Феноменологическое направление Карла Роджерса. Я-концепция

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:29, реферат

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть особенности Я - концепции как системы отношения человека к себе. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
-познакомиться с самим Карлом Роджерсом через его биографию, труды, статьи, книги.
-изучить материал о феноменологическом направлении. Понять сущность «Я-концепции».

Содержание

Введение……………………………………………………………………с.3-4
Основная часть.
Биографический очерк……………………………………………… с.5-6
Суть феноменологического направления……………………………..с.7
Точка зрения Карла Роджерса на природу человека……………….с.8-9
Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации…………с.10-11
Феноменологическая позиция К. Роджерса………………………….с.12
Я-концепция: «все-таки кто я»?.................................................... …с.13-21
Самость.
Идеальная самость.
Препятствия росту.
Брак.
Методы психоанализа К. Роджерса и его основные работы…....с.21-23
Заключение……………………………………………………………….с.24-25
Список литературы…………………………………………………………с.26

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 49.68 Кб (Скачать)

3. Непринятие ролей. Многочисленные проблемы развиваются из попыток удовлетворять ожиданиям других, вместо того, чтобы определить свои собственные. «Мы будем жить по своему собственному выбору с наибольшим организмическим чувствованием, на какое мы способны, и мы не будем формироваться желаниями, правилами, ролями, которые другим так хочется на нас повесить». Роджерс указывает, что многие папы испытывают огромное напряжение, пытаясь жить в соответствии с частичным и амбивалентным (двойственное отношение к чему-либо) принятием образов, которые их родители и общество в целом им навязывают. Брак, отягощенный слишком многими нереалистически экспектациями (ожиданием чего-то в межличностных отношениях) и образами, внутренне неустойчив и потенциально не приносит удовлетворения.

4. Становление собой. Это глубокая попытка обнаружить и принять собственную полную природу. Это наиболее вызывающее из предприятий, решение снимать маски так скоро и так часто, как они проявляются. «Может быть, я могу обнаружить и подойти ближе к тому, что я действительно есть глубоко внутри – иногда гневу, иногда страху, иногда любви и заботе, иногда красоте, иногда силе, иногда ярости – не скрывая этих чувств от себя. Может быть, я могу придти к тому, чтоб ценить себя как столь богато разнообразного человека, каким я являюсь. Может быть, я открыто могу быть таким человеком. Если так, я могу жить по своим собственным пережитым ценностям, хотя я и знаю обо всех социальных кодах и нормах. Я могу позволить себе быть всей этой сложностью чувств, значений и ценностей со своим партнером – быть достаточно свободным, чтобы отдаваться любви, гневу, нежности, как они существуют во мне. Тогда, возможно, я могу быть реальным партнером, потому что я на пути к становлению реальным человеком. И я надеюсь, что могу помочь моему партнеру следовать своим собственным путем к своей личной уникальности, которую я готов с любовью разделить». 

Методы  психоанализа К. Роджерса и его основные работы.

    От традиционного подхода, принятого в официальной психотерапии, он перешел к иному, который впоследствии назвал терапией, центрированной на клиенте. Если другие психотерапевты работали с больными, с пациентами, то Карл Роджерс преднамеренно ввел термин «клиент» в свои психологические работы. Причем это было непросто игрой слов: за изменением терминов лежал глобальный пересмотр всей структуры психотерапии. Так как пациент – это больной человек, нуждающийся в профессиональной помощи врача-психиатра, а клиент, хотя ему необходимо разрешить свои проблемы, рассматривается как человек, нуждающийся в услуге, который мог бы сам избавиться от своих трудностей, но предпочитает обратиться за помощью к психологу.

    Задачей психолога К. Роджерс считал помощь человеку в разрешении его проблемы с минимальным количеством инструкций со стороны врача. То есть терапия в представлении Роджерса – это «высвобождение уже наличной способности в конкретном индивидууме, а не квалифицированная манипуляция более или менее пассивной личностью». По его мнению, любой человек может осознать те факторы, которые мешают ему жить, и преодолеть их, перестроив себя и свою жизнь определенным образом.

    Наиболее известная книга Роджерса – «Становление личности». Несмотря на негативное отношение коллег, книга привлекла широкий общественный интерес, чем обеспечила автору немалые гонорары. Здесь его идеи приобретают окончательную оформленность.

    У Роджерса, соответственно, был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Начиная лучше понимать себя, он лучше понимает других. В результате и происходит то «озарение», которое помогает перестроить свою самооценку, «переструктурировать гештальт», как говорит Роджерс. Это повышает конгруэнтность (согласие с собой) и дает возможность принять себя и окружающих, снижает тревожность и напряжение. Терапия происходит как встреча терапевта с клиентом или – в групповой терапии – как встреча терапевта и не скольких клиентов. Созданные Роджерсом «энкаунтер-группы», или группы встречи, являются одной из самых распространенных в настоящее время технологий психокоррекции и обучения.

Основные  работы

«Взгляд на психотерапию»

«Становление  человека»

«Психология супружеских отношений: возможные  альтернативы»

«Клиническая  работа с трудным ребенком»

«Консультирование и психотерапия»

«Терапия, сфокусированная на пациенте»

«Свобода  учиться»

    Меня заинтересовала одна из работ, написанная Карлом Роджерсом. Это «Психология супружеских отношений: возможные альтернативы». В этой замечательной книге Карл Роджерс исследует внутреннюю реальность самых фундаментальных отношений — отношений между мужчиной и женщиной. Автор, имеющий богатейший опыт психотерапевтической работы вообще и общения с семейными парами в частности, делится с читателями своими прогрессивными взглядами на проблемы супружеских отношений.

    Главный вывод его рассуждений в том, что современный брак — это не обязанность и не проклятие, не принесение себя в жертву и не реализация чьих-то надежд и ожиданий. Брак — одна из разновидностей человеческих отношений, в которых человек может и должен быть счастлив. Как достигается гармония семейных отношений, каковы возможности и перспективы этих взаимоотношений, в чем заключаются проблемы и ограничения и каковы пути их преодоления — эти и многие другие самые злободневные вопросы непредвзято и некритично рассматриваются в данной работе.

    Автор рассматривает среди прочего проблемы, казалось бы, нашему обществу не свойственные. В этом отношении важно не столько то, в чем именно заключаются проблемы, сколько то, как они возникают, что приводит к неудачам в построении отношений и как выработать адекватное к ним отношение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    Изучив феноменологическое направление Карла Роджерса, я сделала следующие выводы:

    Суть феноменологического направления в том, что люди способны сами определять свою судьбу.

    Свобода самоопределения заложена в природе человека как феномена.

    Люди изначально добры и обладают стремлением к совершенству, а значит, естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации (отличия друг от друга), автономности и зрелости.

    Самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия.

    Люди иногда имеют злые и разрушительные чувства, однако, когда ничто не мешает им проявлять свою настоящую внутреннюю природу, они становятся разумными созданиями, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другими.

    Важнейший мотив жизни человека – это актуализировать (сохранить и развить себя)

    Феноменологическая психология отстаивает в качестве своей основной доктрины положение, что психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они воспринимаются людьми.

    Принятие себя таким, каким человек действительно является, а не таким, каким он хотел бы быть – признак душевного здоровья.

    Феноменалистическое направление в психологии стимулировало разработку Роджерсом особого подхода в психотерапии, получившего название "терапия, центрированная на клиенте". Изменения, происходящие с индивидом в ходе психотерапевтического процесса, Роджерс смог объяснить на языке перцептивного подхода. Современное состояние теоретических разработок в изучении Я-концепции индивида в значительной мере достигнуто благодаря работам Роджерса и его клинической практике. Личностное Я представляет собой внутренний механизм, который создается рефлексивной мыслью на основе стимульного воздействия. Уже на начальной стадии его формирования вокруг него группируются оценочные и аффективные установки, придавая ему качество "хорошего" или "плохого".

    Итак, в целом феноменалистический подход предстает как часть важных попыток ряда психологов разобраться в том, что касается непосредственного опыта человека, путем рассмотрения его реального поведения. У этого подхода тем не менее есть два важных потенциальных ограничения: он может исключать из рассмотрения некоторые весьма существенные переменные и может приводить к ненаучным спекулятивным (отвлеченным) построениям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

    1.Роджерс  К.Р. “Взгляд на психотерапию. Становление человека”. Пер. с  англ. Общ. ред. и предисл. Исениной  – М.: Издательская группа “Прогресс, 1994г.

    2.Карл  Рождерс. «Теория личности». Перевод В.Лях и А.Хомик

    В кн.: Rogers C. Client-Centered Therapy. Boston: Houghton Mifflin, 1951.

    3.Бердникова Анна Геннадьевна. Статья: Публицистика. Размещен: 05/01/2009. Журнал "Самиздат".

    4.Ванершот  Г. «Карл Роджерс и его последователи.»Пер  с англ.- М., 2005.

    5.К.Роджерс. Клиенто-центрированная терапия. К.: "Ваклер", 1997, с. 28-83.

    6.http://psylib.org.ua/books/hjelz01/txt27.htm

Информация о работе Феноменологическое направление Карла Роджерса. Я-концепция