Философская классификация потребностей человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:32, реферат

Описание работы

В современной теории менеджмента существует несколько классификаций потребностей человека, которые направлены на решение задач связанных с максимальным использованием потенциал работников, реализуя их потребности, как мотивационный элемент....

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ТЗ1.doc

— 198.00 Кб (Скачать)
ign="justify">     Биогенные:

    • Потребность в безопасности, самосохранении.
    • Потребность эмоционального контакта.
    • Ориентировочная потребность.
    • Потребность в двигательной активности, игре.

     Вышерасположенная потребности оказывает возвышающее, «руководящее» влияние на реализацию расположенной ниже, а нижележащая  потребность рассматривается как  опорная основа, базируясь на которой можно осуществить возвышение потребности до более совершенного состояния. Однако и данная классификация не лишена недостатков: например, тот общепризнанный факт, что познание и общение являются функциями трудовой деятельности.

     Классификация потребностей по Симонову П. В.

     1. Витальные потребности, присущие  человеку как представителю биологического  вида. Это потребность в пище, воде, сне, продолжение рода, в  защите от внешних опасностей  и т.п. Сюда же относится  и важнейшая потребность в  экономии сил, побуждающая затрачивать на достижение цели минимум усилий. Потребность в экономии сил инициирует изобретательность и совершенствование технологии, но может приобрести самодовлеющее значение и обернуться ленью.

     2. Социальные потребности в собственном смысле (поскольку социально обусловлены все потребности человека). Мы имеем в виду потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием, уважением и любовью со стороны других людей. Чрезвычайно важна потребность следования нормам, принятом в данном сообществе, без соблюдения которых любое подобное сообщество в принципе оказалось бы невозможным. Эту потребность Гегель выделил в особую группу, обозначив ее как потребность в религии, хотя в более широком смысле ее следовало бы назвать потребностью в идеологии, нормирующее удовлетворение биологических, социальных и духовных потребностей.

     3. Идеальные потребности, наиболее  ярким представителем которых  является потребность познания  себя, окружающего мира, своего места в этом мире, смысла и назначения своего существования на земле. Эта же потребность в частности, побуждает людей создавать произведения искусства и обращаться к ним.

     Витальные и социальные потребности, кроме  того, делятся на две подгруппы, которые условно можно назвать потребностями «для себя» и «для других». Идеальные потребности такого разделения не имеют, поскольку потребность познания удовлетворяется истиной, а она одна.

     Потребности представляют сегодня стратегический центр всего комплекса наук, занятых изучением человека. Без точного знания этих потребностей, их происхождения, их формирования, трансформации, взаимодействия друг с другом, с сознанием и неосознаваемыми проявлениями деятельности мозга, с эмоциями и волей трудно рассчитывать на решение таких задач, как научно обоснованное воспитание, предотвращение асоциального поведения, профилактика психических и психоматических заболеваний.

     Все вышеперечисленные теории едины  в том, что первично движет человеком  потребность физиологической удовлетворенности, но при этом регулируется при помощи социально-психологических потребностей. Когда же первая группа удовлетворяется полностью, то решающей остается вторая. Все это используется в теории и практики менеджмента.

     3. Потребности уровня  и качества жизни.

     Уровень жизни определяется доступностью благ цивилизации для индивидуума, то качество жизни является всеобъемлющей  мультидисциплинарной концепцией, возлагающей  ответственность за развитие и создание возможностей для развития на каждого  члена сообщества.

     Происхождение концепции качества жизни

     Примерно  с начала 1970-х к понятию качества жизни обратились многие ученые и  практики в нескольких очень различных  областях исследований: здравоохранение  и медицина, социальная политика, досуг  и рекреация, услуги для инвалидов, жилищное строительство, планирование и развитие общества, экономика. Вначале люди, работающие в этих областях, слабо обменивались информацией между собой. Скажем, врачи, использующие качество жизни как меру своей врачебной практики, пытались оценить качество лечения какого-либо заболевания, а социальные работники пытались самостоятельно оценивать подобным же образом услуги для инвалидов. Постепенно этот сепаратизм сходил на нет, и появились соглашения о том, что качество жизни — единая концепция, предназначенная для использования не только специалистами, обеспокоенными здоровьем людей, но и всеми остальными, кто хочет и может влиять на улучшение качества жизни, как больных, так и здоровых людей.

     Понимание многомерности качества жизни стало осознаваться в связи с окончанием холодной войны. Ликование относительно этой «победы» со стороны Запада было недолгим. При более глубоком размышлении окончание «холодной войны» повлияло на Запад ничуть не меньше, чем на Восток. Все меньше людей на Западе считают, что «государство всеобщего благоденствия» обеспечивается только «свободным предпринимательством». На передний план рассуждений и политических решений в развитии большинства стран мира выходит концепция качества жизни.

     Проблемы  в этой области типичны для всех стран мира — нежелание правительств и государственных чиновников передать адекватные ресурсы, или, хотя бы осознать и встать лицом к возросшему пониманию людей о своем месте в этом мире, проявлению их надежд и чаяний относительно себя и своих детей. Координация услуг, предоставляемых правительствами (а это именно услуги) для удовлетворения потребностей гражданского общества — это ещё одна проблема, которая не разрешена и сегодня. Проекты по развитию территорий, свободные экономические зоны в нашей стране и т.п., как ожидалось, разработают новые пути координирования услуг и позвоолят вовлечь людей в продвижение новых инициатив. Почему же этого не произошло в нашей стране? Что и как нужно сделать для того, чтобы качество жизни стало общей принципиальной позицией для решения этих задач?

     Мало  того, последствия реализации подобных проектов нередко оказываются весьма неприятными. Подобное происходит, когда  правительства не могут справиться с масштабом привлечённых ресурсов и взятых на себя политических обязательств, требуемых для осуществления поставленных ими же ориентиров и результатов. Глядя на качество жизни в так называемых «депрессивных регионах» (во многом результат подобных проектов), перестаёшь понимать смысл громких заявлений радикальных политиков.

     От  индивидуума к  сообществу

     Отметим, что, если улучшение качества жизни  — очевидная цель для индивидуума, то можно утверждать, что это и  цель человечества вообще. Концепция  качества жизни одновременно затрагивает  потребности и надежды как  отдельных людей, так и социальных групп, поскольку локальная среда, в которой постоянно проживает каждый из нас, включается в среду более крупного сообщества. Например, школьный класс — школа, сотрудники предприятия — район, город — область и т.д.

     Качество  жизни касается связей между этими группами, интересами индивидуумов и глобальными факторами, влияющими на их жизнь. И это не просто слова. Стремление одних людей к лучшему качеству жизни воздействует на других подобно тому, как в клинике оптимистично настроенный больной существенно влияет на настрой и желание выздороветь у всей больничной палаты. Если мы попытаемся интегрировать интересы

     процветания частных лиц в интересы сообщества, а не наоборот, тем самым мы сможем получить критическую массу людей, готовую к улучшению качества жизни своего сообщества. Но не наоборот. Презумпция первоочередности интересов людей представляется базовой для формирования любых программ развития.

     Человеческие  ценности в настоящее  время

     Концепция качества жизни — это вызов современному обществу в его стремлении к процветанию. Следующие пары показывают тенденции по преобразованию ценностей, проявляющиеся в настоящее время:

    • Продолжительность жизни - Качество жизни
    • Достаточное потребление пищи -  Качество питания
    • Достаточные условия проживания  - Качество жилищных условий
    • Профессиональная власть - Участие профессионалов
    • Ответственность государства  - Ответственность общества
    • Защита окружающей среды  - Устойчивое развитие
    • Сбережение ресурсов  - Возобновление ресурсов
    • Прожиточный минимум  - Развитие человеческого потенциала.

     Эти тенденции можно представить  как потоки со постоянно увеличивающимся  разбросом значений, который при  неграмотном управлении обществом  приводит к высокому уровню социального  расслоения. Например, если мы заинтересованы в проекте по улучшению условий проживания городского населения, что мы думаем относительно бомжей? Есть ли в наших проектах эта категория людей? Если хотим обеспечить людей здоровой пищей, сможем ли мы сделать здоровое питание доступным для каждого?

     По-видимому, задачей мудрых правителей является так организовать управление сообществом, чтобы у людей были не шансы, а возможности развития, и следующие ценности жизни стали проявляться в явном виде:

     Возможность (все должны иметь возможность  выбора);

     Выбор (необходимо существование самих альтернатив; обязательно, чтобы было из чего выбирать);

     Открытость (например, в профессиональных деловых  отношениях);

     Толерантность и уважение к правам меньшинств (например, к альтернативным взглядам на управление страной, университетом или вообще любой организацией);

     Персональная  безопасность (в том числе финансовая);

     Ненасильственные  способы разрешения конфликтов.

     Вышеперечисленные ценности, уже осознаваемые людьми в настоящее время, происходят от признания потребности жить, преуспевая вместе, — в отличие от классических ценностей, получаемых исходя из персональной этики, или от балансирования прав индивидуума и государства. Они не ограничены рамками каких-либо догм наподобие классовой борьбы или свободного предпринимательства. Многие из них уже стали отправной точкой в поиске ценностей нового общества, поэтому список по-прежнему открыт.

     Взаимозависимость людей

     Различные интересы людей совсем не обязательно  должны быть в конкуренции. Улучшение  чьего-то персонального качества жизни может улучшить качество жизни других членов общества, либо будет способствовать этому.

     Инструментом  для решения такого рода проблем  должен быть переход от количественного мышления к мышлению качественному, в частности, при возникновении и разрешении конфликтов.

     Первый  шаг — количественное мышление: «Как и что я (мы) сможем сделать?» 

     Второй  шаг — промежуточное решение: «Как качественно для других я (мы) смогу сделать?»

     Заметим, что недостаточно просто удовлетворить  чьи-либо потребности. Если качественное мышление торжествует окончательно, то следует поставить знак равенства  между «Я» и «Другими», задав  вопрос: «Что же соответствует моим и его (её, их) потребностям?».

     При последнем подходе проявляются  духовные истины, которые и помогут  помочь нам заново оценить то, о  чём мы мечтали, и то, в чём нуждались. Если мы примем такую точку зрения, нам станет совершенно очевидно, что  улучшение качества жизни отдельного человека должно (как следствие) способствовать улучшению качества жизни других.

     Качество  жизни объединяет целые диапазоны  перспектив как индивидуума, так  и сообщества в целом. Исключение или игнорирование одной из перспектив ведёт к снижению общего уровня качества жизни. Приведем примеры игнорирования связей от простых до глобальных.

     Строительство магазинов на первых этажах без учета  мнений проживающих в этом доме.

     Планирование  развития города без прилегающих  территорий (например, озера Шарташ в г. Екатеринбурге).

     Лесное  производство, основанное только на увеличении выпуска продукции.

     Региональная  политика за счет соседних областей.

     Национальная  политика за счет соседних стран.

     Интересы  индивидуумов и различных групп  могут находиться в противоречии. Но для этого и существует демократическое общество, чтобы искать приемлемые, если не оптимальные решения среди диапазона перспектив.

     Основной  источник информации

Информация о работе Философская классификация потребностей человека