Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:46, реферат
Изучая человеческое сознание и подчеркивая его связь с деятельностью, в которой оно не только проявляется важно отметить, что сознание человека формируется в процессе общения между людьми, который осуществляется посредством речи.
Речь первично отображает не сам по себе предмет вне людских отношений, с тем чтобы затем служить средством духовного общения между людьми вне реальных практических отношений к предметам действительности.
Введение…………………………………………………………………...…1 СТР.
Глава 1. ФУНКЦИИ ЯЗЫКА И РЕЧИ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…3 СТР.
Глава 2. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ И ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Часть 1. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ…………………………………………………………..……11 СТР.
Часть 2. ОБЩИЕ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА ДЕТЬМИ (по материалам исследований В.А.Ковшикова)……………………………………………………….......….21 СТР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………31 СТР.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………33 СТР.
Следующая закономерность,
проявляющаяся в период примерно
с одного года до трех-пяти лет, – это
генерализация (по другому: сверхгенерализация,
сверхрегуляризация, стремление к регулярности).
Суть ее состоит в том, что усвоив новую
языковую форму, ребенок часто распространяет
ее на выражение содержания (значения
или значимости), которое требует иных
языковых форм. Например, усвоив выражение
прямого объекта окончанием [—у] в Вин.
пад. женского рода («читай книгу», «дай
палку», «на лису» и т. п.), ребенок трансформирует
окончание [—у] на объекты мужского и среднего
рода («дай хлебу», «хочу колесу» — след.:
колесо и т. д.). [Овладев словом «тина»(«машина»),
ребенок некоторое время называет им все
виды наземного транспорта: и трамвай,
и троллейбус, и поезд, и велосипед, хотя
в импрессивной речи различает их. Слово
«на» часто означает не только «возьми»,
но и «дай», «вытащи» (извлеки из), «сделай
еще раз так же». Слово «и-зя» означает:
«нельзя», «не хочу», «плохо» (так плохо
делать) и др. Слово «де» – это: «деньги»,
«кошелек», «бумага».
Следует подчеркнуть, что усвоение языка
наряду с общими для всех детей закономерностями
имеет особенности индивидуальные.
Несмотря на индивидуальные особенности
речевого онтогенеза, всех детей в зависимости
от общих особенностей («универсалий»)
усвоения языка можно условно разделить
на 3 группы.
Дети, усваивающие язык по аналитическому
типу, обычно говорят немного (т. н. «молчуны»),
чаще используют неразвернутые высказывания,
но с самого начала пытаются говорить
правильно (правильно употреблять флексии,
произносить звуки и т. д.).
Усваивающие язык по синтетическому типу
говорят много («говоруны»), широко используют
развернутые высказывания и мало следят
за их языковой формой; им важнее передать
слушателям многообразие и сложность
своего внутреннего и захватывающего
их внешнего мира.
Дети третьей группы «совмещают» два названных
типа усвоения языка (как правило, с доминированием
одного из них).
Наконец, последняя из рассматриваемых
здесь основных закономерностей – последовательная
смена «создаваемых» ребенком систем
языка в процессе овладения языком взрослых.
- 28 -
Каждая из этих «систем»
обладает структурным и функциональным
своеобразием. Применительно к
Анализ психолингвистических исследований
(по разделу «Психолингвистика развития»)
позволяет выделить три основных этапа
усвоения языка.
Первый этап (от 0 до 9—10 мес.) [250 - Здесь
и далее приводятся средние сроки поэтапного
формирования речи.] – усвоение кодифицированной
импрессивной речи (устной и кинетической),
экспрессивной кинетической и некодифицированной
устной экспрессивной речи.
Второй этап (от 9—10 мес. до 11 лет) – усвоение
всех форм кодифицированной устной и кинетической
речи. Этот этап, в свою очередь, включает
4 ступени.
Первая ступень (от 9—10 до 18 мес.) – начало
усвоения языковой системы.
Вторая ступень (от 18 мес. до 3 лет) – овладение
«ядром» языковой системы.
Третья ступень (от 3 до 5 лет) – усвоение
«периферии» языковой системы.
Четвертая ступень (от 5 до 11 лет и позже) –
совершенствование сложившейся языковой
системы.
Третий этап (чаще – от
6 до 11 лет) – овладение письменной речью
(чтением и письмом).
Первая ступень – овладение начальными
навыками чтения (от 6 до 8 лет) и письма
(от 6–7 до 9 лет).
Вторая ступень (от 8–9 до 11 лет и позже) –
совершенствование навыков чтения и письма.
Кратко охарактеризуем указанные
выше этапы.
Первый этап (от 0 до 9—10 мес.)– усвоение
кодифицированной импрессивной речи (устной
и кинетической), экспрессивной кинетической
и некодифицированной устной экспрессивной
речи. [254 - В данном случае некодифицированная
устная экспрессивная речь – это разного
рода звуковые проявления, которые используются
детьми для коммуникации и имеют значение,
понятное более или менее широкому кругу
близких ребенка: крик, плач, гуление, агуканье,
«мычание», хныканье, вскрикивания, лепет,
писк, смех, звуки-псевдослова и др. Что
касается устной импрессивной речи, то
согласно данным большинства исследователей,
дети начинают реагировать на речь окружающих
буквально с первых дней жизни. Сначала
это реакция на голос человека: ребенок
различает неречевые и речевые звучания.
Уже на втором-третьем месяце он начинает
адекватно реагировать на общий интонационный
рисунок обращенной к нему речи, дифференцирует
оттенки интонации, сам активно ищет контакт
с окружающими, отвечает на их речь не
только общедвигательными реакциями («комплекс
оживления»), но и реакциями голосовыми.
- 29 -
На третьем-четвертом
месяце он начинает перекликаться («разговаривать»)
со взрослыми на расстоянии. На четвертом-пятом
месяце появляется понимание доступных
для его психического развития предложений,
например: «Бери!» («На!»); «Не надо!»; «Где
баба?» и т. п. В последующие месяцы формируется
понимание более сложных по значению и
форме предложений, например: «Иди ко мне»;
«Дай куклу маме»; «Поиграй в ладушки»;
«Садись на ковер и построй домик из кубиков»
и т. п. На этом этапе у детей постепенно
возникает и понимание серий последовательных
предложений, описывающих «комплексные»
сложные ситуации.
Относительно роли некодифицированной
устной экспрессивной речи в усвоении
языка детьми мнения исследователей расходятся.
Большинство из них считает, что семантическая
сторона экспрессивной речи начинает
развиваться только со времени появления
у ребенка первых кодифицированных слов
(т. е. с 9– 10 мес), а синтаксическая – со
времени появления кодифицированного
двусловного предложения (т. е. с 18 мес).
Вместе с тем достаточно распространенными
являются представления о том, что проявления
некодифицированной речи не имеют отношения
к развитию семантической и синтаксической
сторон речи кодифицированной, а являются
лишь реакциями, отражающими созревание
мозга и физиологические состояния ребенка,
или же являются своеобразной «забавой»
или «тренировкой» артикуляторного аппарата. Во
многом справедливо последнее мнение.
Действительно, некодифицированная устная
речь в сочетании с кодифицированной кинетической
на протяжении всего рассматриваемого
этапа выступает основным орудием коммуникации
и во многом отражает поведение ребенка.
Следовательно, в этой форме речи необходимо
развиваются речевые функции, первичные
языковые значения, зачатки синтаксиса.
Иначе говоря, создается своеобразная
база для усвоения кодифицированной речи.
Если это так, то становится понятной та
необычайная быстрота, с которой дети
«вдруг» овладевают кодифицированной
речью, факт, который так удивляет некоторых
исследователей.
- 30 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в речи человека
можно выделить различные функции,
но они не внешние друг другу аспекты;
они включены в единство, внутри
которого они друг друга определяют
и опосредуют. Так, речь выполняет
свою функцию сообщения на основе
ее смысловой, семантической, обозначающей
функции. Так же и семантическая
функция обозначения
- 31 -
Строясь на основе его предметного значения, этот личностный смысл речи может как сходиться, так и расходиться с ним - в зависимости от целей и мотивов говорящего и их отношения к содержанию его речи. Речь обычно должна разрешить какую - то более или менее осознанную говорящим задачу и являться действием, оказывающим то или иное воздействие на тех, к кому она обращена, хотя иногда речь является фактически в большей или меньшей мере процессом, течение которого непроизвольно определяется не вполне осознанными побуждениями. Для того чтобы речь стала вполне сознательным действием, необходимо прежде всего, чтобы говорящий четко осознал задачу, которую должна разрешить его речь, т. е. прежде всего ее основную цель. Однако понимание задачи, которую должна разрешить речь, предполагает не только осознание цели, но и учет условий, в которых эта цель должна быть осуществлена. Эти условия определяются характером предмета, о котором идет речь, и особенностями аудитории, к которой она обращена. Лишь при учете цели и условий в их соотношении человек знает, что и как ему сказать, и может строить свою речь как сознательное действие, способное разрешить задачу, которую поставил себе говорящий.
- 32 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- 33 -