Физиологические и психологические изменения в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:44, реферат

Описание работы

Физиологические изменения. Под половым созреванием имеется в виду двухлетний период интенсивного роста, который предшествует половой зрелости. Половая зрелость у девочек начинается с первым менструальным циклом. У мальчиков нет такого ярко выраженного события. У большинства девочек половое созревание начинается в 11 лет, и первый менструальный цикл бывает двумя годами позже – в 13 лет. Но у довольно многих девочек половое созревание начинается в 9 лет. Бывает, что оно начинается только в 13 лет. В исключительных случаях половое созревание девочек начинается уже в 7 лет или только в 15 лет.

Работа содержит 1 файл

дипломная.docx

— 49.85 Кб (Скачать)

1.5 . Физиологические и психологические изменения в подростковом возрасте.

    Физиологические изменения. Под половым созреванием имеется в виду двухлетний период интенсивного роста, который предшествует половой зрелости. Половая зрелость у девочек начинается с первым менструальным циклом. У мальчиков нет такого ярко выраженного события. У большинства девочек половое созревание начинается в 11 лет, и первый менструальный цикл бывает двумя годами позже – в 13 лет. Но у довольно многих девочек половое созревание начинается в 9 лет.  Бывает, что оно начинается только в 13 лет. В исключительных случаях  половое созревание девочек начинается уже в 7 лет или только в 15 лет. Более позднее или раннее половое созревание не означает неправильного функционирования желез внутренней секреции.  Это значит только то, что они работают по разным расписаниям. Это индивидуальное расписание – вероятно наследственная черта. Если половое созревание у родителей наступило позже, то у их детей оно обычно наступает позже.      

     Половое созревание мальчиков начинается в среднем на два года позже, чем у девочек. Если у девочек половое созревание начинается в среднем в 11 лет, то у мальчиков – в 13 лет. Оно может начаться уже в 11 лет или в редких случаях даже раньше, но может задержаться и до 15 лет, а у очень немногих мальчиков – и дольше.  Мальчик начинает расти с удвоенной скоростью. Его половые органы интенсивно развиваются и вокруг них вырастают волосы. Позже начинают расти волосы под мышками и на лице. Голос ломается и становится ниже.                     

    За двухлетний период  тело мальчика почти завершает  превращение в мужчину. В последующие  2 года его рост будет медленно  увеличиваться на 5-6 см в год  и затем практически остановится.    

      Мальчик, так же  как и девочка, может пережить  период  физической и эмоциональной  неловкости, стараясь научиться  управлять своим новым телом  и новыми чувствами.  Так же  как его голос – то высокий,  то низкий, сам он – одновременно  и мальчик и мужчина. 

       Здесь уместно  поговорить о трудностях взаимоотношений  между мальчиками и девочками  в школе в период полового  созревания и зрелости.  В одном  классе учатся мальчики и девочки  одного возраста, но между 11 и 15 годами девочка практически на 2 года старше мальчика того же возраста.

       Она опережает  мальчика по развитию, она выше  ростом, у неё более «взрослые»  интересы. Ей хочется ходить на  танцы и принимать ухаживания, а он ещё маленький дикарь, который считает постыдным обращать  внимание на девчонок. В этот  период при организации внеклассных  мероприятий лучше объединять  различные возрастные группы, чтобы  детям было интереснее.

       Мальчик, чье  половое созревание задерживается,  который всё ещё меньше других  по росту, в то время как  его товарищи вырастают в мужчин, ещё больше нуждается в утешении, чем отстающая в половом созревании  девочка. Рост, телосложение и  сила играют огромную роль  в глазах детей этого возраста. Но в некоторых семьях, вместо  того, чтобы успокоить мальчика, что со временем и он вырастет  на 24-27 см, родители ведут мальчика  к врачу, умоляя провести курс  специального лечения. Это ещё  больше убеждает мальчика, что  с ним действительно что-то  не в порядке. Разумнее и  безопаснее позволить нормальному  мальчику развиваться в соответствии со своим индивидуальным, врождённым «планом».

       Половое созревание  меняет структуру кожи. Поры увеличиваются  и выделяют больше жира. От  скопления жира, пыли и грязи  образуются угри. Угри ещё больше  расширяют поры, что облегчает  проникновение под кожу бактерий, вызывающих небольшую инфекцию  или прыщик.  У подростков также  усиливается выделение пота.

       Психологические изменения. В результате всех физиологических и эмоциональных перемен, внимание подростка обращается на самого себя.  Он становится более чувствительным и застенчивым. Он расстраивается из-за малейшего дефекта, преувеличивая его значения (девочка с веснушками может думать, что они её уродуют).  Небольшая особенность строения его тела или функционирования организма сразу же убеждает мальчика, что он не такой, как все, что он хуже других. Подросток так быстро меняется, что ему трудно разобраться, что он собой представляет. Его движения становятся угловатыми, потому что он ещё не может управлять своим новым телом так легко, как раньше; аналогично вначале ему трудно управлять и своими новыми чувствами.  Подросток легко обижается на замечания. В какие-то моменты он чувствует себя взрослым, умудрённым жизненным опытом и хочет, чтобы окружающие относились к нему соответственно. Но в следующую минуту он чувствует себя ребёнком и ощущает необходимость в защите и материнской ласке. Его могут беспокоить половые желания. Он ещё не очень ясно представляет себе, откуда они исходят и как поступать. Мальчики и девочки в этом возрасте часто влюбляются. Например, мальчик может восхищаться своей учительницей. Спустя некоторое время, мальчики и девочки, учащиеся в одной школе, начинают мечтать друг о друге, но пройдёт ещё много времени, прежде чем самые застенчивые найдут в себе смелость выразить свои чувства в лицо.

     Требование свободы  часто означает страх перед  ней. Почти все подростки жалуются, что родители стесняют их свободу.  Для стремительно взрослеющего  подростка естественно настаивать  на своих правах достоинстве,  приличествующих его ступени  развития.  Ему приходится напоминать  родителям, что он уже не  ребёнок. Но родители не должны  буквально понимать каждое требование  ребёнка и уступать без разговоров. Дело в том, что подростка  пугает его стремительный рост. Он совершенно не уверен  в  своей способности быть таким  знающим , умелым, утонченным и  обаятельным, каким бы ему хотелось  быть. Но он никогда не признается  в своих сомнениях ни себе, ни тем более родителям. Подросток боится своей свободы и в то же время протестует против родительской опеки.

        Подросткам  необходимо руководство. Учителя,  психиатры и другие специалисты,  работавшие с подростками, рассказывают, как некоторые из них признаются, что им хотелось бы, чтобы их  родители были с ними немного  построже, так же как родители  некоторых их друзей, и учили  бы их, что хорошо и что плохо.  Это не значит, что родители  должны стать судьями своих  детей. Если решение родителей  разумно, подросток принимает  его и в глубине души благодарен.  С одной стороны, родители в  праве сказать: «Мы лучше знаем», но с другой – они должны  чувствовать и проявлять глубокое  доверие к своему ребёнку, к  его суждениям и его нравственности. Ребёнка удерживает на правильном  пути главным образом здоровое  воспитание и уверенность в  том, что родители доверяют  ему. 

       Напряженность,  возникающая иногда в отношениях  между подростками и их родителями, частично объясняется естественным  соперничеством.  Подросток осознаёт, что пришла очередь покорять  мир, привлекать противоположный  пол, быть отцом или матерью.  Он как бы старается потеснить родителей и столкнуть их с вершин власти. Родители подсознательно это чувствуют и. разумеется, не очень довольны.

       Возможны также  трения между отцом и дочерью,  между матерью и сыном. Родители, безусловно, привязаны к своим  детям-подросткам, и это помогает  нам понять, почему мать в душе  или открыто не одобряет девушек, которые нравятся сыну, и почему отец может бурно возражать против молодых людей, ухаживающих за его дочерью.

 

1.6 Нарушения поведения у подростков.

       Проблема нарушения  поведения в подростковом возрасте  стала наиболее актуальной в  последнее десятилетие и во  многом связана с таким феноменом,  как акселерация, т.е. ускорение  физического развития и полового  созревания. Хотя большинство современных  подростков уже в 13-15 лет по  своему внешнему виду и сексуальному  развитию соответствуют 18-19-летним  юношам и девушкам, в своём  поведении и эмоциональных проявлениях  многие остаются инфантильными.  Несмотря на кажущуюся взрослость  и высокий рост, особенности психики, присущие их истинному возрасту, сохраняются.

        У многих  подростков наблюдается явный  диссонанс между физическим и  социальным развитием. Некоторые  стороны психического развития  не успевают за ускоренным  физическим развитием, и могут  сохраняться детские интересы  и неустойчивость выражения эмоций, внушаемость, подверженность чужому  влиянию,  неразвитое чувство  ответственности и долга, причудливо  переплетающиеся с внешней кажущейся  взрослостью.  В выраженных случаях  наблюдается дисгармоничный инфантилизм.

       Инфантильные  подростки не способны критически  оценивать себя и свои поступки. Они требуют от окружающих, чтобы  к ним относились как ко  взрослым, какими они стали внешне  выглядеть и каковыми сами  оценивают себя. Им хочется быть  самостоятельными, но дома их  ограничивают родители, а в школе  их поведение контролируют учителя.  Поэтому они находят компенсацию  своей независимости вне дома  и школьных стен.

       Помимо проблем,  связанных с диспропорцией физического  и психологического развития  современных подростков, существует  и диссонанс между самими подростками  одного и того же возраста. У одних физическое и сексуальное  созревание происходит быстрее,  у других медленнее.  То же  самое и в отношении материального  достатка семьи – в одном  классе или в одном дворе  могут быть дети из очень  обеспеченных семей и из семей  с малым достатком. 

       Реакция отказа. Реакция отказа от общения, игр, приёма пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков может быть у подростков, когда родители запрещают им общаться с привычной компанией сверстников.  В нерезкой форме она может проявиться у подростков, внезапно оторванных от привычного места жительства или общения: например перевод в новую школу или переезд на новое место жительства.  В таких случаях подросток общается со всеми, кроме родителей, считая их виновными. Эта реакция может быть и у детей , лишившихся родителей и взятых на воспитание в другую семью.

       Особенно выражена  реакция отказа, если ребёнок  попадает в условиях, где всё  разительно отличается от его  домашнего уклада и где с  ним чрезмерно строги, наказывают его и он лишён любви и заботы. При этом подросток испытывает чувство отчаяния, ему кажется, что в его жизни произошло непоправимое событие.

       Внешне подростки  выглядят подавленными, поникшими,  печальными, ходят с опущенной  головой, сторонятся сверстников  и воспитателей, могут пассивно  подчиняться требованиям взрослых, но сами на контакт не идут.

       Если ситуация  не меняется и подросток продолжает  вести себя так же, то могут  возникнуть подозрения о психическом  заболевании или умственной отсталости. Но стоит подростку попасть  в нормальные условия, где к нему относятся тепло и ласково, или он возвращается в семью, как его поведение нормализуется и никаких психических нарушений не наблюдается.

       Реакция протеста (оппозиции). Это одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и направленностью. Чаще всего реакция протеста возникает у подростка, когда в семье конфликтная обстановка, и эта реакция направлена против родителей, которые, по мнению подростка, виноваты перед ним. Протестные формы поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемлённое самолюбие, недовольство требованиями или отношением близких.

       Протестные реакции могут быть у подростков из-за предъявляемых родителями чрезмерных претензий,  требований выдающихся успехов, когда родители пытаются сделать из ребёнка вундеркинда, ставят перед ним непосильную задачу в совершенстве овладеть иностранным языком, каким-либо видом спорта, в занятиях музыкой и прочее, требуют примерного поведения, чтобы он стал отличником в школе или походил на кого то из своих сверстников, а подросток не в состоянии соответствовать тому, чего ожидают от него родители.  Реакции протеста подростки могут проявить и в школе, если учителя ругают их за плохую успеваемость или какие-то проступки.

       Реакции протеста  бывают пассивными и активными.  Пассивные реакции протеста –  это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого,  который вызвал такую реакцию,  утрата прежнего эмоционального  контакта и стремление избегать  общения с ним.

       Активные реакции протеста проявляются в виде непослушания, грубости, вызывающего и даже агрессивного поведения в ответ на конфликт, неправильные методы воспитания, наказания, упрёки, оскорбления. Возникает психотравмирующая ситуация с отрицательно окрашенными переживаниями подростка. Протестная реакция направлена против тех лиц, которые явились источником переживаний. Такие реакции сравнительно непродолжительны и свойственны подросткам с возбудимым типом акцентуации характера. У подростков же с психопатией реакции протеста могут быть интенсивными, сопровождаться двигательным возбуждением по типу «двигательной бури», когда подросток в гневе может проявить агрессию, сломать предметы, разразиться бурной, злобной тирадой в адрес тех, кто, по его мнению, виноват в такой ситуации. Наряду с нарушением поведения у подростка возникают и вегетативные реакции – лицо краснеет, потоотделение повышено, пульс учащён, подросток часто и глубоко дышит.

       Активные реакции  протеста могут выражаться и  в стремлении делать назло,  причинить вред обидчику, отмстить  с помощью оговора, лжи, кражи,  вплоть до жестоких поступков  и даже убийства животного,  принадлежащего человеку, обидевшему  подростка. В некоторых случаях  реакция протеста может закрепиться и в последующем распространяется на взрослых вообще. Подросток может проявить протестную реакцию в разной обстановке, и сила его реакции может не соответствовать раздражителю.

        Из-за обиды,  после наказания или из-за чрезмерных  претензий родителей подросток  может убежать из дома.

        Реакция оппозиции  бывает и при повторном браке  родителей, когда в семье появляется  отчим или мачеха и их дети  или если в семье рождается  ещё один ребёнок. В этих  случаях это своеобразная детская  ревность, когда подростку уделяется  меньше внимания, чем раньше, и  это соперничество с новым  членом семьи за ту же степень  внимания матери.

Информация о работе Физиологические и психологические изменения в подростковом возрасте