Феноменология лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто более своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Не быть лидером – это то же самое, что блуждать ночью в огромном лесу без фонаря, компаса и карты. Лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Мы можем прожить всю жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие желания, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. Мы можем достичь того уровня развития, который поставили перед собой другие.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3
1. Определение базовых понятий
# 1.1 Лидерство……………………………………………………………… 5
# 1.2 Теории лидерства…………………………………………………… 6
# 1.3 Лидер и влияние……………………………………………………. 10
# 1.4 Типология лидерства………………………………………………. 12
# 1.5 Механизмы воздействия лидеров на коллектив………………… 21
1.6 Лидерство и современность………………………………………. 22
1.7 Лидер или руководитель………………………………………….. 23
Заключение…………………………………………………………… 26
Список используемых источников……………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

В   социально   -   психологической   литературе   существует   также

классификация типов  лидерства  по  стилям  руководства.  Здесь  допускается  существование трех основных типов  лидеров:

- авторитарный;

- демократический;

- нейтральный  ( анархический).

Для  лидера  авторитарного  типа  характерно   жесткое,   единоличное

принятие  решений, касающихся  группы,  слабый  интерес  к  работнику  как  к личности. Лидер  демократического  типа  стремится  к  выработке  конкретных решений,  демонстрируя  при  этом  интерес  к  неформальному   человеческому аспекту отношений.  Для нейтрального   типа   лидера   характерна   полная отстраненность от дел коллектива.

В книге  Р.Л. Кричевского “ Если вы - руководитель”  приводится  пример

данных  типов лидерства [9с.113] 
 
 

Авторитарный  тип

Формальная сторона Содержательная  сторона
Деловые краткие распоряжения     

Запреты без снисхождения, с угрозой

Четкий  язык, неприветливый тон

Похвала и порицание субъективны  

Эмоции  в расчет не принимаются   

Позиция руководителя - вне группы

Дела в группе планируются заранее (во всем их объеме)

Определяются  лишь  непосред-ственные цели, дальние -неизвестны

Голос руководителя решающий

 

                                              Демократический тип 

Формальная  сторона Содержательная  сторона
Инструкция  в форме предложений   

Не сухая  речь, а товарищеский тон

Похвала и порицание - с советами.

Распоряжения  и запреты - с дискуссиями

Позиция руководителя - внутри группы   

Мероприятия планируются  не заранее, а в группе              

За реализацию предложений отвечают все

    Все разделы работы не только  предлагаются, но и обсуждаются            

 

                          Нейтральный тип( попустительский  тип) 

Формальная  сторона Содержательная  сторона
Тон - конвенциальный             

Отсутствие  похвалы, порицаний    

Никакого  сотрудничества          

Позиция руководителя - незаметно в стороне  от группы                

Дела в группе идет сами собой    

Руководитель  не дает указаний    

Разделы работы складываются из  отдельных  интересов или исходят от  лидеров подгрупп. 

 

Изучение  трудов о лидерах позволяет предположить, что  на  лидера могут оказать  влияние следующие семь свойств:

1. Основные  убеждения лидера.

2. Стиль  лидера.

3.  Мотивы,  которыми  руководствуется   лидер,   стремясь   добиться

определенного положения.

4. Реакция  лидера на давление и стресс.

5. То, каким  образом лидер впервые оказался  в положении руководителя.

6. Предшествующий  опыт лидера.

7. Среда,  в которой лидер начинает свою  деятельность.

Итак, убеждения  лидера это один из наиболее прямых способов  понимания

взаимосвязи между тем, что представляет собой  лидер и тем, в  чем  он  хочет убедить своих сторонников. Убеждения  определяют  то,  как  лидеры  интерпретируют   среду  своей деятельности и помогают лидерам составить карту той сферы,  в которой они действуют. Убеждения включают в себя  цели  и стратегии.  Необходимо  также знать, насколько твердо лидер придерживается своих убеждений..  Чем прочнее убеждения лидера в отношении внешних влияний, тем более вероятно,  что эти убеждения повлияют на его руководящую деятельность.

Б. Д. Парыгин   предложил концептуальную    типологию    лидерства,     которая предполагает дифференциацию лидеров в соответствии с  особенностями  их  деятельности  по трем различным основаниям:

1. По  содержанию  деятельности  -  лидер -  программист -  “творец” ситуации, не только создающий, но и в большинстве случаев разрешающий ее,  и лидер - “исполнитель”, то есть приспособленец, чутко улавливающий  групповые настроения и приходящий на смену лидеру - “программисту”  лишь  после  того, как ситуация создана.

2. По  стилю  руководства  -  авторитарный  лидер,  ориентирующийся  на

себя, и  демократический, ориентирующийся  на группу.

3. По  характеру  деятельности  (  лидер  ситуационный,  т.е.  умеющий

создавать  и  разрешать  только  определенные,  сходные  ситуации,  или   же универсальный,  справляющийся  с  обязанностями  организатора  в   различных ситуациях, не похожих друг на друга).

Таким образом, стало возможным вычленение восьми типов лидеров:

1. Лидер  - “программист”, универсальный,  авторитарный.

2. Лидер  - “программист”, ситуационный, авторитарный.

3. Лидер  - “программист”, ситуационный, демократический.

4. Лидер  - “программист”, универсальный,  демократический.

5. Лидер  - “исполнитель”, универсальный, авторитарный.

6. Лидер  - “исполнитель”, ситуационный, авторитарный.

7. Лидер  - “исполнитель”, универсальный,  демократический.

8. Лидер  - “исполнитель”, ситуационный, демократический. [10с.311]

В группах   различают  “формальное”  и  “неформальное”  лидерство.

Первое  связано   с   установлением   правил   назначения   руководителя   и

подразумевает функциональные отношения. “Неформальное”  лидерство  возникает на  основе  личных  взаимоотношений  участников.  Эти  типы  лидерства  либо дополняют друг друга и сочетаются в лице  авторитарного  руководителя,  либо вступают в конфликт и тогда эффективность организации падает.

Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся  на  правящих

и оппозиционных, крупных и мелких, крупных и  рутинных и т.п.

В заключение можно сказать, что  существуют  различные  основания  для

классификации и сравнения лидеров, а  следовательно  и  различные  типологии

лидерства. Разнообразие типов лидеров во многом объясняется  широким  кругом решаемых ими задач.

    Такова   типология   лидерства,   которая,   конечно,   не   является

исчерпывающей. Кроме того, теоретический анализ, даже самый  тщательный,  не может  охватить  всего  сложного   и   многообразного   явления   лидерства. Реальность  практически  всегда  богаче  теории  и  порождает   чаще   всего комбинированные типы лидеров и различные модификации. 

    1.5 Механизмы воздействия лидеров на коллектив.

     Механизмы воздействия лидеров на коллектив  обусловлены качествами последователей, потому что авторитетная личность зависит от группы. Имея модель лидерства, последняя требует от реального человека, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — способности выражать ее интересы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и хотят этого.

     С учетом особенностей последователей лидер  выстраивает структуры воздействия на них. Последние призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить поддержку ее членам.

     Исходя  из особенностей своих последователей лидер определяет структуры воздействия  на них. Решить все эти задачи помогают такие функции:

            - информационно-аналитическая;

            - выработка программ;

            - принятие решения;

            - организация исполнения  решений.

     От  лидера зависит умелый анализ реальной действительности. На основе полученных выводов формируются линия поведения, программа действий и принимаются решения. После этого начинается мобилизация сил и средств. Лидер добивается поддержки всей группы или ее подавляющей части для исполнения принятых решений, что предусматривает:

            - подбор и расстановку  исполнителей;

            - доведение до  них решений;

            - уточнение и адаптацию решений применительно к месту исполнения;

            - создание внешних  и внутренних условий исполнения;

            - координацию деятельности  исполнителей;

            - подведение итогов  и анализ результатов.

     Мобилизация начинается с формирования команды  лидера. 
 

    1.6 Лидерство и современность.

           Воспитание лидера  и  его   самовоспитание  предполагают тренировку  умения вести за собой людей,  устанавливать отношения с ними  и на этой  основе  организовывать  политическое  управление.  Лидера  отличают не  честолюбие, желание  или умение выделиться и реальное превосходство, а подлинное   естественное   право   сильной,  волевой и одновременно  интеллектуальной личности вести за собой людей.

            Лидер должен соответствовать  требованиям времени,  и не  только он,  но и его окружение,  которое способно его понять и поддержать. Немало  лидеров-реформаторов не смогли проявить себя,  не встретив поддержки.  Лидер должен быть главой  своей  группы,  проводником  идеи,  которая  может  завладеть умами общества или его значительной,  ведущей части.  Но и общество должно готовить себе лидеров. Воспитание элиты - важная  общественная задача. Обучение хозяйственному управлению (менеджменту)  создает условия для подготовки людей,  способных занять в государстве  видные политические посты. Это и передача знаний, опыта анализировать  ситуации,  и развитие управленческих навыков и качеств,  и воспитание  ответственности,  и  обучение различным стилям управления,  общения с  людьми,  умению изменять  стиль  и  приемы  руководства,  Лидер  (или  будущий лидер) должен научиться принимать решения,  избегать крайних,  безвыходных  ситуаций  либо,  напротив,  создавать   неизбежную,   но  выгодную совокупность обстоятельств.  Он должен уметь, как говорил У.  Черчилль,  извлекать пользу из  самых  невыгодных  положений.  Особое  искусство  лидера  -  обращать  в  союзников  скрытых  и  даже  явных  противников.

            Лидер не    может   и   не   должен   бояться   рисковать,   ждать  гарантированного  успеха  или,  напротив,  полагаться  на   случайную  победу.  Поскольку  политика  -  цепь  неожиданностей,  ему предстоит  преодолевать непредвиденные осложнения, маневрировать, быть готовым к  временным неудачам,  но постоянно быть нацеленным на движение вперед.  Наше время и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров  -  со   стратегическим   мышлением,   неординарным   видением  ситуации,  уверенностью в успехе. Такие лидеры нужны как в сфере политики, так и  в сфере экономики.  Лидеры-новаторы призваны эффективно решать и новые  проблемы,  и старые,  но иными методами. 

Информация о работе Феноменология лидерства