Формирование творческой активности посредством познавательной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть и проанализировать формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста в познавательной деятельности. Для достижения данной цели следует выполнить следующие задачи:
- рассмотреть философские и психолого-педагогические основы
творческой активности детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать экспериментирование как средство познания окружающей действительности;
- предложить комплекс различных занятий с использованием эксперимента;
- сделать выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1.Теоретические основы творческой активности детей старшего
дошкольного возраста в познавательной деятельности…………………….4
1.1 Философские и психолого-педагогические основы
творческой активности детей старшего дошкольного возраста…………...4
1.2 Возрастные особенности детей шестого года жизни…………………..12
1.3 Понятие и сущность творческой активности и
познавательной деятельности………………………………………………16
2. Формирование творческой активности посредством
познавательной деятельности…………………………………………………28
2.1 Экспериментирование как средство познания
окружающей действительности……………………………………………28
2.2 Комплекс различных занятий с использованием эксперимента……..32
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

творческая активность.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

1.Теоретические основы творческой активности детей старшего

    дошкольного возраста в познавательной деятельности…………………….4

    1.1 Философские и психолого-педагогические основы

    творческой активности детей старшего дошкольного возраста…………...4

   1.2 Возрастные  особенности детей шестого года  жизни…………………..12

    1.3 Понятие и сущность творческой активности и

     познавательной  деятельности………………………………………………16

2. Формирование  творческой активности посредством 

познавательной деятельности…………………………………………………28

    2.1 Экспериментирование как средство познания

    окружающей действительности……………………………………………28

   2.2 Комплекс различных занятий с  использованием эксперимента……..32

Заключение………………………………………………………………………37

Список  использованных источников…………………………………………..39

Приложение……………………………………………………………………..42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  темы исследования. В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров - уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. В народном творчестве выражаются исконная тяга человека к красоте, желание раскрыть свои творческие способности. Музыка, художественное слово, изобразительное искусство — источники особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, лепку, музицирование. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности.

     Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

     Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры. Лишь думающие, творческие личности, способны осуществить развитие страны, её движение по пути прогресса. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста.

     Одним из действенных средств воспитания такого человека является познавательная деятельность.

     Возможность использования познавательной деятельности                                                                                                                        в дошкольном учреждении для развития творческой активности детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм.

     Объект  исследования – творческая активность детей.

     Цель  работы – рассмотреть и проанализировать формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста в познавательной деятельности. Для достижения данной цели следует выполнить следующие задачи:

      - рассмотреть философские и психолого-педагогические основы

     творческой активности детей старшего дошкольного возраста;

      - проанализировать экспериментирование как средство познания окружающей действительности;

    - предложить комплекс различных занятий с использованием эксперимента;

     - сделать выводы.

     Структура курсового исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Теоретические  основы творческой активности детей старшего

     дошкольного возраста в познавательной деятельности 

    1. Философские и психолого-педагогические основы
 

     творческой активности детей старшего дошкольного возраста

     Вопросы художественно - творческого развития личности являются предметом изучения многих наук: философии, педагогики, психологии. Философские основы изучения данной проблемы представлены в трудах Аристотеля, Ю.Б.Борева, Г.Л.Ермаша, А.И.Лилова, Е.А.Ануфриева, С.А.Подолинского и других.

     Психологические основы проблемы формирования творческой активности детей старшего дошкольного  возраста рассматриваются в работах  Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, Л.А.Венгера, Е.И.Игнатьева, Д.В.Колесова, А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова, А.А.Ухтомского и других. В педагогической науке проблемы художественно-творческого развития излагаются в трудах Н. А.Ветлугиной, Т.С.Комаровой, Б.Т.Лихачева, Н.П.Сакулиной, А.Е.Шибицкой, Т.Я.Шпикаловой и других. Исследователи подчёркивают наибольшую сензитивность дошкольного возраста, и в частности, старшего к усвоению общественно-исторического опыта человечества, к овладению разнообразными видами деятельности, в том числе и творческими.

     Опора на исследования, посвященные различным аспектам рассмотрения познавательной деятельности, позволила нам выбрать ее в качестве средства развития творческой активности детей 5-6 года жизни.

     Выбор же возраста (5-6 год жизни) был обусловлен психологическими особенностями детей данного периода развития. Как показывают исследования лингвистов, психологов, педагогов (Л.С.Выготский, Д.Б. Богоявленская, А.В. Запорожец, О.С.Ушакова) пятый - шестой годы жизни являются периодом наиболее высокой «языковой одарённости», периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, к образным выражениям, к характеристикам персонажей и главных героев художественной литературы, в том числе фольклора. Дети этого возраста способны наблюдать образы, например, сказок и перевоплощаться в героев и персонажей произведения. Дошкольник 5 лет, как отмечает А.В.Запорожец, чётко различает реальные предметы и их изображение в сказке, у него вырабатывается «реалистический подход к сказочной фантастике», развивается способность мысленно действовать в воображаемых ситуациях, «без которой невозможна никакая творческая деятельность». Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту, важно отметить, что в педагогической литературе устное народное творчество, рассматривается в основном как средство нравственно-эстетического воспитания, развития речи детей (Е.А.Флерина, С.А. Алиева и другие).

     Однако  в научно-педагогической литературе имеются исследования, рассматривающие  проблему развития творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в различных видах деятельности (С.М.Чемортан, О.С.Ушакова), посредством народного декоративно-прикладного искусства (В.Н.Зинченко, А.А. Грибовская, В.В.Огузов, З.И.Пазникова, Н.М.Сокольникова и другие). Работ, посвящённых вопросам формирования творческой активности в процессе интегрирования разных видов познавательной деятельности.

     Именно  поэтому в массовой практике работы дошкольных учреждений произведения используются односторонне, в основном как средство нравственно-эстетического воспитания и ознакомления с явлениями общественной жизни, как материал для занятий по развитию речи.

     "Творчество" и "социализация" выступают  здесь как взаимосвязанные понятия,  поскольку у ребенка нет иного  пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием творчества (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. В. Менджерицкая, Д. Б. Эльконин и др.).

     Проблему  познавательного интереса широко исследовали  в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогической литературе Г.И.Щукина [21; 22], Н.Г.Морозова [10, с. 56].

     Г.И.Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед нами:

     - и как избирательная направленность  психических процессов человека  на объекты и явления окружающего мира;

     - и как тенденция, стремление, потребность  личности заниматься именно данной  областью явлений, данной деятельностью,  которая приносит удовлетворение;

     - и как мощный побудитель активности  личности;

     - и, наконец, как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам. [21, с.113] Н.Г. Морозова характеризует интерес, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

     1) положительной эмоцией по отношению  к деятельности;

     2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания;

     3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе  привлекает и побуждает его  заниматься, независимо от других  мотивов. [10, с.89]

     Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно- субъективная сущность (характер, процесс, результат).

     Интерес - это "сплав" многих психических  процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).

     Важнейшая область общего феномена интереса - познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

     Познавательный  интерес, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом  сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе - познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам - формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательный интерес.

     Более того, познавательный интерес, активизируя  все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

     Особенностью  познавательного интереса является его способность обогащать и  активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется  в каждой из них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

Информация о работе Формирование творческой активности посредством познавательной деятельности