Гендерные особенности самоактуализации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе заметно возросло количество степеней свободы в выборе образа жизни, мышления и деятельности каждого человека. Сталкиваясь с большим количеством возможных вариантов проживания своей жизни, человек вынужден интенсивно осознавать свой жизненный опыт и искать собственный путь развития. В таких условиях особенно актуальными и важными для человека становятся такие категории как осмысленность бытия, индивидуальность, самовыражение, креативность, развитие своих возможностей, самоосуществление или самоактуализация.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………с.3
Глава 1. Проблема самоактуализации личности в психологии: теоретический аспект.
§ 1 О самоактуализации и самоактуализирующейся личности…………….....с.5
§ 2 Развитие теории самоактуализации в зарубежной психологии ……........с.8
§ 3 Теория самоактуализации в трудах отечественных психологов……….с.13
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния гендерного аспекта на особенности самоактуализации личности
§ 1 Организация и метод исследования………………………………………с.16
§ 2 Результаты и анализ исследования………………………………….…….с.20
Заключение ……………………………………………………………………....с.25
Список литературы………………………………………………………………с.26
Приложение 1. Самоактуализационный тест
Приложение 2. Ключи к тесту

Работа содержит 1 файл

Гендерные особенности самоактуализации личности.docx

— 93.68 Кб (Скачать)

Базовые шкалы - шкала Компетентности во времени (Тс), шкала поддержки (I)

Шкала Компетентности во времени (Тс) включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.

Низкий  балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной  шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.

Шкала поддержки (I) – самая большая шкала теста (91 пункт) – измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя-внешняя поддержка»). Концептуальной основой данной шкалы служили в первую очередь идеи А. Рейсмана об «изнутри» и «извне» направляемой личности. Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность).

Низкий  балл свидетельствует о высокой  степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля.

Дополнительные  шкалы

В отличие  от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов.

1. Шкала Ценностных ориентации (SAV) (20 пунктов) измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности (Здесь и далее высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации).

2. Шкала Гибкости поведения (Ех) (24 пункта) диагностирует степень, гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Шкалы Ценностной ориентации и Гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая – особенности их реализации в поведении.

3. Шкала Сензитивности к себе (Fr) (13 пунктов) определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их.

4. Шкала Спонтанности (S) (14 пунктов) измеряет способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения, о том, что субъект не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.

Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств. Первая определяет то, насколько человек осознает собственные  чувства, вторая, – в какой степени  они проявляются в поведении.

5. Шкала Самоуважения (Sr) (15 пунктов) диагностирует способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них.

6. Шкала Самопринятия (Sa) (21 пункт) регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним.

Шкалы 5 и 6 составляют блок самовосприятия.

7. Шкала Представлений о природе  человека (Nc) состоит из 10 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры») и не считать дихотомии мужественности – женственности, рациональности – эмоциональности и т.д. антагонистическими и непреодолимыми.

8. Шкала Синергии (Sy) (7 пунктов) определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.

Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию, их лучше  анализировать совместно. Они составляют блок концепции человека.

9. Шкала Принятия агрессии (А) состоит из 16 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения.

10. Шкала Контактности (С) (20 пунктов) характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми или, используя ставшую привычной в отечественной социальной психологии терминологию, к субъект-субъектному общению.

Шкалы Принятия агрессии и Контактности составляют блок межличностной чувствительности.

11. Шкала Познавательных потребностей (Cog) (11 пунктов) определяет степень выраженности у субъекта стремления к приобретению знании об окружающем мире.

12. Шкала Креативности (Сr) (14 пунктов) характеризует выраженность творческой направленности личности.

Шкалы Познавательных потребностей и Креативности составляют блок отношения к познанию. Они не имеют аналогов в POI и были включены в CAT по результатам экспертного опроса при создании методики, а также в связи с некоторыми общетеоретическими соображениями. Речь в данном случае идет в первую очередь о том, что в тест было необходимо ввести блок показателей, диагностирующих уровень творческой направленности личности как одного из концептуально важных элементов феномена самоактуализации.

При обработке  результатов тестирования подсчет баллов, полученных испытуемым, осуществляется с помощью ключей к методике.

 

§ 2 Результаты и анализ исследования. Интерпретация результатов.

Главная задача исследования - сравнительный анализ характера самоактуализации у девушек и юношей.

           

С.А.

С.Е.

В.А.

Л.К.

У.Ю.

С.И.

П.Е.

Я.А.

К.П

Ж.В

итоги

«сырые» баллы

основные шкалы

 

1

шкала ориентации во времени

 

8

4

7

8

11

12

4

10

11

11

2

шкала поддержки

     

53

38

44

50

65

42

56

50

62

58

дополнительные 

 

1

шкала ценностной ориентации

 

17

14

11

11

15

11

17

13

13

17

2

шкала гибкости поведения

   

10

9

5

11

18

16

11

13

15

14

3

шкала сензитивности

   

10

7

7

6

11

5

7

6

11

6

4

шкала спонтанности

   

9

6

7

6

10

3

11

5

8

12

5

шкала самоуважения

   

11

5

12

9

12

11

11

12

10

11

6

шкала самопринятия

   

7

3

14

16

15

10

10

13

15

12

7

шкала представлений о  природе человека

6

6

4

5

4

8

6

3

4

6

8

шкала синергии

     

4

5

2

4

4

4

4

4

4

4

9

шкала приянтия агрессии

   

7

5

7

8

9

5

12

6

10

12

10

шкала контактности

   

12

9

7

8

14

8

12

12

14

12

11

шкала познавательных потребностей

 

5

4

5

6

5

4

7

6

4

7

12

шкала креативности

   

5

5

2

6

9

7

8

9

9

8





Итоговые  результаты теста («сырые баллы») каждого  испытуемого отражены в таблице 1.

 

 

Затем все  «сырые баллы были переведены в Т-балллы.

Т-балл = 10*(x-m)/σ,

 где  x- «сырой» балл

 m - среднее арифметическое исследуемой выборки

 σ - стандартное отклонение исследуемой выборки

Результаты  отражены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты тестирования, Т-баллы

итоги

Т-баллы

основные шкалы

С.А.

С.Е.

В.А.

Л.К.

У.Ю.

С.И.

П.Е.

Я.А.

К.П

Ж.В

1

шкала ориентации во времени

 

48

34

45

48

58

62

34

55

58

58

2

шкала поддержки

     

51

34

41

48

65

39

55

48

62

57

дополнительные 

                   

1

шкала ценностной ориентации

 

62

50

38

38

54

38

62

46

46

62

2

шкала гибкости поведения

   

44

42

31

47

65

60

47

52

57

55

3

шкала сензитивности

   

61

47

47

43

65

38

47

43

65

43

4

шкала спонтанности

   

55

44

48

44

58

33

62

40

51

65

5

шкала самоуважения

   

53

25

58

43

58

53

53

58

48

53

6

шкала самопринятия

   

39

29

56

61

59

46

46

54

59

51

7

шкала представлений о  природе человека

55

55

42

49

42

69

55

35

42

55

8

шкала синергии

     

51

65

24

51

51

51

51

51

51

51

9

шкала приянтия агрессии

   

46

38

46

50

53

38

65

42

57

65

10

шкала контактности

   

55

43

35

39

62

39

55

55

62

55

11

шкала познавательных потребностей

 

47

39

47

56

47

39

65

56

39

65

12

шкала креативности

   

42

42

29

47

60

51

55

60

60

55


 

На основе данных, приведенных в таблице 2, для каждой шкалы теста были получены усредненные результаты (среднее арифметическое) отдельно для юношей и девушек (таблица 3).

Таблица 3. Результаты теста 

итоги

средний Т-балл

основные шкалы

жен

муж

1

шкала ориентации во времени

 

47

53

2

шкала поддержки

     

48

52

дополнительные 

   

1

шкала ценностной ориентации

 

49

51

2

шкала гибкости поведения

   

46

54

3

шкала сензитивности

   

53

47

4

шкала спонтанности

   

50

50

5

шкала самоуважения

   

47

53

6

шкала самопринятия

   

49

51

7

шкала представлений о  природе человека

49

51

8

шкала синергии

     

49

51

9

шкала приянтия агрессии

   

47

53

10

шкала контактности

   

47

53

11

шкала познавательных потребностей

 

47

53

12

шкала креативности

   

44

56


 

 

Рис. 1. Распределение  Т-баллов по шкалам

 

Исследование  самоактуализации показало, что в  целом, как девушки, так и юноши характеризуются средним уровнем самоактуализации (Т-баллы в пределах статистической нормы 45-55 Т-баллов). Однако юноши отличаются чуть более высокими показателями практически по всем критериям.

Информация о работе Гендерные особенности самоактуализации личности