Философская классификация потребностей человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:32, реферат

Описание работы

В современной теории менеджмента существует несколько классификаций потребностей человека, которые направлены на решение задач связанных с максимальным использованием потенциал работников, реализуя их потребности, как мотивационный элемент....

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ТЗ1.doc

— 198.00 Кб (Скачать)
 
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА

(ФГОУВПО «РГУТиС»)

ИНСТИТУТ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА (г. Москва) (филиал) РГУТиС 
 
 
 

Реферат

по дисциплине: «Человек и его потребности» 

Тема: Философская классификация потребностей человека 
 
 

Выполнил:

Студентка гр. ТЗ1                                                                          Лунина А. А. 

№ зачетной книжки  
 
 
 
 

     Введение

     В современной теории менеджмента  существует несколько классификаций  потребностей человека, которые направлены на решение задач связанных с  максимальным использованием потенциал  работников, и реализуя их потребности, как мотивационный элемент или в осуществлении власти.

     Прежде  всего, обратимся к рассмотрению сущности, структуры и содержания понятия «потребность». Это важнейшая  категория многих наук - социологии, философии, психологии, педагогики. В  «Педагогической энциклопедии»  потребность трактуется как «...объективная нужда организма в определенных условиях, обеспечивающих его жизнь и развитие».

     Потребность - это побуждение к проявлению жизнедеятельности  и активности всех живых существ. По мнению Г. И. Щукиной, потребности человека являются первоосновой, первичными побудительными силами, исходной причиной жизнедеятельности человека. Удовлетворяя свои многочисленные и разнообразные потребности, человек не только получает возможность жить, развиваться как организм, воспроизводить потомство, трудиться, общаться, но и приобретает способность к развитию общественного духовного и материального производства.

     Потребность – есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта.

     Эволюцию  живых существ нельзя объяснить  только приспособлением к среде  обитания. Активность всегда перспективней, чем оборона. Потребности – источник активности живых существ. Это генетические программы, направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Одни люди отдают все свои силы карьере, другие самоотверженно занимаются наукой, а третьи проводят жизнь в философских поисках смысла жизни.

     Особенности потребностей:

     1. Потребности всегда связаны с  наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

     2. Потребности определяют избирательность  восприятия мира, фиксируя внимание  человека на тех объектах, которые  могут эту потребность утолить  («Голодной куме только хлеб  на уме», «У кого что болит, тот про то и говорит».)

     3. Наличие потребности сопровождается  эмоциями: сначала, по мере усиления  потребности – отрицательными, а  затем – в случае ее удовлетворения  – положительными.

     4. Количество потребностей возрастает  в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения – примитивные животные – высокоразвитые животные – человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек.

     5. Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

     По  мере осознания и реализации любой  потребности, одновременно происходит и закономерное изменение мотивации, вызванное данной потребностью.

     2 Классификация потребностей 

     Существует  множество классификаций потребностей. Первая классификация разделяет  все потребности по происхождению  на две большие группы - естественные и культурные (Рис.2). Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни. 

      Вторая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

     К биологическим можно отнести  стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.).

     К социальным потребностям относится  потребность человека к общению, к популярности, к господству над  другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

     Духовные  потребности человека – это потребность  познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию  и самореализации, в познании смысла своего существования.

     Обычно  у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную структуру, известную, как «пирамида Абрахама Маслоу. Данные группы образуют собой иерархическую лестницу, где критерием их расположения выступает порядок их удовлетворения. Используя эту классификацию можно проследить закономерность того, что не всегда поднятием зарплаты, выплатами премий можно способствовать лучшей работы подчиненного. То есть на каждом этапе потребностей человека, существуют свои рычаги воздействия. Согласно идее этого американского психолога, нижний уровень ее составляют физиологические потребности, затем идут потребность в безопасности (реализуя которую человек стремится избежать эмоции страха), выше – потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды – стремление личности к самоактуализпации. Однако, этими потребностями далеко не исчерпывается набор актуальных потребностей человека. Не менее важными являются потребности в познании, свободе и красоте. Поэтому имеет смысл дополнить концепцию А. Маслоу еще несколькими потребностями (Рис 3). Более подробно содержание потребностей каждого уровня описано в Табл. 1.

     

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 1

       Содержание уровней  пирамиды потребностей

           Уровень потребностей      Содержание
     1      Физиологические (биологические) потребности      Потребность человека в еде, питье, кислороде, оптимальном  температурном режиме и влажности  воздуха, отдыхе, половой активности и пр.
     2      Потребность в безопасности и стабильности      Потребность в стабильности существования нынешнего  порядка вещей. Уверенность в  завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет  обеспеченной.
     3      Потребность к приобретению, накоплению и захвату      Потребность к не всегда мотивированному приобретению материальных ценностей. Избыточное проявление данной потребности приводит к жадности, алчности, скупости
     4      Потребность в любви и принадлежности к  группе      Потребность любить и быть любимым. Потребность  общаться с другими людьми, быть причастным к какой-то группе.
     5      Потребность в уважении и признании      а) стремление к свободе и независимости; желание быть сильным, компетентным и уверенным в себе.

     б) желание обладать высокой репутацией, стремление к престижу, высокому общественному положению и власти.

     6      Потребность к независимости      Потребность к личной свободе, к независимости  от других людей и внешних обстоятельств
     7      Потребность в новизне      Стремление  к получению новой информации. Сюда также относится потребность  что-то знать и уметь.
     8      Потребность к преодолению трудностей      Потребностей  к риску, приключениям и преодолению  трудностей.
     9      Потребность в красоте и гармонии.      Потребность к порядку, гармонии, красоте
     10      Потребность в самореализации      Стремление  реализовать свою уникальность, потребность делать то, что тебе нравиться, к чему ты имеешь способности и таланты.
 

     Человек сознает свободу своих действий, и ему кажется, что он волен  поступать так или иначе. Но познание человеком истинной причины своих  чувств, мыслей и желаний нередко оказывается ложным. Человек далеко не всегда осознает истинные мотивы своих поступков и глубинные причины его поступков. Как говорил еще Фридрих Энгельс "люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей".

     К. Альдерфер, предложил модель потребностей личности, которые также образуют иерархическую структуру:

     Потребности существования, соответствующие первым двум группам потребностей по Маслоу (физиологическая и безопасности).

     Потребности связи, реализуемые в межличностных отношениях. Они соответствуют третьей и четвертой группам (причастности и признания).

     Потребность роста, что связано со стремлением  человека к развитию личностного  потенциала.

     В отличие от Маслоу, Альдерфер полагал, что для актуализации более высоких потребностей не обязательно должны удовлетворяться те, которые находятся на нижележащих уровнях. Потребности проявляются одновременно, и то какая из них доминирует, не играет столь важной роли, как в модели Маслоу. Исходя из этого, следует, что даже на первой стадии человек испытывает потребность развития, но это не опровергает теорию Маслоу, а расширяет и дополняет её. Иначе говоря, человек испытывает нужду в удовлетворении всех потребностей, но на каждом этапе у них разная приоритетность.

     Д. МакКлелланд классифицирует потребности:

     достижения;

     соучастия;

     власти.

     Эти потребности не имеют иерархической  структуры, они взаимодействуют  в зависимости от индивидуальных психологических особенностей человека и связаны с последними уровнями моделей Маслоу и Альдерфера.

     Согласно  теории Ф. Герцберга все факторы, определяющие поведение человека на предприятии делятся на две группы:

     гигиенические;

     мотивирующие.

     К первым Герцберг относил санитарно-гигиенические  условия труда, обеспечение физиологических потребностей, потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития.

     Российский  социолог В.Г.Подмарков рассматривал три группы потребностей:

     обеспечения;

     призвания;

     престижа.

     В учебниках по экономической теории принято деление потребностей на первичные и вторичные (в общении, знании, развитии).

     Во  всех перечисленных классификациях не соблюдается требование полноты. Так, в схемах Маслоу, Альдерфера и  МакКлелланда нет групп, к которым можно было бы отнести потребности к свободе, вере, духовном совершенствовании и др.

     Логическим  основанием для построения классификации  потребностей, предложенной С.Б. Кавериным, стали принципы:

     деятельности;

     доминирования.

     Он  считает, что все, что делает человек в течение жизни, исчерпывается четырьмя видами деятельности: труд, общение, познание и рекреация. Каждому виду деятельности должна соответствовать своя группа потребностей, начинающаяся с определенного биологического прототипа и выстроенная в вертикальной иерархической последовательности в соответствии с законом возвышения потребностей: каждый более высокий уровень в матрице отражает более высокую ступень социализации.

     Классификация потребностей по Каверину

     Потребности в творчестве, творческом труде:

    • Потребность быть личностью.
    • Нравственная эстетическая потребность.
    • Потребность смысла жизни.
    • Потребность в подготовленности и потребность преодоления.

     Социогенные:

    • Потребность в самоутверждении.
    • Потребность в общении.
    • Потребность в познании.
    • Потребность в самовыражении.
    • Психофизиологические.

     Гедонические  потребности.

    • Потребность в эмоциональном насыщении.
    • Потребность в свободе.
    • Потребность в восстановлении энергии.

Информация о работе Философская классификация потребностей человека