Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:09, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть и проанализировать формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста в познавательной деятельности. Для достижения данной цели следует выполнить следующие задачи:
- рассмотреть философские и психолого-педагогические основы
творческой активности детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать экспериментирование как средство познания окружающей действительности;
- предложить комплекс различных занятий с использованием эксперимента;
- сделать выводы.
Введение…………………………………………………………………………..2
1.Теоретические основы творческой активности детей старшего
дошкольного возраста в познавательной деятельности…………………….4
1.1 Философские и психолого-педагогические основы
творческой активности детей старшего дошкольного возраста…………...4
1.2 Возрастные особенности детей шестого года жизни…………………..12
1.3 Понятие и сущность творческой активности и
познавательной деятельности………………………………………………16
2. Формирование творческой активности посредством
познавательной деятельности…………………………………………………28
2.1 Экспериментирование как средство познания
окружающей действительности……………………………………………28
2.2 Комплекс различных занятий с использованием эксперимента……..32
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованных источников…………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Теоретические основы творческой активности детей старшего
дошкольного возраста в познавательной деятельности…………………….4
1.1 Философские и психолого-педагогические основы
творческой активности детей старшего дошкольного возраста…………...4
1.2 Возрастные
особенности детей шестого
1.3 Понятие и сущность творческой активности и
познавательной
деятельности………………………………………………
2. Формирование
творческой активности
познавательной
деятельности………………………………………………
2.1 Экспериментирование как средство познания
окружающей
действительности……………………………………
2.2
Комплекс различных занятий с
использованием эксперимента…….
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..39
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность темы исследования. В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров - уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. В народном творчестве выражаются исконная тяга человека к красоте, желание раскрыть свои творческие способности. Музыка, художественное слово, изобразительное искусство — источники особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, лепку, музицирование. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры. Лишь думающие, творческие личности, способны осуществить развитие страны, её движение по пути прогресса. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Одним из действенных средств воспитания такого человека является познавательная деятельность.
Возможность
использования познавательной деятельности
Объект исследования – творческая активность детей.
Цель работы – рассмотреть и проанализировать формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста в познавательной деятельности. Для достижения данной цели следует выполнить следующие задачи:
- рассмотреть философские и психолого-педагогические основы
творческой активности детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать
- предложить комплекс различных занятий с использованием эксперимента;
- сделать выводы.
Структура
курсового исследования.
Курсовая работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка использованных
источников и приложения.
1.Теоретические основы творческой активности детей старшего
дошкольного
возраста в познавательной
деятельности
творческой активности детей старшего дошкольного возраста
Вопросы художественно - творческого развития личности являются предметом изучения многих наук: философии, педагогики, психологии. Философские основы изучения данной проблемы представлены в трудах Аристотеля, Ю.Б.Борева, Г.Л.Ермаша, А.И.Лилова, Е.А.Ануфриева, С.А.Подолинского и других.
Психологические основы проблемы формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста рассматриваются в работах Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, Л.А.Венгера, Е.И.Игнатьева, Д.В.Колесова, А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова, А.А.Ухтомского и других. В педагогической науке проблемы художественно-творческого развития излагаются в трудах Н. А.Ветлугиной, Т.С.Комаровой, Б.Т.Лихачева, Н.П.Сакулиной, А.Е.Шибицкой, Т.Я.Шпикаловой и других. Исследователи подчёркивают наибольшую сензитивность дошкольного возраста, и в частности, старшего к усвоению общественно-исторического опыта человечества, к овладению разнообразными видами деятельности, в том числе и творческими.
Опора на исследования, посвященные различным аспектам рассмотрения познавательной деятельности, позволила нам выбрать ее в качестве средства развития творческой активности детей 5-6 года жизни.
Выбор же возраста (5-6 год жизни) был обусловлен психологическими особенностями детей данного периода развития. Как показывают исследования лингвистов, психологов, педагогов (Л.С.Выготский, Д.Б. Богоявленская, А.В. Запорожец, О.С.Ушакова) пятый - шестой годы жизни являются периодом наиболее высокой «языковой одарённости», периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, к образным выражениям, к характеристикам персонажей и главных героев художественной литературы, в том числе фольклора. Дети этого возраста способны наблюдать образы, например, сказок и перевоплощаться в героев и персонажей произведения. Дошкольник 5 лет, как отмечает А.В.Запорожец, чётко различает реальные предметы и их изображение в сказке, у него вырабатывается «реалистический подход к сказочной фантастике», развивается способность мысленно действовать в воображаемых ситуациях, «без которой невозможна никакая творческая деятельность». Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту, важно отметить, что в педагогической литературе устное народное творчество, рассматривается в основном как средство нравственно-эстетического воспитания, развития речи детей (Е.А.Флерина, С.А. Алиева и другие).
Однако в научно-педагогической литературе имеются исследования, рассматривающие проблему развития творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в различных видах деятельности (С.М.Чемортан, О.С.Ушакова), посредством народного декоративно-прикладного искусства (В.Н.Зинченко, А.А. Грибовская, В.В.Огузов, З.И.Пазникова, Н.М.Сокольникова и другие). Работ, посвящённых вопросам формирования творческой активности в процессе интегрирования разных видов познавательной деятельности.
Именно поэтому в массовой практике работы дошкольных учреждений произведения используются односторонне, в основном как средство нравственно-эстетического воспитания и ознакомления с явлениями общественной жизни, как материал для занятий по развитию речи.
"Творчество"
и "социализация" выступают
здесь как взаимосвязанные
Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогической литературе Г.И.Щукина [21; 22], Н.Г.Морозова [10, с. 56].
Г.И.Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед нами:
-
и как избирательная
-
и как тенденция, стремление, потребность
личности заниматься именно
-
и как мощный побудитель
-
и, наконец, как особое
1)
положительной эмоцией по
2)
наличием познавательной
3)
наличием непосредственного
Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно- субъективная сущность (характер, процесс, результат).
Интерес - это "сплав" многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).
Важнейшая область общего феномена интереса - познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Познавательный интерес, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе - познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам - формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательный интерес.
Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.
Информация о работе Формирование творческой активности посредством познавательной деятельности