Феноменология малых групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы является актуальной так, как все люди на протяжении жизни состоят в различных малых группах, которые также взаимодействуют между собой. Чтобы понять и разобраться в них необходимо изучить такую составную часть, как феноменология малых групп, объясняющая все процессы и взаимодействия происходящие в них.

Целью данной работы является раскрыть сущность феноменологии малых групп.

Необходимо выявить главные задачи работы:
изучить сущность и классификацию малых групп;
исследовать структуру и феноменологию малых групп.

Объектом курсовой работы является малая группа.

Предметом курсовой работы является феноменология малых групп.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Сущность и классификация малых групп……………………………

1.1 Классификация малых групп…………………………………………

1.2 Основные свойства группы………………………………………….

1.3 Межличностные отношения в группе……………………………….

14. Распределение ролей в группе………………………………………

1.5. Структура и феноменология малых групп………………………….

Заключение……………………………………………………………….

Библиографический список………………………………………………….

Приложение…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

феноменология малых групп.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

1.3 Межличностные отношения в группе

     Особое  внимание в ходе социально-психологического изучения групп уделяется взаимоотношениям. Они, в свою очередь, делятся на официальные  и неофициальные, отношения руководства  и подчинения (в частности, лидерство), деловые и личные, рациональные и эмоциональные. 
Официальными называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами. В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической основы, общепринятых законов, твердо установленных норм. Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, а личные – складываются между людьми независимо от выполняемой работы. В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения – это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями; они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации о человеке. Межличностные отношения в группе можно рассматривать в статике (в том виде, в каком они сформировались на данный момент времени) и в динамике. В первом случае анализируется особенности существующей системы отношений, во втором – законы, их преобразование и развитие. Отношения в группах закономерно изменяются. Сначала, на исходном этапе группового развития, они бывают относительно безразличными, затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. Все это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течении которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личности. 
У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой стороной, положительной или отрицательной, он выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включен в данный момент времени. Иначе говоря. Поведение человека в группе определено не только личностью, но и особенностями группы. 
Замечена такая закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива и чем ближе она находится к корпорациям (так называют группу, в которой складываются отношения, противоположные коллективистским), тем большие возможности она предоставляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших личностных устремлений (рис.3).
 

     1.4 Распределение ролей в группе 

     В любой малой группе можно выделить классические социометрические роли: лидер – личность, за которой  все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Отверженные – члены группы, с мнением которых не считаются, пренебрегаемые – члены группы, не желающие принимать серьезные решений и не способствующие развитию группы. Лидер может быть положительным ( настроен на позитивную деятельность) и отрицательным ( настроен на негативную деятельность). Но если первый руководит положительной деятельностью группы и способствует ее развитию, то второй руководит отрицательной и способствует деградации группы. Также лидер может быть эмоциональным (в основном организует досуг) и деловым (организует рабочее состояние членов группы).

     Существуют  другие классификации ролей:

     1). Председатель, формирователь, генератор  идей, оценщик идей, организатор  работы, организатор группы, исследователь ресурсов, завершитель. 
2). (Менее научная) «лидер», «шут», «марионетка», «скептик», «забитый», «козел отпущения», «золушка», «эрудит». В любой малой группе в разных ситуациях члены группы могут меняться ролями или совмещать их.

1.5. Структура и феноменология малых групп

     Под феноменологией понимается представление  и описание основных явлений, характерных  для некоторого объекта, в данном случае - для малых групп.

     Под феноменологией понимается представление  и описание основных явлений, характерных для некоторого объекта, в данном случае — для малых групп. Кое-какие явления, связанные с малыми группами, мы уже рассматривали раньше. Это явление конформности, формирования и функционирования групповых норм. Теперь остановимся на других феноменах малой группы и на основных научных понятиях, при помощи которых описываются явления в малой группе, изучаемые социальной психологией.

     Одни  и те же члены группы в различных  характерных для нее системах отношений обычно занимают неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутригрупповых отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль».

     Позиция — это понятие, обозначающее официальное  положение человека в той или  иной подсистеме отношений. Она определяется связями данного человека с остальными членами группы. От позиции, занимаемой человеком в группе, зависит степень его потенциального влияния на поступки остальных членов группы.

     В отличие от позиции статус индивида в группе — это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников. Когда о школьнике, например, говорят, что он занимает определенную позицию, то этим подчеркивается его официальное, должностное положение в классе (председатель совета, староста и т.п.). Если же об ученике говорят, что он имеет высокий статус, то

     под этим подразумевается, что данный школьник пользуется признанием и авторитетом  среди товарищей, вызывает доверие к себе и способен оказывать на членов группы существенное Психологическое влияние.

     Внутренняя  установка человека в системе  внутригрупповых отношений —  это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как  он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы. Действительный статус и его восприятие человеком могут совпадать или расходиться. Например, школьник, считающий, что товарищи по классу его уважают, на самом деле может обладать посредственным и даже низким статусом, а учащийся, который думает, что его авторитет в классе низок, напротив, может пользоваться большим влиянием на товарищей.

     Следующее понятие, характеризующее положение  индивида в группе, — это роль. В социальной психологии роль определяется как нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего в группе определенную позицию. Роль может определяться официальной должностью, может избираться самим членом группы (скажем, роль лидера, шута). Войдя в определенную роль в данной группе, человек постепенно привыкает к ней, и сами члены группы начинают ожидать от него поведения, соответствующего заданной или избранной роли. Принятая на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутригрупповых отношений.

     Социально-психологическую  структуру группы, кроме перечисленных, описывают также в понятиях композиции, каналов коммуникаций.

     Композиция  — это характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава  группы. О тех группах, которые  состоят из похожих друг на друга  людей, говорят, что они обладают однородной, или гомогенной, композицией. Об общностях, включающих индивидуально очень различных людей, говорят, что их композиция разнородна, или гетерогенна.

     Под каналами коммуникаций понимается система  межличностных связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации от одних членов группы к другим.

     Основными элементами групповой структуры являются: социальный статус, социальная роль, групповая норма. Кроме того, важными составляющими любой малой группы являются феномены "группового давления" и "групповой сплоченности".

     Социальный  статус (от лат. Status — положение, состояние) — это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. Один и тот же человек в различных группах (на работе, в семье, среди друзей) может иметь разный статус. Некоторые статусы предписаны человеку с рождения (пол, национальность, фамилия семьи), другие определяются тем, что человек осуществил в своей жизни (получение специальности, вступление в брак). Наивысшим статусом в малой группе характеризуется ее лидер и руководитель.

     Социальной  ролью называют ожидаемое поведение человека, обусловленное его статусом. Роль—это круг функций и видов поведения, которые считаются подходящими для данного члена группы и реализуются в определенном социальном контексте.

     Поскольку человек исполняет одновременно несколько ролей (в семье, среди друзей и др.), то между ролями могут существовать конфликты. Они связаны с ситуациями, когда нужно одновременно удовлетворять противоречащим требованиям двух или более ролей — ролевой конфликт.

     Можно выделить формальные роли, которые определяются в организации, и роли неформальные, которые возникают в процессе взаимодействия людей. Примерами последних являются роли типа: "душа компании", "козел отпущения", "домашний клоун", "добродетельный моралист" и др. Появление неформальных ролей предполагает длительные взаимосвязи, что характерно первоочередно для малых групп. С развитием группы возникают различные групповые роли.

     Как внешние, так и внутренние факторы  побуждают человека к освоению той  или иной социальной роли. Внешние  побудители — это своеобразное психологическое давление значимых для человека людей, но большее значение имеют внутренние мотивы (выполнение каких-то желаний возможно через овладение человеком определенной роли, дающей ему определенные права и льготы; овладение ролью позволяет ему приобрести социально-психологическую защищенность, получить признание и др.).

     Групповая норма понимается как некоторое  правило, регулятор развертывающихся в группе отношений. Нормы, как принятые правила поведения, руководят действиями участников и позволяют применять санкции к неприемлемым для данной общности формам поведения. В настоящее время собран большой экспериментальный материал по: а) влиянию и значению норм, разделяемых большинством группы, б) влиянию и значению норм, разделяемым меньшинством группы, в) изучению последствий отклонений индивидов от групповых норм.

     Феномен группового давления. Его часто в  социальной психологии именуют феноменом  конформизма. Само слово "конформизм" в обычном языке означает "приспособленчество" и на уровне обыденного сознания приобретает некоторый негативный оттенок. В социально-психологической литературе больше говорят о конформности или "социальном влиянии", имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению.

     Функционирование  групп зависит во многом от согласия их членов относительно каких-то фундаментальных  жизненных ценностей. Различают внешнюю конформность ("подчинение"), когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, и внутреннюю (подлинный конформизм, "идентификация"), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу. При "интернализации" мнение других просто совпадает с системой ценностей данной конкретной личности.

     Противоположным конформности являются понятия "независимость" или «самостоятельность позиции". Ее нельзя смешивать с позицией негативизма. Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности. Негативизм не есть подлинная независимость, а напротив—это специфический случай конформности, когда индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы. Здесь он фактически зависит от группы, т.е. "привязан" к групповому мнению, но лишь с обратным знаком. Истинной позицией, противостоящей конформности, является именно самостоятельность.

     Дальнейшие  исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказьшать не только большинство группы, но и меньшинство. В соответствии с этим стали выделять два вида группового влияния: нормативное (давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).

Информация о работе Феноменология малых групп