Формирование творческой активности посредством познавательной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть и проанализировать формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста в познавательной деятельности. Для достижения данной цели следует выполнить следующие задачи:
- рассмотреть философские и психолого-педагогические основы
творческой активности детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать экспериментирование как средство познания окружающей действительности;
- предложить комплекс различных занятий с использованием эксперимента;
- сделать выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1.Теоретические основы творческой активности детей старшего
дошкольного возраста в познавательной деятельности…………………….4
1.1 Философские и психолого-педагогические основы
творческой активности детей старшего дошкольного возраста…………...4
1.2 Возрастные особенности детей шестого года жизни…………………..12
1.3 Понятие и сущность творческой активности и
познавательной деятельности………………………………………………16
2. Формирование творческой активности посредством
познавательной деятельности…………………………………………………28
2.1 Экспериментирование как средство познания
окружающей действительности……………………………………………28
2.2 Комплекс различных занятий с использованием эксперимента……..32
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

творческая активность.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что эксперименты составляют основу всякого знания, что без  них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

     Исходной  формой экспериментирования, из которой развились все остальные, является единственная доступная ребенку форма экспериментирования - манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте. В процессе манипулирования предметами идет и природоведческий и социальный эксперимент. В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребенок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.

     После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит  в следующий период - любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка - переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

     Приобретение  данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога направленной на развитие деятельности экспериментирования  детей.

     Эксперименты  классифицируются по разным принципам.

     - По характеру объектов, используемых  в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.

     - По месту проведения опытов: в  групповой комнате; на участке;  в лесу и т.д.

     - По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

     - По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

     - По характеру включения в педагогический  процесс: эпизодические (проводимые  от случая к случаю), систематические.

     - По продолжительности: кратковременные  (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

     - По количеству наблюдений за  одним и тем же объектом: однократные,  многократные, или циклические.

     - По месту в цикле: первичные,  повторные, заключительные и итоговые.

     - По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

     - По характеру познавательной  деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент  только подтверждает знакомые  факты), поисковые (дети не знают  заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

     - По способу применения в аудитории:  демонстрационные, фронтальные.

     Каждый  из видов экспериментирования имеет  свою методику проведения, свои плюсы  и минусы.

     Вывод

     В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой "самодеятельности" заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.  

     2.2 Комплекс различных  занятий с использованием  эксперимента 

     Комплекс  занятий с использованием экспериментов  с объектами неживой природы  для детей старшего дошкольного  возраста

     С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий.

     Нами  была подобрана серия экспериментов  с объектами неживой природы, которые мы использовали в нашей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

     Мы  обогащали опыт детей, шло практическое освоение детьми свойств и качеств  различных материалов, дети активно  участвовали в исследовании и  преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.

     Во  время совместного экспериментирования  мы с детьми ставили цель, совместно  с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Мы учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.

     Дети  активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя  их особенности. Они проявили желание  экспериментировать дома: исследовать  различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем мы вместе со всеми детьми обсуждали их работы.

     1 блок занятий: экспериментирование  с песком.

     Цель: познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

     Эксперимент 1. "Песочный конус"

     Возьмите  горсть песка и выпускайте его  струйкой так, чтобы он падал в  одно место. Постепенно в месте падения  образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться (Вспомнить с детьми о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожим на волны моря).

     Эксперимент 2. "Свойства мокрого песка"

     Мокрый  песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую  нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительство домов.

     Эксперимент 3. "Где вода?"

     Предложить  детям выяснить свойства песка и  глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды (волы наливают ровно столько, сколько чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкостях с песком и глиной (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды.

     2 блок занятий: экспериментирование  с воздухом.

     Цель. Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность  устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятия  детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

     Эксперимент 1. "Поиск воздуха"

     Предложить  детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих  действий (например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик и т.д.).

     Эксперимент 2. "Живая змейка"

     Зажечь  свечу и тихо подуть на нее, спросить у детей, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Предложить рассмотреть змейку (круг, прорезанный  по спирали и подвещанный на нить), ее спиральную конструкцию и продемонстрировать детям вращение змейки над свечой (воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается, но не опускается вниз, т.к.ее поднимает теплый воздух). Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться змейку, и с помощью обогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно.

     Эксперимент 3. "Реактивный шарик"

     Предложить  детям надуть воздушный шар и  отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

     Можно сделать вывод о следующих  особенностях детского экспериментирования:

     - экспериментирование понимается  как особый способ духовно  - практического освоения действительности, направленный на создание таких  условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою  сущность;

     - экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста;

     - экспериментальная работа вызывает  у ребенка интерес к исследованию  природы, развивает мыслительные  операции, стимулирует познавательную  активность и любознательность  ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.;

     - детское экспериментирование состоит  из последовательно сменяющих  друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Психологи экспериментально исследовали, что  уровень развития познавательной сферы  определяет характер взаимодействия с  природными объектами и отношения  к ним. То есть, чем выше уровень  знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучия самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Психологи подчеркивают, что для развития ребенка решающее типом деятельности, в которой знания приобретались. Познавательная деятельность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Информация о работе Формирование творческой активности посредством познавательной деятельности