Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 02:17, курсовая работа
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Введение………………………………………………………………………….5
Глава 1. Состояние проблемы изучения в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………….8
1.1. Характеристика связной речи в онтогенезе……………………….……8
1.2. Особенности связной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 3-4 уровня…………………………………….14
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития связной речи младших школьников с ОНР 3-4 уровня……………………………………22
2.1. Цели, задачи, организация экспериментального исследования……..22
2.2. Характеристика экспериментальных методик………………………...22
2.3. Анализ результатов исследования……………………………………..25
Глава 3. Формирование связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 3-4 уровня…………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………38
Библиографический список…………………………………………………39
Приложение………………………………
В ряде упражнений дети не могут добавить недостающее слово, точное по смыслу: гремит..., стрекочет..., порхает..., звенит... и т. д. Задания на подбор однокоренных слов, синонимов, составление сложных слов им практически почти недоступны.
Недостаточно усвоили эти дети обобщающие слова: транспорт, обувь, профессия и т. д. Они нередко заменяют родовые понятия видовыми: деревья-елочки, головные уборы-шапка; вместо малознакомых слов употребляют словосочетания: дупло-белка тут живет; грядка-огурчики тут растут; кран-здесь ручки моют.
Описанные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического слоя у детей школьного возраста проявляются более отчетливо при обучении в школе, создавая большие трудности в овладении письмом, чтением, учебным материалом.
Дети с III уровнем ОНР обучаются в специализированных классах коррекционного обучения при массовой школе.
IV уровень ОНР представляет собой нарушение речи, выраженное в более слабой степени, чем ОНР III уровня. Диагностируется оно у детей, которые имеют единичные нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи с интеллектом, развитие которого соответствует норме. При этом наблюдается замены или перестановки звуков, ребенок не испытывает сильных затруднений при проведении фонетико-фонематического анализа. Речь такого ребенка развернута, лексически и грамматически грамотно оформлена, не считая, опять-таки единичных ошибок.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что вопрос о развитии связной речи у младших школьников - это серьёзная научно-методическая проблема, которой уделяется большое внимание в психолого-педагогической литературе. Изучая особенности развития связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи необходимо отметить, что этот вид речевой деятельности вызывает наибольшие затруднения у детей с ОНР. Для того, чтобы обучение в школе было успешным, необходимо проведение специальных коррекционных занятий по формированию умений и навыков построения связного речевого высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи. Эта тема достаточно актуальна, так как в логопедии делается акцент на развитие связной речи у детей с ОНР, т.е. на их успешное обучение в школе.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей связной речи у учащихся младших классов с ОНР 3-4 уровня
2.1. Цели, задачи организации экспериментального исследования
Исследование проводилось на базе средней муниципальной школы. В эксперименте принимали участие 10 детей, учащихся 2-х классов общеобразовательной школы, имеющие заключение МПК ОНР 3-4 уровня (Приложение 1).
На основании анализа психолого-педагогической литературы и выдвинутой нами гипотезы целью экспериментального исследования являлось выявление особенностей описательно описательно-повествовательной речи младших школьников с общим недоразвитием речи: 3-4 уровня.
Экспериментальные задачи:
1. Подбор диагностических методик.
2. Установление критериев оценки выполнения заданий. 3. Исследование сформированности навыков связной речи. 4. Анализ полученных данных.
Применялись следующие методы:
1) Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
2) Пересказ прослушанного текста.
3) Методики индивидуального эксперимента.
2.2. Характеристика экспериментальных методик
Для исследования уровня сформированности навыков связной речи младших школьников с ОНР нами была взята методика Фотековой Т.А.
Методика 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (пять картинок).
Возможно использование какой-либо другой последовательности из 4-5 картинок.
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Оценка производилась по трём критериям:
1) Критерий смысловой целостности:
5 баллов - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
2,5 балла - допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;
1 балл - выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен;
0 баллов - отсутствует описание ситуации.
2) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
5 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
2,5 балла - рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;
1 балл - встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;
0 баллов - отсутствует описание ситуации, оформления, единичные случаи поиска слов или неточное
3) Критерий самостоятельности выполнения задания:
5 баллов - самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
2,5 балла - картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;
1 балл - раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;
0 баллов - невыполнение задания даже при наличии помощи.
Методика 2. Пересказ прослушанного текста.
Инструкция:сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.
В методике используется короткий текст из пособия И.Н. Садовниковой (1983) (Приложение 2).
Рассказ предъявляется не более двух раз.
Оценкапроизводится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок:
1) Критерий смысловой целостности:
5 баллов - воспроизведены все основные смысловые звенья;
2,5 балла - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;
1 балл - пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации;
0 баллов – невыполнение.
2) Критерий лексико-грамматического оформления:
5 баллов пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;
2,5 балла - пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;
1 балл - отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;
0 баллов - пересказ не доступен.
3) Критерий самостоятельности выполнения:
5 баллов самостоятельный пересказ после первого предъявления;
2,5 балла - пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;
1 балл – пересказ по вопросам;
0 баллов - пересказ даже по вопросам не доступен.
В каждом из двух заданий суммируются баллы по всем трем критериям. Для получения общей оценки за всю серию баллы за рассказ и пересказ складываются.
Высоким уровень развития связной речи считается, если испытуемый набрал от 21 до 30 баллов за оба задания, средним – при сумме баллов от 11 до 20, низким – при сумме баллов от 0 до 10.
2.3. Анализ результатов исследования
– Методика 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (пять картинок).
Составление связного самостоятельного рассказа оказалось доступным не для всех испытуемых. Требовалось помощь: вспомогательные вопросы, указания на соответствующую картинку, конкретную деталь. Для девяти испытуемых были характерны затруднения при переходе от одной картинки к другой (перерыв в повествовании, затруднения в самостоятельном продолжении рассказа).
Помимо несформированности навыков связанного рассказывания ошибки, в данном виде рассказывания, по-видимому, это можно объяснить недостаточной подвижностью, слабой переключаемостью внимания, восприятия памяти детей данной группы. Отмечались пропуски моментов действий, представленных на картинках или вытекающих из изображенной ситуации. У двух детей рассказы сводились к простому названию действий персонажей и их действий.
У учащихся возникли трудности в полной, точной, передаче наглядного сюжета, отставало смысловое обобщение сюжетной ситуации. Один ребенок, несмотря на оказываемую помощь, совсем не смог выполнить задание. У пяти детей ярко выражены грамматические нарушения. В четырех случаях преимущественное повторение одних и тех же лексических средств. Результаты в таблице 2 (Приложение 4).
– Методика 2. Пересказ прослушанного текста.
По результатам обследования из десяти детей не смогли выполнить задание, остальные составили пересказ с той или иной помощью экспериментатора.
Было установлено, что затруднения у детей чаще всего возникли в начале пересказа, при воспроизведении последовательности новых событий.
В пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения (неоднократные повтора фраз и их частей, искажение смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов). У шести детей трудности в составлении пересказа носили резко выраженный характер (смысловые пропуски, нарушения связности, пропуски фрагментов текста и т.п.).
Для трех детей было характерно повторение одних и тех же лексических средств, неточность знания обиходных слов, лексические парафазии. Двум детям требовалось повторное чтение текста, а восьми детям подсказки по ходу рассказывания (дополнительные вопросы).
Подводя общий итог обследования, нами были определены суммарные значения баллов, полученных каждым ребенком за оба задания. В итоге, нами было выявлено, что высокий уровень сформированности навыков связной речи имеется только у одного ребенка; шесть детей обнаружили средний уровень развития связного речевого высказывания; у троих детей уровень сформированности связной речи оказался низким. Результаты - в таблицах 1, 2 (Приложение 5).
Анализ выполнения заданий позволяет сделать следующие выводы:
– большинство детей с ОНР не выходят за рамки среднего уровня сформированности навыков связного речевого высказывания;
– большому количеству испытуемых требовалась помощь экспериментатора;
– отмечались серьезные затруднения в структурной организации рассказа. Было характерно нарушение логики и композиционного построения:
– для высказываний детей было характерно наличие структурного и морфемного аграмматизма, повторяемость одних и тех же лексических средств.
Таким образом, у детей младшего школьного возраста с общим речевым недоразвитием (III-IV уровня) отмечается отставание в формировании навыков связной речи, что подтверждает принятую нами в начале исследования гипотезу, что у детей с ОНР недостаточно сформированы навыки связного речевого высказывания, что связано с затруднением в построении связной речи. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.
Глава 3. Формирование связной речи у младшых школьников с ОНР 3-4 уровня
Усвоение школьных знаний значительно усложняется для детей, речь которых имеет недостатки. Поэтому для детей с ОНР 3-4 уровня центральной задачей является формирование и совершенствование связной речи.
Для этого учителю и логопеду следует предусмотреть систему специальных упражнений (с учетом развития этих умений у каждого ученика) которых учитель должен:
– создавать ситуацию речевого общения в классе, моделирующую реальное устное общение. С этой целью ему следует (порой в достаточно быстром темпе) сообщать информацию, вызывающую ответную реакцию учеников;
– побуждать их высказыванию собственное отношение к тому или иному факту, событию, явлению;
– добиваться использования усвоенного речевого материала;
– направлять внимание учащихся на содержание высказываний;
– предусматривать формирование различных видов связной речи:
– сообщения, описания, повествования, рассуждения и т. д.
Одним из начальных этапов работы является обучение связности высказывания. При помощи специальных упражнений учащиеся овладевают умениями объединять в логической последовательности несколько предложений. При этом они должны соблюдать правила интонации, порядок слов, использовать союзные слова и союзы, наречия, местоимения. На первых порах можно использовать следующие тренировочные упражнения:
Информация о работе Формирование связной речи детей младшего возраста