Феноменология лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто более своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Не быть лидером – это то же самое, что блуждать ночью в огромном лесу без фонаря, компаса и карты. Лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Мы можем прожить всю жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие желания, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. Мы можем достичь того уровня развития, который поставили перед собой другие.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3
1. Определение базовых понятий
# 1.1 Лидерство……………………………………………………………… 5
# 1.2 Теории лидерства…………………………………………………… 6
# 1.3 Лидер и влияние……………………………………………………. 10
# 1.4 Типология лидерства………………………………………………. 12
# 1.5 Механизмы воздействия лидеров на коллектив………………… 21
1.6 Лидерство и современность………………………………………. 22
1.7 Лидер или руководитель………………………………………….. 23
Заключение…………………………………………………………… 26
Список используемых источников……………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

                                                Содержание 
 

           Введение……………………………………………………………….    3 

1. Определение базовых понятий

  • 1.1 Лидерство………………………………………………………………   5
  • 1.2 Теории лидерства……………………………………………………    6
  • 1.3 Лидер и влияние…………………………………………………….    10  
  • 1.4 Типология лидерства……………………………………………….   12
  • 1.5 Механизмы воздействия лидеров на коллектив…………………    21
  •      1.6 Лидерство и современность……………………………………….    22

         1.7 Лидер или руководитель…………………………………………..    23

                    Заключение……………………………………………………………    26

          Список  используемых источников…………………………………… 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Введение

             В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто более своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Не быть лидером – это то же самое, что блуждать ночью в огромном лесу без фонаря, компаса и карты. Лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Мы можем прожить всю жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие желания, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. Мы можем достичь того уровня развития, который поставили перед собой другие. Мы теряем большую часть своей способности самостоятельно определять каждый шаг своей жизни, а наша «личная сила» и «лидерство» оказываются не в наших руках, где они должны находиться, а в руках окружающих нас людей, культуры и общества.            Даже между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной особенностью», которая делает его лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта лидера можно «создать» и сформировать. Как видите, даже так называемые «эксперты» по лидерству не могут прийти к единому мнению по вопросу о том, «что есть что».                                                         Можем ли мы сами управлять своей жизнью, выбирать, реализовывать свои потребности и желания или же нам придется всё время за кем-то идти? Моя курсовая работа поможет сформировать некое представление о личности лидера, о его влиянии на социальную группу и самое главное определит набор тех или иных качеств, которые делают человека лидером. Тем самым, можно будет определить, являются ли эти качества врожденными или нет и в зависимости от этого (если они всё-таки поддаются корректировки) сформировать эти качества в любом другом человеке.                                                                                                Объектом данной работы будет исследование лидера. Феноменологии лидерства.

     Предметом нашего исследования будет физическое и эмоциональное состояние лидеров.

    Целью данной курсовой работы   будет исследование  лидера и процесса лидерства.

      Из  данного введения вытекают следующие задачи:

    1. Изучение литературных источников по вопросу феноменологии лидерства;
    2. Детальное изучение лидерства;
    3. Выяснить, как формируется Лидер;
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Определение базовых понятий.

        1.1.Лидерство.

         Всякая  групповая структура представляет собой  своеобразную иерархию престижа и статусов членов группы, где верхушку образуют референтометрические и социометрически избираемые лица, а аутсайдерами оказываются  нереферентные и социометрически отвергаемые индивиды. Вершину этой иерархической лестницы занимает лидер группы.

         Существует  множество определений понятия  лидер и лидерство, приведём некоторые  из них. Лидер – член группы, за которым  она признаёт преимущества в статусе  и право принимать решения  в значимых для неё ситуациях. В группе могут быть как официальные, так и неофициальные лидеры. Неофициальный лидер оказывает заметное влияние на товарищей благодаря своим определённым личным качествам, в большинстве случаев положительно, но бывает и отрицательно. Как правило, все лидеры превосходят других членов группы, по крайней мере, в одном из качеств, значимых для данного вида групповой деятельности, но конкретные качества зависят от коллективных целей, традиций и вида совместной деятельности. Если руководство – это процесс внешней социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, то лидерство процесс её внутренней социально-психологической самоорганизации и самоуправления. Положение авторитетного лидера заметно влияет на психологию всей группы. [1с.177-178] Лидерство – это способность влиять как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации.

         Джон  Максвелл (специалист по вопросам лидерства) определяет лидерство как влияние и всё. По его мнению, истинным измерением лидерства является влияние ни больше, ни меньше. Если человек не имеет влияния, он никогда не сможет повести за собой других. [2с.17].

         Лидерство необходимо рассматривать как групповое  явление: лидер не мыслим в одиночку, он всегда выступает как элемент  групповой структуры. Феномен лидерства  может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и  мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Мера влияния лидера на группу также  не является величиной постоянной: при одних обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, при других, напротив, снижаться. [3с.158-160]

         Если  обратить внимание на все определения, которые приведены выше, то увидим, что общей характеристикой лидера и лидерства является слово влияние. Следовательно, делаем вывод, что лидерство – влияние. Чтобы лидер мог влиять ему необходим объект влияния. Этим объектом являются люди. Таким образом, лидерство тесно связано с социальной сферой.  

        1.2 Теории лидерства.

         Существует  три основных теоретических подхода  в понимании происхождения лидерства. «Теория черт» (иногда называется «харизматической теорией», от слова «харизма», т.е. «благодать», которая в различных системах религии интерпретировалась как нечто, снизошедшее на человека) исходит из положений немецкой психологии конца XIX — начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера.

         Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств  или совокупностью определенных психологических черт. Различные  авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. В американской социальной психологии эти наборы черт фиксировались особенно тщательно, поскольку они должны были стать основанием для построения систем тестов для отбора лиц - возможных лидеров. Однако очень быстро выяснилось, что задача составления перечня таких черт нерешаема. В 1940 г. К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских». Среди них были названы такие: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие (позже Р. Стогдилл к ним добавил бдительность, популярность, красноречие). Однако, если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были вообще упомянуты лишь однажды, 16-20% — дважды, 4-5% — трижды и лишь 5% черт были названы четыре раза. Разнобой существовал даже относительно таких черт, как «сила воли» и «ум», что дало основание усомниться вообще в возможности составить более или менее стабильный перечень черт, необходимых лидеру и, тем более, существующих у него. После публикации Стогдилла с новыми добавлениями к списку возникло достаточно категоричное мнение о том, что теория черт оказалась опровергнутой. Существенным возражением против этой теории явилось замечание Г. Дженнингса о том, что теория черт в большей мере отражала черты экспериментатора, нежели черты лидера. Разочарование в теории черт было настолько велико, что в противовес ей была выдвинута даже теория «лидера без черт». Но она по существу просто не давала никакого ответа на вопрос о том, откуда же берутся лидеры и каково происхождение самого феномена лидерства. На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в «ситуационной теории лидерства». Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство — продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, идея о врожденности качеств была отброшена, и вместо нее принята идея о том, что лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными. Интересно, что этот момент ситуационной теории лидерства был подвергнут критике со стороны Ж. Пиаже, который утверждал, что при таком подходе полностью снимается вопрос об активности личности лидера, он превращается в какого-то «флюгера». Эту слабость ситуационной теории не могло снять и то добавление, которое было к ней сделано: в одном из вариантов ситуационной теории предлагалось считать главным моментом появления лидера выдвижение его группой, потому что именно она испытывает по отношению к данному человеку определенные экспектации, ожидает от него проявления необходимой в данной ситуации черты (этот подход называют еще и функциональным).

         Чтобы преодолеть очевидную противоречивость в подобных рассуждениях, Е. Хартли предложил четыре «модели», позволяющие  дать особую интерпретацию тому факту, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение. Во-первых, полагает Хартли, если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации. Во-вторых, вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры «вообще». И в-третьих, человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот авторитет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером и в другой раз. В-четвертых, отдельным людям свойственно «искать посты», вследствие чего они ведут себя именно так, что им «дают посты». Вряд ли можно считать достаточно убедительными эти рассуждения для преодоления полной относительности черт лидера, как они выступают в ситуационной теории. Тем не менее ситуационная теория оказалась достаточно популярной: именно на ее основе проведена масса экспериментальных исследований лидерства в школе групповой динамики.

         Как это часто бывает в истории  науки, два столь крайних подхода породили третий, более или менее компромиссный вариант решения проблемы. Этот третий вариант был представлен в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования. В этом смысле системная теория имеет, конечно, ряд преимуществ. Они очевидны, когда речь заходит не просто о лидерстве, но о руководстве: особенно популярной является так называемая вероятностная модель эффективности руководства, предложенная Ф. Фидлером.

         Большинство отечественных исследований лидерства  осуществляется в рамках близких  данной модели, хотя к ней добавляется  нечто новое, продиктованное общими предпосылками исследования динамических процессов в группе: феномен лидерства в малых группах рассмотрен в контексте совместной групповой деятельности, т.е. во главу угла ставятся не просто «ситуации», но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.

    Интересной  в данном случае является разработанная  Р.Л. Кричевским концепция ценностного  обмена как механизма выдвижения лидера. Сама по себе идея ценностного  обмена во взаимодействии людей и  ранее разрабатывалась в социальной психологии (Дж. Хоманс, Д. Тибо, К. Келли и др.). Здесь же идея ценностного обмена использована при объяснении феномена лидерства: ценностные характеристики членов группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием . 

         1.3 Лидер и влияние.

         Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает  лидера. Без него ни одна группа существовать не может. Лидера следует определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Соответственно это понятие связано с другим — «цель». В самом деле, нелепо бы выглядел лидер, не имеющий целей. В то же время одного наличия их и стремления достичь этих целей в одиночку явно недостаточно, чтобы называться лидером. Неотъемлемый атрибут лидерства — наличие хотя бы одного последователя. Важно умение повести людей за собой, обеспечить существование таких системных связей между ними, которые бы способствовали решению конкретных задач по достижению единой цели. То есть лидер — это элемент, упорядочивающий систему людей.

         Под влиянием понимают такое поведение  человека, которое приводит к изменениям в действиях, отношениях, чувствах другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример. Лидерство — всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств авторитетной личности с качествами тех, на кого она пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа.

         Лидер с организаторскими способностями  в состоянии быстро и правильно  оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: «Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими».

    Информация о работе Феноменология лидерства