Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:46, реферат
Изучая человеческое сознание и подчеркивая его связь с деятельностью, в которой оно не только проявляется важно отметить, что сознание человека формируется в процессе общения между людьми, который осуществляется посредством речи.
Речь первично отображает не сам по себе предмет вне людских отношений, с тем чтобы затем служить средством духовного общения между людьми вне реальных практических отношений к предметам действительности.
Введение…………………………………………………………………...…1 СТР.
Глава 1. ФУНКЦИИ ЯЗЫКА И РЕЧИ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…3 СТР.
Глава 2. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ И ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Часть 1. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ…………………………………………………………..……11 СТР.
Часть 2. ОБЩИЕ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА ДЕТЬМИ (по материалам исследований В.А.Ковшикова)……………………………………………………….......….21 СТР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………31 СТР.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………33 СТР.
- 15 -
Наличие такого рода закономерностей
позволяет говорить о том, что
ребенок в процессе освоения языка
создает собственную
В период первоначального усвоения языка
расширяется объем лепетных и полнозначных
слов в активном словаре ребенка. Данный
этап характеризуется повышенным вниманием
ребенка к речи окружающих, заметно возрастает
его речевая активность. Употребляемые
ребенком слова чаще всего «многозначны»,
«семантически полифоничны»; одновременно
одним и тем же словом или сочетанием ребенок
обозначает несколько понятий: «бах» —
упал, лежит, споткнулся; «дай» — подай,
отдай, принеси; «биби» — идет, лежит, катается,
машина, самолет, велосипед.
После полутора лет наблюдается рост активного
словаря детей, появляются первые предложения,
состоящие из целых слов и аморфных слов-корней.
Например:
– Папа, ди («Папа, иди»).
Педагогические наблюдения
показывают, что дети не сразу овладевают
правильным воспроизведением знаков языка:
одни средства языка усваиваются
раньше, другие позже. Чем проще по
звучанию и структуре слово, тем
легче оно запоминается ребенком.
В этот период особенно важную роль
играет совокупность следующих факторов:
а) имитация (воспроизведение) речи окружающих;
б) сформированность сложной системы функциональных
(психофизиологических) механизмов, обеспечивающих
осуществление речи;
в) условия, в которых воспитывается ребенок
(психологическая обстановка в семье,
внимательное отношение к ребенку, полноценное
речевое окружение, достаточное общение
с взрослыми).
Характерным показателем активного речевого
развития детей на этом этапе является
также постепенное усвоение ими грамматических
категорий.
- 16 -
Можно выделить в этот период
отдельный «подэтап «физиологического
аграмматизма», когда ребенок пользуется
в общении предложениями без соответствующего
грамматического оформления составляющих
их слов и словосочетаний: Мама, дай кука
(«Мама, дай куклу»); Ваня нет тина («У Вани
нет машины»). При нормальном речевом развитии
этот период длится от несколько месяцев
до полугода.
В преддошкольный период речевого развития
у детей проявляются разнообразные фонетические
нарушения: многие звуки родного языка
они пропускают (не произносят совсем),
переставляют, заменяют более простыми
по артикуляции. Эти недостатки речи (определяемые
понятием «физиологическая дислалия»)
объясняются возрастным несовершенством
артикуляционного аппарата, а также недостаточным
уровнем развития фонематического восприятия
(восприятия и дифференциации фонем). Вместе
с тем характерным для этого периода является
достаточно уверенное воспроизведение
детьми интонационно-ритмических, мелодических
контуров слов, например: касянав (космонавт),
пиямидкя (пирамидка), итая (гитара), камейка
(скамейка) и т. п.
Н.С. Жукова отмечает, что качественный
скачок в развитии речи ребенка происходит
с момента появления у него возможности
правильно строить несложные предложения
и изменять слова по падежам, числам, лицам
и временам. К концу преддошкольного периода
дети общаются между собой и окружающими,
используя структуру простого распространенного
предложения, употребляя при этом наиболее
простые грамматические категории речи.
Родители и воспитатели должны быть информированы
о том, что наиболее благоприятный и интенсивный
период в развитии речи ребенка падает
на первые 3 года жизни. Именно в этот период
все функции центральной нервной системы,
обеспечивающие формирование системы
условно-рефлекторных связей, лежащих
в основе постепенно складывающихся речевых
и языковых навыков, наиболее легко поддаются
направленному педагогическому воздействию.
Если условия развития в это время неблагоприятны,
то формирование речевой деятельности
может задерживаться или даже протекать
в «искаженном» варианте.
Многие родители оценивают речевое развитие
своего ребенка только по степени правильности
звукопроизношения. Такой подход является
ошибочным, поскольку показателем становления
детской речи является своевременное
развитие у ребенка способности использовать
свой лексический запас в речевом общении
с окружающими, в разных структурах предложений.
Уже к 2,5–3 годам дети пользуются трех-четырехсловными
предложениями, используя различные грамматические
формы (иди – идет – идем – не иду; кукла
– кукле – куклу).
- 17 -
Дошкольный этап «речевого
онтогенеза» характеризуется
Процесс усвоения языка протекает столь
динамично, что после трех лет дети с хорошим
уровнем речевого развития свободно общаются
не только при помощи грамматически правильно
построенных простых предложений, но и
некоторых видов сложных предложений.
В это время активный словарь детей достигает
3–4 тысяч слов, формируется более дифференцированное
употребление слов в соответствии с их
значениями; дети овладевают навыками
словоизменения и словообразования.
В дошкольный период наблюдается достаточно
активное становление фонетической стороны
речи, дети овладевают умением воспроизводить
слова различной слоговой структуры и
звуконаполняемости. Если и отмечаются
при этом отдельные ошибки, то встречаются
они, как правило, в наиболее трудных для
воспроизведения, малоупотребительных
или незнакомых детям словах. При этом
достаточно всего один-два раза поправить
ребенка, дать образец правильного произношения
и организовать небольшую «речевую практику»
в нормативном произнесении слова, как
ребенок достаточно быстро введет новое
слово в свою самостоятельную речь.
Развивающийся навык речеслухового восприятия
помогает контролировать собственное
произношение и слышать ошибки в речи
окружающих. В этот период у детей формируется
«чувство языка» (интуитивное чувствование
языковой нормы употребления единиц языка),
что обеспечивает правильное употребление
в самостоятельных высказываниях всех
грамматических категорий и форм слов.
Как отмечает Т.Б. Филичева, «если в этом
возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм
(играю батиком — играю с братиком; мамой
были магазине — с мамой были в магазине;
мяч упал и тоя — мяч упал со стола и т. д.),
сокращения и перестановки слогов и звуков,
уподобления слогов, их замены и пропуск
– это является важным и убедительным
симптомом, свидетельствующим о выраженном
недоразвитии речевой функции. Такие дети
нуждаются в систематических логопедических
занятиях до поступления их в школу».
К концу дошкольного периода развития
речевой деятельности дети в норме овладевают
развернутой фразовой речью, фонетически,
лексически и грамматически правильно
оформленной. Отступления от орфоэпических
норм устной речи (отдельные «фонетические»
и «грамматические» ошибки) не имеют стойкого
фиксированного характера и при соответствующей
педагогической «корректировке» со стороны
взрослых достаточно быстро устраняются.
- 18 -
Достаточный уровень развития фонематического
слуха позволяет детям овладеть
навыками звукового анализа и
синтеза, что является необходимым
условием усвоения грамоты в период
школьного обучения.
Анализ формирования разных сторон речевой
деятельности у детей с позиций психологии
и психолингвистики имеет непосредственное
отношение к проблеме развития связной
речи в период дошкольного детства. В преддошкольном
периоде речь ребенка как средство общения
со взрослыми и другими детьми непосредственно
связана с конкретной наглядной ситуацией
общения. Осуществляясь в диалогической
форме, она носит выраженный ситуативный
(обусловленный ситуацией речевого общения)
характер. С переходом к дошкольному возрасту,
появлением новых видов деятельности,
новых отношений со взрослыми происходит
дифференциация функций и форм речи. У
ребенка возникает форма речи-сообщения
в виде рассказа-монолога о том, что с ним
происходило вне непосредственного контакта
со взрослым. С развитием самостоятельной
практической деятельности у ребенка
появляется потребность в формулировании
собственного замысла, в рассуждении по
поводу способа выполнения практических
действий. Возникает потребность в речи,
которая понятна из самого речевого контекста
– связной контекстной речи. Переход к
этой форме речи определяется прежде всего
усвоением грамматических форм развернутых
высказываний. Одновременно происходит
и дальнейшее усложнение диалогической
формы речи как в отношении ее содержания,
так и в плане возросших языковых возможностей
ребенка, активности и степени его участия
в процессе живого речевого общения.
Особенности формирования связной монологической
речи детей дошкольного возраста с нормальным
речевым развитием рассматриваются в
работах Л.П. Федоренко, Ф.А. Сохина, О.С.
Ушаковой и др. Исследователи отмечают,
что элементы монологической речи появляются
в высказываниях нормально развивающихся
детей уже в возрасте 2–3 лет. С 5–6 лет
ребенок начинает интенсивно овладевать
монологической речью, так как к этому
времени завершается процесс фонематического
развития речи и дети в основном усваивают
морфологический, грамматический и синтаксический
строй родного языка (А.Н. Гвоздев, О.С.
Ушакова и др.). Уже с 4 лет детям становятся
доступны такие виды монологической речи,
как описание (простое описание предмета)
и повествование, а на седьмом году жизни
– и короткие рассуждения. Высказывания
детей пяти-шести лет уже достаточно распространенные
и информативные, в них присутствует определенная
логика изложения. Нередко в их рассказах
появляются элементы фантазии, желание
придумать эпизоды, которых не было в их
жизненном опыте еще.
- 19 -
Однако полноценное овладение
детьми навыками монологической речи
возможно только в условиях целенаправленного
обучения. К необходимым условиям
успешного овладения
Следует отметить, что овладение связной
речью возможно только при наличии определенного
уровня сформированности словарного запаса
и грамматического строя речи. Многие
исследователи подчеркивают важность
усвоения детьми предложений различной
структуры для развития связной развернутой
речи ребенка.
Как свидетельствуют исследования А.Н.
Гвоздева, к семи годам ребенок овладевает
речью как полноценным средством общения
(при условии сохранности речевого аппарата,
если нет отклонений в психическом и интеллектуальном
развитии и ребенок воспитывается в условиях
нормальной речевой и социальной среды).
В школьный период речевого развития продолжается
совершенствование связной речи. Дети
сознательно усваивают грамматические
правила оформления свободных высказываний,
полностью овладевают звуковым анализом
и синтезом. На этом этапе формируется
письменная речь.
Развитие речи ребенка – это сложный,
многообразный и достаточно длительный
процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматическим
строем, словоизменениями, словообразованием,
звукопроизношением и слоговой структурой.
Одни группы языковых знаков усваиваются
раньше, другие – значительно позже. Поэтому
на различных стадиях развития детской
речи одни элементы языка оказываются
уже усвоенными, а другие – освоены лишь
частично. При этом усвоение фонетического
строя речи тесно связано с общим поступательным
формированием лексикого и грамматического
строя родного языка. В целом же онтогенез
языковой способности представляет собой
сложнейшее взаимодействие, с одной стороны,
процесса общения взрослых и ребенка,
с другой – процесса развития предметной
и познавательной деятельности.