Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 02:17, курсовая работа
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Введение………………………………………………………………………….5
Глава 1. Состояние проблемы изучения в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………….8
1.1. Характеристика связной речи в онтогенезе……………………….……8
1.2. Особенности связной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 3-4 уровня…………………………………….14
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития связной речи младших школьников с ОНР 3-4 уровня……………………………………22
2.1. Цели, задачи, организация экспериментального исследования……..22
2.2. Характеристика экспериментальных методик………………………...22
2.3. Анализ результатов исследования……………………………………..25
Глава 3. Формирование связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 3-4 уровня…………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………38
Библиографический список…………………………………………………39
Приложение………………………………
Работу по формированию умения четко излагать свои мысли начинают с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности. Позднее учат детей определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план.
Развивая у детей фантазию, творческое мышление, включают задание пересказы по отдельным фрагментам (начало, сена и конец) рассказа.
После того как дети овладевают умением последовательно давать содержание услышанного, учат их составлять пересказ. Этот вид работы требует умения выделять сюжетные линии в рассказе. Наиболее сложным для учащихся является краткий пересказ, цель которого передать содержание услышанного кратко, выбрав самое главное. Любому виду рассказа должны предшествовать словарная работа, анализ текста, четкая целевая установка для всех учащихся, присутствующих на занятии. После этого переходим к составлению самостоятельных рассказов
Практическое овладение морфологическими и синтаксическими закономерностями происходит в процессе работы над усвоением тематического материала. Таким образом, лексический, морфологический и синтаксический материал усваивается в тесной взаимосвязи.
Заключение
В настоящее время необходимость более глубокого изучения вопросов речевого развития детей с ОНР связана с их обучением в школе и дальнейшей успешной социализации.
Важность развития умений и навыков связного рассказывания обусловлена тем, что этот вид речевой деятельности вызывает наибольшие затруднения у младших школьников с ОНР и при спонтанном развитии не достигает того уровня развития, который достигается благодаря специальному обучению. Большое количество разработок в области формирования связной речи указывает на то, насколько важно знание особенностей развития умений и навыков связной речи у младших школьников с ОНР.
Настоящая работа была направлена на исследование умений и навыков связной речи младших школьников с ОНР 3-4 уровня на материале теоретической и практической психолого-педагогической литературы.
В ходе констатирующего эксперимента были получены данные, свидетельствующие о значительных трудностях в составлении рассказа по серии сюжетных картин и при пересказе текста детьми с ОНР.
Большинство детей испытывали трудности при выполнении заданий. Для высказываний детей с ОНР этого уровня было характерно нарушение логики, наличие аграмматизмов, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств.
Библиографический список
1. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии // К вопросу о механизмах построения связного грамматически оформленного высказывания. М.: Изд-во МГУ,1975.
2. Бородич А.М. Методика развития речи. М.: Просвещение, 1981.
3. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 7-8 лет с ЗПР с опорой на сюжетные картинки // Дефектология. №5. 1982.
4. Аксенова А.К., Якубовская З.В. Развитие связной устной речи у умственно-отсталых учащихся на специальных уроках //
5. Воробьева В.К. Особенности смыслового восприятия и воспроизведения речевого сообщения учащимися, страдающими моторной алалией // Недоразвитие и утрата речи (Вопросы теории и практики)/ Под ред. Л.И. Беляковой. - М.: Изд-во МГПИ им. Ленина, 1985.
6. Воробьева В.К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией // Нарушение речи и голоса у детей. М.: Просвещение, 1975.
7. Воробьева В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи // Дефектология. №24. 1990.
8. Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.
9. Выгодский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996.
10. Ганн И.И., Филичева Т.Б. Использование сюжетных картинок на занятиях в группах детей с ОНР //Дефектология. № 5.
11. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. т. 1. М.: АПНРСФСР, 1959.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
13. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР. - М.: МГОПУ, 1996.
14. Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР//Дефектология. № 6.1986.
15. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу//Дефектология. № 1.1989.
16. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1983.
17. Доморацкая З.А. Особенности описаний детей 6 лет // Характеристика связной речи детей 6- 7 лет / Под ред. Т.А. Ладыжинской. М.: Просвещение, 1979.
18. Дубовис Д.М. К вопросу об интуитивном и дискурсивном понимании текста // Вопросы психологии. № 3. 1976.
19. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просвещение, 1985.
20. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Просвещение, 1982.
21. Корицкая Е.Г., Шимкович Т.А. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с IIIуровнем общего речевого развития // Нарушение речи у дошкольников. - М., 1972.
22. Ладыженская ТА. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975.
23. Ладыженская Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу. // Характеристика связной речи детей 6-7 лет.: сб. науч. трудов. М., 1979.
24. Лалаева Р.И., Гермаковская А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи//Дефектология. № 4.2000.
25. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.: Наука, 1969.
26. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии. - М., Педагогика, 1978.
27. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. - М.: МГУ, 1975.
28. Лурия А.Р. Язык и сознание. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
29. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. - М., 1963.
30. Нечаева О.Я. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.,1989.
32. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1991.
33. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников.- М. Аркти, 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Список детей
1. Анна Н., ОНР III уровня.
2. Сергей Ф., ОНР III уровня.
3. Павел Д., ОНР III уровня.
4. Алексей В.,ОНР IV уровня.
5. Марина С., ОНР IV уровня.
6. Сибел А., ОНР III уровня.
7. Никита О., ОНР IV уровня.
8. Маша Б., ОНР IV уровня.
9. Александр С., ОНР IV уровня.
10. Юлия П., ОНР IV уровня.
Приложение 2
Горошины
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Приложение 3
Протокол выполнения детьми задания 1
| Всего баллов за задание | Критерий смысловой целостности | Критерий лексико-грамматичес. оформления | Критерий самостоятел. выполнения |
Анна Н. | 3,5 | 1 | 2,5 | 0 |
Сергей Ф. | 0 | 0 | 0 | 0 |
Павел Д. | 6 | 1 | 2,5 | 2,5 |
Алексей В. | 10 | 2,5 | 2,5 | 5 |
Марина С. | 10 | 2,5 | 2,5 | 5 |
Сибел А. | 2 | 1 | 1 | 0 |
Никита О. | 10 | 2,5 | 5 | 2,5 |
Маша Б. | 10 | 5 | 2,5 | 2,5 |
Александр С. | 12,5 | 5 | 2,5 | 5 |
Юлия П. | 6 | 2,5 | 1 | 2,5 |
Приложение 4
Протокол выполнения детьми задания 2
| Всего баллов за задание | Критерий смысловой целостности | Критерий лексико-грамматичес. оформления | Критерий самостоятел. выполнения |
Анна Н. | 6 | 2,5 | 2,5 | 1 |
Сергей Ф. | 5 | 2,5 | 2,5 | 0 |
Павел Д. | 6 | 2,5 | 1 | 2,5 |
Алексей В. | 10 | 2,5 | 2,5 | 5 |
Марина С. | 10 | 2,5 | 2,5 | 5 |
Сибел А. | 5 | 2,5 | 2,5 | 0 |
Никита О. | 7,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
Маша Б. | 10 | 2,5 | 2,5 | 5 |
Александр С. | 10 | 5 | 2,5 | 2,5 |
Юлия П. | 10 | 2,5 | 5 | 2,5 |
Информация о работе Формирование связной речи детей младшего возраста