Феноменология малых групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы является актуальной так, как все люди на протяжении жизни состоят в различных малых группах, которые также взаимодействуют между собой. Чтобы понять и разобраться в них необходимо изучить такую составную часть, как феноменология малых групп, объясняющая все процессы и взаимодействия происходящие в них.

Целью данной работы является раскрыть сущность феноменологии малых групп.

Необходимо выявить главные задачи работы:
изучить сущность и классификацию малых групп;
исследовать структуру и феноменологию малых групп.

Объектом курсовой работы является малая группа.

Предметом курсовой работы является феноменология малых групп.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Сущность и классификация малых групп……………………………

1.1 Классификация малых групп…………………………………………

1.2 Основные свойства группы………………………………………….

1.3 Межличностные отношения в группе……………………………….

14. Распределение ролей в группе………………………………………

1.5. Структура и феноменология малых групп………………………….

Заключение……………………………………………………………….

Библиографический список………………………………………………….

Приложение…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

феноменология малых групп.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

     Отклонение  членов группы от установленных в  ней стандартов и норм поведения  сопровождается применением к отклоняющимся определенных санкций в виде насмешек, угроз и пр.

     "Групповое  давление" в группе выполняет  следующие функции:  помогает  группе достичь ее цели, помогает  группе сохранить себя как  целое, помогает членам группы  выработать "реальность" для соотнесения с ней своих личных мнений, помогает членам группы определить свое отношение к социальному окружению, что обеспечивает адаптацию в социуме.

     Феномен групповой сплоченности. Курт Левин (1947) определяет групповую сплоченность как "тотальное поле сил, формирующее у участников чувство принадлежности к группе и желание в ней остаться". Большинство исследователей придерживаются мнения, что основой групповой сплоченности является эмоциональная сторона системы межличностных отношений в группе. Социометрия симпатий и антипатий позволила даже предложить специальный "индекс групповой сплоченности" как формальную характеристику малой группы. Иногда сплоченность анализируется на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Существует ряд работ, которые в изучении феномена сплоченности придают особое значение характеру групповых целей.

     В отечественной социальной психологии исследования сплоченности группы опираются  на изучение влияния на ее совместную деятельность членов группы. Все большее сплачивание группы здесь основано не на увеличении эмоциональной привлекательности, а на все большем включении индивидов в процесс совместной деятельности. В данном случае речь идет не о совместимости людей в группе, а именно о сплоченности. Совместимость и сплоченность между собой тесно связаны, хотя и означают разные аспекты характеристики группы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Практическая часть

2.1 Характеристика предприятия

     Розничная сеть магазинов «Твое» имеет административное наименование «ИП Степина Г. Н.», находится по адресу: г. Омск, Мира 50, специализируется на трикотажных и швейных изделиях.

Организация работает с 10.00 до 20.00 без обеда и  выходных.

На отделы данное предприятие не делится.

     В июне 2001 года на российском рынке появилась  новая марка модной одежды- «ТВОЕ» (TVOE). Появлению первой модели предшествовала долгая и кропотливая подготовительная работа дизайнеров и специалистов по маркетингу. В конце сентября 2002 года появилась первая коллекция, которая была представлена широкой публике. Именно 2002 годом датируется зарождение «ТВОЕ».  В конце 2002 года открылся первый магазин в Москве. Первый фирменный магазин в г. Омске открылся 20 сентября 2004 года по адресу пр. Мира 50.  Одежда «ТВОЕ»- трикотажные изделия из стопроцентного хлопка с добавлением лайкры, полиэстера и эластана. С 2005 года  в ассортимент добавлены носки, джинсы, швейные изделия. Стиль «ТВОЕ» можно охарактеризовать как «sport and casual»- наиболее востребованный стиль в молодежной среде. Продукция  выпускаемая фирмой делится на две основные части - базовая и сезонная. Базовая продукция для женщин называется «Классика» и «Бейсик»  для мужчин. Одежда производится крупным российским холдингом «Русский трикотаж». В холдинге 5 собственных фабрики: ОАО «Шарм» в Смоленске, хлопкопрядильная фабрика «Ритекс» в Шуе, хлопкопрядильная фабрика в Балашихе,  фабрика «Ногинка»,  швейная фабрика «Дельтатрейд» . Также у компании есть, поставщики, которые поставляют  одежду и аксессуары согласно нашим заказам (в том числе SOLTYKO Traiding limited, поставляющие вязанные изделия из Китая и Бангладеша).

     В настоящий момент, сеть фирменных  магазинов состоит более чем  из 100 торговых залов с общей площадью от 70 до 140 м2:

  • магазины в Москве расположены в престижных торговых центрах вблизи от станций метро;
  • региональные фирменные магазины, находящиеся в Санкт-Петербурге, Волгограде, Самаре, Ростове, Туле, Липецке, Новосибирске, Екатеринбурге, Иваново, Казани и т.д.

     Также имеется сеть из более чем 150 франчайзинговых  магазинов «ТВОЕ» по всей России. Девиз фирмы «REMEMBER YOURSELF»- «Оставайся собой».

     2.2 Проведение тестирования

     Совершенствование системы управления персоналом может  быть эффективным только в том  случае, когда имеется полная и  достоверная информация о происходящих в организации процессах. Важно знать интересы, склонности и поступки работников, причины многих явлений, мотивы поведения, положительные и отрицательные тенденции в развитии организации.

     Поэтому необходимо провести социологические  и психологические исследования; изучить состав коллектива по профессиональному, культурно-образовательному и возрастному признакам. Изучить отношение персонала к действующим на предприятии системам организации работы с персоналом; оценить личную удовлетворенность, уровень группового сотрудничества, эффективность работы предприятия. Вопросы анкеты представлены в Приложении 3. 

     Ответы  оформлены для наглядности в  виде диаграмм (Рис.3- 23)  

В связи с  темой курсовой работы , были проведены  тесты и анкетирование у четырех лиц, в возрасте от 27 до 35, тесты были проведены анонимно.

Первый  тест «Психологический климат в коллективе»

                             

     Каждый  из тестируемых отметил ответы только с положительным знаком, ни одного ответа «с минусом» не было, это говорит о том, что в коллективе преобладает только благоприятный климат, пусть даже и когда-либо по разным причинам происходят конфликты, то это случается очень редко и очень быстро забывается. Члены коллектива с уважением и симпатией относятся друг к другу, совместные дела их увлекают, каждый энергичен, активен и деятелен. Из диаграммы можно наблюдать, что все члены коллектива находятся в пределах максимально благоприятной атмосферы.

     Для определения степени конфликтности  коллектива был проведен следующий  тест. Тест «тест Томаса».

                                    

     По  данным диаграммы можно наблюдать, что продавец 1 предпочитает компромисс, как способ выхода из конфликтной  ситуации. Продавец 2 выбирает компромисс и избежание конфликтной ситуации. Продавец 3 также выбирает компромисс. А также все продавцы стараются прибегать к сотрудничеству между собой.

     Анализируя  данные анкетирования можно сделать общий вывод, в коллективе преобладает благоприятный климат, но сотрудники не полностью  удовлетворены своей работой, так как она однообразна и исходя из финансовых соображений. В основном коллектив состоит из тактичных людей, стремящихся всегда найти компромисс, избежать критических ситуаций. Высококвалифицированный коллектив способен продуктивно работать. В основном коллектив сплочен, каждый активен и энергичен, коллеги уважают и симпатизируют друг другу.

       Таким образом, профессиональная  характеристика продавца-консультанта, влияющая на увеличение объема  продаж такова:

        1.Самообладание, он должен быть тактичным, компромиссным;

           2.Уверенность в  себе;

        3.Общительность, умение заинтересовать  и убедить покупателя;

            4.Умение преодолевать трудности;

        5. Ответственность, целеустремленность, трудолюбие.

     В магазине  «Твое» было опрошено практически 80 % работников. Из проведенного исследования можно сделать вывод, что социально-психологический климат можно оценить как максимально благоприятный (здоровый), так как все сотрудники довольны коллективом. Но вышестоящее  руководство уделяет мало внимания своим подчиненным.

     Таким образом, на основании результатов  анкетирования необходимо разработать  рекомендации по совершенствованию  взаимоотношений руководителей  с подчиненными, по улучшению организации и стимулирования труда.  

     Анкета

     Ваш возраст?

     

     Ваше  образование?

     

     Ваш опыт работы?

     

 
 
 

     Ваш стаж работы в организации?

     

     Ваш пол?

     

 

     Ваша должность в организации?

     

 
 
 

Заключение

Выполняя  данную курсовую работу по теме: «Контроль  как функция управления» мы раскрыли  сущность контроля: это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим  для обнаружения и разрешения возникающих проблем.

Так же были выявлены  главные задачи:

  1. Изучили понятие и виды контроля: контроль может быть предварительным, текущим и заключительным.
  2. Исследовали правила эффективного контроля: контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.
  3. Описали процесс контроля:

Первый  этап процесса контроля — это установка  стандартов, т.е. конкретных, поддающихся  измерению целей, имеющих временные границы.

Второй  этап сравнение показателей функционирования с заданными стандартами, определение  масштаб допустимых отклонений.

Третий  этап   измерение результатов: является обычно самым хлопотным  и дорогостоящим.

Работая над данной темой, было интересно узнать, как процесс контроля затрагивает руководителей и подчиненных. Узнали, что контроль тесно связан с другими функциями управления, что они будут являться просто бессмысленными без него, что упустив, казалось бы, мелочь организация может понести,  большие потери и как контроль связан с подчиненными.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список:

  1. http://bibl.tikva.ru/base/B2/B2Chapter21-2.php#  
  2. http://referatoff.kz/psihologiya-pedagogika/mezhlichnostnye-otnosheniya-v-malyh-gruppah/
  3. http://revolution.allbest.ru/psychology/00036641.html
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Психологический климат в коллективе.

Ниже  приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых вы можете описать атмосферу в вашей  группе. Чем ближе к правому  или левому слову каждой паре вы поместите знак «х» (обведите соответствующую цифру) тем более выражен признак в вашей группе.

Итак, для  атмосферы в ваше группе характерны:

  1. Дружелюбие              12345678   Враждебность
  2. Согласие                     12345678      Несогласие
  3. Удовлетворенность   12345678   Неудовлетворенность
  4. Увлеченность            12345678     Равнодушие
  5. Продуктивность       12345678     Непродуктивность
  6. Теплота                     12345678    Холодность
  7. Сотрудничество       12345678     Отсутствие сотрудничества
  8. Взаимная поддержка 12345678   Недоброжелательность
  9. Занимательность       12345678    Скука
  10. Успешность              12345678   Неуспешность

    Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы  оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак «х», тем лучше психологическая  атмосфера в группе. Итоговый показатель может колебаться от 10 (наиболее положительная) до 80 (самая неблагоприятная). 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Тест  на определение варианта выхода из конфликтной  ситуации

    (Тест  Томаса)

    Выберите  из пары утверждений то, которое  вам ближе. Запишите номер пары и шифр соответствующий варианту поведения.

    Пример:

    1. А4

    2. В5  и т.д.

    В итоге  независимо от букв, указанных в  шифре, посчитайте количество цифр возле  букв.

    Если  у вас оказалось больше всего 1, то вы предпочитаете стратегию  поведения соперничество; 2 – сотрудничество; 3 – компромисс; 4 – избежание; 5 – уступчивость.

Информация о работе Феноменология малых групп