Гендерные особенности самоактуализации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе заметно возросло количество степеней свободы в выборе образа жизни, мышления и деятельности каждого человека. Сталкиваясь с большим количеством возможных вариантов проживания своей жизни, человек вынужден интенсивно осознавать свой жизненный опыт и искать собственный путь развития. В таких условиях особенно актуальными и важными для человека становятся такие категории как осмысленность бытия, индивидуальность, самовыражение, креативность, развитие своих возможностей, самоосуществление или самоактуализация.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………с.3
Глава 1. Проблема самоактуализации личности в психологии: теоретический аспект.
§ 1 О самоактуализации и самоактуализирующейся личности…………….....с.5
§ 2 Развитие теории самоактуализации в зарубежной психологии ……........с.8
§ 3 Теория самоактуализации в трудах отечественных психологов……….с.13
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния гендерного аспекта на особенности самоактуализации личности
§ 1 Организация и метод исследования………………………………………с.16
§ 2 Результаты и анализ исследования………………………………….…….с.20
Заключение ……………………………………………………………………....с.25
Список литературы………………………………………………………………с.26
Приложение 1. Самоактуализационный тест
Приложение 2. Ключи к тесту

Работа содержит 1 файл

Гендерные особенности самоактуализации личности.docx

— 93.68 Кб (Скачать)

А. Маслоу определяет потребность в самоактуализации как "желание человека самоосуществиться ". Понятие «самоактуализация» неявно подразумевает, что у человека наличествует некая «самость», которая должна быть актуализирована. По мнению Маслоу, самость представлена личностными смыслами и ценностями, которые составляют ядро человеческой жизни. Часто бывает, что смыслы и ценности личности заслоняются внешними социальными оценками тех или иных моментов бытия. Чужие оценки, будучи ассимилированными человеком, затеняют его личное мнение и, тем самым, отбрасывают его на пути к самоактуализации. Поэтому первейшим шагом к самоактуализации является способность человека доверять не чужим, а собственным оценкам и мнениям, «прислушиваться к внутреннему голосу своей самости» [1]. Самоактуализация предполагает ответственность за то, что говорит и как поступает человек. Маслоу утверждает, что взятие на себя ответственности за результаты деятельности есть важное условие самоактуализации. «Каждый раз, принимая на себя ответственность, человек самоактуализируется» [1].

Маслоу  утверждает, что нельзя делать самоактуализацию целью сознательных усилий. Чем больше рвение человека стать самоактуализированной личностью, чем сильнее он тянется к высшим переживаниям, тем упорнее эти состояния убегают от него. Секрет самоактуализации в том, чтобы посвятить все усердие, какое только есть у человека, любимому делу и тогда переживания триумфа от добротно выполненной работы станут мимолетным моментом самоактуализации.

Важным  условием самоактуализации является высокий  уровень осознанности сильных и слабых сторон своей личности, а также готовность отказаться от психологических защит. Только при этом условии человек может адекватно понять свое призвание и сделать его дорогой к самоактуализации [1].

А. Маслоу выделял 15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям [1]:

1. Более  адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных  потребностей, стереотипов и предрассудков,  интерес к неизведанному. В самоактуализации человек, достигший удовлетворения основных потребностей, гораздо менее зависим и скован, более автономен и сам определяет направление своего движения.

2. Принятие  себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.

3. Спонтанность  проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.

4. Деловая  направленность. Такие люди заняты  обычно не собой, а своей  жизненной задачей или миссией.  Обычно они соотносят свою  деятельность с универсальными  ценностями и склонны рассматривать  её под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому  все они в какой-то степени  философы.

5. Они  нередко склонны к одиночеству  и для них характерна позиция  отстранённости по отношению ко многим событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне. Самореализующимся людям другие люди практически не нужны, зато могут становиться помехой. У них существует пристрастие к раздумьям в одиночестве.

6. Автономия  и независимость от окружения;  устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны. Они подчиняются, прежде всего, внутренним, а не общественным детерминантам или детерминантам окружения. Этими детерминантами являются: законы их собственной внутренней природы, их потенциальные возможности и способности, их творческие импульсы, их потребность познать самих себя и стать более целостными людьми, лучше понять, кем они являются на самом деле, чего они на самом деле хотят, в чем состоит их призвание или какой должна быть их судьба. Автономность или относительная независимость от окружения означают также стойкость перед лицом неблагоприятных внешних обстоятельств, типа невезения, ударов судьбы, трагедий, стрессов и лишений.

7. Большая  свежесть восприятия; нахождение  каждый раз нового в уже  известном. Богатство эмоциональных реакций.

8. Предельные  переживания, характеризующиеся  ощущением исчезновения собственного «Я». Более частые прорывы на пик переживания. Эти переживания помогают изменять к лучшему мнение человека о самом себе, вносят изменения в его отношение к другим людям и его общение с этими людьми. Они высвобождают творческие способности, спонтанность, экспрессию, неповторимость индивида. Они присутствуют в мотивации развития, так как человек помнит пиковое переживание, как очень значительное и желанное событие и жаждет его повторения.

9. Чувство  общности с человечеством в  целом.

10. Дружба  с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях. Поскольку они в меньшей степени зависят от других людей, они меньше страшатся их, меньше им лгут, менее враждебны по отношению к ним, меньше нуждаются в их похвале и привязанности. Они меньше озабочены почетом, престижем и наградами.

11. Демократичность  в отношениях. Готовность учиться  у других. Уважение к другим людям.

12. Устойчивые  внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся  люди ведут себя нравственно,  они остро чувствуют добро  и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям. У них обостренное чувство справедливости, они тонко чувствуют неправду и фальшь.

13. «Философское»  чувство юмора. Они относятся  с юмором к жизни в целом  и к самим себе, но никогда  не считают смешной чью-либо  ущербность или невзгоды.

14. Креативность (созидательность, творчество), не  зависящая от того, чем человек  занимается, и проявляющаяся во  всех действиях самоактуализирующейся личности. Творчество предполагает открытое, без стеснения и искреннее выражение, и отображение своих чувств и идей. Самоактуализированная личность никогда не боится попасть в неловкое положение, когда «творит» свои идеи, поступки, поведение, а также не станет стесняться или оглядываться на общественное неодобрение при создании конкретных произведений искусства, такие, как музыка, стихи, картины, литературное творчество и прочее. Люди искусства могут вполне являться самоактуализированными личностями.

15. Более  выраженная автономность и противостояние  к приобщению к какой-либо культуре. Они не принимают безоговорочно  ту культуру, к которой они  принадлежат. Они не конформны,  но и не склонны к бездумному  бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из неё хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со всей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять.

К. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что всё поведение вдохновляется и регулируется неким мотивом, который он назвал тенденцией актуализации. Он представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать свои способности, чтобы сохранять и развивать личность»[5]. В контексте теории Роджерса тенденция самоактуализации – это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь наполненную смыслом, поисками и волнениями. По Роджерсу, не требуется каких-то особых мотивационных конструктов (специфических влечений), чтобы понять, почему человек активен; каждый человек исходно мотивирован тем, что живёт. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие, они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и автономным.

К. Роджерс, как и А. Маслоу, хотел, чтобы человек обращал взор к тому, кем он может быть. По Роджерсу это означает жить насыщенно, полностью осознано, полностью ощущать человеческое бытие, то есть, «полноценно функционировать» [4].

 

§ 3. Теория самоактуализации в трудах отечественных психологов.

В отечественной  психологии понимание самоактуализации обусловлено разработкой и применением  деятельностного подхода (П.А. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), а в дальнейшем системного и акмеологического подходов (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, А.А.Дергач и др.), ставших теоретико-методологической основой изучения потенциальных возможностей личности. Многие представители отечественной психологии в своих теориях касались сущности феномена самоактуализации, рассматривая его через категории «деятельность», «система отношений», «индивидуальность», «субъект», «жизненный путь» и др.

По мнению С.Л. Рубинштейна, основными признаками субъекта являются его способности к саморазвитию, самоопределению, самосовершенствованию, другими словами, способность достичь высшего, оптимального уровня своего развития. Понятие «самоактуализация» определяется им через категорию «направленность», рассматриваемую как характеристика личности, где на новом уровне раскрыты волевые качества: «насколько и в каком направлении сумела личность придать единство своим влечениям, желаниям, и применить свою волю для их реализации в личностно-ценных и общественно-значимых формах». [6]

В акмеологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А., М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина и др.) исследуются закономерности, тенденции, условия и факторы, влияющие на самоосуществление человеком своего творческого потенциала в процессе профессиональной деятельности. Акме рассматривается как вершинная, предельная, пиковая точка в творческом саморазвитии человека, в которой наиболее полно проявляется его зрелость как личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Под самоактуализацией в акмеологии понимается процесс перехода потенциальных характеристик человека как специалиста в актуальные как в самом процессе профессиональной деятельности, так и в период подготовки к ней, в процессе обучения, в том числе и школьного. В этом аспекте самоактуализация рассматривается в качестве необходимой формы движения человека к личностной зрелости и вершинам профессионализма [7].

В философско-методологическом и культурологическом аспектах теория самоактуализации развивается в  теориях личности Л.И. Антроповой, И.А. Витина, Н.Л. Кулик. Самоактуализация личности рассматривается ими как источник, побуждающий к поиску смысла жизни и как фактор духовного роста. Н.Л. Кулик, видит в самореализации реальный процесс превращения деятельностных характеристик человека, его сущностных сил в способ человеческого бытия, в «мир человека», в предметный мир человеческой культуры. Творческая самодеятельность человека в данном аспекте выступает как способ самоосуществления личности, как внутреннее содержание этой деятельности и единственно достойный человека и общества способ бытия [8].

Этому созвучны воззрения И.А. Витина, который считает понятие «самоактуализация» центральным в современном научном гуманитарном знании. По его мнению, теория самоактуализации является одной из наиболее удачных попыток не только поставить, но и решить (в известных пределах) проблему личности в современной общественной ситуации. В России значимость разработки этой теории возрастает в связи с отказом от понимания личности как части коллектива и поиском более сложных моделей развития личности, включающих представления о ее неповторимости, уникальности, единственности. Самоактуализация рассматривается И.А. Витиным как процесс непрерывный, предполагающий осознание личностью перспективы собственного и общественного развития, умение видеть альтернативы, осознание ответственности за свой выбор, овладение индивидуальным стилем деятельности благодаря делу, которое человек делает своим [8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Эмпирическое исследование влияния гендерного аспекта на особенности самоактуализации личности

§ 1 Организация и метод исследования

В исследовании принимали участие студенты 4 курса ИМЭИ ИГУ. Всего было опрошено 10 человек (5 девушек и 5 юношей). Тестирование проводилось в бланковом варианте, испытуемые были мотивированы на добросовестное отношение к диагностическим процедурам. Все испытуемые были ознакомлены с результатами исследования.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач был использован самоактуализационный тест (САТ) (авторы Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В.).

Тест  САТ является адаптацией к России теста POI Эверетта Шострома.. Самоактуализационной тест построен по тому же принципу, что и POI, и состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго альтернативными. Тем не менее, испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения.

СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. 12 дополнительных шкал составляют 6 блоков - по две в каждом. Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Таким образом, дополнительные шкалы фактически включены в основные, они содержательно состоят из тех же пунктов. Подобная структура теста позволяет диагностировать большое число показателей, не увеличивая при этом в значительной степени объем теста.

Информация о работе Гендерные особенности самоактуализации личности