Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:14, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы состоит в описании и обосновании ситуационного подхода к пониманию и разрешению межличностных конфликтов, которые рассматриваются прежде всего как социальные ситуации
Введение…………………………………………………….…………...3
Глава 1. Межличностный конфликт и его сущность
1.1. Понятие межличностного конфликта и его виды………………5
1.2. Причины межличностных столкновений……………………….8
Глава 2. Стили и стратегии поведения в конфликтной ситуации……12
Глава 3. Подходы к разрешению конфликта…………………………..16
Заключение………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………..23
План эмпирического исследования…………………………………….25
Содержание
Введение…………………………………………………….… Глава 1. Межличностный конфликт и его сущность 1.1. Понятие межличностного конфликта и его виды……………… 1.2. Причины межличностных столкновений………………………. Глава 2. Стили и стратегии поведения в конфликтной ситуации…… Глава 3. Подходы к разрешению конфликта………………………….. Заключение…………………………………………………… Список использованной литературы………………………………….. План эмпирического исследования……………………………………. | 3
5 8 12 16 21 23 25 |
Введение
Одной из наиболее интенсивно развивающихся областей современного теоретического знания и практической деятельности является конфликтология, представляющая собой междисциплинарный подход к пониманию, описанию и управлению конфликтными явлениями разного уровня. Первоначально имея социологическое происхождение, конфликтология все более апеллирует к психологическому пониманию конфликтов, обращаясь к результатам психологического изучения конфликтов и к психологическим методам работы.
Традиционным предметом психологического изучения конфликтов являются конфликтные явления внутриличностного и межличностного уровня, в последние годы усиливается внимание к проблемам конфликтов в межгрупповом взаимодействии.
Традиционный для отечественного обществоведения прошлого сниженный интерес к негативным социальным явлениям обусловил недостаточное исследовательское внимание к изучению конфликтов, что не могло не сказаться на их теоретическом описании. Зарубежный, в первую очередь американский, опыт изучения межличностных конфликтов не всегда может удовлетворить потребностям отечественной науки и практики, прежде всего, из-за признанной культурной специфичности конфликтов, а также в силу свойственного американской социальной психологии известного редукционизма, сводящего многие феномены социальной жизни и взаимодействия людей до их индивидуально-психологических особенностей. Вместе с тем развитие социальной психологии, главным образом европейской, в последние десятилетия показало, что изучение поведения, абстрагированное от социального контекста бытия человека (ориентация на который всегда была характерна для отечественной психологии), породило неадекватные описания его социальной жизни.
В силу этих обстоятельств социально-психологическое исследование конфликтов представляется актуальной научной проблемой, имеющей концептуальное, методологическое и прикладное значение.
Основная цель данной курсовой работы состоит в описании и обосновании ситуационного подхода к пониманию и разрешению межличностных конфликтов, которые рассматриваются прежде всего как социальные ситуации.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1) Определение рамок социально-психологического исследования конфликтов.
2) Выявление тенденций в понимании межличностных конфликтов в психологии.
3) Описание и исследование межличностного конфликта как социальной ситуации.
Предмет исследования - ситуация межличностного конфликта и возможности ее преобразования.
Теоретико-методологическими основаниями различных аспектов данного исследования явились:
1) идеи Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др. о социальной природе человека;
2) работы отечественных авторов, отражающих ситуационный подход в социально-психологических исследованиях (работы Ю.Н. Емельянова, В.С. Агеева и др.);
3) общие идеи и принципы ленинградской социально-психологической школы в области управления и практики работы психологов (работы А.Л. Свенцицкого, И.П. Волкова и др.);
4) исследования в области социального восприятия (работы А.А. Бодалева, В.Н. Куницыной, В.П. Трусова, А.У. Хараша и др.);
5) работы в области активного социально-психологического обучения (работы Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельянова, Е.В. Сидоренко и др.).
Глава 1. Межличностный конфликт и его сущность
1.1. Понятие межличностного конфликта и его виды
В земной атмосфере в соответствующих пропорциях содержатся элементы, необходимые для жизни и нормального функционирования организмов. Эти элементы окружают нас и проникают внутрь каждого организма. Подобную роль в социальной жизни людей играют межличностные отношения. [2, c. 24]
Недостаток или избыток отдельных элементов атмосферы межличностного общения затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Своими поступками они могут загрязнить эту атмосферу, нарушить оптимальную пропорцию составляющих ее элементов. Но люди же могут изменить ее так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию целых сообществ.
Использование черно-белых категорий добра и зла для объяснения сложных явлений мешает, а подчас делает просто невозможным понять, что же на самом деле происходит между людьми. Такой способ мышления с помощью оценок и ярлыков толкает на поиск виновных в бедах и неудачах, а затем и суровую расправу над ними.
Чувство неудовлетворенности общением присуще людям, в жизни которых слишком часто и с избыточной интенсивностью проявляются два важных феномена: столкновение и отчуждение.
Столкновение - это чаще всего описываемая и встречающаяся форма контактов между людьми. Проявления этой формы весьма многообразны. В одних случаях столкновение проявляется исключительно в борьбе, в попытках противников обезоружить друг друга. Примером этого может быть ситуация, когда кого-то пытаются дискредитировать с помощью интриг, преследований, ложных обвинений и т.п. Другие формы столкновения больше похожи на поединки боксеров или фехтовальщиков - главное, к чему стремятся партнеры, - это доказать свое преимущество над другим. Иногда основной целью является установление господства над другими людьми, с тем, чтобы подчинить их своим интересам или использовать их ради собственной выгоды. [14]
Иногда столкновение преобразуется в другую форму контактов, которую можно назвать отчуждением. Отчуждение может рассматриваться как конкретная форма самообороны в виде перемирия, часто связанная с ощущением собственного бессилия или усталости, наступающая в результате предшествующей борьбы. Отчуждение может быть характерно не только для отношений между людьми, мало знающими друг друга и имеющими мало общих интересов, но и для отношений между теми, кто объединен общей работой, совместной научной деятельностью, принадлежностью к одной семье или группе. Такие отношения отличаются дистантностью, равнодушием или чувством отчужденности.
Возникновение конфликтов и проблема агрессии - актуальнейшие проблемы наших дней. Но ещё до появления человека, безусловно-рефлекторное стремление к конфликтам с себе подобными было у всего живого на Земле. Но биологическая особь не могла выжить и продлить свой род в одиночку. Необходимы были прочные контакты, тесные отношения с окружающими. Далеко не всегда верно понимается дарвиновская теория борьбы за существование. Ч.Дарвин не сводил свою теорию к драке за жизненное пространство и продукты питания. Наоборот, он показал, как между отдельными членами стаи борьба за существование в ходе эволюции исчезает, а вместо неё появляется кооперация. Для нас особенно важен один из выводов Ч.Дарвина: " ...общества, которые имели наибольшее количество сочувствующих друг другу членов, должны были процветать и оставлять после себя многочисленное потомство ". Что же происходит в современном мире? Мы все с удивлением отмечаем нарастание в людях ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Но так было всегда, в разные эпохи развития общества и в периоды различных общественных катаклизмов…
Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т.д.).
Следует выделить основные виды межличностных конфликтов [12, c. 124]:
1. По направленности:
горизонтальные – участники не подчиняются друг другу;
вертикальные – участники находятся в подчинении друг с другом;
смешанные – где есть обе составляющие (организация).
2. По значению:
конструктивные (созидательные) оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов, приводит к развитию отношений между людьми;
деструктивные (разрушительные) одна из сторон жёстко настаивает на своей позиции и игнорирует вторую, одна из сторон прибегает к осуждаемым методам борьбы.
3. По характеру причин:
объективные;
субъективные (плохое настроение, самочувствие).
4. По сфере разрешения:
деловые;
личностно-эмоциональные.
5. По форме проявления:
скрытые (плохо осознаются людьми);
открытые (осознаются).
6. По времени протекания:
ситуативные;
пролонгированные (длительные).
Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений.
Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах - внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя (менеджера) или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту. [13, c. 57]
В процессе управления межличностными конфликтами важно учитывать их причины и факторы, а также характер межличностных отношений конфликтантов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии.
1.2. Причины межличностных столкновений
Общение - само по себе достаточно сложное коммуникативное действие со своими закономерностями, правилами, и в идее своей предполагает гармонию отношений. Но в жизни так не бывает. Бесконфликтного общения, как такового, не может быть. Это всё равно, что признать: все люди одинаковы по своим интересам, способностям, темпераменту.
Поэтому, причины таких межличностных столкновений столь многообразны (от удобного места в общественном транспорте до президентского кресла в государственных структурах). Как и в других социальных конфликтах, здесь можно говорить об объективно и субъективно несовместимых, или противоположных (взаимоисключающих) интересах, потребностях, целях, ценностях, установках, восприятиях, оценках, мнениях, способах поведения и т.д. [6, c. 74]
В психологии выделяют факторы, которые оказывают существенное влияние на возникновение и развитие конфликта.
Объективные факторы создают потенциальную возможность для возникновения конфликта. Например, появившаяся вакантная должность руководителя подразделения может стать причиной конфликта между двумя сотрудниками, если оба претендуют на эту должность. Условно объективными также можно считать сложившиеся на момент начала конфликта общественные (безличные) отношения между потенциальными участниками конфликта, например, их статусно-ролевые позиции.
Субъективные факторы в межличностном конфликте складываются на основе индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих и др.) особенностей личностей. Эти факторы в наибольшей степени определяют динамику развития и разрешения межличностного конфликта и его последствия. [7, 147]
Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том, и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнёра или оппонента.
Адекватному восприятию человека другим человеком нередко мешают уже сложившиеся стереотипы. Например, у человека сложилось предвзятое представление о чиновнике, как о бездушном бюрократе. В свою очередь, у чиновника тоже может сформироваться негативный образ служащего, как просителя, незаслуженно добивающегося для себя особых льгот. В общении этих личностей будут взаимодействовать не реальные люди, а стереотипы - упрощённые образы определённых социальных типов. Стереотипы складываются в условиях дефицита информации. Примерами стереотипов могут служить высказывания типа: " все мужчины …", " все женщины …".
Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, формирующаяся под воздействием слухов, мнений и суждений. Например, предприниматель договорился о встрече со своим коллегой из другой фирмы для заключения договора. В ходе подготовки к встрече он услышал от третьих лиц негативные отзывы об этом человеке. На основании этих отзывов у предпринимателя сформировалась негативная установка, и встреча может либо не состояться, либо не дать ожидаемых результатов. [18, c. 15]
В конфликтных ситуациях стереотипы и негативные установки углубляют раскол между оппонентами и затрудняют урегулирование и разрешение межличностного конфликта. Нередко причиной межличностных конфликтов становится недоразумение (неправильное понимание одного человека другим). Это происходит из-за разных представлений о предмете, факте, явлении и т.д. Представления у людей бывают разные, порой диаметрально противоположные, и этот факт надо принимать как вполне естественное явление, не конфликтовать, а попытаться понять других.