Гендерные предрассудки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:45, реферат

Описание работы

В традиционном обществе самостоятельное женское социальное или профессиональное преуспевание рассматривалось общественным мнением как ситуация весьма нежелательная. Философами, психологами, социологами и историками предпринимались многочисленные попытки объяснения природы вторичности социальных ролей женщины. Научная интерпретация этого факта сводилась к констатации недостаточной полноценности женщины либо в биологическом плане (Шопенгаэур, Ницше, Конт), либо в психологическом (Фрейд, Кречмер) и интеллектуальном (Мейер, Липман).

Содержание

Введение……………………………………..3
Происхождение предрассудков………………………..4
Гендерные прерассудки………………………………….6
Заключение………………………………………………..17
Используемая литература………………………………19

Работа содержит 1 файл

Гендерные предрассудки.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

 

Оглавление 
 
 

  1. Введение……………………………………..3
  2. Происхождение предрассудков………………………..4
  3. Гендерные прерассудки………………………………….6
  4. Заключение………………………………………………..17
  5. Используемая литература………………………………19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение.

      Отношения между мужчинами и женщинами  на протяжении тысячелетий в силу разных факторов и обстоятельств складывались по-разному.  От характера этих отношений зависело и зависит положение женщины и мужчины в семье и обществе, в экономической сфере и политической деятельности.

      Философы  и ученые на протяжении веков описывали и оценивали отношения между полами, размышляли и строили теории:

    -Почему  отношения между мужчинами и  женщинами являются таковыми, а  не другими?

    -Почему  в нашем обществе мужчина считается  сильным, активным и решительным,  а женщина слабой, пассивной и подчиненной?

    -Насколько  это соответствует духу сегодняшнего  дня?

    -Насколько  это обеспечивает гармонию в  человеческих отношениях и делает  людей счастливыми?

    -Может  ли измениться то, что считалось  неизменным веками? И надо ли  что-то менять в человеческих взаимоотношениях?

      Во  всех современных сообществах мужчины  доминируют. В мире законодателей  только 12% женщин, а женщин-президентов  менее 1 %; среди Нобелевских лауреатов  в области экономики с 1901 года нет ни одной женщины [1].

      В традиционном обществе самостоятельное женское социальное или профессиональное преуспевание рассматривалось общественным мнением как ситуация весьма нежелательная. Философами, психологами, социологами и историками предпринимались многочисленные попытки объяснения природы  вторичности социальных ролей женщины. Научная интерпретация этого факта сводилась к констатации недостаточной полноценности женщины либо в биологическом плане (Шопенгаэур, Ницше, Конт), либо в психологическом (Фрейд, Кречмер) и интеллектуальном (Мейер, Липман).

Происхождение предрассудков

     Предрассудки  берут начало из многих источников, одним из основных источников является семья и ближайшее социальное окружение. Итак, многими предубеждениями человека снабжает его семья. С первых же дней жизни родители передают ребенку «послания», на основе которых и формируются его представления о себе, об окружающих, о мире в целом.

     Большой блок родительских посланий, как правило, касается непосредственно гендерных  взаимоотношений. Каждый ребенок получает определенные предписания от родителей или других значимых взрослых относительно пола: как необходимо вести себя в соответствии с характеристиками своего пола, как должны себя вести представители противоположного пола, каким образом должны строиться отношения между полами.

       На будущие половые роли и установки ребенка влияют такие утверждения, как: 
«Курица не птица, баба не
человек». 
«Не показывай свое остроумие, милая. Это может отпугнуть молодых людей». 
«
Женщина должна быть босая, беременная и на кухне». 
«Умные выходят замуж, остальные женятся». 
«
Мужчина – голова, женщина – шея: куда хочу, туда верчу».

Родители формируют  представления ребенка также, например, о профессиональном сценарии посредством  таких высказываний:

«Все женщины в нашей семье занимаются исключительно домом». 
«Мужчины нашего рода испокон века становятся врачами». 
«Этот малыш никогда не найдет работу». 
«Из тебя выйдет прекрасная учительница!». 
«Она слишком ленива для того, чтобы работать».

     Таким образом, люди получают сценарные сообщения  о многих областях жизни. Затем многие представления, принесенные из детства и семьи, человек, не подвергая ревизии, использует во взрослой жизни, в личных и профессиональных взаимоотношениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гендерные предрассудки

     Гендерные предрассудки – предрассудки, касающиеся половой принадлежности, по данным многочисленных исследований – одни из самых распространенных в мире.

Эти стереотипы помогают находить рациональное объяснение для гендерных ролей. В результате изучения наиболее распространенных в  мире стереотипов «…Дж. Уильямс  и Д. Бест отмечают: если женщины  обеспечивают основной уход за маленькими детьми, это приводит к убеждению, что заботливость присуща им от природы. Если мужчины уходят в бизнес, на охоту и сражения, удобно предположить, что они – агрессивные, независимые и безрассудно смелые»[1].

        Некоторые современные авторы, в частности D.Kimura (1992), в своих исследованиях утверждает, что существуют определенные гормональные процессы, которые приводят к гендерным различиям в устройстве мозговой деятельности [2]. Эти влияния происходят довольно рано в процессе онтогенеза, что оказывает существенное влияние на развитие мальчиков и девочек. Как следствие, мужчины гораздо лучше справляются с пространственными тестами, а также превосходят женщин в математических способностях. Женщины быстрее мужчин подбирают недостающие детали (такое умение, как скорость восприятия), у них лучше развиты вербальные способности, включая умение подбирать слова на определенную букву. У женщин лучше развита образная память, и они опережают мужчин по арифметическим навыкам [2].

      Некоторые исследователи отмечают, что гендерные  различия в умственных способностях появляются после подросткового  возраста, но   D.Kimura (1992) и ее коллеги обнаружили некоторые гендерные различия уже у трехлетних детей [2].

      C.H. Benbow (1995) утверждает, что математические способности детерминированы биологически, превосходство мужчин в развитии данных способностей невозможно объяснить социализацией [2].

      Д.П. Барама, изучая различия интересов мальчиков и девочек к учебным предметам, в своих исследованиях доказывает, что интерес к разным предметам у мальчиков и девочек разный в силу их природных различий в направленности на восприятие и познание окружающего мира. Вербальные компоненты познавательных процессов больше выражены у мальчиков, а образные – у девочек. Это значит, что среди мальчиков больше лиц с преобладанием второй сигнальной системы, а среди девочек – с преобладанием первой сигнальной системы. Автор приходит к выводу, что это не может не  отразиться как на интересе к различным предметам, так и на успеваемости по ним [3].

      Если  более подробно изучить историю  вопроса умственного превосходства  мужчин, окажется, что более ста  лет назад ученые старались доказать, что у женщин масса мозга меньше, чем у мужчин. Так, например, G. Le Bon  в 1879 году писал, что мозг женщин приближается по размерам к мозгу горилл и что эта женская умственная неполноценность является неоспоримым фактом. Естественно, больший размер мозга мужчин способствовал более высокому умственному развитию мужчин. Однако после того, как пришло осознание, что в своей средней массе рост и вес мужчин больше, чем у женщин, этот вопрос не поднимался более[4].

      Затем были исследования, утверждавшие, что  у женщин лобные доли мозга меньшего размера, а теменные доли больше, чем у мужчин, и именно подобное строение приводит к лучшей умственной организации у мужчин. Когда же возникло предположение, что теменные доли отвечают за интеллектуальные функции, моментально обнаружилось, что теменные доли мозга у женщин меньше, чем предполагалось ранее[4].

      Вопрос  о гендерных различиях затронул и интереснейшую тему межполушарной  ассиметрии. Многие авторы уверены  в том, что межполушарная ассиметрия больше выражена у мужчин, чем у  женщин. Были опубликованы данные, по которым  у мужчин слой коры правого полушария толще, чем левого полушария. Таким образом, этими анатомическими причинами объясняется большая ассиметрия полушарий у мужчин.

        Хотя один из первых авторов-разработчиков  этой темы,  известный специалист  по мозговой деятельности,  R. Sperry вынужден был предупредить, что межполушарная дихотомия является идеей, которая запросто может свести с ума. Но до сих пор можно услышать, что у мужчин больше развито левое полушарие (которое влияет на лучшие интеллектуальные способности мужчин) и в то же время, после того, как в исследованиях 70-х годов 20 века было предположено, что правое полушарие является источником гениальности, творческого вдохновения, креативности, математической одаренности, стали появляться данные, что у мужчин больше развито правое полушарие (именно оно объясняет их математические и артистические способности) [4].

     Теории  гендерных различий мозгового устройства не могут объяснить сложность  каждодневного поведения человека. До сих пор, к сожалению, отсутствие женщин в науке, политике пытаются оправдать различиями в устройстве мозга. Но, вероятно, дело здесь в обучении, возможностях и мотивации. Многие данные свидетельствуют о том, что способности и склонности человека могут развиваться и меняться в процессе обучения и специальной тренировки. Так, изменения в системе образования значительно сократили разрыв между полами в степени развития вербальных, математических и пространственных способностей [5].

      Современными  психологическими исследованиями установлен факт, что уровень задатков и способностей к активности и интеллектуальной деятельности (по усредненным показателям) не различаются у взрослых мужчин и женщин. Превосходство женщин в развитии вербальных способностей, а мужчин в решении зрительно-пространственных задач в настоящее время ставится под сомнение многими исследователями /J.S.Hyde, M.Linn, Sadker M., Sadker D., Shapiro L.,1997/.

      Так, в частности, J.S.Hyde и ее коллегами были проанализированы 100 работ по изучению математических способностей, в которых было проведено тестирование  около 4 миллионов студентов. В результате строгого анализа было обнаружено, что гендерные различия были незначительны. Сходными оказались и по изучению гендерных различий в пространственных способностях [4].

      Небезынтересно отметить результаты исследований Janet Hyde и Marcia Linn [6], которые, используя новые техники мета-анализа, обнаружили, что превосходство девочек в овладении языком исчезло. Они проанализировали 165 исследований, в которых принимали участие почти 1,5 миллиона человек. Оказалось, что разница между полами практически близка к нулю. Также изучая специфические вербальные способности, такие как аналогия, словарь, чтение, письмо, анаграммы, и когнитивные процессы, такие как способность припоминать, выбирать и анализировать релевантную информацию, исследователи не нашли гендерных различий в данных способностях. Кроме того, исследователями  было  установлено, что изучение вербальных и математических способностей у мальчиков и девочек в 60-70-е годы показывали большие различия, чем последние исследования [7].  По ходу изучения возникли следующие вопросы. Почему современный анализ проблемы так очевидно отличается от прошлых исследований? Может быть, мальчикам уделялось гораздо больше внимания в классе, их поощряли больше в письме и размышлении над учебным материалом? А может быть, различия были спровоцированы самими исследователями? Исследователи обнаружили два интересных момента: мужчины-исследователи гораздо чаще, чем их коллеги женщины находили различия по гендерному признаку и научные журналы публиковали результаты работ с большей готовностью. На сегодняшний день факты состоят в следующем: между мужчинами и женщинами нет разницы в вербальных способностях, как бы они не измерялись[8].   Кроме того,  исследования общего времени, отведенного на разговоры в рабочее время, показали, что  мужчины говорят больше, чем  женщины. В повседневной жизни мужчины чаще перебивают женщин, у них лучше получается вводить новые темы для разговоров. Из этого следуют, что вербальные способности мужчин вряд уступают в своем развитии женщинам [4]. 

Информация о работе Гендерные предрассудки