Функции речи. Психолингвистические закономерности овладения языком и формирования речевой деятельности в онтогенезе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:46, реферат

Описание работы

Изучая человеческое сознание и подчеркивая его связь с деятельностью, в которой оно не только проявляется важно отметить, что сознание человека формируется в процессе общения между людьми, который осуществляется посредством речи.
Речь первично отображает не сам по себе предмет вне людских отношений, с тем чтобы затем служить средством духовного общения между людьми вне реальных практических отношений к предметам действительности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…1 СТР.


Глава 1. ФУНКЦИИ ЯЗЫКА И РЕЧИ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…3 СТР.


Глава 2. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ И ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Часть 1. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ…………………………………………………………..……11 СТР.

Часть 2. ОБЩИЕ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА ДЕТЬМИ (по материалам исследований В.А.Ковшикова)……………………………………………………….......….21 СТР.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………31 СТР.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………33 СТР.

Работа содержит 1 файл

мой реферат психолингвистика.docx

— 82.42 Кб (Скачать)

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

 

Высшего профессионального  образования г.Москвы

 

«Московский городской педагогический университет»

 

 

 

 

 

Реферат по курсу: «Психолингвистика»

 

 

 

Тема: «Функции речи. Психолингвистические закономерности овладения языком и формирования речевой деятельности в онтогенезе»

 

 

 

 

Выполнила: Романова Виктория Юрьевна, студентка группы №4, Институт дополнительного профессионального образования

 

 

Проверила: кандидат педагогических наук, доцент Шулекина Юлия Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение…………………………………………………………………...…1 СТР.

 

 

Глава 1. ФУНКЦИИ ЯЗЫКА  И РЕЧИ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…3 СТР.

 

 

Глава 2. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ И  ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Часть 1. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ…………………………………………………………..……11 СТР.

 
   Часть 2. ОБЩИЕ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА ДЕТЬМИ (по материалам исследований В.А.Ковшикова)……………………………………………………….......….21 СТР.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………31 СТР.

 

 

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………33 СТР.

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Изучая человеческое сознание и подчеркивая его связь с  деятельностью, в которой оно не только проявляется важно отметить, что сознание человека формируется в процессе общения между людьми, который осуществляется посредством речи.

Речь первично отображает не сам по себе предмет вне людских отношений, с тем чтобы затем служить средством духовного общения между людьми вне реальных практических отношений к предметам действительности. Значимость предмета в реальной деятельности и слова в процессе общения представлены в речи в единстве и взаимопроникновении. Носителем значения всегда служит данный в восприятии или представлении чувственный образ - слуховой (звучание), зрительный (графический) и т. д. Но основным в слове является его значение, его семантическое содержание. Материальный, чувственный носитель значения обычно почти не осознается; на переднем плане обычно всегда - значение слова.

В психолингвистике выделяются два основополагающих момента в  контексте рассматриваемой проблематики.

1. Речь, слово - не условный  знак, его значение не вне его;  слово, речь имеют семантическое,  смысловое содержание - значение, которое  является обобщенным обозначающим  определением своего предмета. Отношение  слова как обозначающего к  обозначаемому им предмету - это  познавательное отношение.

2. Обозначающее отражение  предмета в значении слова,  как и отражение вообще, является  не пассивным процессом. Мы  познаем и осознаем действительность, воздействуя на нее; мы познаем  предметное значение, оформляемое  в слове, воздействуя на предмет  и выявляя его функцию в  системе общественной деятельности. Слово возникает в общении  и служит для общения. 

На основе коммуникативных  отношений между людьми познавательная функция превращается в специфическую  обозначающую функцию.

Семантический характер человеческой речи обусловливает возможность  использования для сознательного  общения посредством обозначения  своих мыслей и чувств для сообщения  их другому.

 

- 1 -

Необходимая для общения  эта семантическая, сигнификативная (обозначающая) функция сформировалась в общении, точнее, в совместной общественной деятельности людей, включающей их реальное, практическое и совершающееся посредством речи идеальное общение, в единстве и взаимопроникновении одного и другого.

Функция общения или сообщения - коммуникативная функция речи - включает в себя ее функции как  средства выражения и как средства воздействия. Эмоциональная функция  речи принадлежит к генетически  первичным ее функциям.

Выразительная функция сама по себе не определяет речи: речь не отождествима с любой выразительной реакцией. Речь есть только там, где есть семантика, значение, имеющее материальный носитель в виде звука, жеста, зрительного образа и т. д. У человека самые выразительные моменты переходят в семантику.

Всякая речь говорит о  чем - то, т. е. имеет какой - то предмет; всякая речь вместе с тем обращается к кому - то - к реальному или  возможному собеседнику или слушателю, и всякая речь вместе с тем выражает что - то - то или иное отношение говорящего к тому, о чем он говорит, и к  тем, к кому он реально или мысленно обращается. Стержнем или канвой смыслового содержания речи является то, что она обозначает. Но живая речь обычно выражает неизмеримо больше, чем она собственно обозначает. Подлинное понимание речи достигается не одним лишь знанием словесного значения употребленных в ней слов; существеннейшую роль в нем играет истолкование, интерпретация этих выразительных моментов, раскрывающих тот более или менее сокровенный внутренний смысл, который вкладывается в нее говорящим.

 

 

 

 

 

 

- 2 -

 

Глава 1. ФУНКЦИИ ЯЗЫКА  И РЕЧИ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    

Речевая деятельность представляет собой достаточно сложную функциональную систему, т. е. деятельность многоаспектную, временно объединяющую для достижения определенной цели разные формы речи, различные по характеру речевые операции и средства порождения и восприятия речи. 
   В связи с этим рассмотрение основных функций речи и определяемых ими форм речи имеет важное значение для понимания природы и специфических особенностей речевой деятельности. 
   Функции речевой деятельности (функции языка и речи) – это прежде всего ее общественное и индивидуально-личностное предназначение, та роль, которую речевая деятельность выполняет в осуществлении основных видов жизнедеятельности человека и общественной деятельности. 
   Выделяются общие и частные функции речевой деятельности. Первые из них выступают в любом речевом акте, независимо от специфики и ситуации речевого общения, в которой она протекает. Частные функции, напротив, во многом зависят от специфики того или иного варианта речевой коммуникации.  

К общим функциям языка  и речи в речевой деятельности следует отнести:

  1. коммуникативную,
  2. репрезентативную (номинативную),
  3. интеллектуальную (обобщения, познания и др.)
  4. эмотивную (т. е. служащую для выражения эмоций).

 
   Деятельность общения осуществляется на основе ряда функций (номинации, обобщения, познания), которые реализуются речью. 
   Центральной функцией языка и речи является коммуникативная, которая реализуется посредством выражения мысли (передачи сообщения) и воздействия на себя и на других людей. Воздействие – это генетически первичная форма коммуникативной функции речи. Человек говорит прежде всего для того, чтобы воздействовать на поведение, мысли, сознание и чувства других людей посредством речи. Но даже когда человек остается один и использует речь, скажем, для потребностей собственного мышления (речемыслительной деятельности), он осуществляет «самокоммуникацию», диалог (общение) с самим собой. 
   «В чем заключается социальный смысл речи? В том, что она обеспечивает любую другую деятельность человека, планируя, регулируя, контролируя ее и т. д.», – указывает А.А. Леонтьев (127, с. 93). 
   

- 3 -

Из первой и основной –  коммуникативной – функции речи вытекают такие ее качества, как  общественная обусловленность, активность, намеренность, интенциональность.

Речь в человеческом обществе могла возникнуть лишь при активной направленности речевого поведения  человека в коллективе на выражение  своих намерений, желаний. Речевое  высказывание в процессе социальной коммуникации всегда употребляется  человеком для достижения какого-либо результата. Высказывание не может  быть осуществлено без намерений, без  активности, без интенций. 
   Таким образом, первоначально речь выступает в своей социальной функции общения, которая воплощается в двух видах – сообщения и воздействия на себя и на других. На этой основе речь приобретает еще одну функцию – функцию регулирования своего собственного поведения, поведения и деятельности других людей. Регулирующая функция речи проявляется также в организации и объединении других психических процессов.  
   Регулирующую функцию речи и языка в психологии речи принято дифференцировать: 
   – на саморегулятивную — с помощью речи планируется собственное поведение. (Например, некто говорит сам себе: «Не волнуйся! Все в порядке»; или: «Сначала перейду площадь, потом пойду налево, заверну за угол»); 
   – индивидуально-регулятивную функцию – речевое воздействие оказывается на одного человека; 
   – коллективно-регулятивную — с помощью речи воздействие осуществляется на группу людей. Например, беседа с приятелями, публичная лекция, выступление по радио, статья в журнале и т. п. Производная от регулирующей регулятивная функция используется для управления поведением коммуникантов – участников речевого общения («делай так, как я хочу»). Например: «Иди!»; «Прочитай эту книгу!» 
   Из регулирующей функции происходит тесно связанная с ней функция планирования — планирования человеком своей деятельности и поведения в обществе, деятельности и поведения окружающих его людей. 
   Еще одной важнейшей функцией языка и речи в речевой деятельности человека является интеллектуальная функция обобщения. «Общение, – указывал Л. С. Выготский, – основанное на разумном понимании и на намеренной передаче мыслей и переживаний, непременно требует известной системы средств.

 

 

- 4 -

Таким средством является обобщение. Высшие формы психологического общения и возможны только благодаря  тому, что человек с помощью  мышления обобщенно отражает действительность». Обобщение, в свою очередь, возможно лишь при наличии у слова (как  основного знака языка) значения.

В психолингвистике значение определяется как обобщенное и устойчивое отражение предметного содержания, включенного в общественно-практическую деятельность человека. 
   Благодаря значению, которое несут в себе слова, и связанной с ним обобщающей функции речи и языка речевая деятельность приобретает еще одну важнейшую – когнитивную, или познавательную функцию. Языковой знак – слово представляющий собой обобщенное отражение окружающей предметной действительности, выступает как универсальное орудие познания человеком окружающего его мира. 
   Общая интеллектуальная функция (объединяющая в себе функции обобщения, познания и осмысления) может выступать в двух основных вариантах: интеллектуальная коллективная и интеллектуальная индивидуальная функции. 
   Интеллектуальная коллективная, в свою очередь, имеет 3 варианта: 
   • язык и речь выступают как средство существования общественного опыта; 
   • речь и язык выполняют роль общественно-познавательного средства; 
   • язык служит средством отражения особенностей национальной культуры. 
   Интеллектуальная индивидуальная функция также может быть реализована по разному: в первом случае язык и речь служат для индивида способом осуществления интеллектуальной психической деятельности и выражения мысли; во втором – речевая деятельность используется индивидом для овладения общественно-историческим опытом. 
   С.Л. Рубинштейн указывал, что слово, являясь объективным отражением предмета, связано с ним внутренней связью по общности содержания. Эта связь опосредована через обобщенное содержание слова – через понятие или через образ. При этом слово в сознании человека замещает отображаемые объекты (предметы, явления), замещает их как объекты восприятия, упраздняет необходимость их непосредственного восприятия и манипулирования с ними; слово представляет предметы (в частности, при решении интеллектуальных задач), обозначая сам предмет или его свойства, признаки, качества. Такая предметная отнесенность слова лежит в основе первичной по происхождению номинативной функции речи.

 

- 5 -

 

Номинативная функция  формируется в онтогенезе речи на основе выделения существенных признаков  предмета и собственно наименования, обозначения этих признаков, и становится нередко именем всего предмета (например, слово «свеча» – выделение  существенного признака – свет, светить; «сутки» – «стык» дня  и ночи и т. д.). Слово как наименование и указание – первичная функция в онтогенетическом развитии речи, из которой можно вывести все остальные. 
   Многие исследователи рассматривают номинативную (репрезентативную) функцию как основную функцию языка, исходя из того, что язык дан человеку прежде всего для наименования, для обозначения. Языку свойственно называть (обозначать) не только отдельные предметы, действия, процессы, состояния, признаки, качества и отношения, но и те или иные события как совокупность определенных явлений. (Хрестоматийный пример: «Жили», «были», «дед», «баба» = «Жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко…») 
   При этом характер номинации в речевой деятельности зависит от очень многих факторов: от формы и целей неречевой деятельности; ситуации, в которой происходит неречевая и речевая деятельность, от коммуникативной установки, характера взаимодействия говорящего со слушающим, объема и глубины их знаний, от контекста, в который входит та или иная языковая единица, и проч. Поэтому, к примеру, в одном случае мы говорим: «Сократ», в другом – «Учитель Платона», в третьем – «Автор „Кратила“, в четвертом – „Человек, который…“ и т. п. 
   Каждая из рассмотренных общих функций получает специфическое выражение в разных формах речи: устной, т. н. «кинетической», и письменной. Например, словесное обращение-призыв «Иди!» в устной речи выражается последовательностью звуков и соответствующей просодией, в кинетической речи – жестом, в письменной – соответствующими графическими средствами. 
   Наряду с функциями, общими как для речи, так и для языка, существует ряд функций, присущих только речи. Живая речь обычно выражает неизмеримо больше, чем она обозначает. Подлинный, конкретный смысл раскрывается не только через значения и смысл слов, но в большей мере через эмоциональные и выразительные средства (интонация, модуляция голоса, ритмико-мелодический компонент, пауза и т. д.). Эти особенности строения речи С.Л. Рубинштейн определял как эмоционально-выразительную функцию речи. 
  

- 6 -

 

 

 

 Эмоционально-выразительная (по-другому эмотивная) функция речи входит в ее семантическое содержание. Нередко понимание значения употребляемых слов в общении оказывается недостаточным, и тогда необходимым становится истолкование выразительных компонентов речи, таких как мимика, жест, интонация, «смысловые паузы» и др., раскрывающих смысл речи и являющихся важными выразительными средствами высказывания. У человека выразительные компоненты речи включаются и переходят в ее семантику (содержание и смысл), они выражают чувство, волю говорящего, передают смысловые оттенки речи и входят таким образом в ее структуру и семантическое содержание. 
   В зависимости от характера эмоций эмотивную функцию можно условно разделить на выражающую т. н. «стенические» и «астенические» эмоции. [ от греч. asthenos – слабый]. Вместе с тем в речи проявляются также эмоции нравственные, интеллектуальные, эстетические и др. Разумеется, в речи находят отражение различные свойства эмоций: их интенсивность, устойчивость, модальность (например, радость, печаль, удивление, гнев и т. д.). 
   Следует подчеркнуть, что рассмотренные выше функции языка и речи в речевой деятельности нередко совмещаются и одна от другой чаще всего неотделимы. Действительно, пользуясь речью, человек всегда что-то репрезентирует (называет, представляет, обозначает), коммуницирует, выражает и сообщает какую-либо мысль, реализуя при этом рациональные и эмоциональные компоненты деятельности. Правда, в одних случаях может преобладать коммуникативная функция, в других – интеллектуальная, в третьих – эмотивная. Например, приятели обмениваются житейскими новостями – в данном случае преобладает коммуникативная функция. Студент решает научную проблему, привлекая для ее решения и язык, – основной является интеллектуальная функция. Студент после экзамена восклицает: «Сдал!» В этом случае, вероятно, преобладает эмотивная функция. Что касается общей номинативной (репрезентативной) функции, то она в «равноправном» состоянии присутствует в любом акте речи. 
   Помимо функций, указанных выше и присущих речевой деятельности в целом, речь, как считает А.А. Леонтьев, выполняет еще ряд функций, более характерных для живой разговорной речи; эти функции не обязательно проявляются в каждом высказывании. В связи с этим в психолингвистике наряду с общими выделяются также и частные функции речи. К ним относятся: 
    

- 7 -

 

 

    • Собственно номинативная, т. е. функция называния, обозначения — в узком смысле (в отличие от общей номинативно-репрезентативной функции). В этом случае в том или ином речевом высказывании нечто констатируется – «это есть». Поэтому собственно номинативную функцию можно определить также как констатирующую.

Информация о работе Функции речи. Психолингвистические закономерности овладения языком и формирования речевой деятельности в онтогенезе