Формирование творческой активности посредством познавательной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть и проанализировать формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста в познавательной деятельности. Для достижения данной цели следует выполнить следующие задачи:
- рассмотреть философские и психолого-педагогические основы
творческой активности детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать экспериментирование как средство познания окружающей действительности;
- предложить комплекс различных занятий с использованием эксперимента;
- сделать выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1.Теоретические основы творческой активности детей старшего
дошкольного возраста в познавательной деятельности…………………….4
1.1 Философские и психолого-педагогические основы
творческой активности детей старшего дошкольного возраста…………...4
1.2 Возрастные особенности детей шестого года жизни…………………..12
1.3 Понятие и сущность творческой активности и
познавательной деятельности………………………………………………16
2. Формирование творческой активности посредством
познавательной деятельности…………………………………………………28
2.1 Экспериментирование как средство познания
окружающей действительности……………………………………………28
2.2 Комплекс различных занятий с использованием эксперимента……..32
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

творческая активность.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

     Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для  самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат  взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание.

     Важным  показателем самосознания детей 5–6 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников

1Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», М., 2002.

  1. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. М., 1981.
  2. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. - М.,1994.
  3. Возрастная психология: Курс лекций / Н.Ф. Добрынин, А. М. Бардин, Н.В. Лаврова. - М.: Просвещение, 1965.-295с.
  4. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», М., 2002.
  5. Венгер А.Л., Мухина В.С. Психология: учебное пособие для педагогических училищ. – М., 1990.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1986.
  7. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 1999.
  8. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб., 2002.
  9. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986.
  10. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2001.
  11. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1986.
  12. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 2004.
  13. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества.- М.: Владос, 2006
  14. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.
  15. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.
  16. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд. М., 2006. С. 285.
  17. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов /В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. – 2-е изд. М., 1985.
  18. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М, 2005 г.
  19. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. «Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей» (методика), М., 2004.
  20. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа. Карапуз-дидактика, М., 2009.
  21. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. - 2003. -№3. - С.4-12.
  22. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
  23. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003.- 79с.
  24. Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. - 2006. - №8. - С.60-64.
  25. Махмутов М.М.Проблемное обучение. - М., 1975.
  26. Николаева Е.И. Психология детского творчества. – СПб: Речь, 2006.
  27. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2002.
  28. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М., 2002.
  29. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу./под ред. Комарова Т.С., Соломенниковой О.А.,- Ярославль.2006.
  30. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. - 1997. - №1. - С.6.
  31. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996.
  32. Рогов Е.И. Психология познания. - М., 1998.
  33. Рубинштейн С. Л. Вопросы общей психологии. - М., 1985.
  34. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом "Карапуз", 2001.
  35. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1972
  36. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-16.
  37. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.,1971.
  38. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирование интереса в обучении. - М., 1975.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение  №1

     Конспект  занятия «Веселые человечки»

     Задачи. Учить лепить фигурки человека рациональным способом из удлинённого цилиндра (валика) путём надрезания стекой и дополнения деталями (фигурка мальчика). Закрепить и усложнить способ лепки фигурки человека из конуса (фигурка девочки). Учить понимать относительность величины частей, располагать поделку вертикально, придавая ей устойчивость. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путём небольшого изменения положения рук и ног.

     Предварительная работа. Беседа о жизни детей в  детском саду, экскурсия по детскому саду. Чтение романа-сказки Н. Носова «Незнайка  в Солнечном городе». Конструирование  фигурки человека из бумаги.

     Материалы, инструменты, оборудование, Пластилин или соленое тесто, стека, клеёнки, дощечки, поворотный диск для показа моделей, салфетки бумажные и матерчатые.

     У воспитателя две модели, вылепленные  заранее из пластилина (соленое тесто): цилиндр (повыше) и конус (пониже) с  головами-шариками наверху; ещё один цилиндр для показа нового способа лепки одним из ребят.

     Содержание  занятия.

     Воспитатель читает детям стихотворение О. Высотской:

     Детский сад

     Мы  приходим в детский сад,

     Там игрушки стоят.

     Паровоз, пароход 

     Дожидаются  ребят.

     Там картинки на стене

     И цветы на окне.

     Захочу -

     Поскачу

     На  игрушечном коне! В этом доме всё  для нас 

     -Сказки, песня и рассказ,

     Шумный  пляс,

     Тихий час, -

     В этом доме всё для нас1.

     Вот какой хороший дом!

     В нём растём мы с каждым днём,

     А когда

     Подрастём,

     Вместе  в школу мы пойдём.

     Воспитатель показывает бумажные фигурки человечков, изготовленные детьми на занятии  по конструированию, и сообщает, что  весёлых человечков можно изобразить по-разному: нарисовать на бумаге или  на песке, скрутить из мягкой проволоки, слепить из пластилина, глины или соленого теста. Независимо от материала и способа изготовления всё равно это будут милые человечки - с туловищем, головой, руками и ногами. Сегодня мы будем делать их из глины (пластилина, солёного теста).

     Показывает  детям две формы, раскатанные из пластилина (соленого теста): конус и цилиндр (валик) с шариками наверху. Спрашивает, из чего лучше слепить девочку, а из чего мальчика. После ответов детей напоминает, что девочку-снегурочку в длинной шубке из конуса (морковки) они уже лепили в средней группе. У Снегурочки не было видно ног, потому что они прятались под длинной шубкой. Просит детей подсказать, как лучше слепить девочку в коротком платье. Дети догадываются, что нужно слепить две ножки. Воспитатель прикрепляет к конусу-платьицу пары «колбасок» (валиков) - ножки и ручки.

     Затем воспитатель показывает детям удлинённый цилиндр (валик) и предлагает подумать, как лучше слепить мальчика (проблемная ситуация). Скорее всего, дети предложат  знакомый способ - долепить ножки из «колбасок» (валиков). Воспитатель соглашается, что можно сделать и так, но предлагает освоить новый способ. Показывает и комментирует: «Вот длинный цилиндр (валик), вверху голова, внизу должны быть ноги. Беру стеку и разрезаю цилиндр вдоль до середины, чтобы получились две ноги. Слегка расставляю ноги, чтобы фигурка стояла на ножках и не падала». Приглашает одного ребёнка слепить человечка-мальчика (из готового валика), чтобы уточнить, насколько хорошо дети поняли новый способ.

     Предлагает  детям самим слепить сначала  фигурку мальчика, а потом девочки, чтобы в Солнечном городе поселились малыши и малышки. (Напоминает о том, что узнали из сказки Н.Носова.)

     После того, как дети вылепили фигурки, воспитатель  предлагает показать, что эти фигурки  могут делать: поднимать руки, чтобы  играть в мяч; ходить и бегать, переставляя и поднимая ноги. Дети изменяют положение рук и ног вылепленных поделок, старясь передать их движения и при этом сохранить устойчивость.

     После занятия. Игры с лепными человечками.

Информация о работе Формирование творческой активности посредством познавательной деятельности