Феноменология лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто более своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Не быть лидером – это то же самое, что блуждать ночью в огромном лесу без фонаря, компаса и карты. Лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Мы можем прожить всю жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие желания, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. Мы можем достичь того уровня развития, который поставили перед собой другие.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3
1. Определение базовых понятий
# 1.1 Лидерство……………………………………………………………… 5
# 1.2 Теории лидерства…………………………………………………… 6
# 1.3 Лидер и влияние……………………………………………………. 10
# 1.4 Типология лидерства………………………………………………. 12
# 1.5 Механизмы воздействия лидеров на коллектив………………… 21
1.6 Лидерство и современность………………………………………. 22
1.7 Лидер или руководитель………………………………………….. 23
Заключение…………………………………………………………… 26
Список используемых источников……………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

    1.7 Лидер или руководитель.

    Политическая  власть независимо от ее носителей  строится  в  форме  пирамиды.  В ее основании те или иные господствующие и правящие силы,  классы,  над  ними - их  политически  активная  часть,  организованная  верхушка.  Последняя может быть сплочена в одну или несколько партий;  она же формирует аппарат государственной власти. Пирамида сужается до  верхних  этажей  политической  иерархии,  высших  органов  управления  государством,  и венчается  главой  государства.  На  каждой  ступени  власти,  в  любом ее звене,  учреждении,  органе есть свои пирамиды и  пирамиды власти,  управляющие ими,  и везде есть группа ответственных  руководителей,   составляющих   администрацию,  или  аппарат  власти.  Возглавляющие их руководители ведут за собой  подчиненных.  Отсюда  и  понятие  (  «лидер» - ведущий или идущий впереди).  Но все ли руководители - лидеры? Иначе говоря, кого из них и  почему  можно  так  назвать?  Не проще ли обойтись привычным понятием  «начальник или руководитель»,  прежде очень  распространенным?  Итак,  почему   все-таки   лидер?

      Так или  иначе,  понятия  "лидерство"   и   "руководство"   имеют  принципиально   разные   социальные,   политические  и,  естественно,  психологические значения.  Суть различий - в характере и направлении выдвижения "номера первого". Лидер, даже если он изначально предложен кем-то со стороны,  признает, принимает, наконец, избирает ведомая им  группа.  В этом  смысле лидер всегда выдвигается "снизу",  более или  менее демократически.  Руководитель же, напротив, назначается "сверху",  так или иначе навязывается.  Это назначение может носить политический  или административный характер, ведомые могут по-разному выразить свое  к нему отношение, в определенных случаях даже заблокировать его. Но и  тогда другой кандидат будет скорее всего  назначен  "сверху.".  Иными  словами,  лидерство  можно  обозначить  вектором,  направленным снизу  вверх;  руководство же -  вектором  противоположного  направления. [11с.142-145] В советской  социальной  психологии  было принято различать эти понятия  иначе.  Под лидерством имелась в виду характеристика  психологических  отношений,  возникающих в группе "по вертикали",  т.е. с точки зрения  отношений  доминирования  и  подчинения.  Понятие же  "руководство."  относилось  к организации деятельности группы,  к процессу управления  ею.  Считается,  что лидер осуществляет   регуляцию   межличностных отношений в группе,  руководитель - официальных отношений группы как некоей  социальной  организации;  лидерство  можно  констатировать  в  условиях микросреды (малая группа), руководство - элемент макросреды;  лидерство возникает  стихийно,  процесс  назначения  руководителя  не  является  стихийным;  по  сравнению  с  руководством  лидерство менее  стабильно,  в  большой  степени  зависит  от  настроения  в   группе;  руководство  подчиненными  обладает  определенной  системой различных  санкций,  которых  в  руках  лидера  нет;  процесс  принятия  решения  руководителем  сложен  и  опосредован  множеством  обстоятельств,  не  обязательно коренящихся  в  данной  группе,  в  то  время  как  лидер  принимает  более  непосредственные решения; а также сфера деятельности  лидера, в основном, малая группа, сфера действия руководителя - более  широкая  социальная  система. [12с.202] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

В данной работе была рассмотрена тема «Феноменология лидерства», на основе чего можно сказать следующее. Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

    Лидерство как тип отношений  управления отлично от собственно  управления и строится больше  на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не  любой менеджер использует лидерство  в своем поведении. Продуктивный  менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

    Подходы к изучению лидерства  различаются комбинацией трех  основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

    Ранние традиционные концепции  предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепций в конечном счете утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории.

    Подходы основанные на ситуационности  лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации.

    Новые подходы концентрируют свое внимание на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, передать ее значение последователям таким образом, чтобы это вдохновило и вызвало у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемых источников. 

1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Минск, 2004г.

2. Джон Максвелл. 21 неопровержимый закон лидерства.- Минск, 1998г.

3. Е.И рогов курс лекций для первой ступени педагогического образования. ВЛАДОС 1995- М.

4. Политология.  Энциклопедический словарь. М. 1994

5. М.Вебер Харизматическое  господство. Социологическое исследование. 1988

6. Блондель Ж.  Политическое лидерство М. 1992

7. Джонсон Р., Каст Ф. Системы и руководства М. 1994

8. Херманн М.  Г. Составные части лидерства  М. 1992

9. Кричевсикй  Р. П. Если вы руководитель  М. 1993

10. Порыгин Б.  Д. Основы социально-психологической  теории М. 1971

11. Яхонтова Е.С. «Психология деловых отношений», М. 1997

12. Платонов Ю.П. «Психология коллективной деятельности», ЛГУ 1990 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Феноменология лидерства