Физиологические и психологические изменения в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:44, реферат

Описание работы

Физиологические изменения. Под половым созреванием имеется в виду двухлетний период интенсивного роста, который предшествует половой зрелости. Половая зрелость у девочек начинается с первым менструальным циклом. У мальчиков нет такого ярко выраженного события. У большинства девочек половое созревание начинается в 11 лет, и первый менструальный цикл бывает двумя годами позже – в 13 лет. Но у довольно многих девочек половое созревание начинается в 9 лет. Бывает, что оно начинается только в 13 лет. В исключительных случаях половое созревание девочек начинается уже в 7 лет или только в 15 лет.

Работа содержит 1 файл

дипломная.docx

— 49.85 Кб (Скачать)

       В поведении  таких подростков могут быть  нарочитость, демонстративность,  стремление шокировать, при этом  их главная цель – привлечь  к себе внимание любым способом, вернуть прежнюю любовь родителей.

       Однако с родителями они ведут себя вызывающе, могут прогуливать школу или нелепым образом изменить  свою внешность. Такое поведение чаще всего свойственно подросткам  с истерическими чертами характера – истерической психопатией или акцентуацией характера. Несмотря на все трудности их поведения, такие подростки своими поступками как бы взывают о помощи: «ПОМОГИТЕ МНЕ, ПОЛЮБИТЕ МЕНЯ, Я ТАК ОДИНОК!» Они не умеют выразить это словами (такое выражение эмоционального состояния вообще не свойственно подросткам) и тем более не скажут этого родителям, на которых обижены за невнимание, но этот безмолвный призыв о помощи отчётливо звучит в каждом их поступке.

       Реакция имитации. Имитация – это стремление подражать во всём кому-либо. В детстве ребёнок подражает своим родителям, старшим братьям или сёстрам и вообще многим взрослым. Дети играют в игры, отражающие ситуации, участниками или свидетелями которых они были, например после посещения поликлиники или прихода врача на дом они играют в доктора и больного, причём стараются копировать интонации, жесты, голоса. Играя в «дочки-матери», они подражают интонациям и поведению своей матери. Школьники играют в ученика и учителя. Дети, видевшие, как их родители употребляют спиртное, играют в гостей, при этом со всей серьёзностью разливая «вино» по бокалам, чокаются друг с другом и говорят подслушанные у взрослых фразы. И так далее.

        В подростковом  возрасте они обычно избирают  себе кумира – киногероя, актёра, популярного певца или музыканта  и стараются копировать его  и в одежде, и в причёске, и  в поведении. Иногда они, подражая  популярным спортсменам, начинают  заниматься карате, силовыми видами  спорта.

        Когда они  в качестве кумира избирают  положительного героя и в своём  стремлении к подражанию не доходят до крайностей, то в этом никакой патологии нет, как правило, с возрастом это проходит. Но если объектом подражания станет отрицательный герой,  то подросток со свойственным его возрасту максимализмом постарается «переплюнуть» его во всех его отрицательных поступках. Самые большие неприятности возникают, когда подросток избирает объектом для подражания реального человека – взрослого или сверстника, имеющего отрицательные наклонности.  Открыв рот, подростки с упоением слушают о подвигах асоциальных личностей, не имея возможности определить, где правда, а где ложь и вымысел, а те, найдя в их лице благодарных слушателей, ещё больше привирают, чтобы заинтересовать и привлечь подростков.

       Подросткам льстит внимание взрослого человека, тем более что тот общается с ним как бы на равных. Постепенно «кумир» начинает вовлекать подростков в пьянство, наркоманию, вначале покупает спиртное или наркотики на свои деньги, затем требует, чтобы они просили деньги у родителей или приносили из дома ценные вещи.

       Отказать такому  кумиру подросток не в состоянии,  иначе он станет в глазах  других посмешищем, маменькиным  сынком, трусом и т.д. 

       Собственной нравственной  позиции у подростков ещё нет,  и они не до конца осознают, что такое преступление, закон,  тюрьма и все, что с этим  связано. Подростки не знают  и не боятся социальных последствий  правонарушений.

        Даже кратковременное  пребывание в такой зависимости  заметно сказывается на поведении  подростка. Прежде послушный и  хороший ученик перестаёт подчиняться  родителям, становится скрытным, огрызается на расспросы родителей  или ведёт двойную жизнь. 

       Обычно такие  подростки формируются в группы, состоящие в основном из мальчиков.  Но иногда в группу входят и девочки, которые полностью подчиняются всем требованиям лидера и нормам поведения, установленным им. Случается, что внешне непривлекательных девочек в группе используют для удовлетворения сексуальных потребностей, и они, ранее не имевшие успеха у сверстников и завидовавших своим более красивым подругам, расценивают это как мужское внимание, гордятся этим и хвастаются перед сверстницами.

        В подобной  группе девочки наравне с мальчиками  вовлекаются в пьянство, наркоманию  и криминальную деятельность.

       Реакция группирования со сверстниками. Реакция группирования со сверстниками в крайних выражениях по своим проявлениям близка к вышеописанной реакции, за исключением того, что здесь нет взрослого отрицательного лидера. Стремление к группированию со сверстниками вообще присуще подростковому возрасту, даже если это не достигает степени крайних, асоциальных проявлений. Иногда подростки могут группироваться и по интересам, в том числе не всегда положительным.

      Делинквентное поведение. Термином «делинквентное поведение» обозначают различные проступки, повинности, систематические прогулы школьных занятий, нарушение общественных норм поведения, мелкое хулиганство и мелкое воровство. От криминальных действий такое поведение отличается незначительностью правонарушений и обычно не влечёт за собой уголовного наказания.

       Причинами такого  поведения подростков обычно  бывают недостатки воспитания. Безнадзорность, отсутствие семейного контроля  и внимания родителей – это  основа для делинквентного поведения  в подростковом возрасте. Обычно  таким поведением грешат подростки  из неполных семей, когда нет  отца или матери, или из так называемых деформированных семей – когда мать повторно выходит замуж.

       Реакция эмансипации. Реакция эмансипации – это борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. Он хочет освободиться от контроля и опеки взрослых любыми способами.

      Чем больше подростка контролируют и подавляют, тем больше он хочет избавиться от влияния взрослых. Наперекор им он начинает всегда поступать по-своему, демонстрирует всем, что он уже самостоятельный. С таким поведением наверняка сталкиваются многие учителя и родители, объясняя это упрямством и неподчинением их авторитету. На самом деле это вполне закономерная реакция для этого возраста, и со временем она проходит.

      Крайние формы  эта реакция приобретает именно  при неправильном поведении родителей  – если они его гиперопекают  или проявляют деспотизм и  требования беспрекословного подчинения. Чем больше родители проявляют свой деспотизм, тем неправильнее ведут себя подростки. Данная ситуация может привести к побегам из дома и бродяжничеству.

       У некоторых  слабых подростков, имеющих деспотичных  родителей, особенно в неполных  семьях, когда мать подавляет  ребёнка, Эта зависимость остаётся  на всю жизнь. Даже будучи  в браке и имея собственных  детей, такие мужчины и женщины,  как говорится, «держатся за  материнскую юбку», нуждаются  в опеке, бегают к матери  за советом по любому пустяковому  поводу, беспрекословно подчиняются  ей и шагу не могут ступить  без её одобрения. 

       Побеги из дома. Есть много причин побегов детей из дома: например, когда с ними плохо обращаются, унижают или бьют, когда родители – алкоголики.

       Многие девочки  убегают после сексуального со  стороны отчима или пьяного  отца, когда мать не смогла  или не захотела защитить их  от этого. Побег может быть вызван реакцией оппозиции.

       Обычно первый  побег бывает после какой-то  ссоры или психической травмы,  а затем эта форма реагирования  закрепляется, и в дальнейшем  подросток уже на любую неприятность  отвечает побегом из дома. Побеги  можно рассматривать как реакцию  протеста на недостаточное внимание  родителей или на их чрезмерные  требования и деспотизм, протест  против навязываемого ими образа  жизни, который он возненавидел. Многие подростки воспитываются  во внешне благополучных семьях  с нормальным материальным положением, но сбежав из дома, они избавляются  от надоевшей опеки  и контроля  учителей и родителей, от всех  обязанностей и принуждений, расценивая  новую жизнь как лёгкую, весёлую  и свободную. Им нравится, что они сами себе добывают средства к существованию, могут, не опасаясь наказания родителей, развлекаться так, как они хотят, приобретая жизненный и сексуальный опыт. Им кажется, что родители не принимают их всерьёз, игнорируют их интересы, относятся к ним как к маленьким детям. Девочки недовольны, что родители запрещают пользоваться им косметикой, носить одежду, которая им нравится, контролируют, с кем они проводят время и как развлекаются, особенно при раннем начале сексуальной жизни. Они считают своих родителей старыми отсталыми консерваторами, не понимающими и не приемлющими образа жизни молодёжи.

       В некоторых  случаях побег из дома случается  после того, как подросток совершил  проступок и боится наказания  взрослых, особенно часто это  происходит с робкими, «забитыми»  подростками, которых часто жестоко  наказывают родители. Убежав из дома, ребёнок старается забыть тяжёлую обстановку в своей семье и свой проступок, который толкнул его на побег.

       Иногда подростки совершают побеги из дома из-за недостаточного надзора или ради поиска развлечений и новых впечатлений, приключений и свободы.

       Часто убегают  из дома дети и подростки,  склонные к фантазёрству и  мечтательности, начитавшись книг  о знаменитых путешественниках, дальних странах и мечтая о  приключениях.

       Если побег  был связан с тем, что дома  с ними плохо обращались, подростки  категорически не хотят возвращаться  домой. 

       Дромомания. Дромомания – это склонность к бродяжничеству. Она рассматривается психиатрами как один из вариантов расстройства контроля над импульсивными побуждениями – обычно это неудержимое влечение к дальним странствиям.

       Истинная дромомания  встречается значительно редко,  в основном при психических  заболеваниях – шизофрении, эпилепсии.  Побеги таких больных обычно  возникают без какой-либо внешней  причины или мотива, им предшествует  беспричинно изменившееся настроение, и сами подростки потом не  могут объяснить, что их толкнуло  на побег. Нередко они сами  возвращаются домой измученными  и голодными. Дромомания – это импульсивное влечение, обусловленное самим психическим заболеванием.

       Реакция увлечения. Большинству подростков свойственны различные увлечения и хобби. Они могут быть устойчивыми, например коллекционирование, занятия спортом, но могут быть и нестойкими, когда подросток увлекается то одним, то другим.

       В большинстве  случаев в этом нет никакой  патологии, со временем эти  увлечения проходят или сохраняются,  но отрицательного воздействия  на поведение ребёнка не оказывают. 

       Патологией являются  чрезмерно выраженные увлечения,  когда из-за них подросток забрасывает  школьные занятия и всё свое свободное  время отдаёт своему хобби. Бывает, что для пополнения своей коллекции или добычи денег для  этой цели подросток совершает противоправные действия (например, мелкое воровство, попрошайничество), может сойтись с асоциальными личностями.

       Чрезмерным бывает  и увлечение силовыми или боевыми  видами спорта. Некоторые подростки  злоупотребляют анаболиками для  наращивания мышечной массы, что  причиняет значительный вред  здоровью.

       Реакция компенсации и гиперкомпенсации – это возникновение личностных проявлений и таких форм поведения, с помощью которых подросток старается скрыть, замаскировать свои слабые стороны. Они могут являться средствами психологической защиты: например, когда подросток переживает чувство собственной неполноценности из-за своего физического или психологического недостатка.

       При реакции  гиперкомпенсации поведение может  иметь даже карикатурный характер, из-за чего могут ухудшиться  отношения с окружающими и  возникнуть дезадаптация.

       Примером реакции  гиперкомпенсации может быть  показная бравада, стремление  занимать общественные посты,  нелепое изменение внешнего вида, курение и употребление спиртного,  наркотиков у неуверенных в  себе, робких подростков.

       Иногда реакция  компенсации проявляется лишь  в мечтах и фантазиях подростка.  Например застенчивая или внешне  непривлекательная девочка  в  своих фантазиях видит себя  роковой красавицей, в которую  влюблены все её одноклассники  и даже взрослые мужчины. Физически слабый подросток может в своих мечтах представлять себя атлетом и этим как бы компенсирует собственное чувство неполноценности. Ребёнок, страдающий заиканием, может представлять се5бя великолепным и красноречивым оратором. Если ребёнка подавляют деспотичные родители, добиваясь беспрекословного послушания, он может компенсироваться в играх с младшими детьми, где он становится лидером и требует безоговорочного подчинения.

      Реакции компенсации  и гиперкомпенсации чаще всего  свойственны подросткам, которым  родители уделяют мало внимания  и любви, сиротам, детям, растущим  в неполных или деформированных  семьях, а также подросткам, страдающим  комплексом неполноценности из-за  физического дефекта, дефекта  речи, подросткам-инвалидам и страдающим  неврозами.

       Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Сюда относят различные виды онанизма (мастурбации) у подростков, включая групповую и совместную мастурбацию, раннее начало половой жизни, беспорядочные половые связи, например в подростковой группе.

       Вовлечение подростка в группу может быть вызвано именно рано пробудившимся сексуальным влечением, реализовать которое в иных условиях подросток не может. Доступность девочек – членов группы, может показаться весьма привлекательной для подростка, и именно по этой причине он стремится в такую группу.

       Формирующееся сексуальное влечение ещё не дифферинцировано, поэтому для его удовлетворения могут использоваться им сексуальные извращения – транзиторный подростковый гомосексуализм, фроттеризм, эксгибиционизм, садизм и мазохизм.

Информация о работе Физиологические и психологические изменения в подростковом возрасте