или проекты, хотя независимые наблюдатели установили, что мальчики и девочки участвуют в равной мере[9]. 

     Если  связанные с полом различия в  моделях семейной социализации повторяются  в поведении учителей, то типичные для данного пола формы поведения мужчин и женщин получают еще более мощное подкрепление. Имеется много доказательств существования такого подкрепления в классе. Наблюдения показывают, что, по сравнению с девочками, мальчикам уделяется больше внимания, как положительного, так и отрицательного. Сербин и соавторы также обнаружили различия в ответах на вопросы мальчиков и девочек. Мальчикам отвечали чаще и давали им более полезные ответы, предоставляя более точную информацию. Результаты этого исследования согласуются с результатами других работ по изучению дифференциации поведения учителей по отношению к ученикам разного пола. Наблюдения показали, что учителя больше взаимодействуют с мальчиками, более положительно реагируют на действия мальчиков и адресуют девочкам больше критических замечаний. Если мальчик выкрикивает ответ во время урока, он чаще получает внимание учителя, особенно это касается интеллектуального внимания. Если девочка ведет себя подобным образом, ей, скорее всего, скажут, чтобы она поднимала руку, если хочет что-то сказать. Было установлено, что учителя оказывают мальчикам больше академической помощи, чем девочкам. Учителя в два раза чаще дают детальную инструкцию мальчикам, как им самим сделать что-либо. В то время как с девочками учитель скорее сделает что-либо сам, чем будет объяснять. В результате мальчики научаются быть независимыми, а девочки – зависимыми от других[9]. 

      Хотя  признано, что, начиная школьное обучение, девочки лучше читают и считают, тем не менее, в старших классах мальчики часто опережают девочек в этих областях. Возможно, потому что если мальчики отстают в этих областях, их подтягивают до уровня девочек, но если отстают девочки в математике, им предлагается только необходимая помощь, ведь один из предрассудков приписывает девочкам меньшую способность в математике.

     Как следствие, девочки реже выбирают математику и другие точные науки в качестве дополнительных курсов, реже участвуют в программах для одаренных в этих областях.

         Такие результаты, полученные в  домашней и учебной обстановке, говорят о том, что усилия  девочек меньше поощряются, чем  усилия их сверстников-мальчиков.  Причиной существования гендерных  различий в уровнях уверенности в себе, Я-концепции и поведении при решении проблем вполне может быть подобный опыт, полученный дома и в школе и часто приводящий к разочарованию и обесцениванию усилий женщин [10]. 

       Еще в 1957г. Мак-Ки и Шеррифс писали, что  в рамках традиционной европейской культуры мужской образ – это набор черт, связанных с компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью, социально неограниченным стилем поведения. Типично женский образ, напротив, включает в себя такие черты, как эмоциональная поддержка, теплота чувств, высокий уровень эмпатии; он ориентирован на социальные и коммуникативные умения. Утверждается, например, что мужские разговоры в основном ориентированы на решение задач, женские – на личные взаимоотношения. Собравшись вместе, мужчины склонны обмениваться информацией, женщины – делиться своими жизненными проблемами и давать друг другу советы. Таким образом, в целом мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам.  При этом высокий результат, достигнутый мужчиной, чаще всего объясняется его способностями, а точно такой же результат, полученный женщиной, объясняется ее усилиями, случайной удачей или другим причинами [11]. 

      Можно констатировать тот факт, что в  чисто личностном плане компетентность оказывается для женщин скорее отрицательным, нежели положительным фактором. Высококомпетентные специалисты-женщины не пользуются расположением ни мужчин, ни женщин, поскольку высокая компетентность женщины опровергает существующие в обществе стереотипы. Проигрыш женщине в соревнованиях, особенно для мужчины с консервативными традициями, установками на взаимоотношения полов, почти всегда означает снижение его самооценки.

       По  мнению психолога О’Лири, существующие в обществе полоролевые предрассудки включают в себя необоснованные взгляды и для того, чтобы успешно конкурировать в «мужском обществе», женщины вынуждены принимать мужские ориентации и мужскую систему ценностей, менять свой психотип [11]. 

         На пути женщин к традиционно  «мужским», высоким по статусу  и высокооплачиваемым работам поставлено множество барьеров, в частности так называемый «стеклянный потолок». Этот термин был введен Линн Мартин для обозначения искусственно созданных барьеров, основанных на предрассудках, которые не позволяют квалифицированным работникам, и  в первую очередь женщинам, продвигаться по службе и занимать руководящие посты в своих организациях [10]. 

         Существующие гендерные предрассудки принимаются и мужчинами и женщинами. Так, например, они соглашаются с тем, что можно судить о книге уже по тому, какая фамилия напечатана на обложке – мужская или женская [12]. 

       И женщины, и мужчины считают женщин более эмоциональными. Е.  Маккоби  и К. Джеклин на основе анализа  ряда исследований пришли к выводу, что в первые годы жизни нет  различий в частоте и продолжительности отрицательных эмоциональных реакций у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков возрастает, а у девочек – убывает. Это они объясняют тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся их проявлять из-за наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно [13]. 

       К. Хорни пишет, что в соответствии с разделением социальных ролей  сформировался определенный взгляд на женщин как на инфантильные создания, живущие эмоциями. Действительно, во многих исследованиях выявлены отчетливые различия в эмоциональной  сфере лиц мужского и женского пола. В литературе отмечается большая эмоциональная чувствительность и эмоциональная нестабильность женщин. Лица женского пола уделяют значительно большее внимание эмоциональным аспектам межличностных отношений и своим переживаниям [14].  Правда, до сих пор не ясно, являются ли хотя бы некоторые из них врожденными или все эти особенности приобретаются в процессе специфического воспитания мальчиков и девочек.

      Различия  в эмоциональной сфере мужчин и женщин многие психологи связывают  именно с особенностями воспитания тех и других. Р. Сальваггио (1996) отмечает, что у женщин весьма желательны эмоциональная  зависимость от противоположного пола, погруженность в любовь при запрете на открытое выражение чувств, проявление агрессии. Это создает у женщин мазохистскую установку. Согласно К. Юнгу, у мужчины в процессе его воспитания чувствования подавляются, в то время как у девочек они доминируют[13].

      В зарубежных исследованиях эмоциональные  особенности женщин связывают с  их социальным положением в обществе и рассматривают их в двух плоскостях: как вину семейных работающих женщин и как страх женщин перед успехом.  

      Низкую  продуктивность женщин нередко связывают с влиянием таких факторов, как заниженная самооценка и неуверенность в себе. Более того, еще в середине 60-х гг. К. Корнер был открыт очень интересный феномен, свойственный только женщинам; он получил название мотив «страха успеха» или «боязнь успеха» и заключается он в том, что женщинам присуща не «боязнь успеха» как таковая, а боязнь побочных последствий успеха. Женщин заботит потеря женственности, привлекательности для мужчин; их социальное отвержение, неприятие является как бы «платой» за успех [10]. 

      Аналогичные результаты получены  Ф. Хоппе при  изучении уровня притязаний. Разница  в уровне притязаний у мужчин и  женщин существенна, она заметна  не только в уровне устремленности к успеху, но и в самом характере  выбора цели. Как правило, женщины чаще склонны к выбору более простых и легко достижимых  целей, их выбор менее стабилен, они проявляют меньше настойчивости, им свойственна некоторая недооценка своих возможностей. Мужчины, напротив, настроены на успех. Они стремятся выбрать цель более высокой степени трудности и более настойчивы в ее достижении. Естественно, основа указанных различий не в физиологических особенностях, а в том, что значительную роль играют традиции, общественные нормы, уровень культурных стереотипов [10]. 

      Вина  у семейных работающих женщин стала  объектом пристального внимания западных психологов. Она является следствием внутри личностного конфликта, когда  женщина стремится соответствовать  и роли хранительницы семейного  очага и роли хорошего профессионала. Эти две роли предъявляют к женщине противоречивые требования, и часто женщине просто не хватает физических и психических ресурсов, чтобы хорошо исполнять и ту, и другую роль. Понимая это, женщина начинает переживать вину перед детьми, мужем, перед начальством на работе.

      Чувство вины перед детьми продуцирует определенные паттерны поведения с ними, в частности  – сверхкомпенсационное поведение, которое принимает разные формы. Считается, что переживание вины делает женщину как мать менее  эффективной.

      В отношениях с мужем чувство вины у работающей женщины может проявляться в отказе от помощи мужа в домашних делах. Женщина преднамеренно не просит мужа о помощи, чтобы не «разочаровывать» его как хозяйка дома. Кроме того, женщина, испытывая вину перед детьми и мужем, подсознательно стремится отказаться от карьеры на работе, тем более, что культурные традиции не одобряют жен, добившихся большого успеха по сравнению со своими мужьями.

      Наконец, чувство вины перед семьей заставляет женщину меньше внимания обращать и  на себя, так как другие (дети и муж) остаются без ее внимания.

      Многие  женщины работают и в то же время  несут на себе большинство обязанностей по дому. Обязанности по отношению  к дому и семье часто являются препятствием для продвижения женщин по службе, так как из-за этих обязанностей они не всегда могут позволить себе работать во внеурочные часы и ездить в командировки. Однако иногда работодатель изначально уверен в том, что домашние и семейные обязанности женщины помешают ее работе на высоком посту, даже если это на самом деле не так.

      Работающие  женщины трудятся дома намного больше, чем их работающие мужья, что приводит к разрыву во времени отдыха.    
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

      Гендерные предрассудки имеют тенденцию сохраняться на протяжении весьма продолжительного времени, и многие начинают думать, что они отражают реальные врожденные качества.

      Общество  посылает женщинам сообщение «вы не можете преуспеть в мужских сферах». В исследованиях Eccles было показано, что именно матери верят в мифы о женской некомпетентности в математике и других точных науках[4], в то время как Jones и Wheatley обнаружили, что учителя (как женщины, так и мужчины) посылают своим ученикам такой же негативное сообщение [5].

      Психологические исследования показали, что не существует «чисто» мужской или женской личности. В настоящее время в психологической литературе берет верх точка зрения, сводящаяся к тому, что однозначный упор на маскулинность и феминность в моделях поведения ограничивает эмоциональное и интеллектуальное развитие как мужчин, так и женщин [15].       

        Предрассудки не являются чем-то природным, а создаются обществом. Стереотипы и множество предрассудков относительно женщин в реальности часто ухудшают результаты деятельности женщин, хотя следует помнить, что психология женщин и женский опыт – это половина человеческого опыта.

       Многие психологи пришли к  выводу, что на основании только  половой принадлежности нельзя  предсказать поведение или склонность  к тем или иным навыкам.

      Sally Archer предлагает не просто трансформировать мужскую модель в женскую. Она замечает, что, по крайней мере, в ближайшем будущем образование идентичности будет содержать те же уровни развития, как для мужчин, так и для женщин, но этот процесс будет более трудным и болезненным для женщин в силу внешних барьеров для развития. Так, например, Archer обнаружила, что гендерные различия скорее исключения, чем правила в идентичности статуса[16].         

Информация о работе Гендерные предрассудки