Формирование коммуникативной культуры в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:46, реферат

Описание работы

Важную роль в семье имеет психологический климат. Психологический климат – это устойчивый эмоциональный настрой, который возникает в результате совокупности настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, другим людям, работе, окружающим событиям. Он неразрывен с идейно-нравственными ценностями семьи, является показателем качества межличностных отношений ее членов.
На благоприятный климат в семье в сильной степени влияет внутрисемейное общение, которое в свою очередь зависит от межличностной коммуникации в семье.

Содержание

Введение
1. Характер коммуникаций в семье
2. Культура взаимоотношений в семье
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по ком культ.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

Определение границ семьи. Границы семьи — это правила, определяющие, кто и как участвует во взаимодействии. Это гласные и негласные договоренности между членами семьи относительно того, кто и что может позволить себе делать в семье и вне ее (кто может приглашать гостей и каких, кто может задерживаться на работе, с кем можно встречаться вне семьи и т.п.).

Каждая семья вырабатывает свои собственные правила, а границы  семей имеют неодинаковую гибкость и проницаемость. Гибкость характеризует  способность границ семьи к изменениям. В некоторых случаях границы чересчур ригидные — это означает, что семейные правила не меняются, несмотря на изменение ситуации. Это затрудняет адаптацию семьи к новым ситуациям. Проницаемость границ — это установки, существующие в семье, относительно контактов с внесемейным окружением. Иногда семейные границы отличаются высокой проницаемостью, тогда они становятся диффузными, и это ведет к избыточному вмешательству в жизнь семейной системы других людей. Непроницаемые границы ограничивают возможность необходимого общения с внешним миром.

Для молодой пары определение границ семьи в первую очередь означает переопределение своих отношений  с родительскими семьями. Теперь роли сына и дочери должны стать  вторичными, уступив место ролям  мужа и жены.

Одной из наиболее часто встречающихся психологических проблем на этой стадии брака является проблема взаимодействия молодых супругов с родительскими семьями. Она может порождаться в большей степени кем-то из супругов либо родителями. В первом случае недостаточная зрелость одного из молодых людей, его эмоциональная зависимость от родительской семьи не позволяет сформироваться нормальной супружеской системе. Незрелый супруг продолжает вести себя, преимущественно ориентируясь на нормы, критерии и правила, существовавшие в родительской семье. Это мешает выработке молодой семьей своих собственных правил и норм. Например, жена ощущает необходимость во всем советоваться со своей матерью, и муж начинает ощущать, что этот третий человек также является членом их семьи, так как его желания и представления постоянно учитываются, а иногда он и физически присутствует в семье большую часть времени. Это вызывает недовольство у мужа, возможно, в связи с испытываемым чувством ревности или собственной недостаточной значимости. Психологическая помощь должна быть направлена на уменьшение степени близости одного из молодых супругов с родительской семьей и переориентацию его на близость со вторым супругом.

Во втором случае проблема исходит  от родителей, которым трудно снизить  степень своего участия в жизни выросшего ребенка. Если сын или дочь были единственными детьми в родительской семье, родителям бывает непросто отказаться от идеи оказания помощи, даже если молодые в ней не очень нуждаются.

Часто подобная родительская помощь имеет явно манипулятивный характер. Она может принимать различные формы: это могут быть дорогие подарки, деньги на покупку каких-либо вещей, выполнение какой-либо домашней работы в молодой семье и т.п. В таком случае, если молодой супруг принимает родительскую помощь или подарки, родители считают, что имеют право вмешиваться в жизнь молодой семьи. Скрытая подоплека подобной «помощи» может хорошо осознаваться вторым супругом и вызывать у него чувства злости или обиды. Такая ситуация обладает большим конфликтным «потенциалом», так как каждому из молодых супругов в ней трудно высказать свои претензии друг другу и родительской семье без чувства вины и ощущения собственной неблагодарности.

Слишком большое количество помощи скорее повредит молодой семье, даже если она в ней нуждается: отказ от помощи, как уже было сказано, может порождать чувство вины, а ее принятие может рождать у супругов ощущение беспомощности и неспособности самостоятельно справиться с трудностями. Все это также препятствует формированию супружеской субсистемы.

В подобных ситуациях  психологическая работа может быть направлена на осознание всеми участниками  ситуации манипулятивного характера  их взаимодействий, которые в итоге  не приносят психологического благополучия никому: родители имеют взрослого  ребенка с проблемами в семейной жизни, а молодые платят за «помощь» чувствами вины, раздражения и обиды.

Следует заметить, что  названная проблематика обычно оказывается  проблемой и для молодых супругов, и для их родителей. Вероятно, наиболее правильным вариантом оказания психологической помощи была бы работа с расширенной семьей, но это не всегда возможно. Чаще работать приходится с наиболее «доступным» членом семьи, однако при этом всегда следует учитывать остальных задействованных в ней лиц. Таким образом, супруги должны прийти к соглашению, в какой мере родители мужа или жены могут влиять на принимаемые решения; определить, в какие области жизни молодой семьи родители могут вмешиваться, а в какие — нет. Вмешательство родителей или кого-либо из родительской семьи в жизнь молодой пары может вносить в брак раскол, причем часто без осознания того, что же именно вызывает негативные чувства.

Проблема взаимоотношений  с родительской семьей также может  быть представлена как проблема дистанции. Слишком близкая дистанция, как  уже было сказано, мешает формированию собственного пространства молодой семьи. Для того чтобы защитить независимость семьи, молодые люди могут начать требовать от родителей, чтобы они перестали приходить в их дом, или отказываются ходить в гости к родителям супруга. Однако и попытки стать совершенно независимыми и полностью отделиться от родителей также будут работать на разрушение брака. Искусство жить в браке, по словам Дж.Хейли, предполагает достижение независимости в сочетании эмоциональных связей с родственниками.

Ученые попытались выделить факторы, которые могут осложнить  формирование внутрисемейной коммуникации на начальной фазе развития семьи.

  1. Пара встречается или заключает брак вскоре после утраты значимого человека.
  2. Супружеские отношения формируются на фоне стремления дистанцироваться от родительской семьи.
  3. Семейные традиции и происхождение супругов существенно различаются (например, религиозные убеждения, образование, национальная принадлежность, социальный класс, возраст и т.п.).
  4. Супруги выросли в семьях с разным составом (например, многодетная семья и семья с одним ребенком).
  5. Пара проживает слишком близко или слишком далеко хотя бы от одной из родительских семей.
  6. Пара зависит от членов расширенной семьи материально, физически или эмоционально.
  7. Брак заключается в возрасте до 20 или после 30 лет.
  8. Брак после периода ухаживания менее 6 месяцев или более 3 лет.
  9. Свадьба в отсутствие членов семьи или друзей.
  10. Беременность жены до свадьбы или в течение первого года после замужества.
  11. Плохие отношения одного из супругов со своими близкими или родителями.
  12. Собственное несчастливое, по мнению хотя бы одного из супругов, детство или отрочество.
  13. Нестабильность брачных партнеров в одной из расширенных семей.

После перечисления столь  обширного списка неблагоприятно влияющих на семью факторов остается только удивляться тому, что какие-то семьи способны сохраниться. Но при более внимательном рассмотрении описанных трудностей их можно свести к проблемам, которые уже обсуждались: несформированная идентичность или низкая самооценка и связанное с ними компенсаторное поведение и вытекающая из этого проблема установления внешних границ семьи и внутрисемейных подсистем.

Таким образом, на начальном  этапе существования семьи формирование внутрисемейной коммуникации означает выработку правил взаимодействия между супругами, т.е. нахождение степени их эмоциональной близости и способов решения конфликтов и определение.

Типы психологических  отношений в браке. В психоаналитическом подходе предлагается выделение определенных типов личности и их возможных комбинаций, удачных и неудачных для супружеской жизни. При этом выделяемые типы личности не являются типами в прямом смысле этого слова — они представляют собой не столько констелляции личностных черт, сколько описание устойчивых способов поведения с брачным партнером. Вот какую классификацию предлагают специалисты.

  1. Партнер, ориентированный на равноправие, ожидает равных прав и обязанностей.
  2. Романтический партнер ожидает душевного согласия, хочет создать крепкие узы любви, большое значение для него имеют сентиментальные символы. Чувствует себя обманутым, когда партнер отказывается играть с ним в эти романтические игры.
  3. Родительский партнер с удовольствием заботится о другом, воспитывает его.
  4. Детский партнер привносит в супружество некоторую спонтанность, непосредственность и радость, но, вместе с тем, приобретает власть над другим путем проявления слабости и беспомощности.
  5. Рациональный партнер следит за проявлением эмоций, точно соблюдает права и обязанности. Ответственный человек, трезв в оценках. Хорошо приспосабливается к жизни, несмотря на то, что партнер не ведет себя таким же образом. Может ошибаться относительно чувств своего партнера.
  6. Товарищеский партнер хочет быть сотоварищем и ищет для себя такого же спутника, с которым мог бы разделить повседневные заботы, прожить жизнь. Не претендует на романтическую любовь и принимает как неизбежное обычные тяготы семейной жизни.
  7. Независимый партнер сохраняет в браке определенную дистанцию по отношению к своему партнеру. Стремится избежать излишней интимности в отношениях и хочет, чтобы партнер с уважением относился к этим его требованиям.

К комбинациям, которые  могут повлечь за собой возникновение  проблем, относятся следующие:

    • оба партнера принадлежат к родительскому типу;
    • оба партнера принадлежат к детскому типу;
    • один партнер родительского или детского типа, другой — независимого типа;
    • один партнер романтического типа, другой — равноправного, рационального, независимого или детского типа.

Брак партнеров романтического типа представляет собой напряженный и недостаточно стабильный союз, поскольку романтические отношения с течением времени постепенно тускнеют, и оба партнера могут начать искать их в других связях вне брака. Если попытаться провести какие-либо параллели с воззрениями других авторов, то можно сказать, что это брак партнеров, не достигших стадии зрелой любви.

Другие ученые психодинамического направления описывают следующие  неконструктивные типы взаимоотношений, связанные с личностными особенностями  партнеров:

жена имеет романтическо-истерический тип, страдает от недостатка внимания и ласки, а муж холоден, имеет психастенический склад характера;

  • муж ищет в жене мать, которая постоянно заботилась бы о нем;
  • оба партнера зависимого типа;
  • оба партнера (или один из них) с паранойяльной психикой
  • Жена, страстно мечтающая о любви, и эмоционально холодный

Существуют и другие типологии взаимоотношений в  браке, построенные по различным  основаниям в зависимости от того, на чем сконцентрирован интерес  исследователя. Работая с конкретной семьей, имеющей проблемы во взаимоотношениях, можно опираться на любую, наиболее подходящую в данной ситуации классификацию. Использование психоаналитических классификаций в большей степени предполагает работу с внутриличностными конфликтами одного из супругов (в более редких случаях — обоих супругов). Использование других классификаций, в которых выделяются адаптивные и неадаптивные типы, скорее ориентирует на замену менее адаптивных вариантов взаимодействия более адаптивными.

Таким образом, типы браков представляют собой, по сути, различные варианты внутрисемейных коммуникаций.

 

 

Культура взаимоотношений в семье

 

Формирование культуры семейных отношений всегда опирается на нормы и правила поведения в обществе, в том числе на формальность и условности, и не является чем-то новым. Что такое формальность в культуре поведения супругов? Это внешне красивая, гармоничная форма общения, соблюдение определённых, предъявляемых семьёй и обществом к поведению супруга

 Один и тот же  поступок может быть приятен  или нет, прекрасным и безобразным для близких людей. При ссорах жена может обидеться и не высказывать ненависти, презрения. А бывает, что супруга может выбежать на улицу и скандалить, привлекать внимание соседей– такое поведение оправдать трудно. В первой ситуации скорее появится желание помириться, попросить у жены прощения, а во втором – появится только ещё больше враждебности.

Культурное обхождение с поссорившимся супругом, когда  он неприятен и вызывает раздражение, невозможно при определенной доле условности и искусственности, но это не является лицемерием. Это уважение к семье в целом, к себе как к члену этой семьи. Немецкий поэт Шиллер точно подметил сущность грубости: “Грубость отказывается от условностей, потому что они ей не под силу”. Первый признак её – это не думать о том, нравится или не нравится это другому.

Информация о работе Формирование коммуникативной культуры в семье