Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:45, реферат
В традиционном обществе самостоятельное женское социальное или профессиональное преуспевание рассматривалось общественным мнением как ситуация весьма нежелательная. Философами, психологами, социологами и историками предпринимались многочисленные попытки объяснения природы вторичности социальных ролей женщины. Научная интерпретация этого факта сводилась к констатации недостаточной полноценности женщины либо в биологическом плане (Шопенгаэур, Ницше, Конт), либо в психологическом (Фрейд, Кречмер) и интеллектуальном (Мейер, Липман).
Введение……………………………………..3
Происхождение предрассудков………………………..4
Гендерные прерассудки………………………………….6
Заключение………………………………………………..17
Используемая литература………………………………19
Оглавление
Введение.
Отношения между мужчинами и женщинами на протяжении тысячелетий в силу разных факторов и обстоятельств складывались по-разному. От характера этих отношений зависело и зависит положение женщины и мужчины в семье и обществе, в экономической сфере и политической деятельности.
Философы и ученые на протяжении веков описывали и оценивали отношения между полами, размышляли и строили теории:
-Почему отношения между мужчинами и женщинами являются таковыми, а не другими?
-Почему
в нашем обществе мужчина
-Насколько
это соответствует духу
-Насколько
это обеспечивает гармонию в
человеческих отношениях и
-Может ли измениться то, что считалось неизменным веками? И надо ли что-то менять в человеческих взаимоотношениях?
Во
всех современных сообществах
В традиционном обществе самостоятельное женское социальное или профессиональное преуспевание рассматривалось общественным мнением как ситуация весьма нежелательная. Философами, психологами, социологами и историками предпринимались многочисленные попытки объяснения природы вторичности социальных ролей женщины. Научная интерпретация этого факта сводилась к констатации недостаточной полноценности женщины либо в биологическом плане (Шопенгаэур, Ницше, Конт), либо в психологическом (Фрейд, Кречмер) и интеллектуальном (Мейер, Липман).
Происхождение предрассудков
Предрассудки берут начало из многих источников, одним из основных источников является семья и ближайшее социальное окружение. Итак, многими предубеждениями человека снабжает его семья. С первых же дней жизни родители передают ребенку «послания», на основе которых и формируются его представления о себе, об окружающих, о мире в целом.
Большой блок родительских посланий, как правило, касается непосредственно гендерных взаимоотношений. Каждый ребенок получает определенные предписания от родителей или других значимых взрослых относительно пола: как необходимо вести себя в соответствии с характеристиками своего пола, как должны себя вести представители противоположного пола, каким образом должны строиться отношения между полами.
На будущие половые роли и установки
ребенка влияют такие утверждения, как:
«Курица не птица, баба не человек».
«Не показывай свое остроумие, милая. Это
может отпугнуть молодых людей».
«Женщина должна быть босая,
беременная и на кухне».
«Умные выходят замуж, остальные женятся».
«Мужчина – голова, женщина
– шея: куда хочу, туда верчу».
Родители формируют представления ребенка также, например, о профессиональном сценарии посредством таких высказываний:
«Все женщины
в нашей семье занимаются исключительно
домом».
«Мужчины нашего рода испокон века становятся
врачами».
«Этот малыш никогда не найдет работу».
«Из тебя выйдет прекрасная учительница!».
«Она слишком ленива для того, чтобы работать».
Таким
образом, люди получают сценарные сообщения
о многих областях жизни. Затем многие
представления, принесенные из детства
и семьи, человек, не подвергая ревизии,
использует во взрослой жизни, в личных
и профессиональных взаимоотношениях.
Гендерные предрассудки
Гендерные предрассудки – предрассудки, касающиеся половой принадлежности, по данным многочисленных исследований – одни из самых распространенных в мире.
Эти стереотипы помогают находить рациональное объяснение для гендерных ролей. В результате изучения наиболее распространенных в мире стереотипов «…Дж. Уильямс и Д. Бест отмечают: если женщины обеспечивают основной уход за маленькими детьми, это приводит к убеждению, что заботливость присуща им от природы. Если мужчины уходят в бизнес, на охоту и сражения, удобно предположить, что они – агрессивные, независимые и безрассудно смелые»[1].
Некоторые современные авторы, в частности D.Kimura (1992), в своих исследованиях утверждает, что существуют определенные гормональные процессы, которые приводят к гендерным различиям в устройстве мозговой деятельности [2]. Эти влияния происходят довольно рано в процессе онтогенеза, что оказывает существенное влияние на развитие мальчиков и девочек. Как следствие, мужчины гораздо лучше справляются с пространственными тестами, а также превосходят женщин в математических способностях. Женщины быстрее мужчин подбирают недостающие детали (такое умение, как скорость восприятия), у них лучше развиты вербальные способности, включая умение подбирать слова на определенную букву. У женщин лучше развита образная память, и они опережают мужчин по арифметическим навыкам [2].
Некоторые исследователи отмечают, что гендерные различия в умственных способностях появляются после подросткового возраста, но D.Kimura (1992) и ее коллеги обнаружили некоторые гендерные различия уже у трехлетних детей [2].
C.H. Benbow (1995) утверждает, что математические способности детерминированы биологически, превосходство мужчин в развитии данных способностей невозможно объяснить социализацией [2].
Д.П. Барама, изучая различия интересов мальчиков и девочек к учебным предметам, в своих исследованиях доказывает, что интерес к разным предметам у мальчиков и девочек разный в силу их природных различий в направленности на восприятие и познание окружающего мира. Вербальные компоненты познавательных процессов больше выражены у мальчиков, а образные – у девочек. Это значит, что среди мальчиков больше лиц с преобладанием второй сигнальной системы, а среди девочек – с преобладанием первой сигнальной системы. Автор приходит к выводу, что это не может не отразиться как на интересе к различным предметам, так и на успеваемости по ним [3].
Если
более подробно изучить историю
вопроса умственного
Затем были исследования, утверждавшие, что у женщин лобные доли мозга меньшего размера, а теменные доли больше, чем у мужчин, и именно подобное строение приводит к лучшей умственной организации у мужчин. Когда же возникло предположение, что теменные доли отвечают за интеллектуальные функции, моментально обнаружилось, что теменные доли мозга у женщин меньше, чем предполагалось ранее[4].
Вопрос о гендерных различиях затронул и интереснейшую тему межполушарной ассиметрии. Многие авторы уверены в том, что межполушарная ассиметрия больше выражена у мужчин, чем у женщин. Были опубликованы данные, по которым у мужчин слой коры правого полушария толще, чем левого полушария. Таким образом, этими анатомическими причинами объясняется большая ассиметрия полушарий у мужчин.
Хотя один из первых авторов-
Теории
гендерных различий мозгового устройства
не могут объяснить сложность
каждодневного поведения
Современными психологическими исследованиями установлен факт, что уровень задатков и способностей к активности и интеллектуальной деятельности (по усредненным показателям) не различаются у взрослых мужчин и женщин. Превосходство женщин в развитии вербальных способностей, а мужчин в решении зрительно-пространственных задач в настоящее время ставится под сомнение многими исследователями /J.S.Hyde, M.Linn, Sadker M., Sadker D., Shapiro L.,1997/.
Так, в частности, J.S.Hyde и ее коллегами были проанализированы 100 работ по изучению математических способностей, в которых было проведено тестирование около 4 миллионов студентов. В результате строгого анализа было обнаружено, что гендерные различия были незначительны. Сходными оказались и по изучению гендерных различий в пространственных способностях [4].
Небезынтересно отметить результаты исследований Janet Hyde и Marcia Linn [6], которые, используя новые техники мета-анализа, обнаружили, что превосходство девочек в овладении языком исчезло. Они проанализировали 165 исследований, в которых принимали участие почти 1,5 миллиона человек. Оказалось, что разница между полами практически близка к нулю. Также изучая специфические вербальные способности, такие как аналогия, словарь, чтение, письмо, анаграммы, и когнитивные процессы, такие как способность припоминать, выбирать и анализировать релевантную информацию, исследователи не нашли гендерных различий в данных способностях. Кроме того, исследователями было установлено, что изучение вербальных и математических способностей у мальчиков и девочек в 60-70-е годы показывали большие различия, чем последние исследования [7]. По ходу изучения возникли следующие вопросы. Почему современный анализ проблемы так очевидно отличается от прошлых исследований? Может быть, мальчикам уделялось гораздо больше внимания в классе, их поощряли больше в письме и размышлении над учебным материалом? А может быть, различия были спровоцированы самими исследователями? Исследователи обнаружили два интересных момента: мужчины-исследователи гораздо чаще, чем их коллеги женщины находили различия по гендерному признаку и научные журналы публиковали результаты работ с большей готовностью. На сегодняшний день факты состоят в следующем: между мужчинами и женщинами нет разницы в вербальных способностях, как бы они не измерялись[8]. Кроме того, исследования общего времени, отведенного на разговоры в рабочее время, показали, что мужчины говорят больше, чем женщины. В повседневной жизни мужчины чаще перебивают женщин, у них лучше получается вводить новые темы для разговоров. Из этого следуют, что вербальные способности мужчин вряд уступают в своем развитии женщинам [4].